Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи




Скачать 64,11 Kb.
НазваниеЦель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи
Дата публикации17.11.2013
Размер64,11 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > География > Документы
«Весна идёт, весна идёт!»

(Поэтические приемы в стихотворении Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»)
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится...»

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию навыков работы над поэтическим произведением, развитию умения находить поэтические приемы, расширить знания об окружающем мире;

Развивающие: способствовать развитию образного мышления, памяти, воображения

внимания и речи.

Воспитательные: содействовать воспитанию чувства прекрасного посредством формирования представлений о красоте и добре в ходе анализа стихотворения Ф.И. Тютчева о весне.

Оборудование: Родная речь. Учеб. для 2 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Сост. Л.Ф. Климанова и др. - М.: Просвещение, 2004. - 224 с: ил.; презентация материалов о Ф.И. Тютчеве; слайды с зимними и весенними пейзажами.

^ Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, какое у вас самое любимое время года и почему?

- Но если бы мы провели социологический опрос, то обнаружили бы, что большинство людей (о животных и говорить не приходится!) с нетерпением ждут прихода весны. Как вы думаете, чем это объясняется?

(Дети указывают на благоприятные изменения в погоде, на обилие солнечных дней, на цветение растений, на пение птиц и т.д.).

- Можно дополнить ваши ответы тем, что весной в душе у многих людей появляется необыкновенная радость. Что это за чувство, почему оно связано с приходом весны, мы не будем спешить отвечать, просто обратимся к стихотворению замечательного русского поэта Ф.И. Тютчева.


  1. Сообщение темы и цели урока. (1слайд)

«Весна идёт, весна идёт!» в стихотворении Ф.И.Тютчева .

- Какие задачи нам предстоит решить на уроке

-Познакомиться с Ф.Тютчевым,

-научиться выразительно читать стихотворение,

- пополнить свой словарный запас,

- учиться находить приёмы художественной выразительности

^ А для чего нам это нужно?
Чтобы вы лучше представляли себе поэта, послушаем выступление и посмотрим презентацию о нём. (2,3,4,5,6,7,8 слайд)

Фёдор Иванович Тютчев – великий русский поэт!

Он родился 23 ноября 1803 года ( это 208 лет тому назад). Дома мальчик получил хорошее образование и уже в 11 лет написал своё первое стихотворение, которое посвятил своему отцу. В 15 лет Фёдор Тютчев поступил в Московский университет и закончил его. В 19 лет он уехал работать в Германию и прожил там 20 лет. За это время Фёдор Иванович написал много замечательных стихотворений. Позже Тютчев вернулся в Россию. До конца своих дней он писал стихи, которые до сих пор люди с удовольствием читают.

-Как вы думаете, почему Ф.И.Тютчева называют «певец природы?»

Верно, в своих стихотворениях поэт описал все четыре времени года.

И сегодня с одним из них мы познакомимся.




3. Анализ стихотворения.

1)Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

А как бы вы его назвали?

- Рассмотрим более внимательно стихотворение.

Сегодня вы будете работать парами , помогать друг другу и оценивать свою работу


Познакомьтесь со своим оценочным листом и подпишите его.

Задание

Оценка

1.Выразительное чтение.




2.Ответы на вопросы




3.Поиск олицетворени




4. Выбор картины




5.Выбор текста






2) Для начала прочтите друг другу стихотворение Ф.И.Тютчева на стр.110 и отметьте непонятные вам слова и постарайтесь их друг другу объяснить Словарик на стр.215 вам поможет.

^ Оцените работу своего соседа.
(9 слайд)

3) Словарная работа

И всё засуетилось – всё торопливо и беспорядочно задвигалось.

Нудит – заставляет

Трезвон – звонкое пение

Хлопочет- что старается сделать

Ворчит- что-то бормочет, выражает неудовольствие

Пуще- сильнее

Румяней стала- красивее

Наперекор врагу- не так как хотел враг
4) Беседа.

-О ком или о чём идёт речь в этом стихотворении?

- Подумайте, почему, зная, что «зима», «весна» - неодушевлённые существительные, нам хочется сказать, что здесь речь идёт не о чём, а о ком?

(Учащиеся указывают на то, что в данном случае зима, весна — это поэтические «герои», главные образы стихотворений, они представлены как живые существа).

В виде кого поэт изобразил зиму?( в виде старухи)

^ А весну?( как ребенка)

Найдите подтверждение в тексте.

Смогли ли вы правильно ответить на все вопросы? Оцените свою работу.
5) -Какой приём художественной выразительности использовал поэт, чтобы и зима и весна предстали перед нами как

живые существа? (олицетворение)

Найдите и подчеркните олицетворения, относящиеся к зиме. (10 слайд)

А теперь найдите олицетворения, относящиеся к весне и поставьте их рядом с зимними.



ЗИМА

злится

хлопочет

ворчит

ведьма

злая

взбесилась


ВЕСНА

хохочет

гонит

шумит

дитя

прекрасное

горя мало


Что особенного вы заметили в этих олицетворениях? (они противоположны друг другу)
Все ли олицетворения записаны?

Назовите слова, которые не записаны..

(захватя, убегая, умылася)

^ Оцените свою работу
6)- Можно ли услышать звуки весны в этом стихотворении? В какой строчке?

- На самом деле, зимой вся природа находится словно «в спячке», а весной она оживает, наполняется звуками и движеньем. ^ Именно это - движение и звук - и передаёт в стихотворении радостное чувство. Мы радуемся тому, что всё вокруг наполняется жизнью!

Послушаем, как поют жаворонки весной. (11 слайд)

- Какое чувство в вашей душе вызвало пение этих птичек?

(Дети делятся впечатлениями и выражают желание поскорее побывать в лесу).
7)- Ну, что же! Прекрасный повод оказаться на природе благодаря картинам о весне великих художников. (12, 13,14 слайды)

^ Выберите картины, которые можно считать иллюстрацией к стихотворению Ф. Тютчева.

(Предположительно: Левитан. «Март»;

- Докажите свой выбор строчкой Тютчева.

^ Оцените свою работу!

8) У каждого ребенка на столе лежит карточка с отрывками из произведений Н. Сладкова, Д. Зуева, И. Бунина, А. Майкова.

  1. Зацвела ива. Каждый ивовый барашек похож на пухового жёлтого цыплёнка: сидит

  2. и светится. Пальцем его тронешь – пожелтеет палец. Щёлкнешь – золотой дымок запалит. Понюхаешь – мёд!

Н. Сладков

  1. Ласкает солнце безлистые берёзы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.

Д.Зуев

3. Весна, весна! И всё ей радо,

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

И.Бунин

4. Весна.

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горной вышины.

Старой спорить ли, тщедушной,

С ней, царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков…

А. Майков

Колесница- в старину большой колёсный экипаж

Тщедушной- хилый, слабый.

Благовонных- хорошо пахнущих
^ Найдите отрывки, которые более всего подходят к стихотворению Ф. Тютчева.

(15 слайд)

Дети выбирают А. Майкова. Плакат с этим отрывком крепится на доску дети читают его ещё раз, отмечая сходные поэтические приемы, замечают отличие.

^ Оцените свою работу.

4. Подведение итогов.

- Подведём итоги нашего урока.

Посмотрите на задачи, которые мы поставили перед собой в самом начале урока. Удалось ли их решить?

Что нового вы узнали о поэте?

Посмотрим, как вы научились читать это стихотворение…(5 человек по столбику)

Значение каких новых слов знали?

Почему Зима и весна предстали перед нами как одушевлённые предметы7

Что запомнилось и понравилось?

Какое задание вызвало затруднение?

Нужно ли изучать поэтические произведения на уроке литературного чтения?

Передайте свои оценочные листы
Чтобы показать своё настроение на уроке мы вместе украсим проталину на полянке первыми весенними цветами.
Оценивание работы учителем (16 слайд)

5. Домашнее задание. Ответить на вопросы на странице 111 и 112 книги для чтения. Подготовить текст стихотворения к заучиванию.

Похожие:

Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconУрока: Образовательные
Тема: «Стихотворения о весне: Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится». «Весенние воды»
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconНравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и...
И собственного народа, о литературе, искусстве, т е о нравственно-эстетических ценностях. Нравственно-эстетическое воспитание призвано...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconВалиева, Р. З. Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами...

Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconТема: биография Ф. И. Тютчева
Тютчева, его характере и образе мыслей; знакомство с особенностями лирики поэта; освоение навыков анализа пейзажной лирики; воспитание...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconТема: «Не то, что мните вы, природа». Пейзажная лирика Ф. И. Тютчева
Цель: знакомство с поэтическим взглядом Ф. И. Тютчева на природу. Освоение навыков анализа пейзажной лирики
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconМороз трескучий – вот напасть! Зима лютует, злится, злится. И чтобы...

Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconЛитература. Прочитай стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева...
Литература. Прочитай стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Выбери по 2 стихотворения у каждого поэта, которые...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconЗаседание биологического кружка. Кафе «Фитобар»
Задачи: историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственности в их отношениях с природой, воспитание...
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconДуховно-нравственное и нравственно-эстетическое воспитание подростков
Возможности урока иностранного языка в воспитании духовно-нравственных качеств подростков
Цель: нравственно-эстетическое воспитание учащихся в процессе анализа стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится » Задачи iconИгра путешествие «Лесная аптека» Экологическая игра-путешествие для...
Цель: формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница