Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19»




НазваниеРабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19»
страница1/5
Дата публикации15.11.2013
Размер0,54 Mb.
ТипРабочая программа
pochit.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОШ №42 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УВР Директор СОШ №42


_______________Т.Е. Проскурина ________________Р.А. Каримов

«____» ____________ 2011 г. «____»_____________2011 г.


Рабочая программа

учебного курса

География России

Природа. Население. Хозяйство.

для 8 го класса




Составитель:

Игнатенко С.Л., учитель географии

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей географии

Протокол № 1 от « 19 » августа 2011г.

Руководитель ШМО

Уфа, 2011 г.
Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • Стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • Авторской программы: Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.


^ Место курса в системе школьного географическо­го образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечест­венной школе на протяжении уже нескольких деся­тилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существен­но видоизменялись. С середины 60-х гг. это был един­ственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвя­занные, но фактически обособленные блоки сущест­вуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Насе­ление и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономиче­ские изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затрону­ли и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, кото­рые произошли в мире и стране, ни новых целей и за­дач, которые стоят перед Россией в третьем тысячеле­тии.

В настоящее время в школе существует два подхо­да к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комп­лексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изу­чается география природоэксплуатирующих отрас­лей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхо­да. Это вполне понятно, поскольку реальное становле­ние курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство об­разования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любо­го администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программ­но-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дро­фа, 2000).

Поэтому построение современной системы обуче­ния по курсу «География России» невозможно на ос­нове ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структу­ры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, эко­логизация, экономизация и др., таких научно-мето­дических подходов, как территориальный, комплекс­ный, типологический, исторический и т. д.

^ Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомитель­ных функций он сильнейшим образом влияет на ста­новление мировоззрения и личностных качеств уча­щихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и стра­ны» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

^ Главная цель данного курс — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.
^ Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.



Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

^ Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

^ Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном отношении курс состоит из введения и 5 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV - «Хозяйство России», V – « География крупных регионов России».

Четыре раздела изучаются в 8 классе и 2 раздела (продолжение IV - «Хозяйство России» и полностью V – « География крупных регионов России») в 9 классе.

После изучения раздела III- «Население России», включаются часы на изучения регионального компонента «География Мордовии»

^ Учебно-тематический план 8 класса:




раздела

Наименование разделов

Всего часов

^ Практические работы




Введение.

1

-

1.

Россия на карте мира.

11

2

2.

Природа России.

27

9

3.

Население России.

8

4

4.

География РБ

9




5.

Хозяйство России.

11

3

6.

Итоговое повторение материала курса

1







ИТОГО

68

18


В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • Второй и третий разделы увеличен на 1 час за счет резервного времени

  • На изучение регионального компонента взяты часы из резервного времени.

* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

8 класс

(68 ч, 2 часа в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России. Источники географических знаний.
Часть I

^ РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11ч)
Тема 1: Географическое положение России

Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств.
^ Тема 2: Границы и административно-территориальное устройство России

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория

Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Этапы и методы географического изучения терри­тории России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
^ Часть II ПРИРОДА (27 ч)
Тема 1: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участ­ки земной коры. Основные этапы геологической исто­рии формирования земной коры на территории стра­ны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со стро­ением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутрен­них и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования релье­фа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.

^ Практическая работа. Объяснение зависимости распо­ложения крупных форм рельефа и месторождений полез­ных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
  1   2   3   4   5

Похожие:

Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»...
Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного...
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconУчебного курса географии «География России. Природа и население»...
Рабочая программа по географии в 8 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconУчебного курса географии «География России. Хозяйство и географические...
Рабочая программа по географии в 9 классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа курса «География России» для 8 класса Составитель:...
«Никольская основная общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области»
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа «география: население и хозяйство» Класс 9 Предмет география
Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята...
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа по географии. 9 класс. Пояснительная записка рабочая...
Рабочая программа курса «География России. Население. Хозяйство» 9 класс составлена на основании программ общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconКалендарно-тематическое планирование по курсу географии «География...

Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа учебного курса «География» для 7 класса
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconРабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год
«География России» (8-9 классы), авторской программы по географии под редакцией И. В. Душиной. Календарно тематическое планирование...
Рабочая программа учебного курса География России Природа. Население. Хозяйство для 8 го класса Составитель: Игнатенко С. Л., учитель географии рассмотрено на заседании шмо учителей географии Протокол №1 от «19» iconПланирование и учет прохождения программы по географии в 8 классе...
Название учебника: География России. Природа. Население. Хозяйство (под ред. В. П. Дронова)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница