Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс)




Скачать 59,22 Kb.
НазваниеПрограмма курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс)
Дата публикации17.10.2013
Размер59,22 Kb.
ТипПрограмма курса
pochit.ru > Физика > Программа курса
Программа курса по выбору:
«Свет – частица или волна?»

(9 класс)

Составитель:

Попова Н.И., учитель физики МОУ СОШ №8

Советского района, г. Волгограда.

.

Пояснительная записка

Для подготовки учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени предлагается спецкурс «Свет – волна или частица?». Этот курс рассчитан для учащихся интересующихся предметами естественно научного цикла, который позволит им более глубоко разобраться в поставленном вопросе названия курса. С самого начала обучения курс предполагает пробудить интерес к познанию природы света. Курс подготовит выпускников 9 классов как к продолжению образования в X-XI классах, так и к получению профессии в средних профессионально-технических учебных заведениях.

Оптике – учению о свете – отводится особое место в физическом образовании. 90% всей информации человек получает благодаря зрению. Свет имеет для человека такое большое значение, что не удивителен тот факт, что изучать свет стали люди на заре человечества.

Изучение природы света сопровождается знакомством с отдельными историческими сведениями, персоналиями ученых, описанием фундаментальных экспериментов, составляющих основу, базис теории. Наблюдение световых явлений и выдвижение гипотез происходит в процессе проведения эксперимента.

Изучение данного материала планируется в сочетании формы самостоятельных исследований учащихся (подготовка рефератов к заключительной конференции), проведение лабораторных работ в классе под непосредственным руководством учителя. Новые знания, как правило, являлись следствием эксперимента.
^ Цель курса: Дать представление о свете. Рассмотреть квантовые и волновые свойства света. Корпускулярно-волновой дуализм света. Красивые атмосферные явления: радуга, гало, миражи.
^ Задачи курса:

Данный курс направлен на: 1) Развитие мышления учащихся, формирование у учащихся представления о явлениях, связанных со светом, с которыми они непосредственно сталкиваются в повседневной жизни.

2) Развитие творческих способностей, а также их познавательного интереса к физике, формирование осознанных мотивов учения и подготовку к сознательному выбору профессий, связанных с оптикой и оптическими явлениями.

3) Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания при выполнении практических работ и своих творческих отчетов, которые они должны будут приготовить к отчетной конференции по выбранному курсу.

4) Воспитание чувства патриотизма на примере наших соотечественников, продолживших учение о свете.
Курс по выбору «Свет – волна или частица?» рассчитан на 17 часов. 12 часов на теоретические занятия, 4 часа на практические работы, 1 час итоговая конференция.

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

& Представление древних о свете (устный опрос)

& Корпускулярные свойства света (проверка в форме реферата)

& Волновые свойства света (проверка в форме реферата)

  • Корпускулярно-волновой дуализм света (устный опрос)

  • Значение света в жизни (проверка в форме реферата)

Должны уметь:

# Изготовить камеру-обскуры

# Наблюдать спектры

# Измерять фокусное расстояние рассеивающей линзы

# Объяснять зрительные иллюзии
Программа:
Свет – частица или волна?

(17ч, 1 час в неделю)
^

Практические работы


1. «Изготовление камеры-обскуры».

2. «Наблюдение спектров»

3. «Определение фокусного расстояния рассеивающей линзы несколькими способами.

4. «Зрительные иллюзии»

Тематическое планирование курса «Свет – волна или частица?»
п/п Название темы Количество часов Вид

контроля

Всего теория практика




1 Представление о свете 2 2

2. Практическая работа № 1

«Изготовление камеры-обскуры». 1 1

3. Волновые свойства света 3 3

4. Корпускулярные свойства света 3 3

5. «Наблюдение спектров» 1 1
^
6. Линзы «Определить фокусное
расстояние рассеивающей линзы» 2 1 1

8. Оптические приборы 2 2
9. «Зрительные иллюзии» 1 1

10. Солнечное излучение – источник

жизни на Земле. 1 1

11. «Значение света в жизни». 1 1

17 13 4
Календарно-тематический план курса по выбору

«Свет – частица или волна?»
9 класс

Урок 1. Представление древних о свете.
^

Урок 2: Развитие учения о свете в средние века.


Урок 3. Лабораторная работа № 1 «Изготовление камеры-обскуры».

Урок 4 : Волновые явления. Дифракция механических волн

Урок 5: XVII в. – бум открытий в оптике

Урок 6: Оппозиция Ньютона и Гюйгенса по вопросу о природе света.
^
Урок 7: История создания электромагнитной природы света

Урок 8: Белый свет – сложный свет. Дисперсия света. Радуга.

Урок 9. Типы спектральных приборов. Их назначение.

Урок 10: Практическая работа №2: «Наблюдение спектров» смешение

красок. Цвета тел.
^
Урок 11: Линзы

Урок 12: Практическая работа №3 «Определить фокусное расстояние

рассеивающей линзы несколькими способами.

Урок 13: Глаз - живой оптический прибор.

Урок 14: Оптические приборы
^
Урок 15: Инерция зрения. Практическая работа №4: «Зрительные иллюзии»

Урок 16: Солнечное излучение – источник жизни на Земле.

Урок 17: Заключительная конференция по теме: «Значение света в жизни».
Темы к итоговой конференции


  1. История развития экспериментального метода исследования в науке.

  2. Эксперимент – верхний судья любой научной физической теории

  3. А. Майкельсон – властелин точности.

  4. Миражи

  5. Оптика в профессии

  6. Радуга, гало.

  7. Свет служит человеку

8. Занимательные опыты по оптике, ребусы, кроссворды, викторины.

9. Пьесы. Стихи. Сказки. Песни
^

10. Макет камеры-обскуры

Литература


  1. «Факультативный курс физики» - А. В. Перышкин, в.п. Чемакин – 1975г

  2. О. П. Спиридонов «Свет. Физика. Информация. Жизнь» - 1993г

  3. Л. В. Тарасов «Физика в природе» - 1988г Москва «Просвещение»

  4. М.И. Блудов «Беседы по физике» - 1973г

  5. А. С. Енохович, О.Ф. Кабардин и др. «Хрестоматия по физике» -1982г

  6. Л.А. Горев «Занимательные опыты по физике» -1977г

  7. В. И. Григорьев, В.Я. Мякишев «Силы в природе»

8. М. М. Балашов «Физика 7» Москва «Просвещение» 1995 г.

9. «Хрестоматия по физике 8-10» Под редакцией профессора Б.И. Спасского. Москва «Просвещение» 1982

10. «Физика 11» Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев Москва «Просвещение» 1991 г.

11. Н. Д. Бытько «Физика» части 3 и 4 Издательство «Высшая школа» 1967 г.

12. Брошюра «Суд над Светом» автор Астапова Н.Ш.

13. «Рентгеновские лучи в технике» Наука и жизнь 1993г №10,

14. Фотоэлектронная спектроскопия молекул – Соровский образовательный журнал 1999г №1

15. Библиотека учителя физики «Внеурочная работа по физике»

под редакцией О. Ф. Кабардина, Москва «Просвещение» 1983г

16. «Физика» - Я познаю мир Детская энциклопедия. Москва АСТ 1997 г.

17. Журнал «Физика в школе» №1 2003 г. статья «Особенность «поведения» глаз при работе на компьютере».

18. Фильм «суд над светом» - снят на открытом уроке физике.

19. «Физика в стихах» Астапова Н. Ш.





Похожие:

Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconСвет частица ли?
Бтр свет – это волна, несомая со световой скоростью потоком из множества реонов (рис. 1). Но как в таком случае объяснить существование...
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconУчитель: Вспомните, что вам известно о свете?
Ученики: Раз свет- это волна, а волна несет с собой энергию, значит, при поглощении света веществом вещество должно нагреваться
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconРабочая учебная программа курса по выбору «Экология и здоровье» 9 класс
Программа рассмотрена и рекомендована к реализации на заседании городского методического объединения учителей биологии
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconРабочая программа курса по выбору «Секреты написания эссе» 9 класс
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconПрограмма курса по выбору «Химия в быту»
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и носит предметно – ориентированный характер
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconПрограмма курса по выбору «Юный юрист» Вид курса: ориентационный...
Курс является ориентационным, т к в процессе его изучения обучающиеся смогут сформировать целостное представление о профессии юриста,...
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconПрограмма курса по выбору/элективного курса для учащихся 8 класса...
...
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconПрограмма курса по выбору «Птицы Омской области»
Содержание курса рассчитано на изучение в течение учебного года и включает в себя 12 занятий (1 час в неделю)
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Программа курса по выбору: «Свет частица или волна?» (9 класс) iconПрограмма курса во выбору в 9 классе “Готов ли я к итоговой
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница