Тематика практических занятий по дисциплине




Скачать 70,89 Kb.
НазваниеТематика практических занятий по дисциплине
Дата публикации13.10.2013
Размер70,89 Kb.
ТипЛитература
pochit.ru > Физика > Литература
Тематика практических занятий по дисциплине

«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», заочное отделение 2012-2013 уч. год,

профиль: Дошкольная дефектология, 1 курс, 2 семестр

Преподаватель: д.б.н., доцент Васильева Надежда Николаевна
Тема 1. Строение и функции слухового анализатора
Вопросы для обсуждения

  1. Строение периферического, проводникового и центрального отделов слухового анализатора.

  2. Физические и акустические свойства звука.

  3. Звукопроводящая функция органа слуха.

  4. Звуковоспринимающая функция органа слуха.


Литература

  1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 212 с.

  2. Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.


Задания.

1. Зарисуйте строение наружного, среднего и внутреннего уха.
2. Заполните таблицу:

Таблица 1

Уровни слуховой системы и их функции

Уровень слуховой

системы

Характеристика и выполняемые функции

Кортиев орган улитки




Слуховые нервы




Продолговатый мозг (перекрест путей слуховой системы)




Средний мозг (нижние бугры четверохолмия)




Внутреннее (медиальное) коленчатое тело – МКТ




Слуховое сияние




Первичное 41-е поле коры больших полушарий




Вторичные 42-е и 22-е поля больших полушарий




Вопросы для самопроверки:

  1. Назовите основные отделы слухового анализатора.

  2. Какое образование является границей наружного и среднего уха?

  3. Из каких частей состоит наружный слуховой проход?

  4. Из каких частей состоит барабанная перепонка и в чем их основное различие?

  5. Перечислите составные части среднего уха.

  6. Какую функцию выполняет слуховая (евстахиева) труба?

  7. Перечислите основные части внутреннего уха.

  8. Где расположен слуховой рецептор?

  9. Назовите основные уровни слуховой системы.

  10. Что такое звук и звуковые волны?

  11. Назовите основные физические свойства звуковой волны.

  12. Чем отличаются тоны от шумов?

  13. Что такое сила звука и от чего она зависит?

  14. Что такое высота звука, от чего она зависит?

  15. Что такое тембр звука?

  16. Что такое громкость звука?

  17. Что такое бинауральный слух и от чего он зависит?

  18. Назовите основные функции слухового анализатора.

  19. Назовите основные пути звукопроведения. В чем их различие?

  20. Какое значение имеет наружный слуховой проход при осуществлении функции звукопроведения?

  21. Какая часть барабанной перепонки участвует в звукопроведении?

  22. В чем выражается трансформирующая функция барабанной перепонки и слуховых косточек?

  23. Какую функцию выполняет слуховая труба?

  24. Назовите основные функции мышц среднего уха.

  25. Какие существуют приспособления в ухе для компенсации естественной потери звуковой энергии, возникающей в результате отражения звуковой волны при переходе ее из воздушной среды в жидкую?

  26. Какое условие является обязательным для нормального функционирования звуковоспринимающих элементов улитки?

  27. Как осуществляется процесс звуковосприятия?

  28. Какое значение имеет костное звукопроведение при патологии органов слуха?



Тема 2. Исследование слуха у детей
Вопросы для обсуждения

  1. Основные задачи исследования слуха у детей.

  2. Исследование слуха плода, новорожденных, детей раннего и дошкольного возраста.

  3. Исследование слуха шепотной, громкой речью, камертонами, аудиометром.

Литература

    1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : метод. пособие / сост. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко. – М. : Полиграфсервис, 2001. – 159 с.

    2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учебное пособие. – М.: Владос, 2001. – 212 с.

    3. Шипицына, Л. М. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения / Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. – М. : Академия, 2008. – 430 с.


Задания.

  1. Составьте таблицу:

Таблица 2

Характеристика методов исследования слуха


Метод

Цель

Характеристика

Преимущества

Недостатки

Исследование слуха плода













Исследование слуха детей первого года жизни и раннего возраста













Исследование речью













Исследование камертонами













Аудиометрия














2. Проведите исследование различения шепотной и разговорной речи, используя слова с низкой частотной характеристикой и высокой частотной характеристикой (таблица 3).

Таблица 3

Примерный перечень слов для исследования различения шепотной речи

Слова с низкой частотной характеристикой

Слова с высокой частотной характеристикой

^ Дом, окно, ухо, море, город, рыба, мыло, урок, гром, бык, дым, волк, ворон

Часы, шишка, чай, спичка, чижик, чайка, птичка, чашка, сеть, час, зайчик, кисть, щи


3. Проведите исследование фонематического слуха (способности отличать друг от друга сходные между собой в акустическом отношении речевые звуки (фонемы), используя пары слов, отличающиеся друг от друга фонетически. Для дифференциации согласных фонем можно использовать следующие пары слов: жар – шар, чашка – шашка, почка – бочка, коза – коса, точка – дочка; для дифференциации гласных фонем: дом – дым, палка – полка, стол – стул, мышка – мишка.

Результаты исследования занесите в таблицу:

Таблица 4


Интенсивность голоса

Задание

Расстояние, характер различения

Правое ухо

Левое ухо

Шепот

1) различение слов и фраз

2) различение гласных

3)различение согласных







Разговорный голос

1)различение слов и фраз

2)различение гласных

3)различение согласных








Вопросы для самопроверки:

  1. В каком возрасте желательно начинать проверку слуха?

  2. Какое значение имеет исследование слуха у плода?

  3. Как проявляется «слуховое внимание» у новорожденных?

  4. Перечислите безусловно-рефлекторные методики, которые можно использовать для проверки слуха новорожденных.

  5. С какого возраста для исследования слуха применяются условно-рефлекторные методики? Каковы их основные подходы?

  6. Как проводится исследование слуха речью?

  7. Какой прием используется, если длина помещения для исследования слуха недостаточна?

  8. Как проводится исследование слуха камертонами?

  9. Что из себя представляет аудиометр?

  10. Что такое аудиограмма?

Похожие:

Тематика практических занятий по дисциплине iconТематика практических занятий на 2011-2012 уч год по инфекционным болезням для студентов 4 курса

Тематика практических занятий по дисциплине iconМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине...
Шобанов А. В., Данилина М. Г. Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Международные экономические...
Тематика практических занятий по дисциплине iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Тематика практических занятий по дисциплине iconПлан семинарских и практических занятий по дисциплине «Методы и средства...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Тематика практических занятий по дисциплине iconМетодические указания и задания для практических занятий по дисциплине...
Шиповская Н. И. Методические указания и задания для практических занятий по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» для...
Тематика практических занятий по дисциплине iconПлан семинарских, практических занятий и контрольных работ по учебной...
Настоящий план семинарских и практических занятий составлен в соответствии с рабочей программой и тематическим планом по учебной...
Тематика практических занятий по дисциплине iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. Функциональные стратегии компании на примере ОАО «ржд». Практическое занятие №4. Методические указания к проведению...
Тематика практических занятий по дисциплине iconМетодические указания к проведению практических работ по дисциплине «Корпоративный менеджмент»
Ковальская М. И. «Система стратегий компании на примере ОАО «ржд»». Практическое занятие №3. Методические указания к проведению практических...
Тематика практических занятий по дисциплине iconМетодические указания по выполнению практических работ по дисциплине...
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Закон «О защите прав потребителей», изучаемой...
Тематика практических занятий по дисциплине iconТематический план практических занятий
Тематический план практических занятий для студентов 3 курса стоматологического факультета кгму
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница