Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан?




Скачать 403,24 Kb.
НазваниеИнструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан?
страница1/4
Дата публикации04.09.2013
Размер403,24 Kb.
ТипИнструкция
pochit.ru > Физика > Инструкция
  1   2   3   4
Дом-дерево-человек
Этот каталог должен стать хорошим помощником в работе с Н-Т-Р (английская абривиатура теста Дом-дерево-человек).

Использование в каталоге понятий “патофоричный”, “патологический”, “патогномический” грубо характеризует вероятностный уровень приспособления в связи с теми или иными позициями. Поэтому конечная цель - интерпретация и оценка этих позиций должна исходить из общего контекста всех взаимосвязей.

Патофоричный знак указывает, что субъект склонен к поведенческим аномалиям в данной сфере, при этом они могут сочетаться с удовлетворительной приспособляемостью. Одним словом, этот знак указывает на слабое место личности, которое более потенциально, чем реально.

Патологический знак указывает на большее отклонение от нормы, чем патоморфный, и оно более реально, чем потенциально.

Патогномический знак (очень редко встречаемый) указывает на уже реальную дезадаптацию.

^ Как пользоваться каталогом Н-Т-Р
Опыт показывает, что на поиск нужных аспектов рисунка в руководстве уходит слишком много времени. Руководство хорошо разъясняет качественную интерпретацию рисунка, но оно неудобно в отдельных вопросах интерпретации. Нужно отметить, что каталог не возместит информации, предъявленной в руководстве. Пользу от каталога можно получить только ознакомившись с основными концепциями качественной интерпретации Н-Т-Р, т.к. только там поясняются дефениции и стратегия поиска нужных позиций.

Общий раздел

Облака - общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Цвет - пока используется реалистично и конвенционально, он не имеет патоморфного или патологического значения. С уменьшением этой особенности цвет приобретает все большее значение. Специфичные интерпретации цвета должны проводиться с большой осторожностью.

ИНСТРУКЦИЯ:

  1. Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку:

а) Из чего он сделан?

б)Сколько ему лет?

в) Кто его строил?

г) Сколько в нем комнат?

д) Какая комната самая красивая и почему?

е) Какая комната самая плохая и почему?

ж) Дом прочный или ветхий?

з) Кто живет в этом доме? Они веселые или грустные?

и) Почему именно этот дом Вы нарисовали?

Дополнительные вопросы по рисунку: почему здесь то-то и то-то, особенно если есть лишние детали.

  1. Нарисуйте какое-нибудь дерево, кроме елки; положение листа поперек. Если одно дерево, то лучше взять квадратный лист. Вопросы:

а) Какое это дерево.

б) Сколько ему лет?

в) Как оно растет: диким или в саду?

г) Его посадили или оно само выросло?

д) Сколько лет оно будет жить?

е) Климат хороший или плохой?

ж) Дерево больное или здоровое?

з) Видели ли Вы это дерево раньше? Почему решили нарисовать именно его?

  1. Рисунок человека; положение листа - поперек.

а) Сколько ему лет?

б) Как его зовут?

в) Он здоров или нет?

г) Счастл________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________е. Составьте рассказ о них.

Тест “РИСУНОК СЕМЬИ”.

Нарисуйте семью, отметьте имя и возраст каждого ее члена. Вопросы:

а) Веселая это семья?

б) Где они живут?

г) Как они проводят свое свободное время?

д) Какое у кого хобби?

е) Почему Вы нарисовали именно эту семью?

Тест “НЕИЗВЕСТНОЕ ЖИВОТНОЕ”. Вопросы:

а) Как его зовут?

б) Как оно размножается?

в) Где живет?

г) Нравится ли оно тебе или нет?

д) Чем питается?

е) Кто его друзья?

ж) С кем оно враждует?

Тест “АВТОПОРТРЕТ”.

а) Каким вы видите себя?

б) Каким Вас видят другие?

в) Каким бы Вы хотели быть?
^ Характеристика цвета

Цвет черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена, так и не направлена вовне.
Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Черно-синий комбинированный - шизо-аффективный тип реакции.
Цвет коричневый - если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.
Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловажным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева, крыши дома, травы.
Оранжевый - патоморфная комбинация чувствительности и враждебности (если употреблен не конвенциальное).
Пурпурный - сильная потребность власти, нигде не применяется конвенционально.
Красный - наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые называют этот цвет эротическим.
Желтый - сильный признак враждебности. Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае обозначается ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимости скрывать свои действия от окружающих. Желтый цвет во всем рисунке - очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.

Выбор цвета - чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятны какие-то нарушения личности.

Смешивание, сливание цветов, оттенки - более совершенное использование цвета.

Цвет, штрихование (тени), интенсивнее на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности.

Цвет, штрихование 3\4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы контура - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.
Хотя все эти интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие еще требуют опытного подтверждения в условиях различных выборок, поэтому все они должны исходить из совокупности данных различных тестов, предварительной информации о личности испытуемого и наличной картины его состояния. Эти положения надо иметь в виду после каждого суждения, данного в каталоге.

Вместе с этим нецелесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка не является для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда специфическое значение для субъекта.

Как и любая другая методика, связанная с проекцией личности, Н-Т-Р не заменит хорошей практической подготовки. Прежде чем начать пользоваться каталогом, лучше всего прочесть весь материал. Это сэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках позиций. Каталог состоит из двух разделов: общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех 3-х рисунках, то интерпретацию скорее всего следует искать в общем разделе. Но иногда ту же позицию можно найти и в двух разделах. В этом случае для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта.
Детали

Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные - их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей - “неизбежность телесности” (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Организация деталей - если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, то очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с ситуацией, изображенной в рисунке. Если во всех 3-х рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках по сравнению с одноцветными, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка - если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на:

а) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

б) наличие злокачественного органического фактора.

в) наличие обоих вариантов.

Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: “Мальчик катается на тонком льду”. Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, “вымышленные” контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый - чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз - чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев).

Контур земли, опускающийся направо вниз - ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона).

Контур земли, поднимающийся направо вверх - присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы.

Идентификация с собой - интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой.

Контур кривой, изогнутый - обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности. Контур неясно очерченный в отдельных деталях - нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости.

Жирный контур в целом - генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша. Если контур от “дома” к “человеку” становиться все тоньше - генерализированная тревога или депрессия.

Контур жирный только по бокам - субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур толстый в отдельных деталях - фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках - можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков - генерализированное напряжение.

Контуры обрывистые и не соединяющиеся - предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем случае - патоморфный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки мелочные, щепетильные - обсессивно- компульсивные тенденции.

На фоне горы (выходит за пределы листа) - устанавливается только по опросу пациента или по его спонтанным комментариям. Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию (защитный механизм, при помощи которого человек сознательно игнорирует неприятные или нежелательные для него мысли) с целью сохранить целостность личности. Рисунок выходит за левый край листа - фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями Склонность к компульсивному поведению.

Выход в правый край листа - желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми, переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа - ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней части листа - склонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены).

Поворачивание листа - агрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону.

Перспектива - по тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об его установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями.

Перспектива, профиль в обратном направлении обычному - указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать.

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль - (дом, повернутый боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое “я”. Стремление обращаться по собственному стилю.

Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас) - если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности.

Перспектива, рисунок изображен вдали - желание отрешиться, уйти от конвенционального (условный, соответствующий традициям) общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центом листа - чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что:

  1. Субъект чувствует безнадежность своей борьбы и относительную недоступность цели;

  2. Субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

  3. Субъект склонен держаться в стороне.

Помещение рисунка в центре листа - незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка в левом верхнем углу листа - субъект склонен избегать новых переживаний, явно тревожен, регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа - субъект склонен искать наслаждение в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужской идентификации.

Пропорция - реалистичность и соотношение деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображениями актуально и символически.

Пропорции, интеллектуальные аспекты - ее решение показывает стиль мышления или планирования - в основном в связи с непредвиденными, конкретными особенностями объектов.

Пропорция, использование минимума деталей - возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию:

  1. Держаться стороны, сторониться, отрешаться;

  2. Неуважение нормальных конвенциальных ценностей.

Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:

  1. Умственно неполноценным;

  2. Страдать от значительного интеллектуального ослабления (обратимого или необратимого).

Постоянно пониженная психомоторика - подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Ровно повышенная психомоторика - чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка - негативистическая реакция субъекта.

Дополнение общего плана - необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфическое - фиксация на дополнительном объекте (отражает актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное - (возникающее из-за неумения представить себе весь рисунок в целом) отсутствие, потеря чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги.

Солнце - символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность - игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена:

а) числом прозрачностей;

б) их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стен дома). В случае умственной отсталости субъекта - прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего.

Погода - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом - чувство несоответствия или неадекватности.

Перспектива, рисунок изображен вдали - желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.
  1   2   3   4

Похожие:

Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconИнструкция обследуемому
Отвечайте на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если у Вас возникают вопросы, спрашивайте сразу же. Время заполнения листа ответов...
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconМоу старокаксинская общеобразовательная средняя школа
Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листа алоэ, разрежьте вдоль и приложите внутренней частью к ранке. Ранка быстро...
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconНарисуйте познавательный объект запишите вопросы (ассоциации и др.)
У истоков этой необычной системы обучения стояли такие знаменитые психологи как Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconПоложение о школьной команде по информатизации 2 Положение об использовании...
Настоящее положение разработано на основании нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconИнструкция: «Давайте дадим коллективное описание «портрета»
Участники сидят по кругу. Ведущий кладет в центр круга два листа бумаги с красным и черным заголовком «Конфликт — это»
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconПадение картонного листа в воздухе
Цель работы: пронаблюдать за падением картонного листа прямоугольной формы и объяснить особенности его движения, сделать вывод
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconФортепианное творчество листа
Лист поражал современ-ников. В отличие от игры его соперника, виртуоза Тальберга, в фортепианных импровиза-циях Листа всегда была...
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconЧужая земля
С этой целью мы летим, разместившись в самолете на скамейках вдоль бортов по пять человек, отяжеленные экипировкой, как мулы, навьюченные...
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconЭссе «Моя педагогическая философия»
Для чего я живу? Что мне дорого, что важно, без чего я не могу обойтись? Каждому когда–то приходится отвечать на эти вопросы
Инструкция: Нарисуйте дом: положение листа вдоль. Вопросы по рисунку: а Из чего он сделан? iconХарактеристика творчества листа ференц
Реформаторские устремления Листа особенно ярко проявились в оперных фантазиях, виртуозных переложениях и обработках для фортепьяно...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница