Книга «Основные физические воззрения»

НазваниеКнига «Основные физические воззрения»
Дата публикации14.04.2013
Размер3,24 Mb.
ТипКнига
pochit.ru > Физика > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Акад. В. Ф. МИТКЕВИЧ

ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ

СБОРНИК ДОКЛАДОВ И СТАТЕЙ

ИЗДАНИЕ ТРЕТЬЕ, ДОПОЛНЕННОЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР

МОСКВА 1939 ЛЕНИНГРАД

Редактор изд-ва З. Н. Перля.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Часть I.

Стр.

Предисловие……………………………….....................…………………... 3

I. Работы Фарадея в области электромагнитной индукции в связи

с его общими физическими воззрениями.…………...…………………...... 7

II. Основные воззрения современной физики.......………………………... 16

III. О «физическом» действии на расстоянии.......……..…………………. 38

^ IV. О некоторых основных положениях, относящихся к области физики 49

V. О механистической точке зрения в области основных физических

представлений..............…………………………………………………........ 53

VI. О современной борьбе материализма с идеализмом в области физики 61

^ VII. Значение книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»

в современной борьбе с идеализмом в области физики ..…………………. 94

Часть II.

VIII. Выдержки из стенограммы дискуссии о природе электрического тока (происходившей в 1929 и 1930 гг. в Ленинградском поли­техническом институте)............………….....105

IX. Выдержки из статьи «К вопросу о природе электрического тока» …….119

X. ^ Об ответах М. Л. Ширвиндта и Ю. П. Шеина по поводу десяти вопросов .135

XI. К вопросу об условности математической трактовки физических

явлений........................…………………………………………………………..142

^ XII. По поводу статьи проф. Д. Б. Гогоберидзе «К вопросу об условности математической трактовки физических явлений» . . ………………………………………………………. 148

ХIII. По поводу физических воззрений проф. Д. Б. Гогоберидзе . . ……….. 154

^ XIV. К окончанию дискуссии с проф. Д. Б. Гогоберидзе об основных физических воззрениях ....... 156

XV. О позиции И. Е. Тамма в отношении принципиальных воззрений Фарадея и Максвелла ..161

^ XVI. Фарадей «против» фарадеевской точки зрения ......………………….... 165

XVII За фарадее-максвелловскую установку в вопросе о природе фи­зических взаимодействий....168

^ XVIII. Выдержка из дискуссии по докладу «О физическом действии на расстоянии»...176

XIX. Выдержки из дискуссии на мартовской сессии Академии Наук СССР в 1936 г....178

^ XX. По поводу статьи акад. А. Ф. Иоффе «О положении на философском фронте советской физики»…………………………………………………………………….……..187

^ МИХАИЛ ФАРАДЕЙ 1791-1867

ПРЕДИСЛОВИЕ к 3-му изданию

Книга «Основные физические воззрения» представляет собою сборник ряда моих докладов, статей и выступлений (начиная с 1930 по 1938 г.), в которых в той или иной степени затронуты вопросы нашего миропонимания. Касаясь почти исключительно об­ласти физики, основной науки о природе, я стремился, возможно, более четко и определенно проводить воззрения, вытекающие из общих установок диалектического материализма.

По сравнению со 2-м изданием этого сборника, вышедшим в 1936 г., 3-е издание дополнено тремя статьями. В Основной части сборника (часть I) добавлены две статьи, опубликованные в жур­нале «Под знаменем марксизма» в 1938 г., а именно «О современной борьбе материализма с идеализмом: в области физики» и «Значение книги Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» в современной борьбе с (идеализмом в области физики». В части II этого сборника, содержащей некоторые другие мои статьи, а также отдельные выдержки из моих статей и из стенограмм выступлений во время различных дискуссий, имевших отношение к затронутым в сборнике темам, — добавлена опубликованная в журнале «Под знаменем марк­сизма» в 1937 г. моя статья «По поводу статьи акад. А. Ф. Иоффе — «О положении на философском фронте советской физики».

Материалы, собранные в части II, являются некоторым развитием части I и, кроме того, они в значительной степени освещают современное положение вопроса о пересмотре наших основных физических воззрений, не всегда безупречных с материалистической точки зрения. Нередко мы оперируем представлениями, которые не имеют непосредственного отношения к подлинной природе физических явлений, но в ряде случаев оказываются лишь результатом ничем не оправ­дываемого объективирования математических абстракций. Последнее обстоятельство представляет собою одну из причин идеалистических уклонов в области физического мышления, которое в настоящее время иногда подменяется формально-математическими операциями, не контролируемыми строгим анализом с точки зрения наших принципиальных научно-философских установок.

В своей длительной борьбе против подобных ошибочных уклонов я уделил значительное внимание вопросу об объективной реальности электромагнитного поля, вообще, и магнитного потока, в частности.

В связи с этим, стремясь отвлечься от всяких обстоятельств, до из­вестной степени имеющих характер второстепенных подробностей, я подверг критическому рассмотрению современные основные пред­ставления о природе физических взаимодействий. Я полагаю, что в построении пока еще не существующей в законченном виде общей физической теории, которая являлась бы строго обоснованной и не содержащей внутренних противоречий системой взаимно-согласован­ных физических представлений, возможно полнее отражающих дей­ствительные соотношения в природе, — весьма ответственную роль должны играть наши принципиальные установки в отношении того, как именно объективно-реально осуществляются физические взаимо­действия, без обязательного наличия которых не мыслимо никакое физическое явление. Совершенно несомненно, что эти взаимодей­ствия составляют один из главных моментов во всех без исключения физических явлениях. Таким образом, мне пришлось коснуться про­тивопоставления точки зрения действия на расстоянии и основной фарадее-максвелловской точки зрения, согласно которой всякого рода электромагнитные взаимодействия возможны не иначе, как при непре­менном участии материальной среды в пространстве, окружающем взаимодействующие центры или системы. Являясь решительным сто­ронником второй точки зрения, я вместе с тем полагаю, что старый спор между двумя указанными точками зрения должен быть разрешен не путем постановки каких бы то ни было специальных экспериментов, так как этого сделать нельзя, но только путем надлежа­щего анализа наших общих научно-философских установок в отно­шении их возможно большего соответствия всей совокупности имею­щихся опытных данных о явлениях природы.

Идя по указанному пути и отстаивая объективную реальность электромагнитного поля и магнитного потока, в частности, я счел весьма целесообразным сформулировать вопрос,1 который касается именно основных условий всякого физического взаимодействия и так построен, что допускает только один строго определенный ответ — «да» или «нет», при исключенном третьем. Вместе с тем я доказал, что формулировка моего вопроса вполне законна и правильна.

Я утверждаю, что указанный вопрос может и должен занять центральное место в борьбе против идеалистических уклонов в фи­зическом мышлении и имеет исключительно важное значение, так как решение данного вопроса категорически требует от отвечающего вполне четких установок в отношении его основных представлений о внешнем мире вообще.

Мой вопрос в действительности включает в себе ряд других прин­ципиальных вопросов, касающихся самых главных моментов в нашем мировоззрении. Ответ на сформулированный мною вопрос, ответ «да» или «нет», в полной мере зависит от того, как именно мы отно­симся к объективной реальности вещей и предметов внешнего мира,

__________________

1 См. настоящий сборник, статьи II, III, VIII, XI, XII, XV, XVI, XVII и XX.

как мы смотрим на физическое пространство, как мы относимся к принципу причинности и закону сохранения энергии и т. д. и т. п. Все это более подробно разъяснено в конце статьи VI настоящего сборника, которая посвящена рассмотрению основных установок мате­риалистического миропонимания. Сформулированный мною вопрос в скрытом виде касается всех этих принципиальных установок и по существу эквивалентен вопросу об их признании или об их отри­цании.

Таким образом, четкий и недвусмысленный ответ на мой вопрос — четко и недвусмысленно выявляет основы нашего физического мыш­ления (материалистические или идеалистические).

В этом и заключается смысл моего вопроса, этим именно и опре­деляется его значение в борьбе за материалистическое миропонима­ние. Заостряя внимание на существенном конкретном моменте из области физических явлений, этот принципиальный вопрос дает воз­можность решительно отклонять всякие общие и многословные рас­суждения, сводящиеся, как показывает опыт, к затушевыванию анта­гонизма материалистического и идеалистического воззрений на при­роду.

Некоторые из возражающих против проводимых мною физических 'представлений неоднократно упрекали меня по поводу якобы меха­нистичности этих представлений. Ввиду того, что делавшие мне подобного рода упреки допускали ошибочное понимание сущности •механицизма в физике и основывались нередко на формально-филоло­гических признаках, я специально разобрал этот вопрос в статье «О механистической точке зрения в области основных физических представлений» (статья V настоящего сборника), а также коснулся данного вопроса и в ряде других своих статей (статья VI, напри­мер). Это было тем более необходимо, что указанные ошибки допу­скались не только со стороны тех моих критиков, которые придер­живаются идеалистических позиций, но даже со стороны критиков, казалось бы, обязанных разбираться в вопросе о том, что такое механицизм. К сожалению, до сих пор возникает немало недоразумений на почве ошибочного отождествления терминов «механический» и «механистический».

Возражали мне также и по поводу самого метода вопросов, ко­торый я часто применял в научно-философской дискуссии. Неодно­кратно делались попытки всячески дискредитировать метод вопросов, обращаемых к противной стороне. По этому поводу напомню только следующее. В 1908 г. во время борьбы с махистами Ленин сфор­мулировал 10 вопросов 1 для того, чтобы вскрыть ошибочные уста­новки идейных противников, уклонявшихся от недвусмысленного выявления своих принципиальных установок подобно тому, как это случается и в настоящее время.

Мне, как автору этой книги, доставляют удовлетворение много­численные отклики моих читателей, свидетельствующие о большом

____________

1 Ленин. Соч., 2-е изд., 1935 г., т. XIII, стр. 3—5.

интересе широких масс советской учащейся молодежи, физиков и техников к научно-философским вопросам. Ряд дискуссий, возникших, начиная с 1929 г. в связи с поднятыми мною вопросами, приобрел в некоторых случаях чрезмерно острый и напряженный характер, подчас выходящий из рамок простого высказывания своих мнений. В этом отношении необходимо, однако, со всей категоричностью отметить, что лично я, по существу бывший инициатором ряда ди­скуссий, никогда не делал первых шагов к нежелательному обостре­нию той или иной дискуссии. Мне приходилось только отражать некоторые весьма резкие нападки со стороны моих идейных противни­ков. В огромном большинстве случаев они не проявляли той уравно­вешенности и того спокойствия, которые столь полезны при ведении научно-философской дискуссии.

Я должен благодарить А. Ф. Иоффе, С. И. Вавилова, В. А. Фо­ка, Я. И. Френкеля, И. Е. Тамма и других примыкающих к ним фи­зиков за то, что своими высказываниями они несомненно помогли мне особенно отчетливо понять сущность наших принципиальных расхождений и в значительной степени уточнить формулировки тех основных положений, которые я защищаю. Я полагаю, что пройдет немного времени и мои идейные противники осознают свои расхож­дения с основными установками материалистического миропонимания, после чего их дальнейшая деятельность станет еще более плодотвор­ной и мы все, лучше понимая друг друга, чем это было до сих пор, будем упорно работать на пользу советской физической науки. Во всяком случае, дискуссии, предметом которых являются общие пред­ставления о природе, должны способствовать развитию подлинно физического мышления у всех, стремящихся к этому и даже бывших сначала более или менее индиферентными в этом отношении.

В настоящем 3-м издании сборника внесены кое-какие мелкие исправления редакционного характера.

В некоторых случаях я в настоящее время выразился бы более определенно, характеризуя ряд противоречий, обнаруживающихся в области основных физических представлений. Однако, я счел необ­ходимым сохранить старый текст, добавив лишь несколько примеча­ний, особо помеченных. В ряде моих статей и выступлений встре­чаются простые повторения того, что было уже сказано раньше. Я сделал это совершенно сознательно, так как иногда мне было затруднительно найти другие подходящие слова и обороты речи, чтобы возможно более отчетливо еще раз обратить внимание на то или иное весьма существенное, с моей точки зрения, обстоятельство.

В заключение считаю долгом выразить признательность 3. Н. Перля за весьма существенную помощь, оказанную мне при оформлении этой книги.

^ В. МИТКЕВИЧ

Февраль 1939

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I

РАБОТЫ ФАРАДЕЯ В ОБЛАСТИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ

ИНДУКЦИИ В СВЯЗИ С ЕГО ОБЩИМИ ФИЗИЧЕСКИМИ

ВОЗЗРЕНИЯМИ 1

1. Сто лет тому назад, в 1831 г., Фарадей открыл явление электромагнитной индукции тока. Открытие это ознаменовало со­бой новую эру в истории науки об электричестве и магнетизме и вместе с тем оно дало в руки человечества мощное средство для практического использования естественных энергетических ресурсов. Вся современная электротехника выросла на базе великого фарадеевского открытии, сущность которого заключается в следующем. Во всех без исключения случаях, когда мы имеем изменения в отно­сительном расположении некоторого проводящего контура и магнит­ного поля, перпендикулярного контуру в целом или отдельным его частям, находящимся в поле, — в контуре возникают особые электродвижущие силы, так называемые индуктированные электро­движущие силы. Если алгебраическая сумма этих электродвижущих сил, т.-е. полная электродвижущая сила, индуктируемая в контуре, не равна нулю и контур замкнут, в нем возникает индуктированный электрический ток. Во всех современных динамо-электрических ге­нераторах, во всех трансформаторах переменного тока и в огромном количестве других электротехнических устройств используется это явление электромагнитной индукции тока.

2. Обращаясь к истории фарадеевского открытия, необходимо, прежде всего, отметить, что в период времени, непосредственно пред­шествовавший 1831 г., был сделан ряд открытий и научных работ, свидетельствовавших о необходимости нового подхода к явлениям электрическим и магнитным. Дело в том, что до того времени эти две группы физических явлений рассматривались как совершенно обособленные и не связанные одна с другой. В 1820 г. Эрстед от­крыл первое звено, связывающее электричество и магнетизм, показав, что электрический ток, который протекает по проводнику, присоединенному к полюсам вольтова столба, оказывает механическое дей-

_________________

1 Речь, произнесенная 22 ноября 1931 г. в Академии Наук СССР на Торжественном заседании, посвященном столетию открытия электромагнитной индукции.

ствие на расположенную вблизи магнитную стрелку и стремится повернуть, ее так, чтобы она установилась перпендикулярно провод­нику. Таким образом Эрстед обнаружил магнитное поле тока. В том же 1820 г. Араго при помощи электрического тока намагнитил кусок стали и Ампер представил в Парижскую академию наук доклад о своих опытах над механическим действием токов на токи и магнитов на токи. В 1821 г. Фарадей открыл, что проводник, по которому течет электрический ток, стремится вращаться вокруг полюса маг­нита. В 1823 г. Ампер дал свою теорию электродинамики и электромагнетизма. В 1824 г. Араго наблюдал успокаивающее действие мед­ной пластины на качающуюся над ней магнитную стрелку. Баббэдж и Гершель, тщательно изучая это таинственное явление и разно­образя обстановку опыта, добились обращенного эффекта. Именно, в 1825 г. они показали, что медный диск, вращающийся вокруг вертикальной оси, может увлечь в это вращение магнитную стрелку, так расположенную над медным диском, чтобы острие, на котором она покоится, находилось на оси диска, причем между стрелкой и вращающимся диском располагалась параллельная ему стеклянная пластина, исключавшая непосредственное действие на стрелку со сто­роны воздушных вихрей. В том же 1825 г. Стэрджен построил свой первый электромагнит.

С момента опубликования открытия Эрстеда весь ученый мир с лихорадочным возбуждением занялся исследованиями в области но­вых электромагнитных явлений. Нередко бывали случаи поспешных выступлений с описанием ошибочных наблюдений. Так, например, в заседании Парижской академии наук 6 ноября 1820 г. Френель в своем докладе заявил, что ему удалось разложить воду посредством магнита, неподвижно лежащего внутри проволочной спирали. Присут­ствовавший в том же заседании Ампер указал, что он также наблю­дал нечто в роде возбуждения электрического тока помощью магнита. Через полтора месяца оба автора отказались от своих утверждений, признав их несоответствующими результатам тщательно поставлен­ных проверочных опытов. В следующие годы Ампер неоднократно возвращался к этой теме, но, по свидетельству Беккереля, он в 1825 г. пришел к убеждению о невозможности получить электриче­ский ток при помощи магнита.

В такой чрезвычайно напряженной атмосфере работала и научная мысль Фарадея. Он с большой настойчивостью искал новых явлений, характеризующих связь между электричеством и магнетизмом. Убеж­денный в единстве сил природы вообще, он не мог удовлетвориться допущением односторонней связи между физическими явлениями. Эта связь казалась ему не вполне установленной, пока какое-либо на­блюденное физическое явление не могло быть обращено, пока не был открыт обратный эффект. Так и в случае электрического тока и маг­нитного поля. Движение электричества сопровождается магнитным полем. Должно существовать и обратное явление! В чем же оно состоит? В лабораторном дневнике Фарадея за 1822 г. есть запись: «Обратить магнетизм в электричество!». Чтобы разрешить постав-

ленную перед собою задачу, ему пришлось проделать огромное ко­личество опытов. С небольшими перерывами он, занимавший уже с 1825 г. пост директора лаборатории Королевского института, все возвращался к этой теме. Много раз он терпел неудачу и с огорче­нием отмечал в своем дневнике: «Безрезультатно». Наконец, 29 ав­густа 1831 г. Фарадею удалось в первый раз произвести опыт, в котором с несомненностью выявилось то, чего он так долго искал. В течение всего десяти рабочих дней в промежуток времени с 29 августа по 4 ноября этого года Фарадей не только открыл все основные явления из области электромагнитной индукции тока, но и полностью осветил их новыми физическими представлениями.

3. Первый, исторический опыт Фарадея был произведен с желез­ным кольцом, на которое были нанесены две независимые обмотки из медной проволоки (по нынешней терминологии — первичная и вторичная). Вот как описывает Фарадей этот опыт в своем лаборатор­ном дневнике:

«Я изготовил железное кольцо (из мягкого железа); железо взято круглое, в 7/8 дюйма толщиною, и кольцо имело внешний диаметр в 6 дюймов. Вокруг железного сердечника было намотано много вит­ков медной проволоки, причем половина обмотки отделена при помощи шнурка и коленкора. Было намотано (с одной стороны) три куска проволоки, каждый около 24 футов длиною, и они могли быть со­единены в одну общую обмотку или употребляться раздельно. Изо­ляция отдельных частей этой обмотки была установлена путем про­верки при помощи батареи. Будем называть эту сторону кольца А. На другой стороне, но с интервалами от первой обмотки, было намотано два куска проволоки общею длиною около 60 футов... Будем называть эту сторону В.

«Была заряжена батарея из десяти пар пластин по 4 кв. дюйма. Витки на стороне В составляли одну обмотку и концы ее были соединены медной проволокой, отходящей в сторону на некоторое расстояние и как раз над магнитной стрелкой, находившейся в 3 футах от кольца. Затем концы одной из обмоток на стороне А при­соединялись к батарее: немедленно — заметное действие на стрелку. Она колебалась и, наконец, пришла в начальное положение. При прерывании соединения обмотки А с батареей — снова бросок стрелки».

На другой же день после этого опыта, 30 августа 1831 г., Фара­дей уже совершенно отчетливо осознал связь открытого им явления с таинственными результатами экспериментов Араго над влияниями медного диска на магнитную стрелку.

В своих последующих опытах Фарадей наблюдал появление крат­ковременного индуктированного тока в катушке из медной про­волоки при наличии внутри нее прямолинейного железного стержня, который намагничивался или размагничивался путем поднесения к нему постоянных магнитов или удаления их. Затем был проделан опыт, аналогичный первому опыту с железным кольцом, но при этом применялись катушки из медной проволоки без всякого железного

сердечника. Далее, постоянный полосовой магнит быстро вводился внутрь катушки, присоединенной к гальванометру, или выводился из нее. Были обнаружены кратковременные отбросы стрелки гальвано­метра то в одну, то в другую сторону и при этом было обращено особое внимание на необходимость наличия относительного движения проводника и магнитного поля. С совершенной очевидностью была установлена причина неудачи во время многочисленных предыду­щих опытов, когда это обстоятельство не было учтено. В девятый день своих опытов с вновь открытым явлением Фарадей привел во вращение медный диск, расположенный между полюсами сильного подковообразного магнита, соединив с гальванометром ось и край диска при посредстве металлических щеток. При этом стрелка галь­ванометра длительно отклонялась. Фарадей возбуждал таким об­разом постоянный ток, используя явление электромагнитной индукции. Наконец, в десятый день Фарадей индуктировал ток простым дви­жением проводника поперек магнитного поля подковообразного магнита, и в описании этого эксперимента уже говорит о пересечении магнитных линий проводником. Итак, вся фактическая сторона явле­ния электромагнитной индукции была установлена с исчерпывающей полнотой и была выяснена качественная сторона общего закона элек­тромагнитной индукции. Несколько позже Фарадей формулировал и количественные законы, которым подчиняется это явление.

4. Открытие Фарадея, значительно расширившее область соот­ношений между электрическими и магнитными явлениями, дало мощ­ный импульс развитию науки. Ученые всего мира занялись дальнейшим изучением электромагнитного поля на основе того, что было открыто Фарадеем. Клерк Максвелл, гениальный продолжатель дела Фарадея, полностью воспринял его основные физические представления и облек в математическую форму многое из его идей. Как известно, сам Фа­радей не владел математическим анализом и не пользовался им в своей научной работе. В полном соответствии с общим ходом мыслей Фарадея, Максвелл обобщил закон электромагнитной индукции, распро­странив его на случай какого угодно контура, независимо от того, проводящий он или непроводящий. По существу, половина максвелловых уравнений электромагнитного поля представляет собою не что иное, как именно дифференциальную форму обобщенного закона элек­тромагнитной индукции. Как известно, Максвелл своими дифференциаль­ными уравнениями положил начало математической теории электро­магнитного поля и учению об электромагнитных волнах. Вместе с тем он установил электромагнитную, природу света. Герц, продолжая работу Максвелла, на опыте воспроизвел электромагнитные волны сравнительно большой длины и показал, что они действительно об­ладают теми же свойствами, что и световые колебания. Вся современ­ная радиотехника возбудилась к жизни после опытных исследова­ний Герца.

Необычайная плодотворность научных достижений Фарадея тес­нейшим образом связана с его своеобразным подходом к пониманию физических явлений, с выработанными им простыми и отчетливыми