Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока




Скачать 60,73 Kb.
НазваниеТема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока
Дата публикации25.08.2013
Размер60,73 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Физика > Урок
Тема урока: « Механическое движение. Равномерное и неравномерное

движение».

Задачи урока:

  • Обучающая: сформировать представление о механическом движении тел и его относительности. Ввести средства описания движения (траекторию, путь, время ); провести классификацию движений – по траектории и по пути.

Что должен знать учащийся:

понятие о механическом движении, пройденном пути, равномерном и неравномерном движении.

Что должен уметь учащийся:

уметь различать данные понятия; приводить примеры равномерного и неравномерного движения.

  • Воспитательная: формирование навыков самостоятельной работы,

Развитие интереса к физике через воспитание стремления к учению, умение напряженно трудиться.

  • Развивающая: развитие умения применять знания в новой ситуации,

объяснять явления, логического мышления, познавательных и творческих

способностей.

^ Вид учебного занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний. Эксперимент, демонстрация: равномерное движение пузырька в жидкости, траектория мела, показ относительности движения.

^ План урока

Этап

Время

мин.

Приемы и

методы.

1. Постановка учебной проблемы

( задачи урока), план урока.

3-5

Сообщение учителя, фронтальная беседа

2. Изучение нового материала.

20-25

Рассказ, беседа, демонстрация и обсуждение опытов. Записи на доске и в тетрадях.

3. Закрепление и углубление знаний.

10-15

Работа с учебником, фронтальный опрос.

  1. Подведение итогов.

Домашнее задание.

2-3

Фронтальный опрос. Пояснение учителя. Записи на доске и дневниках.



^ Ход урока

  1. Учащиеся из жизненного опыта уже имеют представление о механическом движении, а совсем недавно познакомились с движением частиц, узнали о том, что многие свойства вещества зависят от характера этого движения. Эту мысль необходимо развить показав практическую значимость изучения движения тел: воды в реке, различных видов транспорта, ракет, ИСЗ, Луны, планет. Во всех перечисленных случаях тела совершают движение, которое называется механическим.

  2. Для ответа на вопросы: Какие физические объекты участвуют в механическом движении? В чем выражается это движение? - следует

показать и проанализировать несколько простых опытов: движение

заводных игрушек по столу; мяча подброшенного вверх; снаряда

баллистического пистолета. Можно запустить самодвижущуюся тележку и наблюдать изменение ее положения относительно окружающих предметов. На тележку ставится брусок и наблюдается движения бруска

относительно стола и его неподвижность относительно тележки. Можно рассмотреть движение пузырька воздуха в длинной трубке с водой. Учащиеся приходят к выводу: механическим движением называют изменение с течением времени положения тела относительно других тел.

Тот предмет, который считается неподвижным и относительно которого рассматривается движение других тел, называют телом отсчета. О движении судят по тому, как они перемещаются относительно других тел (указателей, классной доски, стен класса), - удаляются или приближаются. Это является признаком механического движения. Для закрепления понятия относительности движения и покоя можно решить задачи:

  1. Велосипед скатывается с горы. Относительно каких тел он движется? Какие части велосипеда находятся в движении относительно рамы? В каком состоянии находится человек относительно велосипеда? Что в каждом случае принимается за тело отсчета?

  2. Относительно каких тел покоится и относительно каких тел движется человек стоящий на тротуаре? Какие тела являются телами отсчета? Вводиться понятие траектории и приводятся примеры траекторий, которые хорошо видны (след мела на доске, ручки в тетради, нитки при шитье, лыжника на снегу, реактивного самолета) и не видны вообще (стрелок часов по циферблату, мяча и птицы в воздухе и т.д.). Проводится классификация движений по траектории – прямолинейные и криволинейные.

Учащимся предлагается привести примеры прямолинейных и криволинейных движений. Демонстрируются примеры этих видов движений: вытекание воды из трубки, поставленной под углом к горизонту; качание груза на нити; движение тележки.

Приводятся примеры относительности траектории движения: оси колеса велосипеда относительно дороги при движении велосипедиста;

точки обода колеса относительно оси колеса; точки обода колеса относительно дороги; яблока упавшего со стола в движущемся поезде, относительно стен вагона и земли.

Практическое задание (фронтальное)

Приборы и материалы: измерительная линейка, карандаш, лист бумаги.

^ Ход работы: линейку положить на лист бумаги. Один конец линейки

прижать пальцем и с помощью карандаша повернуть ее на некоторый угол в плоскости стола, при этом карандаш не должен перемещаться относительно линейки.

^ Обсуждаются вопросы: перемещался ли карандаш относительно бумаги, линейки, стола? Какова траектория конца карандаша относительно бумаги, линейки? Какой физической величиной можно характеризовать движение по траектории? Вводится понятие путь. Единицы длины пройденного пути (м, км, дм, см, мм), соотношение между ними. Можно оценить на глаз путь, прочерченный мелом на доске прямые и кривые линии, а затем измерить его с помощью линейки (см ленты). Или изогнуть проволоку, а потом распрямить ее и приложить к линейке. Измеренный в см путь можно перевести в м и км. При введении понятия равномерное движение можно опираться на опыты с тележкой, на которой установлена капельница. Неравномерное движение можно продемонстрировать на опыте с капельницей или с телом, скатывающимся по наклонному желобу. Говорится о распространении этих видов движений в природе и технике, приводятся примеры.

  1. При закреплении знаний следует обратиться к учебнику (параг.13,14 )

Фронтальный опрос:

    1. Относительно каких тел перечисленные ниже тела находятся в

покое и относительно каких - в движении: пассажир в движущемся грузовике; легковой автомобиль, едущий за грузовиком на одном и том же расстоянии; груз в прицепе автомобиля;

    1. Прямолинейно или криволинейно движутся тела: человек на

экскаваторе метро; лыжник прыгающий с трамплина; гиря часов; игла швейной машины; стрелки часов?

    1. Какие из указанных движений являются равномерными: движение эскалатора метро; движение пули в стволе винтовки и полет ее в воздухе; падение парашютиста с раскрытым парашютом?

  1. Итоги урока поводятся с помощью вопросов, выделятся главное :

что такое механическое движение? Какие виды механического движения различают? Что такое путь?

  1. Домашнее задание. (параг. 13,14, упр. 7, стр. 173)

^ Комментарии к уроку: на самом деле формирование понятий кинематики требует от учащихся способности к абстрактному мышлению, которое на данном этапе обучения развито недостаточно, поэтому необходима методически продуманная работа над их формированием. При правильно поставленном преподавании механики процесс постепенного перехода от образных конкретных представлений сводится к широким обобщениям. При обучении следует создавать у учащихся яркие представления о механических явлениях. С этой целью организована на уроке беседа и использованы самые незамысловатые опыты, таким образом, чтобы обучение физике не свелось к только решению задач. На уроке учитель решал задачу активного наблюдения учащимися за относительностью движения тел во время демонстрационного эксперимента, учитель дал задание наблюдать механическое движение вне уроков, научить школьников глазомерной оценке величин, характеризующих движение. Эксперимент по механике может быть самым простым. Важно, чтобы у учащихся выработался вкус к наблюдениям, сопоставлениям и выводам, чтобы они научились находить физику в явлениях окружающей их жизни и практике. Для закрепления и углубления знаний выбраны задачи из сборника В.А.Золотова. Отбор материала осуществлен с учетом трудностей темы.

14

13

Комментарии к уроку: на таблицах показано использование алгоритмов при решении задач на вычисление гидростатического давления. Алгоритмы обеспечивают быстрое и прочное усвоение учащимися данной темы.

Похожие:

Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconЭкзаменационные билеты по физике. Билет №1
Механическое движение. Относительность движения. Равномерное и равноускоренное прямолинейное движение
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока icon«Влажность воздуха»
Механическое движение. Траектория. Путь. Перемещение. Равномерное прямолинейное движение, графики зависимости скорости и координаты...
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconУрока № урока по теме Тип урока Тема учебного занятия Практич и лаб...
Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconМеханика раздел физики, изучающий закономерности механического движения. Механическое движение
Механическое движение это изменение с течением времени взаимного расположения тел или их частей
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconПрограмма вступительных испытаний по физике (впо) 2012 г. Механика
Кинематика: Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь и перемещение. Скорость. Ускорение. Прямолинейное...
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconПлан конспект урока физики в 8 классе Равномерное движение по окружности
Цель урока: дать учащимся представление о криволинейном движении, частоте, периоде; продолжить формирование умения применять теоретические...
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconКинематика механика изучает механическое движение
Механика изучает механическое движение, то есть изменение с течением времени положения тел друг относительно друга
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconТема Содержание и школьный компонент
Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Основные характеристики механического движения....
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока icon«Элементы электростатики»: наблюдение явления электризации тел
...
Тема урока: «Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение». Задачи урока iconУрока: Криволинейное движение Цели и задачи урока
Оборудование: презентация, юла, игрушечный автомобиль, шарик на нити, теннисный шарик, жёлоб
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница