Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М




Скачать 32,69 Kb.
НазваниеМетодика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М
Дата публикации23.08.2013
Размер32,69 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Физика > Документы
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2000

Канд. пед. наук, доц. Быков А..А., Штейн Б.М.

Использование принципа
идеального конечного результата
при решение задач по физике.



Для решения задач по физике используются многочисленные приемы. Однако не всегда такие варианты ведут школьника и учителя к самому оптимальному пути решения задач. С нашей точки зрения оптимальный путь решения задач не всегда связан с начальным полным пониманием проблемы. В частности при выводе некоторых формул или решение задач курса физики средней школы используется изначальное представление о всей решаемой проблеме. Однако, гораздо лучше для этого использовать некоторые приемы теории решения изобретательских задач. К числу таких приемов можно отнести принцип идеального конечного результата (ИКР), который заключается в том, что изначально искомая величина находится как непосредственная конкретная цепочка рассуждений, а не как вывод промежуточных формул, для вывода которых требуется предварительное понимание всего хода рассуждения, либо автоматическое знание формул, заимствованных из учебников физики, описывающих данную физическую ситуацию. В частности данная идея способствует методике обучения физике, предусматривающей возрастное дифференцирование познавательных способностей учащихся. Особенно данную методику можно рекомендовать для учащихся, не всегда до конца изначально понимающих проблему исследования.

В соответствие с вышесказанным существуют несколько способов получения конечного результата. Первый из них заключается в том, что выписываются все известные формулы, связанные с искомыми и фигурирующими в задаче или теории величинами. Второй способ является идеальным. Он педполагает понимание школьником или студентом всей глубины изучаемого вопроса. Однако, этот вариант является достаточно сложным, поскольку предполагает охват всей изучаемой проблемы в целом. При этом многие физические величины и формулы вводятся с учетом понимания конечного результата. Наконец существует третий путь, заключающийся в том, что сразу записывается искомая зависимость, а затем последовательно расписывается каждая из ее составляющих. Наряду с этим, основываясь на концепции идеального конечного результата, можно даже для ученика, не способного к начальному глобальному осмысливанию данной проблематики, более рациональным и оптимальным путем придти к получению желаемого результата. Этот факт не всегда учитывается как в курсах физики средней школы, так и в методиках решения задач по этому курсу.

В качестве примера приведем вывод формулы, которую можно рассматривать, либо как задачу, либо как вывод теоретического материала школьного курса физики. В частности не всегда авторы учебников придерживаются идеи идеального конечного результата, которая подробно рассматривается в теории решения изобретательских задач. Теория решения изобретательских задач, естественно, не является панацеей отвсех недостатков, существующих в курсах физики средней школы. Но иногда ее можно использовать как путеводную звезду в сложном изапутанном мире физических задач и теорий для логического, реального и ускоренного понимания курса физики. В качестве примера вышеприведенных рассуждений приведем недостаток вывода формулы силы Лоренца из силы Ампера, приведенного в учебнике [1]. В данном учебнике сила Лоренца выводится из силы Ампера с нарушением принципа идеального конечного результата. Данный вывод сделан таким образом, что внезапно возникает формула для силы тока, которая никак не связана с выводом конкретной формулы, а связана исключительно с пониманием проблемы в целом. Такой подход обладает тем недостатком, что проблему нужно видеть комплексно, что не всегда доступно учащимся.

Наш подход предполагает вывод ряда формул курса физики и решения ряда задач, которые базируются не на понимание всей проблемы, а на коротком и оптимальном методе изучения курса физики, доступным не только сильным, но и остальным учащимся. Теперь рассмотрим как данную формулу можно вывести в рамках идеального конечного результата теории решения изобретательских задач. В этом случае мы воспользуемся непосредственно формулой для нахождения силы Лоренца (т.е. идеального конечного результата) с дальнейшей расшифровкой каждой ее составляющей:



Подобный прием позволяет оптимизировать решение задач и выводов основных формул курса физики средних школ.

Использованная литература:


  1. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика 10» М.: Просвещение 1992 с. 224

  2. Г.С. Альтшуллер «Творчество, как точная наука. Теория решения изобретательских задач. » М.: Советское радио 1979 с. 175

  3. И.Я. Ланина, А.В. Агеев «Развитие технического творчества учащихся на примере изучения темы «Движение жидкостей и газов» в 9 классе(Методические рекомендации).» С.-Петербург: Образование 1991 с. 80

Похожие:

Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconКузбасса Кемерово «скиф»
Рудин В. Г.; Свиридова И. А., канд мед наук, доц.; Туев В. В., д-р пед наук, проф.; Усков И. Ю., канд ист наук; Хромова Т. Ю., канд...
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconАлёхин А. Н., Иовлев Б. В., Трифонова Е. А. / Юбилейный сборник научных...
Алёхин А. Н., Иовлев Б. В., Трифонова Е. А. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им....
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconЮбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической...
Алёхин А. Н. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). – Спб.: Стратегия...
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconБ. А. Столяров музейная педагогика
Ргпу им. А. И. Герцена (зав кафедрой канд пед наук Л. Б. Михаленко); действительный член Российской академии художеств, д-р искусствоведения,...
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconБ. А. Столяров музейная педагогика
Ргпу им. А. И. Герцена (зав кафедрой канд пед наук Л. Б. Михаленко); действительный член Российской академии художеств, д-р искусствоведения,...
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconКафедра пропедевтики внутренних болезней
Авторы: д-р мед наук, доц. В. П. Царев; канд мед наук, доц. М. Н. Антонович; канд мед наук, доц. В. Я. Бобков; канд мед наук, асс....
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconУчебное пособие предназначено для студентов факультетов лесомеханичеекого,...
I написан канд техн наук, доц. Э. Э. Блюмом, раздел II канд техн наук, доц. К. К. Джемилевым
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconВозможности применения современных реставрационных материалов
Авторы: доц. А. Г. Третьякович; канд мед наук, доц. Л. Г. Борисенко; канд мед наук., асс. А. И. Делендик; доц. В. Н. Орда; асс. О....
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconБелорусский государственный медицинский университет кафедра физического воспитания и спорта
Авторы: канд пед наук, доц. Е. С. Григорович, д-р мед наук, проф. В. А. Переверзев
Методика обучения физике в школе и вузе. Сборник научных статей. Спб.: Изд-во ргпу им. А. И. Герцена. 2000 Канд пед наук, доц. Быков а а., Штейн Б. М iconА. Н. Алёхин Медицинская статистика последних лет заставляет всерьез...
Алёхин А. Н. / Юбилейный сборник научных трудов (к 10-летию кафедры клинической психологии ргпу им. А. И. Герцена). – Спб.: Стратегия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница