Скачать 0,99 Mb.
|
Отдел образования Ловозерского района Мурманской области
Программы рассмотрены на заседании МО ЕМЦ МОУ КСОШ Протокол №_______от «__»_____________20___г. Руководитель МО______________Д.Р.Халиуллин Согласовано «___»______________20___г. Зам.директора МОУ КСОШ ______________Т.А.Артиева 7-9 классы Пояснительная записка Курс физики должен знакомить учащихся с физическими явлениями. Курс физики в 7—9 классах готовит учащихся как к продолжению образования в общеобразовательных и профильных классах старшей школы, так и к обучению в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях. В 7 классе изучаются сведения о свете, звуке, теплоте, т. е. то, что воспринимается органами чувств человека, что он видит, слышит и ощущает. Такой подход к структурированию курса физики будет содействовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, предоставит им возможность пользоваться разнообразным физическим оборудованием, приучит их описывать и обобщать результаты наблюдений, используя при этом простые измерительные приборы. Преимущества данной структуры курса физики заключаются в активизации собственного жизненного опыта школьников, в сокращении вычислений, которые в 7 классе вызывают определенные трудности. Ознакомление с разнообразными явлениями, со строением вещества и с наиболее значимыми физическими понятиями упростит обучение школьников научному подходу к изучению природы, которому в настоящее время уделяется повышенное внимание. В 8 классе рассматриваются вопросы электродинамики и атомной физики, а в 9 классе все учебное время посвящено изучению механики. Такая структура курса соответствует возрастным особенностям восприятия школьниками учебного материала. В программу включены отдельные вопросы, выходящие за рамки обязательного минимума содержания, но способствующие развитию интереса к физике. Эти вопросы выделены курсивом и не являются обязательными для преподавания. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю) 1. Введение (2 ч) Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика — основа техники. ^ Источники и приемники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптические приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение цветных пучков света. Фронтальные лабораторные работы 1. «Измерение фокусного расстояния и оптической силы собирающей линзы». 2. «Получение изображений с помощью линзы». 3. «Наблюдение дисперсии света». ^ Источники и приемники звука. Распространение звука. Скорость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм человека. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук. ^ Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие и движение частиц вещества. Расположение частиц в твердых телах, жидкостях и газах. Молекулярное строение воды, льда и водяного пара. Фронтальная лабораторная работа 4. « Измерение размеров малых тел». ^ Масса. Единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра. Фронтальные лабораторные работы 5. «Измерение массы тела на рычажных весах». 6. «Измерение плотности твердого тела». 7. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». ^ Источники и приемники тепла. Тепловое расширение. Температура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение теплопроводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Фронтальные лабораторные работы 8. «Градуировка комнатного термометра» 9. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». ^ Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двигатели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой машины. Тепловые двигатели и охрана природы. Резервное время (5 ч) 8 класс (68 ч, 2 ч в неделю) ^ Электризация тел. Два вида электричества. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрических зарядов. Проводники и непроводники электричества. Свойства электрических зарядов. Строение атомов. Заряд ядра и число электронов в атоме. Ионы. Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсатор — прибор для накопления и сохранения зарядов. Электрическое поле. Энергия электрического поля. Электрические явления в природе: электрическое поле Земли, грозовая туча, молния. Защита от молнии. ^ Первоначальные сведения об электрическом токе. Условия существования тока в цепи. Действие электрического тока. Преобразование энергии в электрической цепи. Электрический ток в металлических проводниках. Направление электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Амперметр. Последовательное соединение проводников. Работа электрического тока. Электрическое напряжение. Единица напряжения. Вольтметр. Электрическое сопротивление Закон Ома для участка электрической цепи. Единица электрического сопротивления. Резистор. Удельное сопротивление проводника. Реостат. Законы последовательного соединения проводников. Параллельное соединение проводников и его законы. Работа и мощность электрического тока. Электрический счетчик. Тепловое действие тока и его практическое применение. Закон Джоуля — Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Электрическая дуга. Фронтальные лабораторные работы 1. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». 2. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». 3. «Регулирование силы тока реостатом и измерение его сопротивления с помощью амперметра и вольтметра». 4. «Проверка свойства параллельного соединения проводников». 5. «Измерение мощности и работы тока». ^ Полупроводники. Природа электрического тока в полупроводниках. Полупроводниковый диод. Термо- и фоторезисторы. Прохождение тока через жидкости. Прохождение тока через газы. Газовый разряд. Фронтальная лабораторная работа 6. «Исследование свойств полупроводникового диода». ^ Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Энергия магнитного поля. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого провода и катушки с током. Электромагнит и его применение. Действие магнитного поля на проводник и на рамку с током. Устройство электроизмерительных приборов и громкоговорителя. Электродвигатель. Фронтальная лабораторная работа 7. «Намагничивание и размагничивание компасных стрелок». ^ Явление электромагнитной индукции. Индукционный генератор. Переменный ток. Микрофон. Магнитофон. Трансформация переменного тока. Электростанции. Передача электроэнергии на расстояние. Фронтальная лабораторная работа 8. «Исследование явления электромагнитной индукции». ^ Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свет — один из видов электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Оптические спектры излучения и поглощения. Спектральный анализ. 7. Атом (9 ч) Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Способы регистрации заряженных частиц. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Период полураспада. Массовое и зарядовое числа ядра. Поглощение и испускание света атомами. Ядерные реакции. Уравнения ядерных реакций. Ядерная энергетика. Использование ядерной энергии. Ядерный реактор. Преимущества и недостатки АЭС. Действие радиоактивных излучений на человека. Дозиметрия. Резервное время (3 ч) 9 класс (68 ч, 2 ч в неделю) ^ Общие сведения о движении. Система отсчета. Относительность движения. Как изучают движение. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория движения. Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Скорость при неравномерном движении. Ускорение. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности. Период и частота вращения. Фронтальная лабораторная работа 1. «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении». ^ Первый закон Ньютона — закон инерции. Взаимодействие тел. Инертность тела. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона Фронтальная лабораторная работа 2. Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы. ^ Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Перегрузки и невесомость. Фронтальные лабораторные работы 3. «Изучение упругих свойств пружины». 4. «Измерение коэффициента трения скольжения». ^ Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство и движение ракеты. Закон превращения и сохранения энергии в механических системах. Работа силы. Мощность. Взаимосвязь работы и энергии. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон превращения и сохранения механической энергии. Равновесие и потенциальная энергия. Простые механизмы. КПД механизма. Фронтальные лабораторные работы 5. «Определение работы сил тяжести, упругости, трения». 6. «Проверка условия равновесия рычага». ^ Расчет давления внутри покоящейся жидкости. Сообщающиеся сосуды. Манометры. Атмосферное давление. Закон Паскаля и его применение. Насос. Закон Архимеда и его применение. Воздухоплавание. Фронтальная лабораторная работа 7. «Измерение выталкивающей силы». ^ Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. График колебаний. Период колебания маятника. Превращение энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Учет и использование резонанса в технике. Механические волны. Свойства механических волн. ^ 8. «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника». 9. «Измерение массы с помощью пружинного маятника». Резервное время (3 ч) ^ Поурочное планирование в 7—9 классах рассчитано на 68 учебных часов в год. Распределение учебного материала в тематическом планировании соответствует учебным четвертям. В планировании используется сквозная нумерация уроков и указан номер конкретного урока в изучаемой теме. Для каждого урока указана тема, основное содержание учебного материала (ОСУМ), рекомендуемые демонстрации, номера задач и вопросов, домашние задания. В планировании (для каждого класса) отводится резервное время. Звездочкой* выделены дополнительный материал и более сложные задачи, которые помогут глубже изучить суть физических явлений, лучше ознакомиться с техническими устройствами, с историей развития физики и биографиями ученых. Номера задач приведены по «Сборнику задач по физике» В. И. Лукашика и Е. В. Ивановой (М.: Просвещение, 2001). 7 класс (68 ч). Тематический план
ВВЕДЕНИЕ (2 ч) УРОК 1/1. Что изучает физика? Физические явления. Методы изучения физических явлений. Основное содержание учебного материала (далее — ОСУМ). Понятие о содержании физической науки. Физические явления. Основные методы изучения физики — наблюдения и опыты. Этапы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотезы, опытная проверка. Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу с «мертвой петлей», колебания маятников, звуковые колебания камертона и струны, притяжение и отталкивание наэлектризованных тел, разряд электрофорной машины, нагревание спирали электрическим током, действие магнита и электромагнита на железные и другие тела, отражение и преломление света и т. п. Опыты по рис. 1, 2 учебника — влияние окружающего воздуха на процесс вытекания воды из сосуда. Домашнее задание. Введение, с. 3—4. Подготовить сообщения о жизни и деятельности ученых-физиков.* УРОК 2/2. Физика — основа техники. Физика и физики. ОСУМ. Взаимосвязь развития физической науки и научно-технического прогресса. Роль физики в развитии главных направлений техники: энергетики, механизации и автоматизации производства, электронно-вычислительной техники, получения материалов с заданными свойствами. Выдающиеся физики (М. В. Ломоносов, И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Максвелл, Г. Герц, А. Эйнштейн). Домашнее задание. Введение, с. 5—6. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВЕТЕ (16 ч) УРОК 3/1. Источники и приемники света. ОСУМ. Оптические явления. Свет — важнейший фактор жизни на Земле. Естественные и искусственные источники света. Приемники света. Действие света на вещество. Скорость света. Демонстрации. Источники света. Приемники света. Домашнее задание. § 1; задания 1—4; задачи № 1484, 1488, 1492. УРОК 4/2. Распространение света. ОСУМ. Понятие луча и пучка света. Независимость распространения световых пучков. Прямолинейное распространение света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затмения как примеры образования тени и полутени. Демонстрации. Получение тени от точечного источника света. Образование тени и полутени от неточечного источника света и двух точечных источников разного цвета. Домашнее задание. § 2, 3*; задания 1—3 (с. 13), 1—2 (с. 14); задачи № 1503, 1506. Подготовить сообщения о лунных и солнечных затмениях.* УРОК 5/3. Отражение света. ОСУМ. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Применение плоского зеркала: солнечный концентратор, перископ, калейдоскоп. Зеркальное и рассеянное отражение света. Демонстрации. Опыты с оптическим диском по отражению света. Передача изображения по световоду. Опыты по рис. 22— 24 учебника. Домашнее задание. § 4; задания 1—6; задачи № 1551, 1556, 1558. УРОК 6/4. Решение задач. ОСУМ. Решение задач типа: 1). Два ученика стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Начертите ход лучей, объясняющих, почему один из учеников видит другого. 2). Человек стоит перед зеркалом, лежащим на столе. Начертите ход лучей от двух тел, которые видны в зеркале человеку. 3). От зеркала, лежащего на столе, на потолке комнаты появился солнечный зайчик. Начертите ход лучей, объясняющих его появление. В какую сторону переместится зайчик, если солнце на небе поднимется выше? опустится ниже? Лабораторная работа проводится по книге: Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7—11 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др. — М., Просвещение, 1996. С. 180. Домашнее задание. Задачи № 1501, 1502, 1506, 1507, 1542, 1545, 1547. УРОК 7/5. Сферические зеркала.* ОСУМ. Сферические зеркала и их свойства. Вогнутое и выпуклое зеркала. Главная оптическая ось, фокусное расстояние сферического зеркала. Построение изображения предмета в сферических зеркалах. Применение сферических зеркал в технике. Демонстрации. Вогнутое и выпуклое зеркала. Опыты по рисункам к § 5. Ход основных лучей, используемых при построении изображений в сферических зеркалах. Домашнее задание. § 5*; задания 1—4. УРОК 8/6. Преломление света. ОСУМ. Оптические явления на границе двух сред. Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. Закономерности преломления света. Связь преломления с изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую. Демонстрации. Отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Опыты по рис. к § 6. Домашнее задание. § 6; задания 1, 2; задачи № 1561, 1571, 1579. УРОК 9/7. Линзы. |
![]() | Решением педагогического совета | ![]() | Решением педагогического совета Советом Лицея Цели и задачи |
![]() | Решением педагогического совета Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснощельская средняя общеобразовательная школа | ![]() | Решением педагогического совета Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа |
![]() | Решением педагогического совета Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 Талдомского муниципального района Московской области | ![]() | Решением педагогического совета Содержание основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №23 |
![]() | Решением педагогического совета Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ![]() | Решением педагогического совета Директор школы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Сыктывкара (моу «сош №28») |
![]() | Решением приказ №147-од педагогического совета от «27» 05 2011 Косолапова Е. Н н., учитель начальных классов Белов А. Е., педагог организатор обж | ![]() | Решением Педагогического совета школы Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |