Решением педагогического совета




НазваниеРешением педагогического совета
страница1/8
Дата публикации26.06.2013
Размер0,99 Mb.
ТипРешение
pochit.ru > Физика > Решение
  1   2   3   4   5   6   7   8
Отдел образования Ловозерского района Мурманской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснощельская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

решением педагогического совета

протокол№_______________

от «____»______________20___г.

Приказ №____ от «___»_________20___г.

Директор:______________ Д.А. Терентьева

Рабочие программы

ФИЗИКА

7-11 классы

программы разработаны на основе авторских программ (авторов Н.М.Шахмаева, Л.Э.Генденштейна)




Программы разработала Е.В.Артиева







2010 год



Программы рассмотрены на заседании МО ЕМЦ МОУ КСОШ

Протокол №_______от «__»_____________20___г.

Руководитель МО______________Д.Р.Халиуллин
Согласовано

«___»______________20___г.

Зам.директора МОУ КСОШ ______________Т.А.Артиева
7-9 классы

Пояснительная записка

Курс физики должен знакомить учащихся с физическими явлениями. Курс физики в 7—9 классах готовит учащихся как к продолжению образования в общеобразовательных и профиль­ных классах старшей школы, так и к обучению в профессионально-технических и средних специальных учебных заведениях.

В 7 классе изучаются сведения о свете, звуке, теплоте, т. е. то, что воспринимается органами чувств человека, что он видит, слы­шит и ощущает. Такой подход к структурированию курса физики будет содействовать развитию познавательных интересов, интел­лектуальных и творческих способностей учащихся, предоставит им возможность пользоваться разнообразным физическим оборудова­нием, приучит их описывать и обобщать результаты наблюдений, используя при этом простые измерительные приборы. Преимуще­ства данной структуры курса физики заключаются в активизации собственного жизненного опыта школьников, в сокращении вы­числений, которые в 7 классе вызывают определенные трудности.

Ознакомление с разнообразными явлениями, со строением ве­щества и с наиболее значимыми физическими понятиями упро­стит обучение школьников научному подходу к изучению приро­ды, которому в настоящее время уделяется повышенное внимание.

В 8 классе рассматриваются вопросы электродинамики и атом­ной физики, а в 9 классе все учебное время посвящено изучению механики. Такая структура курса соответствует возрастным осо­бенностям восприятия школьниками учебного материала.

В программу включены отдельные вопросы, выходящие за рамки обязательного минимума содержания, но способствующие развитию интереса к физике. Эти вопросы выделены курсивом и не являются обязательными для преподавания.

7 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

1. Введение (2 ч)

Физические явления. Методы изучения физических явлений. Физика — основа техники.

^ 2. Первоначальные сведения о свете (16 ч)

Источники и приемники света. Прямолинейное распространение света. Скорость света. Тень и полутень. Затмения Солнца и Луны. Законы отражения. Плоское зеркало. Изображение в плоском зеркале. Сферические зеркала. Применение выпуклых сферических зеркал в технике. Законы преломления. Линзы. Оптиче­ские приборы. Фотоаппарат. Лупа. Театральный бинокль. Глаз и зрение. Очки. Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложе­ние цветных пучков света. Фронтальные лабораторные работы

1. «Измерение фокусного расстояния и оптической силы соби­рающей линзы».

2. «Получение изображений с помощью линзы».

3. «Наблюдение дисперсии света».

^ 3. Первоначальные сведения о звуке (6 ч)

Источники и приемники звука. Распространение звука. Ско­рость распространения звука. Звуковые волны. Громкость звука. Высота тона. Тембр звука. Действие звуков на организм чело­века. Отражение звука. Законы отражения. Эхо. Музыкальные звуки. Приборы и приспособления, служащие для усиления звука. Ультразвук.

^ 4. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Дискретное строение вещества. Молекулы. Непрерывное и хаотическое движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие и движение частиц вещества. Распо­ложение частиц в твердых телах, жидкостях и газах. Молеку­лярное строение воды, льда и водяного пара. Фронтальная лабораторная работа 4. « Измерение размеров малых тел».
^ 5. Физические величины (13 ч)

Масса. Единица массы. Плотность. Сила. Единица силы. Динамометр. Сила тяжести. Давление. Единица давления. Работа. Единица работы. Мощность. Единица мощности. Энер­гия. Потенциальная и кинетическая энергия. Энергия рек и ветра.

Фронтальные лабораторные работы

5. «Измерение массы тела на рычажных весах».

6. «Измерение плотности твердого тела».

7. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».
^ 6. Тепловые явления (15 ч)

Источники и приемники тепла. Тепловое расширение. Темпе­ратура. Термометр. Медицинский термометр. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. Внутренняя энер­гия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излуче­ние. Термос. Теплоизоляция и отопление домов. Сравнение тепло­проводности различных материалов. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохране­ния энергии в тепловых процессах. Испарение и конденсация. Кипение. Зависимость температу­ры кипения от давления. Влажность воздуха. Плавление и кри­сталлизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания.

Фронтальные лабораторные работы

8. «Градуировка комнатного термометра»

9. «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры».

^ 7. Тепловые двигатели (5 ч)

Устройство и принцип работы реактивного двигателя. Двига­тели внутреннего сгорания. Паровая турбина. КПД тепловой ма­шины. Тепловые двигатели и охрана природы.

Резервное время (5 ч)
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

^ 1. Электрические заряды. Электрическое поле (9 ч)

Электризация тел. Два вида электричества. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрических зарядов. Проводники и непроводники электричества. Свойства электри­ческих зарядов. Строение атомов. Заряд ядра и число электронов в атоме. Ионы. Модель свободных электронов. Закон сохранения электрического заряда. Конденсатор — прибор для накопления и сохранения зарядов. Электрическое поле. Энергия электрического поля. Электрические явления в природе: электрическое поле Земли, грозовая туча, молния. Защита от молнии.

^ 2. Электрический ток. Электрическая цепь (22 ч)

Первоначальные сведения об электрическом токе. Условия существования тока в цепи. Действие электрического тока. Пре­образование энергии в электрической цепи. Электрический ток в металлических проводниках. Направле­ние электрического тока. Сила тока. Единицы силы тока. Ампер­метр. Последовательное соединение проводников. Работа электрического тока. Электрическое напряжение. Единица напряжения. Вольтметр. Электрическое сопротивление

Закон Ома для участка электрической цепи. Единица элек­трического сопротивления. Резистор. Удельное сопротивление проводника. Реостат. Законы последовательного соединения проводников. Парал­лельное соединение проводников и его законы. Работа и мощность электрического тока. Электрический счетчик. Тепловое действие тока и его практическое применение. За­кон Джоуля — Ленца. Электронагревательные приборы. Лампа накаливания. Электрическая дуга.

Фронтальные лабораторные работы

1. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».

2. «Измерение напряжения на различных участках электри­ческой цепи».

3. «Регулирование силы тока реостатом и измерение его со­противления с помощью амперметра и вольтметра».

4. «Проверка свойства параллельного соединения проводников».

5. «Измерение мощности и работы тока».

^ 3. Электрический ток в средах (6 ч)

Полупроводники. Природа электрического тока в полупро­водниках. Полупроводниковый диод. Термо- и фоторезисторы. Прохождение тока через жидкости. Прохождение тока через газы. Газовый разряд. Фронтальная лабораторная работа 6. «Исследование свойств полупроводникового диода».

^ 4. Магнитное поле (8 ч)

Свойства постоянных магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле Земли. Энергия магнитного поля. Опыт Эрстеда. Магнитное поле прямого провода и катушки с током. Электромагнит и его применение. Действие магнитного поля на проводник и на рамку с током. Устройство электроиз­мерительных приборов и громкоговорителя. Электродвигатель.

Фронтальная лабораторная работа 7. «Намагничивание и размагничивание компасных стрелок».

^ 5. Электромагнитная индукция (6 ч)

Явление электромагнитной индукции. Индукционный гене­ратор. Переменный ток.

Микрофон. Магнитофон. Трансформация переменного тока. Электростанции. Передача электроэнергии на расстояние.

Фронтальная лабораторная работа 8. «Исследование явления электромагнитной индукции».

^ 6. Электромагнитные волны (5 ч)

Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Свет — один из видов электромагнитных волн. Принцип радиосвязи. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Оптические спектры излучения и поглоще­ния. Спектральный анализ.

7. Атом (9 ч)

Радиоактивность. Состав радиоактивного излучения. Способы регистрации заряженных частиц. Опыт Резерфорда. Планетар­ная модель атома. Состав атомных ядер. Ядерные силы. Период полураспада. Массовое и зарядовое числа ядра. Поглощение и испускание света атомами. Ядерные реакции. Уравнения ядерных реакций. Ядерная энергетика. Использование ядерной энергии. Ядерный реактор. Преимущества и недостатки АЭС. Действие радиоактивных из­лучений на человека. Дозиметрия.

Резервное время (3 ч)

9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)

^ 1. Основы кинематики (16 ч)

Общие сведения о движении. Система отсчета. Относитель­ность движения. Как изучают движение. Материальная точка. Поступательное движение. Траектория движения. Путь и перемещение. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномер­ного прямолинейного движения. Графическое представление движения. Неравномерное прямолинейное движение. Скорость при не­равномерном движении. Ускорение. Равноускоренное движение. Скорость и перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение тел. Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности. Период и частота вращения.

Фронтальная лабораторная работа

1. «Измерение ускорения тела при равноускоренном движении».

^ 2. Законы движения (7 ч)

Первый закон Ньютона — закон инерции. Взаимодействие тел. Инертность тела. Масса тела. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона

Фронтальная лабораторная работа

2. Установление зависимости силы тяжести, действующей на тело, от его массы.

^ 3. Силы в механике (9 ч)

Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. Искусственные спутники Земли. Вес тела. Перегрузки и невесомость.

Фронтальные лабораторные работы

3. «Изучение упругих свойств пружины».

4. «Измерение коэффициента трения скольжения».

^ 4. Законы сохранения в механике (15 ч)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Устройство и движение ракеты. Закон превращения и сохранения энергии в механических системах. Работа силы. Мощность. Взаимосвязь работы и энергии. Ки­нетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон превраще­ния и сохранения механической энергии. Равновесие и потенци­альная энергия. Простые механизмы. КПД механизма. Фронтальные лабораторные работы

5. «Определение работы сил тяжести, упругости, трения».

6. «Проверка условия равновесия рычага».

^ 5. Гидро- и аэростатика (7 ч)

Расчет давления внутри покоящейся жидкости. Сообщаю­щиеся сосуды. Манометры. Атмосферное давление. Закон Паска­ля и его применение. Насос. Закон Архимеда и его применение. Воздухоплавание. Фронтальная лабораторная работа 7. «Измерение выталкивающей силы».

^ 6. Механические колебания и волны (11ч)

Свободные колебания. Амплитуда, период, частота колеба­ний. График колебаний. Период колебания маятника. Превраще­ние энергии при колебаниях. Вынужденные колебания. Явление резонанса. Учет и использование резонанса в технике. Механические волны. Свойства механических волн.

^ Фронтальные лабораторные работы

8. «Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного маятника».

9. «Измерение массы с помощью пружинного маятника».

Резервное время (3 ч)

^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Поурочное планирование в 7—9 классах рассчитано на 68 учебных часов в год.

Распределение учебного материала в тематическом планировании соответствует учебным четвертям.

В планировании используется сквозная нумерация уроков и указан номер конкретного урока в изучаемой теме.

Для каждого урока указана тема, основное содержание учеб­ного материала (ОСУМ), рекомендуемые демонстрации, номера задач и вопросов, домашние задания.

В планировании (для каждого класса) отводится резервное время.

Звездочкой* выделены дополнительный материал и более сложные задачи, которые помогут глубже изучить суть физических явлений, лучше ознакомиться с техническими устройствами, с историей развития физики и биографиями ученых.

Номера задач приведены по «Сборнику задач по физике» В. И. Лукашика и Е. В. Ивановой (М.: Просвещение, 2001).

7 класс (68 ч). Тематический план


Тема

Число часов

№ лаб. работы

Введение

2



Первоначальные сведения о свете

16

1,2,3,

Первоначальные сведения о звуке

6



Первоначальные сведения о строении вещества

6

4

Физические величины

13

5,6,7

Тепловые явления

16

8,9

Тепловые двигатели

4



Резервное время

5




ВВЕДЕНИЕ (2 ч)

УРОК 1/1. Что изучает физика? Физические явления. Методы изучения физических явлений.

Основное содержание учебного материала (далее — ОСУМ). Понятие о содержании физической науки. Физические явления.

Основные методы изучения физики — наблюдения и опыты. Эта­пы изучения физических явлений: наблюдение, эксперимент, выдвижение гипотезы, опытная проверка.

Демонстрации. Примеры физических явлений: скатывание шарика по желобу с «мертвой петлей», колебания маятников, звуковые колебания камертона и струны, притяжение и оттал­кивание наэлектризованных тел, разряд электрофорной маши­ны, нагревание спирали электрическим током, действие магнита и электромагнита на железные и другие тела, отражение и пре­ломление света и т. п. Опыты по рис. 1, 2 учебника — влияние окружающего воздуха на процесс вытекания воды из сосуда.

Домашнее задание. Введение, с. 3—4. Подготовить сообще­ния о жизни и деятельности ученых-физиков.*

УРОК 2/2. Физика — основа техники. Физика и физики.

ОСУМ. Взаимосвязь развития физической науки и научно-технического прогресса. Роль физики в развитии главных на­правлений техники: энергетики, механизации и автоматизации производства, электронно-вычислительной техники, получе­ния материалов с заданными свойствами. Выдающиеся физики (М. В. Ломоносов, И. Ньютон, М. Фарадей, Д. Максвелл, Г. Герц, А. Эйнштейн).

Домашнее задание. Введение, с. 5—6.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВЕТЕ (16 ч)

УРОК 3/1. Источники и приемники света.

ОСУМ. Оптические явления. Свет — важнейший фактор жиз­ни на Земле. Естественные и искусственные источники света. Приемники света. Действие света на вещество. Скорость света.

Демонстрации. Источники света. Приемники света.

Домашнее задание. § 1; задания 1—4; задачи № 1484, 1488, 1492.

УРОК 4/2. Распространение света.

ОСУМ. Понятие луча и пучка света. Независимость распро­странения световых пучков. Прямолинейное распространение света. Образование тени и полутени. Солнечное и лунное затме­ния как примеры образования тени и полутени.

Демонстрации. Получение тени от точечного источника све­та. Образование тени и полутени от неточечного источника света и двух точечных источников разного цвета.

Домашнее задание. § 2, 3*; задания 1—3 (с. 13), 1—2 (с. 14); задачи № 1503, 1506. Подготовить сообщения о лунных и сол­нечных затмениях.*

УРОК 5/3. Отражение света.

ОСУМ. Отражение света. Законы отражения света. Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Мнимое изображение предмета. Применение плоского зеркала: солнеч­ный концентратор, перископ, калейдоскоп. Зеркальное и рассе­янное отражение света.

Демонстрации. Опыты с оптическим диском по отражению света. Передача изображения по световоду. Опыты по рис. 22— 24 учебника.

Домашнее задание. § 4; задания 1—6; задачи № 1551, 1556, 1558.

УРОК 6/4. Решение задач.

ОСУМ. Решение задач типа: 1). Два ученика стоят лицом друг к другу на расстоянии 3 м. Начертите ход лучей, объяс­няющих, почему один из учеников видит другого. 2). Человек стоит перед зеркалом, лежащим на столе. Начертите ход лучей от двух тел, которые видны в зеркале человеку. 3). От зеркала, лежащего на столе, на потолке комнаты появился солнечный зайчик. Начертите ход лучей, объясняющих его появление. В какую сторону переместится зайчик, если солнце на небе под­нимется выше? опустится ниже?

Лабораторная работа проводится по книге: Фронтальные ла­бораторные занятия по физике в 7—11 классах общеобразова­тельных учреждений: Кн. для учителя / В. А. Буров, Ю. И. Дик, Б. С. Зворыкин и др. — М., Просвещение, 1996. С. 180.

Домашнее задание. Задачи № 1501, 1502, 1506, 1507, 1542, 1545, 1547.

УРОК 7/5. Сферические зеркала.*

ОСУМ. Сферические зеркала и их свойства. Вогнутое и вы­пуклое зеркала. Главная оптическая ось, фокусное расстояние сферического зеркала. Построение изображения предмета в сферических зеркалах. Применение сферических зеркал в тех­нике.

Демонстрации. Вогнутое и выпуклое зеркала. Опыты по ри­сункам к § 5. Ход основных лучей, используемых при построе­нии изображений в сферических зеркалах.

Домашнее задание. § 5*; задания 1—4.

УРОК 8/6. Преломление света.

ОСУМ. Оптические явления на границе двух сред. Явление преломления света. Угол падения и угол преломления луча. За­кономерности преломления света. Связь преломления с изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.

Демонстрации. Отражение и преломление света на границе раздела двух сред. Опыты по рис. к § 6.

Домашнее задание. § 6; задания 1, 2; задачи № 1561, 1571, 1579.

УРОК 9/7. Линзы.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета

Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета Советом Лицея
Цели и задачи
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета
Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснощельская средняя общеобразовательная школа
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета
Запрудненской средней общеобразовательной школы №2 Талдомского муниципального района Московской области
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета
Содержание основной образовательной программы начального общего образования мбоу сош №23
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
Решением педагогического совета iconРешением педагогического совета Директор школы
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» г. Сыктывкара (моу «сош №28»)
Решением педагогического совета iconРешением приказ №147-од педагогического совета от «27» 05 2011
Косолапова Е. Н н., учитель начальных классов Белов А. Е., педагог организатор обж
Решением педагогического совета iconРешением Педагогического совета школы
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница