Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции»




Скачать 56,36 Kb.
НазваниеУрока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции»
Дата публикации21.06.2013
Размер56,36 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Физика > Урок
Урок физики

«Получение переменного электрического тока».

Урок разработан и проведен Тушкановым Ю.А. – учителем физики МОУ школы №10 г.о. Тольятти

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 9Б класс

Цели урока:

  1. Обучающая

    1. Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции».

    2. Изучение устройства и принципа действия генератора переменного тока и его применения.

  2. Развивающая

Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе наблюдений и демонстрации эксперимента.

  1. Воспитательная

  1. Воспитание интереса к предмету, вооружение учащихся научными методами познания, позволяющими получить объективные знания об окружающем мире.

  2. Воспитание ответственного отношения к природе, как социальной черты личности.

План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление знаний учащихся.

  5. Подведение итогов урока.

  6. Домашнее задание.


Оборудование

  1. Источник тока (ВС – 24М);

  2. Демонстрационный разборный трансформатор;

  3. Ключ, гальванометр, электронный осциллограф, лампочки (220В, 40Вт; 3,5В, 0,2А)

  4. Плакаты.

  5. Компьютер и проектор.


Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Приветствие.

  2. Дежурный отмечает отсутствующих.

  3. Знакомство учащихся с темой и целями урока.




  1. Проверка домашнего задания.

1. Какую задачу в 1821 году поставил перед собой учёный М. Фарадей?

2. Как он решил эту задачу? (Ученик демонстрирует опыты)

3. Сделать вывод: при каком условии во всех опытах в катушке, замкнутой на гальванометр, возникал индукционный ток?

4. В чём заключается явление электромагнитной индукции?

5. В чём практическая важность открытия явления электромагнитной индукции?

6. Назовите фамилии отечественных учёных, внесших большой вклад в разработку и создание генераторов электрической энергии?

7. Разбор домашней задачи. Учебник «Физика», 9 кл. А.В. Перышкин, Е.М. Гутник. Упр. 39(2), стр. 164.

Задача

Проволочное кольцо помещено в однородное магнитное поле (рис. 1).

С
^ Рис. 1
трелочки, изображенные рядом с кольцом, показывают, что в случаях а и б кольцо движется прямолинейно вдоль линий ин­дукции магнитного поля, а в случаях в, г и д - вращается вокруг оси 00'. В каких из этих случаев в кольце может возникнуть индукцион­ный ток?

Ответ:

Индукционный ток в кольце возникает только в случае г), так как только в этом случае изменяется магнитный поток, пронизывающий контур кольца.


  1. ^ Изучение нового материала.

    1. Учитель демонстрирует опыт Фарадея, акцентируя внимание на том, что модуль и направление индукционного тока периодически меняется.

Электрический ток, периодически меняющийся со временем по модулю и направлению, называется переменным током.




    1. Демонстрация опыта.

Н
Рис. 2

Рис. 3
аблюдая опыт по осциллограмме напряжения, ученики должны подойти к выводу: сила тока (напряжение) в осветительной сети меняется со временем по гармоническому закону (то есть по закону синуса или косинуса). Учитель дополняет вывод информацией, что стандартная частота тока, применяемая в осветительной сети и промышленности России и большинства стран мира, равна 50Гц.

    1. Учитель демонстрирует модель генератора переменного тока (вращение проволочной рамки в магнитном поле). (Приложение 1)

Учитель заостряет внимание учащихся на том, что в генераторе происходит превращение механической энергии в электрическую.


Рис. 4

4.Объяснение по плакату устройства современного электромеханического индукционного генератора и назначения его основных элементов.



^ Рис. 5


Вопрос к классу: каким образом приводится во вращение ротор генератора на гидроэлектростанции, на тепловой электростанции?

Обсуждаются и уточняются ответы учащихся.

^ Добиться ответа:

На гидроэлектростанциях – потоком падающей воды;

На тепловых – паром высокого давления и температуры.

5. Учитель демонстрирует действующую модель электростанции.

^ Содержание демонстрационного опыта:

Соединяем шкив водяной турбины с помощью резинового ремня со шкивом генератора. Генератор замыкаем на низковольтовую лампочку 3,5В. Подаём воду из водопроводного крана в турбину. Вращение турбины передаётся генератору. Наблюдаем свечение лампочки. (Приложение 2)

^ Ученики должны подойти к выводу: что механическая энергия воды (пара) превращается в механическую энергию ротора, которая в свою очередь превращается в электрическую энергию!

6. На экран проецируются фотографии промышленных предприятий.

Классу предложено узнать объекты, где они находятся и их назначение. (Приложение 3)

Дети узнали ТЭЦ ВАЗа и ТольяттинскуюТЭЦ, Волжскую гидроэлектростанцию им. В.И. Ленина.


  1. Закрепление знаний, полученных на уроке.

1) Вопросы:

      1. Какой электрической ток называется переменным? С по­мощью какого простого опыта его можно получить?

      2. Где используют переменный электрический ток?

      3. На каком явлении основано действие наиболее распростра­ненных в настоящее время генераторов переменного тока?

      4. Расскажите об устройстве и принципе действия промыш­ленного генератора.

      5. Чем приводится во вращение ротор генератора на тепловой электростанции? на гидроэлектростанции?

      6. Какова стандартная частота промышленного тока, приме­няемого в России и многих других странах?


^ 2) Решение задачи:

Волжская ГЭС им. В.И. Ленина построена в 1950-1957 г.г., имеет напор 30м (разность высот между верхним и нижним течением), и электрическую мощность 2300 МВт.

    1. Рассчитать запас потенциальной энергии каждого кубического метра воды в плотине.

    2. Оценить ежесекундный расход воды.


Дано: Решение:

V
1) Ep = m·g·h m = ρ·V Ep = ρ·V·g·h ≈ 300 ·103 Дж
2) P = W = n·Ep

- количество кубометров ежесекундно падающих с плотины
=

Ответ: Ep = 300 кДж,

= 1 м3

ρ = 103 кг/м3

P
Ep - ? n = = ?
= 2,3 ·109 Вт




  1. Подведение итогов.

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки ученикам, комментируя каждый ответ и оценку.

  1. Домашнее задание:

Основной материал § 50. Упр. 40(2), стр. 168.

Дополнительный материал: подготовить сообщения по теме «Тепловые станции Тольятти» и «Экологические проблемы, связанные с работой тепловых и гидроэлектростанций».


Приложение 1



Приложение 2



Приложение 3





ТЭЦ ВАЗа и Тольяттинская ТЭЦ.


Волжская гидроэлектростанция им. В.И. Ленина.


Похожие:

Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconЯвление электромагнитной индукции Класс: 9 Цели урока
В ходе урока мы познакомимся с новым явлением, послушаем сообщение об ученом, который его открыл, проделаем опыты, демонстрирующие...
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconЛекция 11 явление электромагнитной индукции
Опыты Фарадея. Основной закон эми. Правило Ленца. Объяснение эми гельмгольцем и Максвеллом. Э. д с индукции. Токи Фуко. Индуктивность....
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconШтейн Б. М. Взаимосвязь изучения электромагнитной индукции и электромагнитного поля
При изучении электромагнитной индукции учащиеся впервые сталкиваются с электромагнитным полем. До этого они уже встречались с физическими...
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconУрок «Явление электромагнитной индукции»
Фарадея, показать, что индукционный ток появляется при изменении магнитного потока, пронизывающего контур
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconРазработка урока физики в 10 классе по теме: «Закон электромагнитной индукции»
Кодина Татьяна Анатольевна, учитель физики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24...
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconНа уроке применяются цоры из главы X «Явление электромагнитной индукции»
Физика 11 класс. Республиканский семинар «Информатизация образовательного процесса и процесса управления образовательным учреждением»....
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconУрок контроля знаний по теме: «Россия XIV xvi вв.»
Цель урока: провести контроль знаний учащихся и закрепление основных понятий и терминов, исторических дат, имён и событий
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconЧто называют явлением электромагнитной индукции?
Причина возникновения эдс индукции: а в неподвижных проводниках б в движущихся проводниках
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconЯвление электромагнитной индукции при изучении электромагнитных волн
Поэтому, прежде всего мы должны выяснить в чем сходство и в чем отличие механических и электромагнитных колебаний и волн
Урока: Обучающая Закрепление знаний по теме «Явление электромагнитной индукции» iconКонспект урока по теме: London
Грамматическая разминка. (Закрепление знаний об употреблении артиклей с географическими названиями )
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница