Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»




Скачать 193,57 Kb.
НазваниеКонспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»
Дата публикации15.11.2013
Размер193,57 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Физика > Урок
Павлова Юлия Евгеньевна,

учитель физики

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н. Н. Колокольцова»
Обобщающий урок по физике: «Виды сил».

Конспект урока по физике в 7 классе

Цель урока:

  • Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»;

  • Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту;

  • Прививать интерес к чтению дополнительной литературы;

  • Формировать умение работать в соревновательном режиме.

Задачи урока:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;

Образовательная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе;

Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

Оборудование: железная и деревянная линейка, набор грузов, пружина, мячик, штатив, резиновый шнур; мультимедийная презентация.

Методы обучения: методы стимулирования учебной деятельности учащихся; наглядные методы; словесные методы; практические методы обучения; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; частично-поисковый; объяснительный.

Формы учебной деятельности на уроке: комбинированный обобщающий урок.

План урока:

  1. Постановка задачи урока. Организационный момент;

  2. Актуализация знаний, кроссворд.

  3. Обобщение и закрепление материала по теме «Виды сил»;

  4. Подведение итогов.

  5. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент: Учитель объявляет тему и цель урока.<слайд 1>

Учитель: Сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова:

«Вся сила - в знаниях!»

2. Актуализация знаний: Разгадываем кроссворд.

<приложение 1>, <слайд 2-12>

3. Обобщение и закрепление материала по теме «Виды сил»

Учитель: О каких силах идёт речь?

Совершенно непонятно,

Почему вода течёт

Сверху вниз, а не обратно –

Так, а не наоборот <Рисунок1>, <слайд 13>

^ Ученик: сила тяжести

Учитель: Какую силу называют силой тяжести? <слайд 14>

Ученик: Силу притяжения к земле, называют силой тяжести.

Учитель: Чему равно ускорение свободного падения вблизи поверхности Земли?

^ Ученик: Ускорение свободного падения вблизи поверхности земли равно g=9,8 Н/кг.

Учитель: Как приложена и куда направлена сила тяжести? Изобразите рисунке.

^ Ученик: Сила тяжести приложена к центру тяжести тела и направлена отвесно вниз.

Задача: Барон Мюнхаузен, герой известного произведения Э. Распе, привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. Объясните с точки зрения физики невозможность такого передвижения. <слайд 15>

Ученик: Это невозможно, так как этому препятствовала бы сила притяжения к Луне.

^ Задача: Цапля и буйвол (филиппинская сказка)

Цапля и буйвол решили посоревноваться, кто из них выпьет больше воды. Буйвол долго пил, а когда напился, тут же и уснул.

«Прошел час, второй, третий… Лишь через четыре часа проснулся буйвол. А цапля между тем приметила, что в реке-то начался отлив!

-Н-нуу-у? Те-е-перь твоя оч-че-е-редь, цапля, - с трудом проговорил буйвол.

Опустила хитрая птица свой длинный клюв в воду – вроде пьет. Долго-долго стояла она так в реке.

- Смотри! Река мелеет! Воды становится все меньше! – закричали звери и птицы, собравшиеся к берегу.

Так цапля оказалась победителем, а буйвол побежденным. »

Какая сила вызывает приливы и отливы, объясните это явление?

Ученик: Сила тяжести .Приливы и отливы образуются в результате притяжения тел к Луне, так как Луна ближайшее к Земле крупное космическое тело, которое оказывает значительное влияние на тела, находящиеся на Земле.

Задача: Определите силу тяжести, действующую на Бабу Ягу, если масса её ступы 10 кг и метёлки 1 кг, а масса бабы яги равна 49 кг?

Ученик:

Дано: Решение:

m1=10кг Fтяж=mg

m2=1кг m=m1+ m2+ m3

m3=49кг m=10кг+1кг+49кг=60кг

g=9,8 Н/кг Fтяж=60кг∙10Н/кг=600Н

Ответ: Сила тяжести, действующая на бабу ягу 600Н.

Fтяж=?
<Рисунок2>, <слайд 16-17>
Учитель: Какая сила не даёт выпасть забитому в стену гвоздю, даже если на него повесить что-нибудь тяжёлое? <слайд 18>

^ Ученик: сила трения

Учитель: Скажите, пожалуйста, когда возникает сила трения и каким фактором обусловлена? <слайд 19>

Ученик: Это сила, возникающая в месте соприкосновения тел и препятствующая их относительному движению.

Учитель: Каковы причины возникновения силы трения?

^ Ученик: Шероховатость поверхностей, соприкасающихся тел, межмолекулярное притяжение, действующее в местах контакта трущихся тел.

Учитель: Какие виды трения существуют? <слайд 20>

Ученик: Трение покоя, трение скольжения, трение качения.

Учитель: Каким способом можно увеличить силу трения и приведите примеры. Когда это необходимо.

^ Ученик: Силу трения можно увеличить, увеличив, шероховатость поверхности, по которой движется тело (посыпание льда песком).

Учитель: Каким способом можно уменьшить трение?

^ Ученик: Введение между трущимися поверхностями смазки, использование шариковых и роликовых подшипников, применение воздушной подушки.

Задача: Скатившись с горы Емеля на печи едет по горизонтальному участку дороги.. Скажите пожалуйста, одинаковый ли путь до полной остановки проедет печь, если он будет ехать по рыхлому снегу или по скользкому льду?

Ученик: Если Емеля будет ехать по льду, тормозной путь будет больше, так как сила трения, действующая на него, будет меньше, чем в случае если он будет скатываться по рыхлому снегу.

<Рисунок3>, <слайд 21>

Объясните пословицы:

  • Плуг от работы блестит;

  • Лыжи скользят по погоде;

  • Угря в руках не удержишь;

  • Не подмажешь не поедешь;

  • Что кругло легко катится; <слайд 22>


Учитель:На хорошем велосипеде никакие кочки не страшны. Почему?

Ученик: сила упругости смягчает удары <слайд 23>

Учитель: Какую силу называют силой упругости? <Рисунок4>, <слайд 24>

Ученик: Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

Учитель: сформулировать и записать закон Гука?

^ Ученик: Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела. : Fупр = k Δl

Учитель: Что называют деформацией тела?

Ученик: Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Учитель: Какие виды деформации вы знаете? <слайд 25>

Ученик: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение.

Задача: Под действием силы пружина удлинилась на 10 см, жесткость пружины 10Н/м. Найдите силу упругости <слайд 26>

Дано : СИ Решение:

k = 10 Н/м Fупр =k ∆l

l=10см 0,1 м Fупр =10 Н/м · 0,1м =1 Н



F=? Ответ: Fупр = 1Н

Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг каждый. Чем вы можете объяснить разную величину деформации пружины? <Рисунок5>, <слайд 27>

Ученик: Жесткость пружин разная при действии одинаковой силы, у первой пружины жесткость меньше, так как удлинение пружины больше, а последняя пружина более жесткая.

Задача: На трех пружинах висят шарики, массой по 1 кг, 2кг и 3 кг. Чем вы можете объяснить, что под действием разных грузов пружины деформировались одинаково?

Ученик: Пружины деформировались одинаково, так как жесткость каждой пружины разная. У первой пружины жесткость меньше, так как на неё действует меньшая сила. <Рисунок6>
Учитель:

… Лебедь рвется в облака,

рак пятится назад,

а щука тянет в воду.

Басня утверждает, что «воз и ныне там», как называется сила, не дающая сдвинуть воз, и чему она равна. <Рисунок7>, <слайд 28>

^ Ученик: Равнодействующая сил, она равна нулю.

Учитель: Какую силу называют равнодействующей?

Ученик: Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.

Задача: Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка – до 100 Н, внучка – до 50 Н, Жучка – до 30 Н, кошка – до 10 Н и мышка – до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? <Рисунок8>, <слайд 29, 30>




Дано: Решение:

Fд=600Н R= Fд +Fб +FвFж +Fк +Fм

Fб=100Н R=600Н+100Н+50Н+30Н+10Н+2Н=792Н.

Fв=50Н

Fж=30Н

Fк=10Н Ответ: Без помощи мышки репку бы не вытащили.

Fм=2Н

R=?

Выполнить задания:

  • Сопоставьте величину и формулу <слайд 31>

  • Сопоставьте величину и рисунок <Приложение2>, <слайд 32>

4.Подведение итогов урока. Выставление отметок. <Приложение3>, <слайд 33>

5.Домашнее задание. <слайд 34>

  • Заполнить таблицу; <Приложение4>, <слайд 35,38>

  • Экспериментальная домашняя работа. <Приложение5>, <слайд 36,37>


Приложение: презентация к уроку

Литература

  1. Волков В.А., Полянский С.Е. поурочные разработки по физике к учебнику А.В. Перышкина 7 класс. [Текст]. – М.:ВАКО, 2005. – 304с.;

  2. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы. [Текст]. – М.: Школа-Пресс. – 2001. – 80с.;

  3. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. 7-9 классы/сост. Ю.В. Щербакова. – 2-е изд., стериотип. [Текст]. – М.: Глобус, 2010. – 192с.;

  4. Кирик Л.А. Физика-7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. [Текст]. – М.: Илекса, 2006, - 176с.;

  5. Марон А.Е. Сборник качественных задач по физике: для 7-9 кл. общеобразоват. Учреждений. [Текст]. - М.: Просвещение, 2006. – 239с.;

  6. Перышкин А.В. Физика. 7клю: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ А.В. Перышкин. – 13-е изд., стериотип. [Текст]. – М.: Дрофа, 2009. – 192 с.;

  7. Самойленко П.И. Физика в кроссвордах. [Текст]. – М.: Дрофа, 2004. – 144с.;

  8. Тихомирова С.А. Физика в пословицах и поговорках, стихах и прозе, сказках и анекдотах. Пособие для учителя. [Текст]. – М.: Новая школа, 2002. – 144 с.




Приложение 1 Кроссворд




















7











































1


























































9
















2

























3










































































































10
















6





















































































4






















8





































5


































































































































  1. Изменение формы или размеров тела;

  2. Великий английский ученый, основатель классической механики;

  3. Мера механического воздействия на тело со стороны других тел;

  4. Взаимодействие между телами, возникающие в плоскости их соприкосновения и препятствующее относительному перемещению тел;

  5. Взаимное притяжение, существующее между любыми телами, обладающими массой;

  6. Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на опору или подвес;

  7. Прибор для измерения силы;

  8. Английский физик, открыл закон упругости твердых тел;

  9. Ручной динамометр;

  10. Вид деформации твердых тел.

Ответы: 1. Деформация; 2. Ньютон; 3. Сила; 4. Трение; 5. Тяготение; 6. Вес; 7. Динамометр; 8. Гук; 9. Силометр; 10. Сдвиг.

Приложение 2
Сопоставьте величину и формулу

Fтр = mg
Р = kx
Fтяж = µN
Fупр = mg


Сопоставьте направление величины и рисунок



Fтр




Р




Fтяж
Fупр

Сопоставьте величину и формулу

Fтр = mg
Р = kx
Fтяж = µN




Fупр = mg


Сопоставьте направление величины и рисунок



Fтр




Р




Fтяж
Fупр

Приложение 3

Подведение итогов урока



^ Ваше отношение к уроку









^ Было ли вам интересно на уроке









^ Какую бы вы поставили себе отметку за урок











Приложение 4
Домашнее задание: Заполнить таблицу


Характеристика

Виды сил

^ Сила тяжести

Вес тела

Сила упругости

Сила трения


Определение














Обозначение














Характер

взаимодействия













Зависимость

от скорости













Направление

действия














Формула














^ Рисунок

(точка приложения,

направление)













^ Прибор для измерения




Единица измерения






Характеристика

Виды сил

^ Сила тяжести

Вес тела

Сила упругости

Сила трения


Определение

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело

Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле давит на опору или подвес

Сила, возникающая в теле в результате его деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение

сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого и направлена противоположно движению тела


Обозначение



Fтяж


Р


Fупр


Fтр

Характер

взаимодействия

На расстоянии и при соприкосновении

При соприкосновении

При соприкосновении

При соприкосновении

Зависимость

от скорости

Не зависит

Не зависит

Не зависит

Зависит

Направление

действия

Через центр масс, по отвесу вертикально вниз

Приложен к опоре или подвесу и направлен вертикально вниз

Перпендикулярно поверхности соприкосновения тел, противоположно внешней силе

Вдоль поверхности соприкосновения, противоположно направлению относительной скорости


Формула



Fтяж = mg


Р = mg


Fупр = kx


Fтр = µN

Рисунок

(точка приложения,

направление)




Р







Прибор для измерения

Динамометр

Единица измерения

Н - Ньютон


Приложение 5

Экспериментальная домашняя работа:

Обнаружение и измерение веса тела

Приборы: динамометр, изготовленный в домашних условиях.

^ Тела и материалы: лист картона, шнур резиновый, мешочек с песком или солью, твердое тело, лист фанеры, лист бумаги, пружина.

Порядок выполнения:

  1. Изготовить динамометр, используя лист фанеры, лист белой бумаги и пружину. Проградуировать динамометр можно в школе, используя разновесы в 1 н.

  2. Положите мешочек с песком на середину листа картона. Поднимите лист картона с мешочком двумя руками за края. Обратите внимание на изменение формы картона и мешочка с песком.

  3. Прикрепите к резиновому шнуру твердое тело и подни­мите его, держась за свободный конец резинового шнура. Обратите внимание на увеличение длины шнура. Можно это сделать при помощи отметок на шнуре.

  4. Прикрепите мешочек с солью, затем твердое тело к пру­жине, пронаблюдайте растяжение пружины. Если вме­сто пружины взять динамометр, то можно измерить силу, действующую на шнур.

  5. Сделать рисунки и показать направление сил, действующих на тела и точки их приложения.

Вопросы:

  • Почему лист картона изменил свою форму?

  • Почему растя­нулся резиновый шнур, пружина?

  • Как направлены сила упругости и вес тела?

  • К какому телу приложен вес?







Похожие:

Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconКонспект урока физики «Старт в физику»
Цель урока: повторить и обобщить знания, получение в первой четверти; формировать познавательный интерес к новому предмету, навыки...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconУрок по теме Российская империя при Александре II ( 1855-1881гг)...
Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить знания по данной теме; отработка навыка выполнения заданий в форме...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconКонспект урока Общие сведения. Класс: 9 Раздел
Цели: – образовательная: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Структура по»; вспомнить и обобщить знания учащихся,...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconКрестово-купольный храм и его архитектурно- художественные особенности
Курсе мхк. Эти знания являются опорными и пролонгируются при изучении темы урока. Материалы урока также могут быть разделены на две...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconКонспект урока химии в 8 классе по теме «Элементы знакомые и незнакомые. Элементы жизни»
Образовательные цели: -повторить и закрепить знания по теме «Атомы химических элементов», обобщить единичные знания в систему
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconУрока: «Функции, их свойства» Цели
Цели: Обобщить и систематизировать знания полученные при изучении всех видов функций. Наглядно продемонстрировать их применение в...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconУчитель физики Коновалова Т. В. г. Ожерелье 2007г. Цель урока
Цель урока: обобщить полученные знания на обширном фактическом материале, показать роль механических колебаний и звука в природе...
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconУрока: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Движение и взаимодействие тел»
Оборудование: Карточки с формулами, карточки с физическими явлениями, карточки с задачами
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconУрока: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке
Вид урока: урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений ​и навыков
Конспект урока по физике в 7 классе Цель урока: Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание физики
Электростатика”. Цель этого урока – повторить, обобщить знания об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница