Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»




Скачать 87,04 Kb.
НазваниеМетодическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Дата публикации14.11.2013
Размер87,04 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > Физика > Занятие
Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»


Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов


по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Дыхательная система»

Тема: «Физиология дыхания».


Специальность:
060108 «Фармация»

Преподаватель: Приходько Е.И.


2008 – 2009 учебный год

Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»



^ Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

«___» _____________200____г.

Протокол № ______

Председатель ЦМК

___________Мисник Н.В.

Утверждаю:

Заместитель директора по УПР

_______________Л.В.Миронова

Методист

_______________Ю.А.Макарова








^ Методическая разработка

самостоятельной (аудиторной) работы студентов
по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Дыхательная система»
Тема: «Физиология дыхания».

Специальность:
060109 «Фармация»
Преподаватель: Приходько Е.И.


2008 – 2009 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Вид занятия

  2. Место проведения самостоятельной работы

  3. Продолжительность

  4. Группа

  5. Обоснование выбора темы и вида

  6. Базовые опорные знания

  7. Цели самостоятельной работы

  8. Профессиограмма самостоятельной работы

  9. Карта оснащения самостоятельной работы

  10. Методическая модель самостоятельной работы

  11. Приложения:

  1. Алгоритм проведения самостоятельной работы по измерению частоты дыхательных движений в покое и после физической нагрузки.

  2. Алгоритм проведения самостоятельной работы по измерению жизненной емкости легких.


^ Вид занятия:

Самостоятельная (аудиторная) работа студентов.
Место проведения:

Медицинский колледж кабинет №203 « Анатомии и физиологии человека»
^ Продолжительность занятия: 45 минут (в рамках практического занятия по дисциплине «Анатомия и физиология человека», раздел «Дыхательная система», тема «Физиология дыхания»).
Группа:

21 Фарм
Обоснование выбора темы самостоятельной работы:

Тема: «Физиология дыхания» входит в состав раздела «Дыхательная система» и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает использование знаний студентов в практической деятельности и при изучении специальных дисциплин. Тема актуальна, так как на основании полученных знаний студенты смогут определить необходимость соблюдения здорового образа жизни, а также использовать полученные знания при изучении курсов «Анатомии и физиологии человека» и «Клиническая патология».
^ Обоснование выбора вида самостоятельной работы:

Учитывая большой объем материала и сложность усвоения, практическое занятие по изучению и закреплению нового материала имеет вид самостоятельной работы с использованием алгоритмов.
^ Базовые опорные знания:

Основаны на изученном материале по предмету «Анатомия и физиология человека» по темам: «Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани», «Строение органов дыхательной системы».

^ Цели занятия:
Дидактические.

Закрепление полученных знаний студентов по теме: «Физиология дыхания». Применение знаний при изучении специальных дисциплин и в практической деятельности.

Воспитательные.

Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.

Развивающие.

Развитие познавательных процессов, практических навыков и способностей студентов, развитие логического мышления.

Профессиограмма занятия:
Студент должен представлять

- основные положения физиологии органов дыхания;

- технику искусственного дыхания, влияние неблагоприятных факторов внешней среды (температура, запыленность, увлажненность воздуха) на качество легочной вентиляции и газообмена в тканях.
Знать:

-процесс дыхания;

- основной принцип газообмена в легких и тканях;

- легочные объемы;

- механизм дыхательных движений;

- регуляцию дыхания.
Уметь:

- определять частоту дыхания;

- определять жизненную емкость легких, используя спирометр;

- определять скорость форсированного выдоха.

^ Карта оснащения самостоятельной работы.

Алгоритмы по определению частоты дыхательных движений в покое и после физической нагрузки, скорости форсированного выдоха, жизненной емкости легких. Таблицы: «Строение органов дыхания», «Строение легких», «Влияние нервной системы на дыхание». Графы логической структуры, атласы.

Методическая модель самостоятельной работы.

  1. Инструктаж 10 минут. Ознакомление с алгоритмами. Мотивация самостоятельной работы.

  2. Проведение самостоятельной работы.

  3. Проверка-контроль проведения и полученных результатов.

  4. Коррекция.

  5. Подведение итогов и оценка самостоятельной работы.

Литература для подготовки к самостоятельной работе:

«Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.194-203.


^ Методические указания для преподавателей и студентов

по этапам самостоятельной работы.


№ п/п

Этапы самостоятельной работы

Методические указания

1.

Инструктаж.



Преподаватель инструктирует студентов по алгоритмам проведения самостоятельной работы, объясняет значение данной работы для изучения специальных дисциплин и важности практических навыков.

2.

Проведение самостоятельной работы. Приложение №1,2,3,4


Использование алгоритмов.

3.

Проверка-контроль:

  1. Получение данных по алгоритму 1. Приложение №1.



  1. Получение данных по алгоритму 2. Приложение №2.




Обратить внимание студентов на правила определения частоты дыхательных движений.

Обратить внимание студентов на правила пользования спирометром, обработки мундштука после использования, порядок проведения измерений.



4.

Коррекция.

Приложение №4

Преподаватель дает цифры по возрастным нормам, студентам предлагается сравнить данные норм и полученные в результате исследования.

5.

Подведение итогов и оценка самостоятельной работы.


Мотивация следующего занятия, активация саморазвития и соблюдения здорового образа жизни.

Приложение 1.
Определение числа дыхательных движений в покое и после физической нагрузки.
^ Цель: оценка состояния системы дыхания и способности к адаптации организма при физической нагрузке.

Оснащение: секундомер.
Ход работы:
I. Определение числа дыхательных движений в покое.
1. Работа в паре. Сядьте и расслабьтесь в течение нескольких минут.

2. Подсчитайте количество вдохов в течение одной минуты. Данные внесите в ТАБЛИЦУ №1

3. Повторите исследование еще 2 раза, подсчитайте среднее количество вдохов и данные внесите в ТАБЛИЦУ №1
^ II. Определение числа дыхательных движений после физической нагрузки
1. Работа в паре. Испытуемый выполняет бег на месте в течение 1 мин или 20 приседаний.

Примечание. Если вы во время упражнения почувствовали себя плохо, сядьте и обратитесь к преподавателю.

2. Сядьте и сразу же подсчитайте в течение 1 мин. количество вдохов. Данные внесите в ТАБЛИЦУ 1.

3. Повторите это исследование еще 2 раза, каждый раз отдыхая до восстановления дыхания. Данные внесите в ТАБЛИЦУ 1.

ТАБЛИЦА 1.


Проба

Частота дыхания за 1 минуту

В состоянии покоя

^ После физической нагрузки

№1







№2







№3







Среднее







4. На основании полученных данных выведите среднее арифметическое.

5. Сделайте вывод.

Приложение 2.

Определение жизненной емкости легких.

Цель: определение функционального состояния внешнего дыхания.

Оснащение: спирометр воздушный с набором мундштуков, спирт этиловый 70%, ватные шарики,

Ход работы:

1. Исследование проводится стоя.

2. Продезинфицировав мундштук спирометра ватным шариком, смоченным спиртом, дайте спирту испариться.

3. Наденьте мундштук на спирометр и обхватите его плотно губами.

4. Держа мундштук во рту, сделайте глубокий вдох, зажмите нос, а затем сделайте очень глубокий выдох через мундштук спирометра.

5. Когда выдыхание будет закончено, по шкале спирометра определите ЖЕЛ и запишите данные в ТАБЛИЦУ 2.

6. Повторите исследование еще 2 раза, данные запишите в ТАБЛИЦУ 2.

Для того чтобы рассчитать, какая ЖЕЛ должна быть у человека, можно воспользоваться следующими формулами:

ЖЕЛ (л) мужчин = 2,5 х рост (м),
ЖЕЛ (л) женщин = 1,9 х рост (м),

где 2,5 и 1,9 – коэффициенты, найденные экспериментальным путем.
Если реальная ЖЕЛ окажется равной или большей, чем вычисленные величины, результаты следует считать хорошими.
ЖЕЛ взрослых людей колеблется до 5000 мл.



Проба

Данные спирографии

Норма

№1







№2




№3





7. Сделайте вывод на основании лучшей пробы. Сравните с возрастными нормами.

Похожие:

Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
«Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани»
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Тема актуальна, так как на основании полученных знаний студенты смогут в дальнейшем использовать полученные знания при изучении курса...
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека"
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья....
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconКонтрольная работа по по учебной дисциплине оп. 03. «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Методические указания для самостоятельной работы по профессиональному модулю пм. 01. Организация мероприятий направленных на укрепление...
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической...
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых...
Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,...
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодические указания для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Методические указания предназначены для аудиторной и самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения по специальности...
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», заочное отделение 2012-2013 уч год
Методическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология...
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены, взаимосвязь с другими
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница