Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»




Скачать 110,81 Kb.
НазваниеМетодическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Дата публикации14.11.2013
Размер110,81 Kb.
ТипЗанятие
pochit.ru > Физика > Занятие
Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»


Методическая разработка

практического занятия


по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
Раздел: «Внутренняя среда организма»
Тема:

« Состав и свойства крови»
Специальность:
060108 «Фармация»
Преподаватель:

Приходько Е.И.


2009 – 2010 уч. год

Государственное образовательное учреждение СПО

«Орехово-Зуевский медицинский колледж»



^ Рассмотрено и одобрено

на заседании ЦМК

«___» _____________200____г.

Протокол № ______

Председатель ЦМК

___________Мисник Н.В.

Утверждаю:

Заместитель директора по УПР

_______________Л.В.Миронова

Методист

_______________Ю.А.Макарова


Методическая разработка

по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
^ Раздел: «Внутренняя среда организма»
Тема:

«Состав и свойства крови».

Специальность:
060108 «Фармация»
Преподаватель: Приходько Е.И.
2009 – 2010 учебный год


Вид занятия:

Практическое занятие.
Место проведения:

Медицинский колледж кабинет №203 « Анатомии и физиологии человека»
^ Продолжительность занятия:

90 минут
Группа:

21 Фарм
Обоснование выбора темы занятия:

Тема: «Состав и свойства крови» входит в состав раздела «Внутренняя среда организма» и соответствует требованиям государственного образовательного стандарта, который предусматривает использование знаний студентов в практической деятельности и при изучении специальных дисциплин. Тема актуальна, так как на основании полученных знаний студенты смогут в дальнейшем использовать полученные знания при изучении курса «Анатомии и физиологии человека», а также при изучении специальных дисциплин.
^ Обоснование выбора вида занятия:

Учитывая большой объем материала и сложность усвоения, практическое занятие по изучению и закреплению нового материала имеет вид обучения объяснительно-иллюстративный с использованием мультимедийных технологий (презентации).

^ Цели занятия:

Дидактические.

Формирование и закрепление знаний студентов по теме: «Состав и свойства крови». Применение знаний при изучении специальных дисциплин и в практической деятельности.

Воспитательные.

Формирование профессионально-значимых качеств личности специалиста, привитие любви к избранной профессии. Воспитание у студентов добросовестного отношения к учебе и работе.

Развивающие.

Развитие познавательных процессов, способностей студентов, развитие логического мышления.

Профессиограмма занятия:

^ Студент должен иметь представление о внутренней среде организма (кровь, лимфа, тканевая, цереброспинальная жидкость), гемопоэзе, гомеостазе, нейрогуморальной регуляции функций организма.

^ Студент должен знать:

- функции крови;

- состав крови;

- физико-химические свойства крови;

- физиологическую роль эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов, их значение;

- основные показатели крови. СОЭ.

^ Студент должен уметь:

- определять количество гемоглобина;

- определять скорость оседания эритроцитов;

- различать форменные элементы крови;

- сделать выводы по анализу крови.

^ Карта оснащения занятия.

Таблицы: « Форменные элементы крови», « Кровь». Графы логической структуры, атласы.

Методическая модель занятия.

  1. Организационный момент 5 минут. Ознакомление с темой и планом занятия. Мотивация темы занятия.

  2. Контроль исходного уровня знаний 20 минут. Фронтальный опрос. Решение тестовых заданий.

  3. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя 45 минут.

  4. Закрепление полученных знаний и навыков 15 минут.

  5. Подведение итогов 5 минут. Логическое завершение занятия. Задание на дом.

Литература для преподавателей:

1. «Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.257-264.

2. «Анатомия человека» Р.П. Самусев, Ю.М.Селин стр.43-46.

Литература для студентов:

1. «Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.257-264.


Методические указания для преподавателей

по этапам занятия.


№ п/п

Этапы занятия и

содержание

Методическое обоснование

Пояснения для преподавателей

1.

Организационный момент:

  1. приветствие

  2. проверка присутствующих

  3. проверка готовности к занятию

  4. сообщение темы, цели занятия.



Организует и дисциплинирует студентов. Создает рабочую обстановку.

Преподаватель объясняет значение данной темы для изучения специальных дисциплин и важности знаний для фармацевтического работника.

2.

Контроль исходного уровня знаний. Приложение №1,2,3

Фронтальный опрос. Тестовый контроль. Проверка знаний студентов по теме « Состав и свойства крови».

Фронтальный опрос. Тестовый контроль.

3.

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Приложение № 4,5


Работа с методическими указаниями и микроскопом.

Работа с графами логической структуры, таблицами, атласами.


Обратить внимание студентов на особенности строения клеток мазка крови человека и лягушки.
Обратить внимание студентов на основные показатели крови, развитие клеток крови.


4.

Закрепление полученных знаний и навыков. Приложение №6.




Письменный опрос по вариантам.

5.

Подведение итогов. Задание на дом.

Мотивация следующего занятия, активация самоподготовки.

«Анатомия и физиология человека» Е.А. Воробьева, А.В. Губарь, Е.Б. Сафьянникова стр.257-264.


Приложение №1.
Вопросы к фронтальному опросу.



    1. Дать определение понятию внутренняя среда организма.

    2. Дать определение понятию гемопоэза и гемостаза.

    3. Дать определение понятию кровь.

    4. Перечислить функции крови.

    5. Назвать составляющие части крови.

    6. Охарактеризовать плазму крови.

    7. Перечислить белки плазмы крови и их функции.

    8. Перечислить форменные элементы крови.

    9. Охарактеризовать эритроциты.

    10. Дать определение гемоглобину и описать его соединения.

    11. Дать характеристику лейкоцитам.

    12. Охарактеризовать лейкоцитарную формулу.

    13. Дать определение тромбоцитам, описать их строение и функции.

    14. Дать определение понятию скорость оседания эритроцитов и порядок ее определения.



Приложение № 2.

Тестовые задания по теме:

« Анатомо-физиологические особенности системы крови».
Выбрать один правильный ответ.
1.Белок плазмы, участвующий в свертывании крови:

  1. альбумин

  2. глобулин

  3. фибриноген

  4. агглютинин

^ 2.Процесс разрушения оболочки эритроцита называется:

    1. агглютинация

    2. гемолиз

    3. защита

    4. гемопоэз

3.Образование лимфоцитов:

  1. миелопоэз

  2. немопоэз

  3. гемолиз

  4. лимфопоэз

^ 4.Количество эритроцитов в норме:

  1. 3,5-5,5 млн. в мкл.

  2. 140 г/л

  3. 4-6 тыс.в мкл.

  4. 180-320 тыс.в мкл.

5.Лейкоцитарная формула – это соотношение различных видов:

  1. эритроцитов

  2. лейкоцитов

  3. моноцитов

  4. тромбоцитов

^ 6.Лейкоциты выполняют функцию:

  1. дыхательную

  2. транспортную

  3. питательную

  4. защитную

7.Увеличение количества лейкоцитов называется:

  1. эритропения

  2. эритроцитоз

  3. лейкоцитоз

  4. анемия



^ 8.К агранулоцитам относятся:

  1. моноциты

  2. нейтрофилы

  3. эозинофилы

  4. базофилы

9.Белок, выполняющий дыхательную функцию:

  1. альбумин

  2. гемоглобин

  3. фибриноген

  4. альбумин

^ 10.Клетки крови, не имеющие ядра:

  1. лейкоциты

  2. базофилы

  3. тромбоциты

  4. эритроциты

11.Клетки крови, несущие групповую принадлежность:

  1. лейкоциты

  2. тромбоциты

  3. эритроциты

  4. фибриноген

^ 12.Соединение гемоглобина с угарным газом:

  1. карбгемоглобин

  2. карбоксигемоглобин

  3. оксигемоглобин

  4. дезоксигемоглобин

13.Агглютинины находятся в:

  1. эритроцитах

  2. плазме

  3. лейкоцитах

  4. тромбоцитах

^ 14.Первый фактор свертывания крови:

  1. альбумин

  2. глобулин

  3. фибрин

  4. фибриноген

15.Скорость оседания эритроцитов в норме:

  1. 140-160 г/л

  2. 2-15 мм/ч

  3. 2-15 мл/ч

  4. 180-320 тыс. в мкл

^ 16.Уменьшение количества эритроцитов называется:

  1. эритроцитоз

  2. лейкопения

  3. эритропения

  4. анемия

17.Гемолиз, наступающий вследствие переливания несовместимой крови:

  1. гемотрансфузионный

  2. биологический

  3. осмотический

  4. механический

^ 18.Эритропоэтин относится к белкам:

  1. альбуминам

  2. фибриногену

  3. агглютининам

  4. глобулинам

19.Универсальным реципиентом является человек с группой крови:

  1. II

  2. III

  3. IV

  4. I

^ 20.Аглютиногены находятся в:

  1. плазме

  2. эритроцитах

  3. лейкоцитах

  4. тромбоцитах

Приложение №3.

Ответы на тестовые задания по теме:

«Анатомо-физиологические особенности системы крови»



  1. 3

  2. 2

  3. 4

  4. 1

  5. 2

  6. 4

  7. 3

  8. 1

  9. 2

  10. 4

  11. 3

  12. 1

  13. 2

  14. 4

  15. 2

  16. 3

  17. 1

  18. 4

  19. 3

  20. 2


Приложение №4.

Методические указания по самостоятельной работе с микроскопом.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки, цветные карандаши, практические тетради.

Ход работы:

Инструктивная карточка.

1. Подготовьте микроскоп к работе (10-15 см от края стола).

2. Установите правильное освещение.

2. Установите под микроскопом микропрепарат крови человека.

3. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты, лейкоциты и зарисуйте их в тетрадях для практических работ.

4. Установите под микроскопом микропрепарат крови лягушки.

5. Рассмотрите и зарисуйте эритроциты крови лягушки.

6. Заполните таблицы.
Сравнительная характеристика эритроцита крови лягушки и человека.


Эритроцит и его характеристика

Лягушки

Человека

1. Форма







2. Строение







3. Функции







Вывод:

^ Сравнительная характеристика клеток крови человека.


Клетки крови

Строение

Предшественник

Функции

Основные показатели
















Вывод:

Приложение №5

КРОВЬ



П^ ЛАЗМА ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ



Вода (90-92%) Сухой остаток (8-10%) Эритроциты Лейкоциты Тромбоциты

3,5-5,5млн/мкл 4-9тыс/мкл 180-320тыс/мкл

^ Органические вещества Неорганические вещества

Белки Глюкоза Липиды К+,Na+ гранулоциты агранулоциты

Ca2+,Mg2+ (зернистые) (незернистые)

альбумины 4,44-6,66

глобулины ммоль/л

фибриноген

базофилы эозинофилы нейтрофилы моноциты лимфоциты






Т (тимусзависимые) В (бурсозависимые)

Приложение №6


ВАРИАНТ 1.
Составить графы логической структуры состава крови.




ВАРИАНТ 2.
Дать сравнительную характеристику клеток крови человека.



Похожие:

Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка по дисциплине: «Анатомия и физиология человека»
«Ткани, определение, классификация. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная ткани»
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка самостоятельной (аудиторной) работы студентов...
Алгоритм проведения самостоятельной работы по измерению частоты дыхательных движений в покое и после физической нагрузки
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине "анатомия и физиология человека"
Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья....
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка практического занятия по дисциплине «Физическая культура»
На методическую разработку методики проведения урока по дисциплине «Физическая культура» с применением фитнес аэробики
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине "возрастная анатомия и физиология"
Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия и физиология», его связь с дисциплинами медико-биологической, психолого-педагогической...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВозрастная анатомия, физиология и гигиена. Перечень рекомендуемых...
Гайворонский И. В., Ничипорук Г. И., Гайворонский А. И. Анатомия и физиология человека: 4-е издание, ср проф образование – М.: Феникс,...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconВопросы к экзамену по дисциплине «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения»
«Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения», заочное отделение 2012-2013 уч год
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconАнатомия и физиология человека 1

Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconМетодическая разработка по дисциплине: «Основы сестринского дела»
Методическая разработка по дисциплине «Основы сестринского дела», раздел «Безопасная больничная среда», тема «Инфекционный контроль...
Методическая разработка практического занятия по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» iconУчебное пособие саранск 2010 предисловие
Анатомия и физиология – это науки о строении и функциях организма. Изменение строения и функций организма, возникающие в процессе...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница