Сцены у пушкинского дома




НазваниеСцены у пушкинского дома
страница1/5
Дата публикации11.12.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5

www.rudolf-katz.narod.ru, lopatin_max@mail.ru © Рудольф Кац, наследники

СЦЕНЫ У ПУШКИНСКОГО ДОМА

семь сцен

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА, учительница литературы

ГУРАМ, её муж

НЯНЯ УЛЯ

РОДИОН ЕФИМОВИЧ СУЧКОВ, водопроводчик

ИВАН СТЕПАНОВИЧ КУРКОТИН из Тамбова

ЗИНАИДА КУЗЬМИНИЧНА КУРКОТИНА

ИРИНА, их дочь

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА ДЕ ЛА ФОНТЕН из Люксембурга

СИМЕОН КУЛОРЕ, студент из Эфиопии

ГАЛЯ, лоточница

МИША ПЕРЕВОЗЧИКОВ из Шалакуши

ИГОРЬ

ВИКА

^ ЛИДА БЕЛОБОКОВА

ДАНЯ ДАШКЕВИЧ

КУКУШКИН

СЦЕНА ПЕРВАЯ

Набережная реки Мойки в Ленинграде.

Фасад старинного особняка с чёрным вырезом невысоких петербургских ворот.

Под арку то и дело входят люди, скрываясь в прохладной глубине двора.

Солнечное летнее утро.

По набережной бойко катит тележку с товаром

молоденькая лоточница Галя.

Навстречу ей идёт Родион Ефимович Сучков. На нём белая рубашка,

галстук, тёмный, для торжественных случаев, костюм.
ГАЛЯ: Пирожки! Пирожки! Горячие пирожки! В масле жаренные, хорошо прожаренные, с творогом, с мясом, налетайте, граждане!

СУЧКОВ: Чего раскричалась?

ГАЛЯ: Чего надо, того и раскричалась…Граждане желудочники, берите без опаски, товар свежий, сама принимала, сама из печки вынимала!

СУЧКОВ: Заворачивай таратайку и чеши отсюда!

ГАЛЯ: Расторгуюсь и заверну. Солидный мужчина, а пристаёте. Приняли с утра, что ли?

СУЧКОВ: Я не ясно выразился?

ГАЛЯ: Да вы пока и не выражались. А выражаться начнёте, я милицию позову…Пирожки, пирожки, горячие пирожки!

СУЧКОВ: Люди сюда не за пирожками, а совсем за другим ходят. Разворачивай.

ГАЛЯ: Да что вы в самом-то деле? Я не частница какая-нибудь, я от столовой торгую.

СУЧКОВ: Не исчезнешь, я тебя вместе со столовой переверну.

ГАЛЯ: Господи, думала, шутит. А он больной. Граждане, помогите, ненормальный мужчина пристал! Улицы ему мало.

(Идёт Миша Перевозчиков. На нём серые потёртые брюки, кеды, рюкзак за спиной).

МИША: Здравствуйте. Почём?

ГАЛЯ: Бери, парнишка, бери. Гривенник – и вся любовь.

СУЧКОВ: Здравствуй. Странный человек.

ГАЛЯ: Теперь к этому пристаёт

МИША: Почему странный?

СУЧКОВ: Странный не в смысле с приветом, а в смысле странствующий. Разыскиваешь кого?

МИША: Набережную реки Мойки, дом 12.

СУЧКОВ: Дом Волконской у Певческого моста?

МИША: Чего?

ГАЛЯ: Я ж говорю, больной.

СУЧКОВ: Не чего, а при жизни Александра Сергеевича так это место называлось.

МИША: Мне музей нужен.

СУЧКОВ: От ворот до ворот одиннадцать комнат, со службами, конюшней и сухим для вин погребом?

МИША: Чего?

ГАЛЯ: Нет, ну просто бросается на людей.

СУЧКОВ: (Гале) Тебе слово дали?.. Музей у нас в Эрмитаже. Ходи и глазей. А здесь дом, где страдал человек. Где Пушкин Александр Сергеевич умирал. В шесть часов вечера двадцать седьмого января Константин Карлович Данзас сюда его смертельно раненного привёз, а двадцать девятого в два часа сорок пять минут пополудни Василий Андреевич Жуковский часы остановил. Двое неполных суток он здесь муку принимал, а люди до сих пор как в церковь идут, чтобы страданием его душу очистить…Тебя как зовут?

МИША: Перевозчиков Миша. Михаил.

СУЧКОВ: А меня сучков Родион Ефимович. Идём, Миша. Покажу всё, расскажу, проведу там, где не всякого туриста водят.

МИША: Работаете здесь?

СУЧКОВ: Двадцать лет. Сантехником. Водопроводчиком по-простому.

ГАЛЯ: А распоряжается-то, а гонору-то, Господи…(Пытается уйти). Пирожки горячие!..

СУЧКОВ: Тебя отпустили? (Мише). Не ухмыляйся, я с тобой не хуже экскурсовода поговорю.

МИША: Я не ухмыляюсь. Кем работать, не всегда важно.

СУЧКОВ: Откуда такой понятливый?

МИША: Из Шалакуши.

СУЧКОВ: Что за страна такая?

МИША: Обыкновенная страна, наша. Архангельской области, посёлок Шалакуша.

ГАЛЯ: А я новгородская. Ну, пустите, что ли. Пошутили, и хватит.

СУЧКОВ: Стой. (Мише). Путешествуешь?

МИША: На Мойку, 12, с поручением. Ночью обратно.

СУЧКОВ: Деловой мужик.

МИША: У нас других не рожают.

СУЧКОВ: Идём, раз не рожают, без очереди проведу.

МИША: Без очереди не хочу.

СУЧКОВ: Загляни во двор, там народу до завтра хватит. Шестое сегодня, шестое июня, Пушкину день рождения. Не пробьёшься.

МИША: Моя забота.

СУЧКОВ: Смотри. В конце концов, не за тряпками очередь, в ней многое для себя уразуметь можно. (Гале.) Теперь с тобой. На пушечный выстрел отойди и торгуй вволю, а этих мест пирожками не оскверняй.

ГАЛЯ: Псих. С милицией вернусь. (Уходит.)

СУЧКОВ: Давай, давай. (Мише.) Я тоже хозяйство своё проверю. Увидимся ещё. (Уходят под арку.)

(Появляются Мария Леонидовна и Гурам. Мария Леонидовна маленькая, хрупкая, едва по плечо мужу).

ГУРАМ: Ну?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Что ну?

ГУРАМ: Где твои гаврики?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Придут. Не могут же они тютелька в тютельку. Я ведь тоже опоздала.

ГУРАМ: Сравнила. Ты кто? Учительница. Классный руководитель. А они кто? Пыль, мелкие сошки, ученички. Ты должна прийти, а они все, как один, хором: здравствуйте, Мария Леонидовна, приветствуем вас, уважаемая. Как ваше драгоценное здоровье?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Не дурачься, Гурам.

ГУРАМ: Почему? Мне хорошо. Утро, река, любимая женщина.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Так утро или любимая женщина?

ГУРАМ: Конечно ты, Машенька. Утро, оно что? Сейчас оно утро, а потом оно вечер, а ты – это ты. Помнишь, как ты в первый раз вошла в наш цех со своим вечным выводком? И сказала: товарищ рабочий, скажите, пожалуйста, как называется эта деталь? Отвёртка, сказал я.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: К чему это ты?

ГУРАМ: А к тому, что я подумал: Гурам, если эта девушка не станет твоей женой, твой любимый дедушка Иосиф будет хохотать на всё Душети. Хорошо сказал?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Очень остроумно.

ГУРАМ: Так, да? Кровная обида, да? (Неожиданно целует её.)

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Сумасшедший, они же увидят.

ГУРАМ: Кто? Какой дурак пойдёт с тобой в воскресенье в музей?.. Эй, вы, ученички, гуляйте, веселитесь, бейте баклуши – это позволяю вам я, Гурам Палавандишвили!

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Прекрати, наконец. Нельзя же из всего цирк устраивать. Это действительно моя последняя надежда. Или я найду с ними хоть какой-нибудь контакт, пусть малюсенький, жалкий, или я не знаю…

ГУРАМ: И чем ты их удивишь? Пушкиным? Пушкин твоя последняя надежда?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Да, Пушкин. Совсем не так мало. Этот дом, новая обстановка, не школьная, и вообще всё вот это не может в них чего-то не повернуть. И я здесь раскованней.

ГУРАМ: Наивная женщина. Ты даже не знаешь толком, что «это». Вообще всё вот это. Педагог.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Хочешь поссориться?

ГУРАМ: Маша, они ко мне на практику ходят. Я им станок показываю, автомат, он что только не выделывает. А они стоят – хе! – думают, вот если бы он ещё пел или на гитаре играл – другое дело. А ты к ним с Пушкиным. Совсем голову потеряла.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Иди домой, Гурам. У меня и так внутри всё дрожит. Может, они во дворе собрались? (Убежала под арку.)

(К Гураму подходит Симеон Кулоре).

СИМЕОН: Скажите, река Мойка здесь?

ГУРАМ: Здесь, дорогой, здесь.

СИМЕОН: Скажите, дом Пушкина там?

ГУРАМ: Там, дорогой, там.

СИМЕОН: (уходя). Спасибо, дорогой.

ГУРАМ: На здоровье, дорогой.

(Вернулась Мария Леонидовна).

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Я очередь заняла, на всякий случай.

ГУРАМ: Негр уже пришёл.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Какой негр?

ГУРАМ: Обыкновенный. Выспался и пришёл.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Смотри, Гурам, смотри! Бежит! Лида Белобокова! Съел?

ГУРАМ: Какое счастье, Лида Белобокова. На обед что приготовить?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Курицу отвари – в холодильнике. И уходи, пожалуйста, а то они соберутся, а ты меня провожаешь, как маленькую.

ГУРАМ: Дорастёшь до большой, провожу как большую. (Уходит.)

(Вбежала Лида Белобокова).

ЛИДА: Здравствуйте, Мария Леонидовна. Простите, пожалуйста. Павлик у нас заболел, мы его в поликлинику носили.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Что с ним?

ЛИДА: Перекормили, наверное. Наших нет?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Лида, вспомни, я достаточно чётко объявила?

ЛИДА: Очень чётко, Мария Леонидовна. Но вы же некоторых знаете. Им тысячу раз надо повторить, чтобы усвоили. Многие собирались, я сама слышала.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Правда?

ЛИДА: Вы только не расстраивайтесь. Если кто не придёт, значит, или день перепутали, или родители не пустили. Есть же такие: как, мой сыночек в воскресенье вместо свежего воздуха будет пыль на Мойке глотать?.. Даня! Даня Дашкевич! Видите, Дашкевич идёт.

(Подходит Даня Дашкевич).

ДАНЯ: Я опоздал, извините.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Ничего, ничего. Очередь я заняла. Ты один?

ЛИДА: За Марголиным бы зашёл, за Онищенко, в одном же доме.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Без пяти десять. Пойду очередь посмотрю. (Уходит.)

ЛИДА: Не мог Онищенко с Марголиным уговорить?

ДАНЯ: В кандалах их вести, что ли?

ЛИДА: Ну и уйдёт она от нас. Ну и дадут нам Дагмару Филипповну. Ну и будет она на нас рычать, показателей своих добиваться. Жизненным опытом своим давить. Конечно, Мария Леонидовна против неё пушинка, зато она умная, она каждого чувствует. С ней можно быть таким, каким ты родился, ничего из себя не строить. Только открытая она пока вся, беззащитная. Ей бы окрепнуть немного, на ноги стать, да мы на неё ещё молиться будем.

ДАНЯ: Что ты меня агитируешь? Другим скажи. Я понимаю.

ЛИДА: Кто я такая, чтобы высовываться? Я своё место с первого класса знаю. Ты почему ни разу не выступил? Тебя же заслушаться можно. Почему ты её не защитил?

(Появляются Игорь и Вика. Игорь высок, красив, у бедра болтается портативный магнитофон).

ИГОРЬ: Салют, Дашкевич! Но пасаран!

ДАНЯ: Салют.

ВИКА: Здравствуй, Данечка, паинька-мальчик.

ДАНЯ: Не остроумно.

ИГОРЬ: И это всё? Не густо, камрады. Опять наша умная Маша зря митинговала. Так уж ей хочется нас вокруг себя сплотить – куда кинуться, не знает.

ВИКА: Можно подумать, мы музеев никогда не видели. (Подражая экскурсоводу.) Вот это, дети, шляпа великого человека, это – пуговица великого человека, а вот этим подсвечником, дети, он запустил в свою любимую гувернантку, отчего на подсвечнике осталась небольшая вмятина.

ИГОРЬ: (Смеётся.) Ничего, да? Даёт Виктория.

ВИКА: Чья школа, Игорёк?

ЛИДА: Пошлость какая.

ИГОРЬ: Кажется, Белобокова что-то промямлила? Ты, Белобокова, правильно здесь стоишь. Мир для тебя до сих пор чистая страница, и пора в твои годы её чем-нибудь заполнить.

ДАНЯ: Что же ты пришёл, если у тебя заполнена?

ВИКА: Мы по пути, на сознательных посмотреть.

ИГОРЬ: К Петропавловке идём, на солнечные ванны. Давай с нами, Дашкевич. Брось ты Машку жалеть. На всех слабаков жалости не хватит. Всё равно ей у нас не удержаться.

(Возвращается Мария Леонидовна).

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Игорь! Вика! Молодцы, что пришли! Видите, нас уже пятеро…Утро замечательное, правда?..

ИГОРЬ: Кворума нет. Может, перенесём? Что за культпоход впятером? И вам воскресенье тратить.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Нет, нет, Игорь, обо мне не беспокойся. Наоборот, я очень рада. Очередь немаленькая, но ведь мы постоим?..Мы в одном из самых петербургских уголков, ребята. Вот дом Пущина, там, чуть дальше, жил барон Корф, товарищ Пушкина по Лицею. Отсюда уходил в Сибирь декабрист Сергей Волконский, из этих ворот. Несмотря на запреты и даже проклятия отца, генерала Раевского, уезжала к мужу его дочь Мария. Та самая, которую Пушкин встретил ещё на Кавказе, был пылко влюблён в неё и которой писал:

Я помню море пред грозою.

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к её ногам.

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами…

(К ним неслышно подходит Ксения Аркадьевна с букетом роз в руках).

^ КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА:

Нет, никогда средь пылких дней

Кипящей младости моей

Я не желал с таким мученьем

Лобзать уста младых Армид,

Иль розы пламенных ланит,

Иль перси, полные томленьем;

Нет, никогда порыв страстей

Так не терзал души моей…

Пардон муа, ле жён жан. Я позволила себе бесцеремонно нарушить вашу беседу. Са нё ва па ин омм ком иль фо, жё круа. Будьте снисходительны к старухе, которая впервые за последние семьдесят лет услышала на берегах Мойки строки из «Онегина». Когда-то я декламировала его наизусть, но теперь моя никудышная седая голова хранит лишь жалкие обрывки.

ИГОРЬ: Вашей памяти можно позавидовать.

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА: Мерси. Даже в моём, мягко говоря, преклонном возрасте приятно слышать комплимент от столь галантного кавалера.

ИГОРЬ: Не стоит благодарности, мадам.

ВИКА: Бесподобно, Игорь.

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА: Если не ошибаюсь, я среди учащихся колледжа?

ИГОРЬ: Йес. Мадам. Вы среди учащихся колледжа номер шестьдесят восемь.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Это мои ученики.

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА: О. вы такая юная.

ИГОРЬ: Мария Леонидовна - наш классный руководитель. Наставник, понимаете?

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА: Весьма рада. Меня зовут Ксения Аркадьевна. Ксения Аркадьевна де ла Фонтен. Пусть вас не смущают аристократические приставки. Они достались мне в наследство от мужа, а ему – от его действительно аристократических предков, к которым ни он, ни тем более я не имели уже никакого отношения. Так что одни приставки, одни приставки.

ВИКА: Вы из-за границы?

КСЕНИЯ АРКАДЬЕВНА: Второй день, милая. Но я на родине. Я родилась здесь неподалёку, на Миллионной. Сегодня святой день для меня, день рождения Пушкина. Все годы он как никто связывал меня с Россией. Пришла ему поклониться…Не сердитесь на болтливую старуху. Пардон муа, ле жён жан. (Уходит.)

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Видите, как бывает. Где-то прожита жизнь, а поклониться всё равно сюда.

ИГОРЬ: Сентиментальная бабулька. Поплачет над ушедшей молодостью, оставит букет любимому поэту и махнёт обратно, в какую-нибудь Австралию.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Зачем так зло? Ты ведь о ней ничего не знаешь.

ИГОРЬ: А вы что знаете? Может, у неё вилла на Средиземном море. Жила в своё удовольствие, а приспичило – миллиончик в карман и на родину. Привет, мадам и месье, не соскучились без меня?

ЛИДА: Галантный кавалер.

ИГОРЬ: В письменном виде, Белобокова, и с круглой печатью. Устных заявлений не принимаю.

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Игорь, мне не хотелось бы ссориться…

ИГОРЬ: Мне тоже. Разбежались?

(Влетел запыхавшийся Кукушкин).

КУКУШКИН: Здорово!

ИГОРЬ: А вот и Кукушкин, краса и гордость шестьдесят восьмого колледжа. Салют, Кукушкин, кладовая мудрости и знаний.

КУКУШКИН: Чего Кукушкин, чего Кукушкин? Вы чего, Мария Леонидовна, в самом деле?

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Что произошло?

КУКУШКИН: Чего не на ту речку послали? Ишак вам Кукушкин по всему городу бегать? Я ж на Фонтанке был. Где, говорю, тут Пушкин? Какой, говорят, ещё Пушкин? А вот этот вот. (Вихляясь, орёт на мотив популярного шлягера). Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь…

МАРИЯ ЛЕОНИДОВНА: Прекрати, люди смотрят.

ИГОРЬ: Пускай, Мария Леонидовна, душа у человека поёт. Жми, Кукушкин!
  1   2   3   4   5

Похожие:

Сцены у пушкинского дома iconСценарий выпускного вечера 2008 год «Беззаботной бабочкой улетело детство»
Оформление сцены: по бокам сцены стоят фигуры 2 детей из гелиевых шариков, в руках которых арка из шаров, через которую выпускники...
Сцены у пушкинского дома iconПрезентация (тема урока, годы жизни Арины Родионовны, фотографии...
...
Сцены у пушкинского дома iconРегламент по предоставлению государственным бюджетным образовательным...
Пушкинского района Санкт-Петербурга, находящейся в ведении администрации
Сцены у пушкинского дома icon«Комплексный центр социального обслуживания населения Пушкинского района»
Гу кцсон с учреждениями и организациями Санкт-Петербурга в интересах социального обслуживания населения Пушкинского района
Сцены у пушкинского дома iconДоклад государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной...
Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №403 Пушкинского района Санкт-Петербурга является...
Сцены у пушкинского дома iconСамая музыкальная команда
Оформление: центральная стена сцены украшена цветами. Внизу сцены стоят столики для команд, на каждом столике — сигнальные карточки...
Сцены у пушкинского дома iconСценарий литературно-кинематографического вечера, посвященного 80-летнему...
Оформление сцены: на экране – название мероприятия «Творчество как песня». Задник сцены оформлен в бело-голубых тонах, стоит кресло...
Сцены у пушкинского дома iconI глава. Теоретическая часть Дома из дерева
Сколько раз конопатить деревянные дома?
Сцены у пушкинского дома iconРегламент по предоставлению государственным бюджетным общеобразовательным...
По предоставлению государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №511 пушкинского района...
Сцены у пушкинского дома iconТайны двенадцатого дома
Что из этого выйдет и к каким неожиданным выводам можно прийти, глядя на мир с позиции качеств 12 дома, вы узнаете из содержания...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница