Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором»




Скачать 83.42 Kb.
НазваниеУрок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором»
Дата публикации01.11.2013
Размер83.42 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Урок литературного чтения

во 2 классе по теме:

«Связь авторской поэзии с фольклором»

(по стихотворению Ю. Тувим «Овощи»)

Гуркина Светлана Анатольевна

Победитель ПНПО - 2008

учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 31» г. Саратова

(высшая квалификационная категория)

ЦЕЛИ:

  • показать, что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров (считалки и сказки);

  • развивать разнообразные речевые навыки.

ЗАДАЧИ:

  • обнаружить в стихотворении Ю. Тувима «Овощи» связь с композиционными закономерностями таких фольклорных жанров, как считалка (последовательное перечисление) и сказка (троекратный повтор);

  • показать значимость вопросительных и восклицательных знаков в стихотворении для создания эмоциональной и живой атмосферы;

  • формировать умения осмысленного и выразительного чтения, первичные исследовательские навыки;

  • развивать навыки сравнения жанров литературы и фольклора;

  • развивать творческие способности; воспитывать внимательное отношение к слову.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. «Литературное чтение» 2 класс 2-ая часть.

  2. Карточка № 1 и № 2 ( варианты в конспекте)

  3. Карточки для составления пословицы (за одного, один, за всех, и в деле, тогда, все, будет, успех)

  4. Портреты Ю. Тувима и С. В. Михалкова

  5. Мультимедийная презентация стихотворения Ю.Тувима «Овощи» с фонограммой

(в исполнении учителя музыки Аверьяновой О.Р. и учителя Гуркиной С.А.)

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

На доска слова на карточках: за одного, один, за всех, и в деле, тогда, все, будет, успех.

Учитель: - Прочитайте слова на карточках. Составьте из них предложение.

Ученики составляют предложение, предлагая свои варианты. В итоге должна получиться пословица: «Все за одного, один за всех, тогда и в деле будет успех».

Учитель: - Прочитайте предложение и объясните его смысл.

Ученик: - Я считаю, что смысл этого предложения заключается в том, чтобы помогать каждому всем вместе, а один помогает всем, тогда добьёмся поставленной цели .

Учитель: - Может ли оно стать девизом нашего урока?

Дети: - Я думаю, что оно может стать девизом нашего урока. На уроке все вместе помогают тому, кто затрудняется, а тот кто знает, делится своими знаниями со всеми учениками класса.

  1. ^ Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний.

  1. Работа в парах.

(На столах у детей карточка № 1 с названием литературных жанров)

Карточка 1

^ Стихотворение загадка потешка рассказ считалка скороговорка пословица поговорка авторские жанры фольклорные жанры

Учитель: - Прочитайте слова в карточке.

- Какое задание вы можете предложить по данной карточке

^ Дети (посовещавшись): - Разделить жанры на фольклорные и авторские.

Дети соотносят виды и жанры и соответственно располагают карточки в два столбика. У доски параллельно работают 2 ученика.

  1. ^ Проверка работы.

Дети предлагают свои варианты, ведётся коллективное обсуждение, в результате которого вырабатывается эталон ответа.

Авторские жанры: Фольклорные жанры:

стихотворение потешка считалка

рассказ пословица сказка(?)

сказка (?) поговорка загадка (?)

загадка (?) скороговорка

При выполнении этого задания создалась коллизия: к каким жанрам отнести «сказку» и «загадку»

Учитель : - Возникла проблема. Как её будем решать?

Дети: - Надо вспомнить всё, что мы знаем о сказках и загадках, как жанрах.

В результате совместного поиска правильного ответа ученики пришли к выводу о том, что эти жанры являются и авторскими и фольклорными.

  1. ^ Введение в исследовательскую деятельность.

Учитель: - Могут ли авторы в своих произведениях использовать законы фольклора?

(Мнения детей разделились)

Учитель: - Проведём исследование, которое поможет убедиться в наших предположениях

- Какие знания нам необходимы?

Дети: - Вспомнить всё, что знаем о фольклорных жанрах.

(На столах карточка № 2 у каждого ученика).

Карточка № 2.

Текст 1. Текст 2.

За морями, Маленькая болтунья

За горами Молоко болтала, болтала,

За железными столбами, Да не выболтала.

На пригорке теремок,

На дверях висит замок.

Ты за ключиком иди

И замочек отомкни.

Текст 3.

Жили себе деде и баба. И была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое – золотое. Дед бил-бил, не разбил. Баба била-била не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут, курочка кудахчет: «Не плачь, дед, не плачь баба – я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Учитель: - Я предлагаю вам прочитать тексты на карточку № 2.

Дети читают жужжащим чтением.

Вопросы после чтения:

  • Данные тексты авторские или фольклорные? (фольклорные)

  • Как, по-вашему, к каким жанрам относятся прочитанные вами тексты? (Считалка, сказка, скороговорка).

  • Какую особенность вы можете отметить у считалки? (перечисление, ритм) на доску вывешивается карточка считалка – перечисление, ритм)

  • Что вы можете сказать об особенностях сказки? (традиционное начало сказки, традиционные герои, всё золотое в сказке – особенное, волшебное, есть повтор событий) на доску вывешивается карточка сказка - единоначалие, троекратный повтор, волшебство.

  • Что вы можете сказать об особенностях скороговорки? (звукопись) на доску вывешивается карточка скороговорка – звукопись.

  1. Физ. минутка.

  2. Открытие новых знаний.

Учитель: - Откройте учебники на стр. 34. Прочитайте название произведения, которое нам предстоит исследовать.

Дети читают название стихотворение и его автора. На доске открывается тема урока: Ю.Тувим «Овощи».

Учитель: - Прежде чем перейти к объекту исследования, прочитаем напутствие авторов учебника

Дети(читают): «Мы с тобой, исследователь, уже художники поиска. Если твой вкус к исследованию не угас, то – полный вперёд!»

Вопросы после чтения.

  • Какие фразеологические сочетания вам встретились? (полный вперёд, художники поиска, вкус к исследованию)

  • Как вы их понимаете? (надо продолжать дело, двигаться дальше, находить новое, интерес к исследованию, желание работать, увлечённость в работе).

  1. Чтение произведения учителем. (По рекомендации автора учебника)

  2. ^ Восприятие и первичное осознание нового материала.

Учитель: - Что необычного вы отметили, увидели, услышали в этом простом стихотворении?

Дети высказывают свои впечатления о стихотворении.

  1. ^ Анализ стихотворения

Учитель: – Ребята, как вы считаете, чтобы ответить на вопрос, использовал ли Ю. Тувим в своём стихотворении законы фольклорных жанров, вам необходимо ещё раз перечитать стихотворение? (Да)

Учитель: - Прочитайте стихотворение с этой цель. (Дети читают вполголоса).

  1. Беседа по прочитанному.

Учитель: - Что интересного вы отметили?

Дети: - Повторы, перечисления. (Дети зачитывают повторы и перечисления, встречающиеся в тексте).

Учитель: - С какой целью автор повторяет слова «кипели, кипели»? (Указывает на длительность процесса).

Учитель: - Назовите фольклорные жанры, особенности которых использовал Юлиан Тувим?

^ Дети: - Тувим использовал особенности сказки – троекратный повтор и считалки – перечисление и ритм.

Учитель: - К какому выводу мы пришли в результате нашего исследования?

Дети: Авторы в своих произведениях используют законы фольклора.

  1. Повторное чтение и работа над выразительным чтением.

Учитель: - У кого возникло желание перечитать ещё раз это стихотворение? Почему?

^ Дети: - Читать легко и интересно. Оно ритмичное.

Учитель: - Проведём ещё одно маленькое исследование. С какой целью автор использовал вопросительные и восклицательные знаки, о чём они рассказывают. Предлагаю работу в парах.

Один ученик в паре читает выразительно, интонационно соблюдая знаки препинания, обращая внимание на вопросительный и восклицательный знак. Другой ученик читает без вопросительных и восклицательных знаков.

Учитель: - Сравните чтение, посоветуйтесь, сделайте вывод.

^ Дети: - Текст читается интереснее. Знаки показывают настроение. Чувствуется, что герои живые.

Учитель: - На что вы обратили внимание особенно?

Дети: - Предложение «Ох!» повторяется.

Учитель: - Почему?

Дети: - Разное настроение.

Учитель: - Постарайтесь передать интонационно эту маленькую фразу

Дети: - ! в 1 строфе показывает усталость хозяйки, которая принесла тяжёлые сумки,

во 2 строфе накаленность атмосферы

дальше - горький вздох овощей, что их режут,

общий вздох овощей, что их варят,

радостное восклицание героя

? (оживление спора овощей)

Учитель: - Вы все правы. Вопросительные и восклицательные знаки помогают автору выразить эмоции и чувства, создать настроение и живую атмосферу произведения.

  1. ^ Творческая работа. Создание диафильма.

  1. Подготовительный этап.

Учитель: - Я предлагаю вам создать диафильм по стихотворению Ю. Тувима. Как вы считаете, сколько кадров будет содержать наш диафильм?

Дети: - Четыре.

Учитель: - Другие предложения есть? (Других предложений нет)

- Что изобразите на первом кадре? – Хозяйка принесла овощи домой.

- Что изобразите на втором кадре? – Спор овощей.

- Что изобразите на третьем кадре? – Хозяйка режет овощи.

- Что изобразите на четвёртом кадре? – Овощи кипят в горшке.

Учитель: - Какая строка оказалась вне кадра?

^ Дети: - «И суп овощной оказался неплох».

Учитель: - Как, по-вашему, кто об этом мог сказать?

Дети: - Автор, хозяйка, герой, о котором прямо не говорится в стихотворении (лирический герой)

Учитель: - Что же мы можем изобразить в заключительном кадре?

^ Дети: - Герой пробует овощной суп.

  1. Работа в малых группах. (Каждая группа создаёт один кадр)

Учитель: - Приступаем к созданию диафильма.

  1. Проверка работы.

Ученики размещают рисунки на ленте диафильма в соответствии с содержанием текста.

  1. ^ Озвучивание диафильма.

Учитель: - Я предлагаю вам озвучить диафильм, сочинив мелодию на свой кадр.

Дети предлагают свои варианты.

Учитель: - Молодцы! Вы удачно подобрали мелодию с учётом выразительных средств музыки. Все, кто попробовал свои силы в создании музыки могут сравнить свой композиторский опыт. Сюрприз от учителя музыки – Аверьяновой Ольги Ростиславовны. Подпевайте.

Звучит фонограмма музыки, учитель с детьми исполняет песню на слова Ю. Тувима.

  1. ^ Информация о домашнем задании.

Учитель: - Какое домашнее задание вы бы определили для себя?

Дети: - Сочинить сказку об овощах, сочинить считалку об овощах, выучить наизусть, выразительно прочитать, и др.

Учитель: - Выберите то задание, которое вам нравится.

  1. Рефлексия.

Учитель: - Кто из вас устал на уроке? (Таких нет)

- У кого из вас улучшилось настроение? (У большинства)

- Почему улучшилось настроение?

Дети: - Мы сами разгадали ещё одну тайну литературы.

Учитель: - Какое открытие вы сделали?

Дети: - Авторы в своих произведениях используют особенности композиции фольклорных жанров.

Учитель: - Спасибо за хорошую работу.

Похожие:

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок. Литературное чтение. 2 класс. Тема: Связь авторской поэзии с фольклором
Воспитывать культуру восприятия художественной литературы разных видов и жанров
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения во 2-м классе. Тема "Сказки о животных"
Учитель: Доброе утро и детям, и всем гостям, пришедшим к нам на урок литературного чтения. Мне всегда тепло и радостно от встречи...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения Аннотация к уроку литературного чтения во 2 классе
На уроке дети самостоятельно определяют тему и ставят цель урока. Знакомство с биографическими сведениями, творчеством писателя происходит...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения во 2 классе. Наименование раздела программы
Оборудование: учебное пособие с текстом, таблица слогов и слов для минутки чтения. Пк. Мультимедийный проектор. Рабочая тетрадь по...
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconВсероссийский урок чтения
Этот урок посвящен М. И. Цветаевой ярчайшему представителю серебряного века русской поэзии, поэзии XX столетия
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconТематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе (138 часов – 4 часа в неделю)
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения во 2 «А» классе. Тема
Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения, слушать и уважать мнение товарищей
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения по теме «Зимний вечер»
Развивать познавательную активность, речь, умение анализировать,обобщать, делать правильные выводы
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок литературного чтения в 8-м классе на тему «Человек и общество»
Цель урока: выяснить, какие проблемы общества затрагиваются в рассказе и их взаимосвязь с современностью
Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Связь авторской поэзии с фольклором» iconУрок чтения во 2 классе. Тема: «Сравнительный анализ авторской и...
Обучающие: организовать знакомство с новым произведением, организовать работу по выявлению особенностей авторской сказки (образ героя...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница