Васильевой Ольгой Леонидовной




Скачать 375.02 Kb.
НазваниеВасильевой Ольгой Леонидовной
страница1/3
Дата публикации29.10.2013
Размер375.02 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики

РГСКОУ «Начальная школа - детский сад для детей с нарушениями речи №2»

Проект по теме:



Выполнен – Васильевой Ольгой Леонидовной

учителем РГСКОУ «Начальная школа–детский

сад для детей с нарушениями речи №2»

Содержание

1. Проблема, цель, задачи, актуальность, ожидаемые результаты с. 1

2. Речевые дефекты с. 2-3

3. Ошибки чтения у детей с ОНР с.5-6

4. Система коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР с. 7- 11

5. Трудности, тормозящие обучение чтению у детей с ОНР с. 12- 14

6. Система упражнений для преодоления трудностей при обучении чтению у детей с ОНР с.15- 23

7. Заключение с. 24-25

8. Библиографический список с. 26

Проблема: Дефектное развитие речи затрудняет обучение чтению у детей с ОНР.
Цель: Выявить специфические ошибки и трудности при формировании навыка чтения у детей с ОНР и подготовить систему тренировочных упражнений.
Задачи: 1. Изучить речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств,

2. Проанализировать ошибки и трудности, тормозящие обучение чтению у детей с ОНР.

3. Разработать серию коррекционных упражнений.
Актуальность: Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последую­щего образования.

Большие затруднения при обучении чтению испытывают дети с общим недоразвитием речи, которое проявляется не только в дефектах произношения, но и в лексико-грамматических средствах языка. Дефектное развитие речи детей приводит к нарушению или несформированности отдельных процессов или операций, необходимых для формирования правильного навыка чтения.

Сегодня всё чаще и чаще говорится о том, что современные дети очень мало читают. Почему? Так размышляют дети:

Нужно ли уметь читать?

Можно просто поиграть.

Телевизор посмотреть,

В Интернете «посидеть»…

Специалисты на этот вопрос отвечают так: Не умеют читать! Не получают радости от чтения книг!

Чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научить детей читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма, а ещё ребёнок обязательно должен сам хотеть читать.
Ожидаемый результат: 1. Составление характеристик основных ошибок и трудностей, тормозящих обучение чтению у детей с ОНР.

2. Система коррекционных упражнений.

3. Пробуждение интереса к процессу чтения, сня­тие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности


^ Речевые дефекты

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаковою. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Речевые дефекты, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.

^ Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.

^ Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны произношения, фонетических процессов (фонетико-фонематичкское недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих, звонких – глухих, р – л, твёрдых – мягких). Причём у школьников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. Эти учащиеся имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифферанциации звуков. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие согласные звуки) сходства и различия и артикуляционного (например: свистящие – шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: бочка – почка, басня – пашня). Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а часто и на понимание прочитанного.

^ Третью группу составляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи – ОНР). Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (Л.С. Волкова).

Фонетико – фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей с ОНР, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям речи.

Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

  • недостаточное развитие способности к переключаемости;

  • недостаточная способность к запоминанию;

  • недостаточная сформированность словесно-логического мышления;

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;

  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности


^ Механизм процесса чтения
Навык чтения включает в себя два компонента:

- техническая сторона чтения

- смысловая сторона чтения.

В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты чтения:

- способ чтения

- темп (скорость) чтения

- динамика (увеличение) скорости чтения

- правильность чтения.

В смысловую сторону чтения входят следующие компоненты:

- выразительность чтения

- понимание прочитанного.

Безусловно, главное - понимать и осознавать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того, чтобы узнавать что-нибудь новое. Техническая сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Однако, для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма.
Навык чтения вырабатывается поэтапно. Каждый из этапов отличается качественным своеобразием и вариативным соотношением технических и смысловых задач чтения. Однако эти этапы не всегда можно отчетливо разграничить, поскольку наблюдается их сочетание даже в пределах чтения одного текста.

^ Этапы в обучении чтению:

(Эти этапы выделил Егоров Т.Г.)

1-й этап - аналитический. Он обеспечивает усвоение звукобуквенного соотношения и слогового (аналитического) чтения.

2-й этап – этап становления синтетических приемов чтения, когда ребенку доступно присоединение друг к другу последовательно стоящих слов с ориентировкой на целое предложение.

3-й этап – этап автоматизации навыков синтетического чтения, обеспечивающий развитие беглого осмысленного чтения.

4-й этап – этап совершенствования техники чтения при понимании смысла соответствующих возрасту текстов.

В целом развитие навыка чтения происходит скачками и соответствует выделенным этапам таким образом, что конечная фаза одного этапа перекрывается начальной фазой следующего, благодаря чему можно наблюдать переходные стадии сосуществования «смежных» этапов

^ Ошибки чтения у детей с ОНР
Ошибки чтения при ОНР являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у детей в течение многих месяцев и лет. Они носят специфический характер: это повторяющиеся, типические ошибки. Ошибки чтения при ОНР обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.
Группы ошибок:

1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении. Первая ступенька, ведущая детей к овладению навыкам чтения, - это слоговой способ чтения. Для усвоения слитного чтения слогов ребёнок должен правильно соотнести букву с определённым звуком, не смешивая его с другими. Таким образом, на первом этапе ребёнок видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог. Этот процесс у детей с ОНР нередко задерживается, «У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются.» (Л.Ф. Спирова) Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения.

Может наблюдаться различный характер замен и смещений:

а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА)

б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, И-У и т.д.)

в) недифференцированные, вариативные замены

  1. Искажение звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:

а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА – КАМЕКА)

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения

^ (ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ)

в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ)

г) перестановка звуков (ЛОПАТА – ЛОТАПА)

д) пропуски, перестановки слогов ^ (КАНАВА – КАВАНА)

  1. Замена слов (ЗАХЛЕСТНУЛО – ЗАХЛОПНУЛО)

  2. Аграматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний, изменение окончаний глаголов. В процессе чтения ребенок не правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Например:

а) изменение падежных окончаний существительных

^ (ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ, У ТОВАРИЩАХ)

б) изменение числа имени существительного, местоимения (вместо ПИСЬМА – ПИСЬМО, вместо КОСМОНАВТ – КОСМОНАВТЫ)

в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения (СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, ДЕТЕЙ ВЕСЕЛУЮ, НАШ РАКЕТА)

г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени (ЭТО БЫЛ СТРАНА, ПРОМЧАЛСЯ МАШИНА, БЫЛА ДЕНЬ)

д) изменение формы, времени и вида глаголов (ОБЛЕТЕЛ ХОЧУ, ГУЛЯЛА НА ПОШЛА)

^ Система коррекционных упражнений для преодоления ошибок чтения у детей с ОНР


  1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы




    • Конструктор «Развитие»

Для коррекции данных ошибок эффективно использование в своей работе конструктора «Развитие». (Приложение 1) Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие-игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита. Размер шрифта 12 см. Конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита.



В ходе занятий с конструктором школьники осваивают следующие умения:

- правильно произносить звуки и называть буквы, обозначающие эти звуки: звук[л] - буква эль; звук[м] – буква эм, звук [н] – буква эн и т. д.

- не смешивать буквы друг с другом;

- выделять из слова гласный звук, составляющий слог: а[у];[у]ра и т. д.

- выделять из слова согласный звук: а[х], у[с], [м]а[м]а и т.д.

- обозначать звуки буквами.


Ученикам раздаются элементы конструктора и предлагаются следующие задания:

а) «Сконструируй заданную букву»;

б) «Угадай, какая буква сломалась?» - из данных элементов составить букву;

в) «Угадай, какая буквы сломались?» - из данных элементов составить несколько букв;

г) переконструирование букв: как из буквы П сделать букву Н, из буквы Н – букву П, из буквы П – букву Ы, из буквы Ы – букву Н, из буквы Н букву П, т. е. ряд п-н-п-ы-н-п. Цепочки могут быть самыми разнообразными ( это зависит от состава элементов начальной буквы), длинными и короткими, например:

и – н – п – н – р- н – и з – р – з – в – р – б – з;

х – ж – х – к – ж – х й – и – й – п – и – й

я – р – ы – я о – с – з – о

ц – щ – ш – ц ю – о – ю

ч – я – ч ф – в –з – в – р – ф

э – с- э л – д – ц – д – л

В игре с пособием одновременно решаются и логопедические задачи: развитие фонематического восприятия, уточнение и коррекция произношения, дифференциация сходных фонем.


  • ^ Найди такую же букву

- показывается буква, ученик отыскивает её среди других букв наборного полотна, опираясь на графическое изображение, он должен чётко произнести

звук;

  • ^ Какая буква встречается чаще всех?

- назови букву, которая чаще всего встречается (даются различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения), можно записать в строчку любой столбик, но буквы дать печатные, прописные, различной толщины, цвета и шрифта и т. д.

Например: ж з с ш щ с ч ж щ ж

Ш т Ж ж т а Б Ж щ ш

Ж х Н ш Щ п щ Ч ж л

Х ш щ ж А Ч л щ ж М


  • Найди спрятавшиеся буквы.

- назови буквы и скажи, какая ещё буква спряталась в них, запиши каждую букву отдельно;

- добавь недостающую часть, чтобы получилась буква и назови;


- буквы играли в путаницу и перемешались, какие буквы играли в эту игру?


- преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, ь в В, Г в Б;



  • Выкладывание контура букв

а) из тесёмочки

б) из спичек

в) из пластилина;


  • Найти одинаковую букву в словах:

а) рак, порт, сыр, мир, берег, рёв

б) халат, клён, лбы, щель, волосы, жили;

- по какому признаку слова записаны в две строчки:

цена целый кольцо яйцо зацепить

свеча косой просить маска люстра;

  • Заучи и прочитай

Ребёнку сначала предлагается заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в процессе чтения, а затем их прочитать в убыстренном темпе.

  • Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).



  1. Искажение звукослоговой структуры слова

  • Читай чётко и быстро, вставляя разные гласные и согласные буквы


Т




К

Т




К

Т




К

Т




К

К




шка

К




шка

К




шка

К




шка


а, е, у ш ,т, н самостоятельно

прод.ли воро.а сто.

прод.ли воро.а сто.

прод.ли воро.а сто.


  • Добавь одну букву

- Имена девочек: Ли.а, Ли.а, Ли.а, Ли.я

- название дерева: ли.а

- название животного: ли.а

  • Составь слова из слогов 1, 2, 3 столбиков и чётко прочитай их , выделяя ударный слог:

    МА

    РО

    ЗА







    КРЕ

    ЧИ

    СТИ

    ВО

    ЛИ

    ЧА







    ГЛУ

    ПО

    ЩА

    БЕ

    ДА

    НА







    СКУ

    ТАЗ

    ТА

    ЗА

    РЁ

    ТА







    КРУ

    ХО

    НА

  • Читай быстро, чётко

^ А-ЗА-ОЗА –КОЗА- ЕКОЗА-РЕКОЗА-ТРЕКОЗА- СТРЕКОЗА

И-ЛИ-УЛИ-НУЛИ-ХНУЛИ-ОХНУЛИ-ДОХНУЛИ-ЗДОХНУЛИ-ВЗДОХНУЛИ
  1   2   3

Похожие:

Васильевой Ольгой Леонидовной iconКлассный час профсоюзный урок в 10 11 классах, разработанный Тарасовой...
Цели: заложить основы к способам защиты своих трудовых прав; способствовать формированию позитивного отношения к профсоюзам как перспективного...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconПояснительная записка Основная общеобразовательная программа мдоу детский сад №28 «Рябинка»
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, и с учётом комплексной «Программы воспитания...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconАлександровны Васильевой "Сам себе целитель"
Из книги Ирины Александровны Васильевой "Сам себе целитель" (816 стр.) (Новосибирск, "Целитель", 1998 г.)
Васильевой Ольгой Леонидовной icon«Китай и Япония в средние века»
Ивановой Ольгой Владимировной в ходе семинара для молодых специалистов в ноябре 2010 года
Васильевой Ольгой Леонидовной iconИнтервью с солнечной феей Ларисой Леонидовной Меркуловой
...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconПрограммно-методическое обеспечение доу комплексная программа Программа...
Программа воспитания и обучения детей в детском саду "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconОтрывок из моей неопубликованной книги, которую я пишу очень давно
Родины фотографии кошек, которых люди называют сибирскими что и было сделано через несколько месяцев. По тем снимкам мы вместе с...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconКомплексная программа : «Программа воспитания и обучения в детском...
...
Васильевой Ольгой Леонидовной iconУильям Тревор Вечные любовники
Перевод Н. Васильевой Оглядываясь на прошлое, он думал, что причиной всему, вероятно, было то
Васильевой Ольгой Леонидовной iconСведения реализуемых основных и дополнительных образовательных программ
Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, 2008г
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница