Развитие связной речи детей через использование приема моделирования




Скачать 96,47 Kb.
НазваниеРазвитие связной речи детей через использование приема моделирования
Дата публикации26.10.2013
Размер96,47 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Развитие связной речи детей

через использование приема моделирования

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

К.Д. Ушинский

Овладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохни). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.

Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка — моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Широкую известность приобрели работы Л.А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст — период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали многие исследователи (Е.А Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и приемы развития связной речи, более ориентированные на представления фактического материала для детских рассказов, интеллектуальные процессы, значимые для построения текста, в них отражены мало.
Необходимы более эффективные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не пропуская основных деталей предметов. Прежде всего, это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помогающих в овладении связной речью, самый эффективный,— метод моделирования.

Педагог ставит перед собой задачи:

— учить детей пересказывать текст последовательно, соблюдая структуру;

— развивать мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при использовании схем, заместителей;

— уметь создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажа сказки, узнавать сказочные ситуации по схеме;

— развивать умение подбирать заместители по цвету, величине, форме, характеру персонажа сказки;

— развивать понимание текста на основе построения наглядной модели;

— уметь использовать схемы, заместители при пересказе не только всего текста, но и отдельных эпизодов.

Работу со схемами необходимо начать с детьми 3—4 лет.

При обучении детей второй младшей группы стоят задачи научить их:

— пересказывать хорошо знакомые сказки и рассказы;

— рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картинке с близким детскому опыту сюжетом — из серий «Мы играем», «Наша Таня»);

— через драматизацию знакомых сказок составлять высказывания повествовательного типа;

— в индивидуальном общении рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе и семье, о том, как провели выходные дни).

В работе с детьми нужно использовать картинно-схематические планы, которые содержат последовательность высказывания. В схеме отображается детальное содержание текста, с помощью которого дошкольники учатся составлять описательные рассказы и пересказывать хорошо знакомые сказки.

С целью активизации из деятельности используется игровой персонаж. При оценке качества рассказов в младшей группе хвалим ребенка за любое высказывание от лица Мишки («Спасибо вам, дети, пойду в лес и расскажу всем зверям какой стишок я выучил»). Дети с интересом ожидают встречи с Мишкой.

С помощью схем они рассказывают сказки «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Петушок и бобовое зернышко». Составляют описательные рассказы: опиши рыбку, птичку и т.д.

Систематически применяя для развития речи модели (схемы), можно добиться важных результатов. К концу года дети младшей группы будут активно отвечать на вопросы по содержанию, каждый ребенок научится читать схему, проговаривая строки из текста, соотнеся их с картинкой. Многие дети с легкостью будут использовать схемы.

В средней группе стоят следующие задачи.

1. Учить пересказывать содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые.

2. В рассказывании по картинке и игрушке учить сначала по вопросам воспитателя, а затем и самостоятельно строить высказывания описательного и повествовательного типа.

3. Обращать внимание на структурное оформление описаний и повествований, дать представление о разных зачинах рассказов («однажды», «как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания.

4. Научить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания.

5. Научить составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.

Для работы в средней группе необходимо использовать упрощенные схемы для описания предметов, описательных рассказов, пересказов сказок;

В старшей группе дети должны овладеть следующими умениями.

1. При пересказе:

— последовательно пересказывать литературные произведения без помощи воспитателя;

— выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.

2. При рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам:

— составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения;

— придумывать предшествующие и последующие события в рассказах по одной картине.

У значительной части детей этого возраста вызывают особые затруднения соблюдения структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. Поэтому, чтобы улучшить качество детских рассказов повысить их активность и сделать процесс обучения интересным и привлекательным, кроме использования мотивационной установки, необходимо использовать разнообразные приемы.


Психологи Л.А. Венгер и А.Л. Венгер выдвинули идею, что читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Оно, по их мнению, начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении художественной литературы замещаемыми объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гномы, волшебники, а иногда и предметы, с которыми они действуют.

^ Дидактические игры.

На описание игрушек: «Что за предмет?», «Скажи какой?», «Кто больше узнает и назовет?», «Узнай по описанию», «Узнай, что за зверь?», «Узнай игрушку», «Что у кого?». Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обогащать словарный запас и соответствующее представление о предмете; связно, последовательно описывать его внешний вид.

На формирование представлений о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующие картинок: «Кто, что умеет делать?», «Где, что можно делать?», «Назови, где я», «Скажи, что сначала что потом», «Добавь слово», «Что было бы, если...». Например, проводя игру «Кто знает, тот дальше продолжает», первоначально произносим такую фразу: «Жил Мишка, пошел он... (помогают дети) шел он шел и встретил...». Постепенно основную часть усложняем, используя глагольную речь. Такие игры способствуют связному обучению, последовательному описанию сюжетной картинки, в основе которой лежит первоначально — подражание речевому образцу.

При формировании понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т.е. строится по определенной схеме, используем игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм даем схему высказывания, а дети «наполняют» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепляем повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Эти игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Игры-драматизации побуждают детей к монологу и диалогу. Для этого используем разнообразные театры: «Пузырь соломинка и лапоть», «Красная Шапочка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Три поросенка». Дети вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развернутые ответы.

Такая работа даст возможность театрализованным играм возникать по инициативе самих детей. Детям захочется еще раз вернуться в сказку, а недостающие персонажи они будут заменять предметами-заместителями.

Игры можно проводить в утренние и вечерние часы, когда детей еще не так много, в обстановке естественного общения, учитывая наклонности каждого ребенка. В ходе игры ставятся цели: развивать у ребенка речевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.

После такой планомерной работы в блоке совместной деятельности можно использовать схемы-подсказки при пересказе и рассказывании. В начале схемы необходимы очень подробные, но когда дети будут очень легко справляться с заданиями, нужно постепенно схемы сокращать, чтобы они могли проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать с детьми и тут же объяснять, что рисуем, догадываясь по знакомым символам.

При пересказе сказки «^ Заюшкина избушка» можно предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета и размера, затем договориться, какой заместитель будет соответствовать герою сказки. В ходе обсуждения ставить перед ребенком проблемные вопросы.

— Для зайца круг выбрали белый. Почему? Какой по размеру должен быть круг — большой, средний или маленький? Средний — потому что заяц среднего размера по сравнению с волком и лисой.

— Лиса — какой круг, почему? (Оранжевый.)

— Волк — какой круг, почему?

— Медведь — коричневый, почему?

Последний из героев — петушок может вызвать затруднение, каким цветом его обозначить? В помощь прочитать стихотворение, где о петушке говорится, что у него красный гребешок, красная бородушка, красные сапожки. Совместно с ребенком принять решение, что петушок будет красного цвета.

«Но на столе остались еще два круга — голубого и коричневого цвета. Почему? Потому что есть еще две избушки: лубяная или деревянная — значит коричневого цвета, и ледяная — значит, голубого. А лес... Как думаете, каким цветом мы его обозначим? Зеленым. Почему?»

Таким образом, ребенок сам составит сказку, заменив ее персонажей, на геометрические фигуры. Будет очень интересно!

^ В подготовительной к школе группе задачи по развитию связной речи усложняются:

— научить строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры и использованием разных типов внутритекстовых связей;

— сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;

— в творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

— учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, структуры, связности.

В этой группе необходимо развивать у детей умение творческого составления историй, сказок, рассказов. Для этого в работе используем картинно-схематический план смысловой последовательности частей, прослушанных текстов, художественных произведений, рекомендованных Л.А. Венгер. Здесь включаем в работу с детьми разные игры, упражнения, задания на развитие воображения, которые помогают им стать свободнее, избегать готовых образцов, штампов, шаблонов, искать свои оригинальные решения, высказывания. Очень важно отметить, что дети не просто придумывают, свободно фантазируют, а решают задачи с определенными условиями.

В дальнейшем усложняем задание, уменьшаем опору на модель, так как ребенку проще рассказать что-то, когда он видит перед собой детальное изображение, чем просто представлять себе что-нибудь. Здесь целесообразно вновь вернуться к цветным кружкам. Но теперь их нужно давать детям индивидуально и не по одному кружку, а для начала по два-три разного цвета. И уже недостаточно просто назвать, на кого или на что они могут быть похожи, а надо придумать, кто это и что с ними однажды случилось.

С использованием схем можно провести: рассказывание сказки «Как утенок заблудился»; пересказ сказок «Лиса и кувшин», «Как аукнется, так и откликнется»; рассказов М. Пришвина «Еж», «Золотой луг», придумывание сказки «День рождения зайца», составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

В результате с помощью моделирования дети научатся:

— пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую последовательность, выдерживая структуру, содержание текста;

— в описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предмета;

— сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Похожие:

Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconИспользование метода наглядного моделирования в развитии связной...

Развитие связной речи детей через использование приема моделирования icon«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с онр»...
По данным литературы и собственных наблюдений, большинство детей, поступающих в школу, испытывают значительные трудности и не владеют...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования icon"Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной...
Цель педсовета повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста....
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconНаправлено на достижение целей овладения конструктивными способами...
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconРазвитие связной речи детей на основе чтения художественной литературы...
В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделена специфическая...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconПлан тематического контроля «Формирование связной речи у дошкольников»
Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconРассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание...
Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconРазвитие речи детей пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования icon«Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической...
Ты по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида. Воспитание и обучение...
Развитие связной речи детей через использование приема моделирования iconИспользование метода сказкотерапии при формировании связной монологической речи
В концепции единого образовательного пространства одной из важных проблем является учет особых образовательных возможностей и потребностей...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница