Скачать 326,25 Kb.
|
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 1 «Дюймовочка» Городское методическое объединение учителей – логопедов Мастер-класс по теме: «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью» Учитель-логопед Антропова Т.А. г. Серпухов, 2011 г. Более 10 лет я занимаюсь логопедической коррекцией недостатков произношения у детей третьего уровня ОНР. Всё это время пыталась раскрыть содержание и методы работы по развитию связной речи детей 5 – 7 лет в условиях логопедической группы детского сада комбинированного вида. Воспитание и обучение детей осуществляется в ходе игровой и трудовой деятельности, на разнообразных занятиях, в процессе ознакомления с окружающей действительностью, в повседневной жизни. Имея опыт работы с детьми логопедической группы по развитию связной речи, я систематизировала и обобщила материал по теме «Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью». Развитие связной речи, как наиболее сложной формы речевой деятельности, формирует у детей последовательное, систематическое развёрнутое изложение. Коммуникативная функция связной речи направлена на стимулирование всестороннего развития ребёнка, имеющего недоразвитие речи и связанных с нею психических процессов. При обследовании состояния связной речи выясняется несформированность грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций. Часто допускаются ошибки в употреблении словосочетаний. включающих количественные числительные, неправильное согласование прилагательных в роде, числе и падеже. У детей с ОНР обнаруживается несформированность навыков практического словообразования. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление новых слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия. состояния предметов, затруднён подбор однокоренных слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР имеют особенности развития психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной итощаемостью. Коррекция звукопроизношения У детей с ОНР третьего уровня речевого развития наблюдается нарушение произношения звуков. Иногда звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко: - Недифференцированное произношение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы. - Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаще это относится к замене сопоров, свистящих и шипящих. - Нестойкое употребление звука, когда в разных слогах он произносится различно - Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях взаимозаменяет их, при этом искажает артикуляцию некоторых фонем. У детей отличается нечеткое произнесение звука ы. Фонематическое недоразвитие проявляется в несформированности процессов дифференциации звуков, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. У детей нарушена звуко-слоговая структура и звуконаполняемость слова. Обогащение словарного запаса. Работа по коррекции речевого недоразвития включает в себя формирование словарного запаса. Продолжается работа по развитию понимания речи. Детей учим вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимать обобщенное значение слова. Формируется умение выделять части предмета. Предметный лексический материал связан с изучением предметов, окружающих детей. На основе понимания признаков предметов, они учатся их группировать в практической деятельности. Уточняется значение существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дети учатся воспринимать глагольные приставки, выполнять действия с предметами. Особое внимание обращается на точное понимание смысла предложений, включающих слова, сходные по звуковому составу, но разные по значению. В процессе усвоения предметного словаря продолжается знакомство с различными способами словообразования (относительных прилагательных). Одновременно у детей воспитывается умение образовывать прилагательные от наречий, от существительных, а также разные их степени. Развивая умение правильно передавать в речи оттенки слов, дети учатся образовывать уменьшительные названия качеств предметов. Необходимым условием уточнения и расширения словаря детей является практическое усвоение многозначных слов. Слова с переносным значением (лицо румяное, как яблоко). Подготовительным этапом ознакомления детей со словами-антонимами является проверка и уточнение известных детям слов – названий признаков предметов и действий. ^ Одновременно с обогащением словарного запаса происходит грамматическое его оформление. Специально созданные ситуации, использование различных моментов помогают в практическом плане усваивать значения предметов, различать окончание падежных форм, правильно согласовывать прилагательные и числительные с существительными. Вся работа по формированию грамматически правильной речи опирается на представления ребёнка и постоянно совершенствующееся слуховое восприятие. новая грамматическая форма закрепляется в упражнениях по словоизменению и словообразованию, по составлению словосочетаний и предложений. Связная (монологическая) речь. Монологическая речь отстаёт от возрастной нормы. У детей с ОНР (приблизительно у 30 – 50% в зависимости от степени тяжести дефекта) к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. У детей постепенно развивается чутьё языка, происходит овладение речевыми средствами. Поэтому возможен переход к самостоятельному развитию и обогащению речи в процессе свободного общения. Дети, которые могут быть условно отнесены к верхней границе III уровня ОНР, обучаются в общеобразовательной школе с обязательным посещением логопедических занятий на школьном логопедическом пункте. Приведение связной речи детей к норме на момент поступления в школу. Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у детей мотивированной потребности речи путём стимуляции их речевой активности, разговорная речь приблизительно у 50% детей, поступающих в школу, малословна. Обучение составлению повествовательных, описательных и сравнительных рассказов, творческих рассказов. Обучение рассказыванию занимает большое место в общей системе логопедической работы. В это время уделяется внимание закреплению навыка свободного пользования в речи поставленными звуками. На протяжении всего коррекционного обучения эта работа сочетается с развитием чёткости речи и устранением затруднений в воспроизведении слов, сложных по слоговому составу и звуконаполняемости. ^ Работая над темой по развитию связной речи у дошкольников 5-7 лет с ОНР, разработала дидактическое обеспечение:
- предметные картинки по лексическим темам; - парные картинки для составления предложений; - «живые картинки»; - сюжетные картины; - сюжетные картинки и серии сюжетных картинок; - схемы описательных рассказов. - кроме этого использую различные наглядные материалы: реальные предметы, игрушки, муляжи. картины.
- тексты коротких рассказов; - тексты со смысловыми ошибками; - карточки с деформированными предложениями; - карточки с группами слов; - карточки с опорными словами для составления рассказов; - конспекты фронтальных занятий; - дидактические игры; - атрибуты для проведения диалогов, праздников. досугов, игр-драматизаций. ^
(Этап логопедической работы с неговорящими детьми) Основные задачи логопедического воздействия – вызвать речевую деятельность детей, расширить объём понимания речи. Однословное предложение – исходный пункт развития детской речи. Одни дети владеют большим пассивным словарём, у других понимание речи ограниченное. Занятия на этом этапе – индивидуальные или подгрупповые (не более 3 человек). Основная форма проведения занятий – игровая. Занятия насыщены невербальными заданиями. Всякое проявление речи у детей необходимо поощрять.
На этом этапе мы учим детей строить двухсловное предложение (обращение + повеление), заучивать определённые обиходные словосочетания, произносить ударный слог слова, расширить объём понимания чужой речи. У детей развивается аномальная речь детей – полное отсутствие способности к словоизменению. Дети с трудом овладевают ритмико-мелодической стороной слова. коррекционная работа – проведение мероприятий, способствующих развитию смысловой стороны речи.
На этом этапе перед логопедом стоят задачи: - Учить детей грамматически правильно строить предложения типа: И.п. существительного + согласованный глагол 3-л. настоящего времени; - Воспроизводить ритмико-слоговую структуру 3-х сложных слов; - Продолжить работу по различению грамматических форм слов. Активный словарь на этом этапе пополняется новыми обиходно-разговорными словами. Дети смешивают основные значения слов. В это время появляется умение употреблять 3-е лицо глаголов настоящего времени. Аграмматичные инструкции не выполняются появившимися правильно построенными грамматическими стереотипами. Эта речь не может служить им средством полноценного общения.
Учить детей грамматически правильно строить предложения из 3 – 5 слов. Учить самостоятельному словоизменению существительных и глаголов. Формировать простейшие навыки связной речи. Активный словарь пополняется словами, обозначающими признаки предметов.
- учить детей строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения; - продолжить работу по словоизменению; - учить согласовывать местоимения и прилагательные с существительным. Дети начинают использовать служебные слова: предлоги и союзы. Стремление ребёнка к усложнению своего высказывания выражается в хаотичном наборе словосочетаний. Отмечаются положительные сдвиги в развитии речи детей, появляются предложения с однородными членами.
Когда дети научатся правильно составлять простые предложения с однородными членами, рекомендуется переход к обучению составления разных видов предложения. Логопедическая работа ведётся от сложносочинённого к сложноподчинённому предложению. При составлении предложений хорошо использовать вопросно-ответную форму речи.
Основная задача логопедического воздействия на детей с ОНР – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств. Работа по развитию связной речи ведётся по следующим направлениям: - обогащение словарного запаса; - обучение пересказу и придумыванию рассказов; - разучивание стихотворений; - отгадывание загадок.
Обучение рассказыванию занимает большое место в системе логопедических занятий и проводится в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Учитывая сниженную речевую активность детей-логопатов, их быструю утомляемость, недостаточную переключаемость, логопед при построении занятий соответствующим образом подбирает речевой материал. Приёмы обучения Рассмотрим наиболее характерные приёмы, которые используются в условиях дошкольных учреждений.
Комментирование действий. Комментирование действий детей используется для развития восприятия речи. Этот приём более всего отвечает решению пропедевтических задач. Систематически используя его на занятиях, можно исподволь подготавливать любую следующую ступень речевого развития детей: предварять употребление необходимых слов в активной речи ребёнка. построение предложений любой конструкции, составление рассказа. Использование данного приёма позволяет предупреждать появление аграмматизма в речи детей. Комментирующая речь позволяет выражать констатацию факта, побуждение к действию, регуляции и оценки деятельности ребёнка. Она может быть тесно связана с любой деятельностью, выполняемой ребёнком самостоятельно или совместно со взрослым. Использование комментирующей речи оказывает большое влияние на развитие восприятия речи, способствует потребности в общении, речевой активности, а также подводит детей к пониманию определённой последовательности в действиях через рассказ и является подготовительным этапом в обучении рассказыванию. ^ решается одна из важных задач – развитие речевых средств: знакомство с новыми словами, уточнение их значений и постепенное их включение в активный словарь детей. Для показа и рассматривания следует брать новый предмет, которого нет в групповой комнате. При обучении рекомендуется использовать разнообразную наглядность: реальные предметы, игрушки, муляжи, картины. Картины, выбираемые для демонстрации на фронтальных занятиях, должны быть большого размера. При выборе предметных картинок дл одновременного показа, обращать внимание на их соотношение по величине. Все предметы, с которыми знакомятся дети, должны быть должны быть яркой окраски. Новые предметы привлекают детей вкусовыми качествами, ароматом, различиями в весе, температурой. Дети ориентируются при показе на слово, обозначающее предмет, и на слова, обозначающие признаки. Показ предмета и его рассматривание используется для активизации речи детей. на занятии дети то слушают то активно действуют.
При выполнении действий с предметом решаются те же задачи, что и при проказе предмета и его рассматривании – развитие восприятия и речевых средств, обогащение словаря ребёнка. ребёнок значительно быстрее связывает новое слово с предметом, действием или признаком. если он широко опирается при знакомстве с ним на различные анализаторы. Важно, чтобы ребенок не только смотрел и слушал, но и действовал с предметом: трогал его, ощупывал, гладил, двигал и т.п. При этом словарь обогащается названиями действий, что способствует появлению в активной речи ребенка предложений. Для развития понимания речи ребенком усвоения и активизации новых слов, обозначающих действия, следует использовать пары слов с противоположным значением (птичка хвостик опускает – поднимает, везти коляску быстро – медленно и т.д.). |
![]() | Реферат «Развитие общей и мелкой моторики как основы формирования... Взаимосвязь речевого развития, интеллекта и личностных качеств в процессе социальной адаптации | ![]() | «Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками» Автор: Михайлова Надежда Николаевна, учитель – логопед моу «сош №30 им. А. И. Трофимова» г. Чебоксары |
![]() | Литература риторика II «Развитие речемыслительных и коммуникативных... «Развитие речемыслительных и коммуникативных умений и навыков выпускников в процессе подготовки к егэ в 11 классе и гиа в 9 классе»,... | ![]() | Развитие речи и творчества в ситуации общения с взрослыми у детей... При благоприятном стечение обстоятельств: хорошем соматическом и психическом здоровье и положительной эмоционально – речевой среде... |
![]() | «Формирование коммуникативных умений как средство развития речевой... Цель: развитие речевой деятельности младших школьников через формирование коммуникативных умений | ![]() | План тематического контроля «Формирование связной речи у дошкольников» Цель: Выяснить состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной речи детей |
![]() | Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: Издательство «Ювента» Т 48 Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: Издательство «Ювента», 2008. 24 с | ![]() | Урока: Образовательные Развивающие: развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы; умений работать с дополнительной литературой,... |
![]() | «Система Л. В. Занкова в условиях введения фгос ноо» Гребнева Ирина... «Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством формирования контрольно-оценочной деятельности» | ![]() | Формирование связной речи и коммуникативных качеств у старших дошкольников Вместе с тем в дальнейшем культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка, стилистическим... |