В. В. Петухов основные аспекты




Скачать 66.07 Kb.
НазваниеВ. В. Петухов основные аспекты
Дата публикации19.04.2013
Размер66.07 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
В.В.Петухов

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ

изучения эмоций

Пытаясь выделить основные аспекты психологического изучения эмоций, прежде всего определим их, обращаясь, как часто бывало в курсе, к двум основателям отечественной психологии — С.Л.Рубинштейну и А.Н.Леонтьеву. Для этого представим простую схему: П (потребность) — Д (деятельность), связанные между собой, и в ее центр поставим Э (эмо­ции). Получим схему: П — Э — Д, которая позволит дать два определе­ния эмоций: одно — по С.Л.Рубинштейну, другое — по А.Н.Леонтьеву. Так, Рубинштейн берет первые две части схемы, т.е. связывает определе­ние эмоций с потребностями: эмоция есть психическая представлен­ность (отражение) актуального состояния потребности. Напротив, для Леонтьева принципиальна связь второй и третьей частей схемы, т.е. роль эмоций в деятельности. Деятельность, как нам известно из темы 6, имеет сложное строение и включает отдельные действия, которым дает­ся, в частности (см. тему 3), следующее генетическое определение. Дей­ствие есть процесс, мотив и цель которого не совпадают, а значит объяс­нение различных действий, составляющих совместную трудовую деятельность людей, требует понятия смысла действия. Смысл есть пони­мание (осознание) отношения мотива к цели. Впрочем, мотивы могут и не осознаваться, выполняя однако смыслообразующую функцию, и смыслы должны быть как-то представлены в сознании (и шире — в психике). Эмоция и есть психическая представленность (отражение) смысла, ко­торый образуется мотивом. Отсюда, в частности, следует, что изучение эмоций суть путь к познанию смысловой и — далее — мотивационной сферы субъекта (личности). Поскольку же мы различаем природного, со­циального, культурного субъектов, то нам понятно, почему видов смыслов обычно выделяют три: для природного индивида — биологический смысл (чаще его называют значимостью), для социального — разумный (сознательный) смысл, и, наконец, для культурного — собственно лич- ностный смысл. Каждый из них может быть психически представлен в соответствующих классах эмоциональных переживаний.

Впрочем, основные аспекты изучения эмоций не связаны с упомяну­тым различением потому, что чаще всего они исследуются как формы приспособления к окружающей среде, т.е. особенности природного инди­вида. Мы выделим здесь три основных аспекта: а) эмоции как психичес­кие явления; б) эмоции как психотелесные состояния и в) эмоции как процессы, когда исследуются стадии их протекания.

^ Эмоция как психическое явление. Первые описания и объяснения психических, сознательных явлений, в том числе — чувствований1, мы находим в классической психологии В.Вундта (см. тему 2). Как извест­но, Вундт выделяет в структуре психического (сознательного) явления две стороны: объективную и субъективную. Казалось бы, эмоциональные яв­ления относятся только ко второй, но это не так. Эмоция есть всегда от­ношение к чему-то, т.е. имеет свой предмет, или, по Вундту предметное представление, а это — объективный элемент сознания. Предметность эмоций — одно из принципиальных положений при их изучении: даже если конкретная эмоция кажется «беспредметной», то следует искать и находить соответствующее ей представление. Субъективная же сторона эмоций (часто именуемая переживанием) выполняет в структуре явления особую функцию: чувствования синтезируют объективные элементы со­знания — ощущения и представления, обеспечивая тем самым их организованность в единое целое.

Психическое явление можно назвать феноменом, а данный термин является центральным понятием в одной из философских школ прошло­го века. Попытаемся изложить существо феноменологической теории эмоций, предложенной французским философом, писателем, драматургом, общественным деятелем Жаном—Полем Сартром2. Прежде всего заме­тим, что понятие «феномен» (в том числе — психический) не имеет стро­гого определения: феномен суть то, что само себя объясняет, как бы захватывая нас в реальной жизни. Философ предлагает представить, что мы можем пребывать в разных — рациональном и иррациональном — мирах. В первом, привычном для нас, действуют законы логики, рассуж­дения, основанного на фактах причинно-следственных связей. Второй же

1 Так сложилось, что при изучении эмоций в психологии и других науках термины
«аффекты», «эмоции», «чувства», а также «страсти», «желания», «стремления» и т.д., с
одной стороны, часто не совпадают по своим значениям, а с другой — разные термины
могут означать одно и то же. Так, нам представляется, что сегодня вполне допустимо
переводить термин Вундта «чувствование» как просто «эмоция» и то, что он называет
сложным чувством — аффективный процесс — называть эмоциональным. «Зашумлен­
ность» терминологии объясняется, пожалуй, феноменальным разнообразием эмоций, а
это связано с тем, что за ними лежат более глубокие образования субъекта (личности) —
потребности и мотивы.

2 См. ^ Сартр Ж.-П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций. Тексты / Под ред.

В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С.120—137.

мир — магический, безразличный к логике, причинной связи объектив­ных фактов. Эмоциональное сознание, по Сартру, есть сознание мира, а эмоция есть превращение мира в иррациональный, когда рациональный мир слишком труден, его требования невыполнимы, и мы не можем ос­таваться в нем. Эмоция не терпит отлагательств, она есть то, что не дока­зывают, но во что верят. Вот один из эмпирических примеров Сартра: в тридцати шагах от себя за оконным стеклом мы видим незнакомое, пугающее нас лицо. Возникающий при этом страх не имеет рациональ­ных оснований: ведь еще неизвестно, чье это лицо, к тому же оно пока за окном и, наконец, в тридцати шагах от нас, а страх между тем уже воз­ник, и именно он разрушил логическую детерминацию. Таковы же пра-религиозные понимания событий в «первобытных» обществах, не разли­чающие естественного и сверхъестественного. Например, туземец немедленно связывает постигшее его бытовое несчастье (скажем, ушиб, перелом ноги упавшей во время бури балкой) с наказанием, пришедшим от своего мистического «оракула». В беседе с исследователем он призна­ет объективные причины события: дул сильный ветер, балка подгнила, но не отказывается и от своего «объяснения», задавая особый для европей­ца вопрос: «Но почему эта балка попала именно на мою ногу?» Тем са­мым эмоциональное «сопричастие» с оракулом суть магический феномен, сразу представляющий в сознании индивидуальность, уникальность, про­исшедшего именно со мной.

^ Эмоция как психотелесное состояние. Эмоция есть не только психическое переживание, но состояние всего организма. Специален воп­рос о причинно-следственной связи психических и телесных изменений при возникновений эмоций. Во всяком случае, эмоциональные состояния имеют ряд внешне наблюдаемых проявлений, в частности, выразительных движений, которые изучал еще Ч.Дарвин (см. следующие статьи). Внеш­ние выражения эмоций разделяют обычно на три группы:

а) поведенческие, к которым относят изменения в мимике, пантоми­
мике, а также речедвигательную активность («вокальную мимику»): темп
и тембр речи, интонационные модуляции, длительность пауз и т.п.; в сво­
их поведенческих выражениях эмоции выполняют экспрессивную и —
шире — коммуникативную функцию, являясь средствами невербального
общения;

б) физиологические и вегетативные изменения — как наблюдаемые
внешне — дыхания, сердцебиения, кровенаполняемости сосудов, потовыде­
ления, диаметра зрачка и т.д., — так и фиксируемые приборами — биорит­
мов мозга, электрического сопротивления кожи и др.; с изучением этих
изменений связана проблема объективной индикации эмоциональных со­
стояний;

в) биохимические изменения — выброс адреналина в кровь, функ­
циональные, а в стрессовых ситуациях и структурные изменения внутрен- них органов; собственно, с изучения этих изменений и начиналось иссле­дование стресса, эмоциональной напряженности.

Изучение внешних выражений эмоций актуально и для научно-экс­
периментальных исследований, и для психотерапевтической практики.
Так, существует проблема поиска показателей, индикаторов эмоций среди
их многочисленных объективных (чаще всего, физиологических) корреля­
тов: ведь корреляция психических и телесных событий еще не означает
их причинно-следственной связи. Среди надежных показателей наличия
эмоций выделяется кожно-гальваническая реакция КГР — падение
электросопротивления кожи. Многие студенты-психологи хорошо помнят,
как перед началом практического демонстрационного занятия по данной
теме отвечающий за аппаратуру лаборант, с сомнением поглядывающий
на приглашенного «наивного» испытуемого («а хорошо ли выражена его
КГР, ведь индивидуальные различия достаточно широкие?»), вдруг гром­
ко хлопал в ладоши, и испытуемый, как и все вокруг, резко вздрагивал
(кстати, ощущение «мурашки по коже» есть субъективный эквивалент
КГР), а лаборант, смотря теперь по прибор, оставался доволен («КГР хоро­шая, опыт можно проводить»). Однако отсюда следует, что КГР может
быть показателем (коррелятом) ориентировочного или оборонительного
рефлекса, а не собственно эмоции, и поэтому в строгих научных экспери­ментах этот индикатор привлекают наряду с другими, сравнивая (коррелируя) их между собой, что повышает надежность результатов.

Приведем пример такого эксперимента, проведенного в 1960-е гг. в школе О.К.Тихомирова, в котором было впервые выделено и объек­тивно изучено явление «эмоционального решения задачи»1. Испытуе­мые решали шахматные задачи-головоломки, достаточно трудные для них; при этом фиксировалось три вида активности: а) речевые выска­зывания испытуемых — предложения по решению задачи (метод «рас­суждения вслух»); б) движения глаз, обследующих поле шахматной дос­ки и в) КГР — возможный индикатор эмоций. Проведя эксперимент, экспериментаторы совместили все три вида активности во времени и ус­тановили совпадение: а) в речи — характерных междометий вроде «Вот—вот!», «Сейчас», «Ага!» — типичных признаков предвосхищения инсайта; б) в движениях глаз — резкое сужение зоны ориентировки, что является признаком эвристики, т.е. эффективного сокращения зоны по­иска вариантов решения с возможностью выделить верный вариант, и в) в электросопротивлении кожи (КГР) — его падение. Это совпадение трех характерных показателей и позволило авторам утверждать о явле­нии «эмоционального решения задачи», которое предшествует собственно решению (хотя и не всегда гарантирует его). Иными словами, эмоция вы­полняет здесь функцию эвристики — эффективного (но рискованного) приема решения мыслительных задач.

См. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. С. 89-93.

Похожие:

В. В. Петухов основные аспекты iconЮ. Д. Петухов Тайны древних русов
Тайны древних русов 3M (cкачать быстро) (скачать) (купить) Юрий Дмитриевич Петухов
В. В. Петухов основные аспекты iconСтолин В. В. Предмет и задачи психологической науки и практики петухов...
Петухов В. В., Столин В. В. Психология. Метод указ. М.: Изд-во мгу, 1989. С. 5-11, 18-21
В. В. Петухов основные аспекты iconКнига 2 / Отв ред. В. В. Петухов. М.: Умк "Психология"
Общая психология. Тексты. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2 / Отв ред. В. В. Петухов. М.: Умк "Психология"; Московский психолого-социальный...
В. В. Петухов основные аспекты iconЭкзаменационный билет №1
Содержание, структура, объект, предмет философии и основные аспекты философского знания
В. В. Петухов основные аспекты icon«Основные аспекты преемственности в работе с родителями по развитию...

В. В. Петухов основные аспекты iconС. Л. Рубинштейн волевой процесс общая психология. Тексты. Т. Субъект...
Общая психология. Тексты. Т. Субъект деятельности. Кн. 1 / Отв ред. В. В. Петухов. М.: Умк "Психология"; Генезис, 2002. С. 615-625...
В. В. Петухов основные аспекты icon1. Научные подходы к проблеме межличностного общения детей с задержкой психического развития
Общение в системе межличностных отношений: понятие, структура, основные аспекты
В. В. Петухов основные аспекты iconС. М. Чибисов Д. м н, профессор, кафедры патологической физиологии...
Основные аспекты хронофармакологии и хронотерапии // Новая аптека, М, 2001, №3, с. 42-49
В. В. Петухов основные аспекты iconОсновные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии
Экономические аспекты воздействия информационных технологий на сферы обмена и потребления весьма неоднозначны
В. В. Петухов основные аспекты icon1. Теоретические аспекты анализа основных средств
Основные средства являются неотъемлемой частью любого предприятия и в своей совокупности образуют производственно-техническую базу,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница