Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18




Скачать 268,84 Kb.
НазваниеКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18
страница1/3
Дата публикации10.10.2013
Размер268,84 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


Понедельник, 3 сентября 2007 г.
Студенты (03/09/Р.3,Ч.1,07)

© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2007



Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2008, Москва

Лекция: 13.30 – 14.15 ; 14.20- 15.05. Ауд. 5-18.

Семинар во втором семестре: 15.20 – 16.50.

Часть первая.

Философия как история философии и история философии как философия.
Раздел третий.

Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения XVIII-го века) с позиций сегодняшнего дня и сегодня.
^ Лекция №15 (3 сентября 2007 г.)
Панорама мировой философской мысли на 13-30 3 сентября 2007года как она видится из ауд.5-18 физического факультета Московского Государственного Университета.
^ Выполнила студентка 512 группы Елена Субботина.

Вопросы:
1) Радикальный вызов истории или нет? Четыре важнейших концепта (пары понятий и их разновидности разной силы интенсивности). Самотворение конкретности меры субъективного и объективного виртуальной реальности в концепциях неопраксиопрагмаситуационнологического типа ХХвека. Смысл бессмысленности и бессмысленность смысла (Бодрийар –Поппер-Кант). Исторически Платон – Гегель – Хабермас. Две выявившиеся тенденции: Жан Бодрийар и Ален Бадью.
2) Самотворчество конкретности меры субъективной и объективной реальности в концепциях неоконтертеофеноменологического ХХIвека. Несобытийность событийного и событийность несобытийного (Рорти, Хайдеггер (Лейбниц) - Декарт). Две наметившиеся тенденции: Ричард Рорти и Ханс Георг Гадамер.
3) Саморазвитие конкретности меры субъективного и объективного в концепциях неоэпистемагносиотеоретикологического типа ХХIвека, возможность невозможного и невозможность возможного (Данто – Ницше - Аристотель). Две тенденции: Артур Данто и Жан Люк Нанси.
4) Самотворение, самотворчество саморазвитие конкретности меры субъективногог и объективного ХХвека в их исходных посылках в самом широком плане. Определенность неопределенности и неопределенность определенности (Хабермас – Гегель - Платон). Две тенденции: Юрген Хабермас и Славой Жижек.
^ 5) А где же Россия? А мы-то как выглядим на этом фоне и что должны делать?


* * *
Литература:
Учебно-справочная:
1) Канке Виктор Андреевич. История философии. Учебное пособие.

М.: «Амфора» 2007г.
2) Бодрийар Жан. «Пароли. От фрагмента к фрагменту», [2001г]. Изд. Екатеринбург У-Фактория 2006г.
Дополнительная:
1) Хабермас Юрген. «Техника и наука как «идеология»», М.: «Праксис», 2007 г.
2) Бадью Ален . «ЭТИКА: Очерк о сознании Зла», Петроград (Machina) 2006 г

^ 3) Гадамер Ханс - Георг. «Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества», Гадамер. «Пути Хайдеггера: исследования позднего творчества», 2-е изд. Минск, «Пропилеи» 2007г.
^ 4) Щедровицкий П.Г. «Вызов сознания ХХIвека: социокультурный анализ», жур. «Вопросы философии»,2007г. №7.

Основная цель сегодняшней лекции

будет состоять по крайней мере в следующем:
Во-первых, я постараюсь выделить и объяснить, что такое концепты. И постараюсь выделить основные пары понятий, которые составляют этот концепт, и которые каждый раз возникают, и каждый раз преодолеваются. И показать, что это связано с глубинными процессами, которые происходят у нас. Это так называемое восстание масс экологического и масс демографического. Это восстание средне-волевого материально-идеального. Это восстания всяких языков, текстов и, наконец, это восстания старых всех представлений, когда ставится вопрос, например, о конце или, что все нужно начинать заново.

Во-вторых, я постараюсь показать, что именно эти проблемы лежат в основе всех ваших представлений о необходимости прекрасного, о необходимости и свободе, блага истине и свободы, просто такой свободы. Все это, конечно, очень трудно понять, но мы берем на вооружение, так называемый, компаративистский презентизм. Вот, однажды, такой философ Фоко сказал, что люди хотят от писателей истории прошлого, или очень любят писать истории будущего, а нужно заниматься описанием истории настоящего. Потому что это еще проблема, есть ли эта история прошлого и будущего, и, в конце концов, на этом фоне у нас возникнет вопрос о том, какое место мы занимаем в этом мировом философском процессе?

^ Первый вопрос

Какой же, собственно, вызов история дает сейчас радикальный или нет?


^ Что же сегодняшний день означает?

Это радикальное изменение мира, или нет?
Нам кажется, что это вопрос пустой, а он и есть самый главный. Человечество всегда видит: что-то было, куда-то стремится, и на каждом этапе оно никак не может определить свое место, то есть понять, что же сегодняшний день означает? То ли это просто следующий день наряду с другим днем, прошлым позапрошлым, тихая спокойная жизнь или вдруг это наступает период таких резких изменений и преобразований, которые смешают все карты и заставят людей жить совершенно по иному. Вы сами понимаете, когда была Великая французская революция, то все думали, что все изменится, это же Великие идеи, свобода равенство, ну братства не было. Это такой есть лозунг: Свобода, равенство и братство. Вначале не было, собственность была. Свобода, равенство и собственность. Но потом собственность заменили на братство. Мы живем все люди братья, вот на Земле будьте счастливы. И 19век нам показал в чем оценивается, и считается счастливым, между прочим хороший век. А что было в 20-ом? Ведь тоже начиналось как? Какие открытия научные, как рационально все, наука во главе, все будет рационально, создаются государства публицистические выборы, «будет не будет», все будет счастье. А что получилось? А получилось: фашизм и коммунизм между собой передрались, в результате что-то возникло, пришли к новому. Это что радикально новое, или просто остатки прошлого? Или возьмем уже более интересное для нашего вопроса, а вот новый вид взрыва. 11сентября, вот эти башни разрушенные, какой вид терроризма вошел в жизнь людей он коснулся, он не только коснулся, непосредственно нам досталось. Ну что такое сегодня отмечают, что произошло? Значит три года назад погибло триста там с лишним человек, 185 детей, это что же такое? Вот возникает вопрос: вот такие события, это что просто завершение чего-то? Ну и что столько гибнет, или это мы вступаем в новый период и в чем принципиально новый? Это новый тип отношения между людьми, ни когда старый, Я, который хочет изменить мир, сам убиваю других, а сам сбегаю. Ну у нас тоже было, Эссеры никогда не убегали, жертвовали своей жизнью для другого. Но в принципе такой принцип, порядочек сохранился, нет, что происходит в Палестине, что происходит сейчас в Ираке, ни один ни два случая, каждый день два, три, пять, десять людей идут и умирают сознательно, страдают, но с собой тянут еще. Что это такое?

Это радикальное изменение мира? Как мне бороться с тем кто идет на меня, не желая выжить, а желая умереть, и меня туда утащить? Он-то идет в светлое будущее, там что-то есть, а у нас другая психология. И возникает вопрос. И вот на этот вопрос центральный все пытаются ответить, и никто не хочет признавать правоту другого, все говорят, что другие, это там ерундой занимаются. Что же делать? Вот основная идея с которой мы с вами столкнулись.


^ Возникают концепты
И возникают вот эти самые концепты. Стали говорить, вот всегда возникают какие-то два понятия, которые друг другу противоречат. Они сталкиваются, и сила их состоит в том, что они объясняют какие-то явления, противоречия и заставляют вас вздрогнуть. Если они вас не царапают, ваши души, если они не мутят голову вам, ваши мысли не превращают в противоречия, они никакие не концепты. Значит, есть какие-то, они разной силы степени интенсивности, но они где-то выделяются. Вот что же это за такие концепции? Вот у нас с вами под четырьмя вопросами первыми они и записаны. Для начала, мы с ними

имели дело, у нас сегодня повторение - мать учения. Первое - это бессмысленность смысла и смысл бессмысленности. Второе: несобытийность событийного и событийность несобытийного. Третий у нас с вами идет невозможность возможного, а возможность невозможного, и, наконец, последнее, самое широкое, определенность неопределенности и неопределенность определенности – самые широкие. Хочу определенности, а ее нет, только я ее создал – нет, и так далее. Вот приблизительно можно сказать, что все вращается вокруг вот этих концептов. Если вы для себя их как-то разрешаете, то все остальные вопросы, скорее проблемы, они становятся более понятными – вот в чем суть дела. А поэтому попробуем продвинуться дальше. Ну, вот первыми, если вы вдумаетесь, является самотворение конкретности меры субъективного и объективного виртуальной реальности. Вы не обратили внимание на то, что изложение суммарное трех последних лекций, как я вам всегда советовал, мы начали с хвоста, и пошли от конца к началу.


^ Самотворение конкретности «меры» субъективного и объективного виртуальной реальности.
В лекциях мы излагали от начала, от простого, казалось, к сложному, к современности, а теперь наоборот. Вот сейчас, на сегодня, есть такие концепции, которые, вот они называются праксио-прагма-ситуационно-логические 21 века, а идея очень проста. Они должны решить вот эту проблему, значит, что такое ситуационно?


^ Праксио-Прагма-Ситуационно-Логические концепции 21 века
А вот сегодня ситуация, я не хочу не о чем думать, многие проблемы вы решаете исходя из сегодняшнего дня – ситуационно – вот так, сложилось так, и ничего не поделаешь. Более широко – это прагматично, то есть, вы решаете не исходя ни из каких высоких идей, и науки тоже, и ваши физики и магистры тоже вы прагматично, вот надо достигнуть цель, надо, чтоб дали грант, надо, чтобы я добился результатов, хотя фундаментальной занимаюсь, но чтобы потом на основе этого могли сделать какие-то материалы и у меня это купили. Я хочу, чтобы у меня какие-то новые средства связи были и так далее, то есть прагматично. А, наконец, или вот называется это практика, практически, вот это кто-то поднимается и говорит, а это я хочу решать с точки зрения интересов всех людей. Значит как это всех людей? Как прагматического интереса и ситуационного и все в обратном направлении. Вот это-то и есть решение проблемы бессмысленности смысла и смысла бессмысленности. Откуда это идет? Да это Кант еще поставил, у вас в скобочках есть, задом наперед все перевернуто, он же сказал, что? Антиномии чистого разума, я согласно здравому смыслу это думаю, а если вышел широко там также можно доказать, что Бог есть и нет, здесь можно доказать, что Мир конечен, бесконечен, все вопросы можно решить. Дальше Поппер развил это. А что же Поппер?


Новый мир №3
А мы с вами говорили здесь уже, как мы этот мир понимаем вот в этом новом мире №3, который объективен живет, пожирает нас, нами руководит, не мы интернетом руководим, а он нами овладел, мы жалкие марионетки этого мира. Куда вы можете деться? Вот такой создает.


^ А зачем понимать смысл, если он бессмысленный?
  1   2   3

Похожие:

Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философия в России и российская философская мысль в современной интерпретации
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мыль переходного периода, постмодернизма в интерпретации сегодняшнего дня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Метафизика саморазвития конкретности меры субъективного и объективного в общем «теперь и здесь» в этом человеке
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Основные этапы философских идей античности и важнейшие проблемы западно-европейских философских традиций сегодня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Историко-философские концепции о бессмысленности смысла и смысле бессмысленности в 21 веке ( 2007 год)
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Философские идеи демократии и тоталитаризма ХХ века в России с позиций сегодняшнего дня
Курс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического факультета мгу им. М. В. Ломоносова проф. М. В. Желнова февраль май, сентябрь декабрь 2007, январь 2008, Москва Лекция: 13. 30 14. 15; 14. 20- 15. 05. Ауд. 5-18 iconКурс Философии и Философии Науки XXI века для студентов физического...
Мировая философская мысль эпохи западноевропейского ново-новейшего времени (завершение XVIII века – XIX век до 70-80-х годов XX века)...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница