О ″религии″ Фредерика Бегбедера




НазваниеО ″религии″ Фредерика Бегбедера
Дата публикации19.04.2013
Размер75.4 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Т.Э. Руссо1
О ″религии″ Фредерика Бегбедера
Известный современный французский писатель Фредерик Бегбедер с первых своих шагов на литературном поприще заявил о себе очень громко и неоднозначно. До сегодняшнего дня за ним уверенно, словно тень, идет слава провокатора и бунтаря. Его произведения, написанные в духе постмодернизма, привлекают к себе читателей с самыми различными предпочтениями.

Прочтение одного из произведений Ф. Бегбедера и стало поводом для написания данной статьи. Книга «Я верую – я тоже нет», опубликованная в 2004 году, отличается от других не только жанровым своеобразием. Не то интервью, не то исповедь, она представила нам автора уже несколько в ином обличье: теперь он не ломающий традиции и эпатирующий публику скептик, но «скромный» писатель и прежде всего – человек, будто бы совершенно искренне пытающийся найти ответ на вопрос Понтия Пилата: «Что есть Истина?». В обращении к читателю Рене Гиттон, ставший посредником между «нечестивцем» и «епископом» в их дискуссии, пытаясь объяснить столь неожиданную для Бегбедера тематику, пишет: «Истоки этой книги уходят в глубь тысячелетий, во времена, когда человек стал задумываться о Боге: что делаю я на земле? Зачем нужна моя жизнь? Для чего я здесь живу? И просто – почему я существую? Ответов на эти вопросы искали и на уроках в парижской школе Боссюэ, где в 1974 году ученик Фредерик Бегбедер встретился с новым заведующим начальными классами – отцом Ди Фалько. Увы, религиозное воспитание не удовлетворило внутренних запросов ученика. И вот в марте 2001 года возникло обоюдное решение возобновить неоконченный разговор с того самого момента, где он был когда-то прерван, и в свете событий последних лет поразмышлять о других и о самих себе. (…) Такая жадная потребность в обмене мнениями положила начало книге. Конечно, она не затрагивает всех тем, которые тревожат человечество: галерея земных тайн необозрима! Но, само собой разумеется, в центре дебатов – Бог, религия, вера, молитва, смерть, Воскресение, Троица».

При рассмотрении тех вопросов, ответы на которые хочет получить Бегбедер в ходе регулярных бесед со своим бывшим духовным наставником, появляются еще некоторые, ответы на которые важно знать читателям. Допуская существование Бога, Бегбедер пытается узнать, зачем же Он существует. Однако в дальнейшем разговоре выясняется, что под словом «Бог» участники понимают разные значения: позиция Ди Фалько в этой ситуации более традиционна и понятна – он, как представитель христианской религии, рассматривает Бога как Творца и как Спасителя мира, подчеркивает троичность Бога (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой); а вот позиция Бегбедера является более любопытной, если не сказать - противоречивой: то он отрицает Бога как такового, то говорит, что Бог – это искусство, Бог – это его дочь и многое другое – вплоть до образа Нео из фильма «Матрица» в качестве Христа. Отсюда логически вытекает вопрос об истине как таковой и об уместности этого понятия в нашем разговоре. Тем более следует учитывать тот факт, что постмодернизм делает истину релятивной, что не позволяет нам говорить о ней как о некоем абсолюте. Но есть и еще один вопрос, не менее важный, на мой взгляд. Он касается уже философских воззрений автора и его причастности к нигилистической теории Ницше. В главе «О смерти» Бегбедер говорит следующее:

«…я люблю философов-нигилистов и вообще нигилизм – своего рода всецелый пессимизм, восходящий к Екклессиасту, то есть к Библии! <…> я и себя причисляю к этому пессимистическому реализму, иногда ироничному, порой циничному…». Влияние ницшеанской теории нигилизма на Бегбедера очевидно. Но тогда мы не можем не увидеть некоторую сложность: нигилизм есть отрицание, и отрицание истины в первую очередь. Ницше даже указывает, что крайняя форма нигилизма придерживается позиции, что «вовсе не существует истинного мира» [2]. Тогда следует разобраться, какова же цель разговора Бегбедера с епископом Ди Фалько, который описан в книге «Я верую – я тоже нет», и какова позиция автора. Прежде всего, интересно увидеть, каким может быть исход беседы, если один участник утверждает, во-первых, что истина ЕСТЬ, и, во-вторых, знает, ЧТО же есть истина (второе утверждение можно подкрепить словами Христа «Я есть путь, и ИСТИНА, и жизнь», означающими, что сам Бог является Истиной), а второй при этом отрицает даже само понятие истины, т.к. «исповедует» нигилизм. Действительно ли это так, или все же следует заостриться на некоторых нюансах и выяснить, как обстоит дело в действительности. Вот на эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

Вместе с заявлением Ницше о том, что «Бог умер», происходит и неизбежное «умирание» значения абсолюта истины. Исчезает «Истина-Центр», «Истина-Начало» [3, 67]. В связи с «исчезновением» данных абсолютов происходит и естественное разрушение веры, тесно с ней связанной («Что есть верование? Как возникает оно? Всякое верование есть признание чего-либо за истинное» [2]).

Выстраивается неизбежная цепочка «умираний»: смерть истины – смерть

веры – смерть христианской религии (здесь речь идет именно о христианстве). Очерчивая траекторию «падения» истины, немецкий философ замечает: «Резкий поворот назад от ″Бог есть истина″ к фанатической вере ″Все ложно″».

Само явление гибели христианской религии Ницше сопоставляет с буддизмом –«стремлением в ничто», или, как следствие – нигилизмом («Все лишено смысла»). Давая более конкретные определения нигилизму, Ницше пишет: «Что означает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?». С этим утверждением коррелируют слова Октава, главного героя романа «99 франков»: «Все проходит: любовь, искусство, планета Земля, вы, я. <…> Все продается: любовь, искусство, планета Земля, вы, я. Высшие ценности давно потеряли свой смысл, они вообще едва ли существуют».

Итак, Бегбедер, следуя за традицией Ницше, закрепляет позицию «потеря ценности всех ценностей». Однако утверждать то, что нет ответа на вопрос «зачем» (зачем нужен Бог, зачем мы живем и т.д.), он все же не торопится.

Настроение, живущее в рамках модели «все ложно», сопровождает и героев, и автора. Состояние современного героя пограничное, он – еще «ищущий», но в конце концов падающий духом. Ницшеанский сверхчеловек становится именно таким в эпоху постмодернизма: он пытается искать, но вскоре разочаровывается. Таковы герои Бегбедера: это и Октав («99 франков»), и Марк Марронье («99 франков», «Любовь живет три года»). Современный герой Бегбедера – это герой-философ. По Ницше, настоящий философ «живет «нефилософски» и «немудро», прежде всего, неблагоразумно, он чувствует бремя и обязанность делать сотни опытов, пережить сотни искушений жизни: он рискует постоянно и ведет опасную игру…» [3,14].

Соглашаясь с этой философией, и герои Бегбедера, и, прежде всего, он сам ведут жизнь, действительно очень походящую на опыт. В одном из интервью на заявление журналиста по поводу его репутации, автор лишь заметил: «Это значит, что я совершенно нормальный человек, который интересуется жизнью во всех ее проявлениях». Впрочем, ту же мысль Бегбедер подтверждает в своем интервью с епископом Ди Фалько в книге «Я верую – я тоже нет»: «Похоже, за мной закрепилась слава сексуально озабоченного, развратника. Я написал «Рассказики под экстази», испытывал наркотические средства, так что я вроде бы ультраанархист. Одновременно меня причисляют к «новым ретроградам», потому что я критикую это общество. Может, я и впрямь анархист-реакционер. Но меня это не расстраивает» [1, 107].

Все более неоднозначной становится их цель: не то они сами стремятся к власти ради управления другими, не то желают выступить в роли пророков, обличающих власть и желающих открыть людям глаза на правду. Эта неопределенность находит объяснение в духовном состоянии современной эпохи. Ницше утверждает: «Самый общий (ее) признак: невероятная убыль достоинства человека в его собственных глазах». Как бы закрепляя эту мысль, Ф. Бегбедер заявляет Жан-Мишелю Ди Фалько: «у меня есть земное предощущение того, что меня ждет: в иные дни ад для меня – это я сам!».

Итак, если сам человек, по мнению Бегбедера, становится для себя и для других адом, то в чем же искать ответ? Если все религии, и, прежде всего, христианство, являются неприемлемыми, то следует создать «новую религию», которая будет отвечать запросам современного человека. Очевидно, именно этим и занимаются герои его романов: если не созданием, то хотя бы поиском «новой религии». Но здесь мы наталкиваемся на главное противоречие Бегбедера. С появлением категории, хотя бы отдаленно напоминающей религию, придется говорить о «Боге», о «ценностях», об «идеалах» (для которых, как показывают нам романы, автор действительно находит место). И тогда понятие нигилизма становится просто-напросто неуместным.

Следует учитывать, что категория «Бог» однозначно не может рассматриваться в ее классическом понимании. Сам Бегбедер не исключает его из своего лексикона и, более того, говорит о том, что в его произведениях постоянно употребляются цитаты из Писания («В начале было Слово» и пр.). В главе «О смысле Бога» автор подчеркивает: «Для меня все сводится к словарю: ″Бог″ - слово. Некоторые предпочитают слово ″случай″ или ″тайна″. Но, как ни называй, – зачем мы существуем? В чем смысл жизни? Можно было бы ответить: ″Смысл жизни – Бог″, но я, пожалуй, сказал бы: ″искусство″ или ″любовь″». В дальнейшем разговоре с Ди Фалько он неоднократно заостряется на той мысли, что «Бог – это искусство, красота, природа, любовь». Таким образом, это еще раз подтверждает, что нигилизм перестает быть актуальным в этом контексте. Однако есть склонность к тому, чтобы видеть Бога во всем, что окружает («Все, что существует, существует в Боге» [4]) – то есть, к пантеизму.

Бегбедер признается, что пытается писать книги, высмеивающие новую утопию, которая проповедует категорию счастья в пропорции с материальными ценностями. Он настаивает на том, что человеку необходимо «нечто большее» (а Ди Фалько поправляет – «Некто больший»). Поэтому, разделяя мнение Спинозы о существовании всего исключительно в Боге, Бегбедер становится сторонником пантеизма.

Итак, ни герои романов Бегбедера, ни он сам не призывают к возрождению моральных ценностей, не проповедуют своих богов (хотя и имеют их) и не говорят о духовности. Однако при этом именно «религия» уверенно «вырастает» из текстов автора. У его героев появляется уже своя, совершенно новая, духовность – способность мыслить и оставаться Человеком в среде Растений. И, разумеется, наличествуют определенные «ценности».

«Религия» здесь выступает как форма общественного сознания, как орудие для управления человеческим поведением и сознанием. Духовные представления героев зачастую выражаются не в каких-либо формулах, а в словах-концептах: Бог у Бегбедера – это Искусство и Природа, Идеал – дочка Хлоя (которую в интервью он называет Мессией) и Алиса («Любовь живет три года»), недостижимый Идеал – Софи («99 франков»), Воскресение – это самоубийство или убийство, Спасение – Остров и т.д.

Таким образом, становится очевидным, что все стремление Ф. Бегбедера к нигилизму находит отражение в его текстах лишь отчасти. Однако его нигилизм как бы «перерождается», и в конечном итоге превращается в пантеизм. И, несмотря на то, что сам писатель не считает нужным назвать себя пантеистом, (в книге он позиционирует себя как «не-религиозного», «не-верующего», «а-гностика», и «а-теиста»), из его суждений и взглядов все же вытекает именно это определение. Остается добавить, что хотя Ф. Бегбедер и «пятится» против христианского Бога, которого проповедовал ему Ди Фалько, однако в конце интервью признается, что «эти разговоры перевернули что-то» у него в голове.
Литература


  1. Бегбедер Ф., Ди Фалько Ж.-М. Я верую – Я тоже нет. М.: Иностранка, 2008.

  2. Ницше Ф. Воля к власти. М., 1994

  3. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб.: Невский Простор, 2001.

  4. Спиноза Б. Этика (глава I «О Боге»). М, 1957.




1 Руссо Татьяна Эдуардовна – студентка IV курса филологического факультета КубГУ

Похожие:

О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconРоманы мишеля уэльбека и фредерика бегбедера
И есть ли в этом постоянном обращении к эсхатологической теме нечто, имеющее отношение к нравственному просвещению читателя, к проблеме,...
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconФлоберовский код в творчестве Фредерика Бегбедера
Сегодня роман воспринимается как классический и по стилю, и по содержанию. Через 150 лет после публикации «Госпожи Бовари» читающий...
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconЕгорова В. А. Любовь в интерпретации фредерика бегбедера
Влюбляться, любить кроме того, чтобы есть, пить, заниматься любовью, существует нечто другое, и это дает мне стимул прожить день...
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconПрограмма курса лекций тема Введение в историю религии
Теории происхождения религий. Религия и культ. Религия и мифология. Ранние формы религиозного сознания. Фетишизм. Тотемизм. Анимизм....
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconНевозможность острова: эскапистские мотивы в творчестве Бегбедера и Уэльбека
«поэме моря», герои Бегбедера и Уэльбека после нескольких вялых попыток найти какой-нибудь выход и для себя, махнули на всё рукой,...
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconОсобенности православного христианства
Исторические формы развития религии: племенные, национально-государственные (этнические), основные мировые религии: буддизм, христианство,...
О ″религии″ Фредерика Бегбедера icon) исследование религии. Такое номиналистическое представление (
Костылев Павел Николаевич, с н с кафедры философии религии и религиоведения философского факультета мгу имени М. В. Ломоносова
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconПеречень примерных вопросов, выносимых на экзамен (зачет) по учебному курсу
Роль религии в формировании культуры общества. Главные элементы религии, как социального института
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconЧто такое религия?
История религии, как наука. Школы, представители. История религии в системе гуманитарных наук
О ″религии″ Фредерика Бегбедера iconУчебное пособие, часть 1 тема 1 Религия, ее сущность и структура
Пособие предусмотрено для преподавателей и слушателей курса «История и теория религии», а также широкого круга интересующихся вопросами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница