Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть




Скачать 51.33 Kb.
НазваниеТу картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть
Дата публикации19.04.2013
Размер51.33 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы


Эту картину знают все. В Третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть в ее тайны, а она полна странного, таинственного могущества. Этому грандиозному полотну вместе с подготовительными этюдами отведен отдельный зал. Вошедший туда чувствует себя перенесенным в другой мир, на берега Иордана, где пророк указывает людям на идущего издалека Спасителя…

Над «Явлением Христа народу» Александр Андреевич Иванов работал в Риме долгие годы, ни на что не отвлекаясь, превратив свою жизнь в подвижническое житие. Иванов был художником-подвижником, он стремился выразить рожденную в нем идею, несмотря ни на что, идя на лишения, сталкиваясь с непониманием, непризнанием, отчуждением. «…Русский исторический живописец должен быть бездомен, совершенно свободен…независимость его должна быть беспредельна». Этому правилу Иванов следовал всю жизнь.

Молодой, полный сил и надежд, он стоял на борту корабля, отплывающего в Италию, куда Александр Андреевич Иванов был послан после окончания Петербургской Академии художеств в 1830 году. А на набережной Кронштадта, провожая его, стояла его большая семья: отец, мать, сестры и брат. Иванов и подумать не мог тогда, что кроме младшего брата, он больше никогда никого не увидит. А рядом будет только гигантский холст, вставший между ним и его личной жизнью, страшный холст, впитавший в себя все его силы, подчинивший себе всю его жизнь. Каждое утро этот холст встречал его, чтобы отпустить вечером обессиленного. И так день за днем, год за годом…

Вначале художник взял совсем небольшой холст. Но уже первые месяцы работы подтвердили глубину и масштабность выбранной темы. И он оставляет начатый холст, превратив его в эскиз, а на подрамник натягивает новый, гигантский холст, тот, который и станет его счастьем и тяжкой ношей до конца дней. Иванов уже видел картину, его воображение уже рисовало ее. Он видел могучих людей, слышал их речи, чувствовал теплый, тихий воздух и легкий шум реки. Но холст был бел и чист, а впереди были годы изнурительной работы, когда надежды сменялись отчаянием, когда менялся и он сам.

Замысел картины мог появиться только в результате гениального озарения Иванова, особого состояния автора, когда его жизненный опыт, все устремления его души воплотились в нечто единое. Через много лет Репин назвал эту картину самой народной в русском искусстве. До Иванова этой темы в мировом искусстве не существовало, не появилась она и после. Она так и осталась единственной. Когда молодой художник предложил ее «Обществу поощрения художеств», это вызвало настороженность его руководителей. Они не знали того содержания, которым жил художник, и что хотел вложить в свое гигантское создание.

Можно предположить, что основная идея Иванова – это ожидание справедливости, правды, веры в совершенного человека, который явится и поймет нужды народа, все объяснит, поведет людей к всеобщему счастью. Во все времена перед народом появлялись многочисленные пророки, которые многое обещали и звали в безмятежное будущее. И люди слушали их, шли за ними. Слишком велика была вера в справедливость, жажда истины, живущая в народах. Именно тема предчувствия, надежды и народной мечты стала основной темой картины Александра Иванова. Это можно по праву назвать великой находкой художника.

В XVI – XVII веках в Западной Европе начался знаменательный и важный для изобразительного искусства процесс. Художники продолжали писать на библейские темы, но наполняли их совсем другим содержанием. Живые люди теперь стали вытеснять канонических героев. Мадонны становились простыми крестьянками… Произошел как бы демократический взрыв в изобразительном искусстве. Возглавили это движение такие великие художники, как Рембрандт, Караваджо, Веласкес, Рибейра и многие другие.

В России такую задачу взял на себя Иванов. Никогда еще в живописи не появлялся представитель самых угнетенных слоев общества – раб с веревкой на шее, изображенный с большим сочувствием и пониманием его унизительного положения. Многие исследователи творчества Иванова выделяют «смысловой треугольник» картины – раб – пророк – мессия. Пророк вселяет в народ надежду и силы. Христос обозначает эту надежду, он скорее символ, чем действующая личность. Раб и пророк – главные герои картины, ее «смысловой стержень». Эта картина получилась не столько религиозной, сколько направленной на борьбу художника за правду и истину во имя своего народа.

Несомненно, работа над этим гигантским холстом требовала особого метода. И такой метод был найден Ивановым. «Моя метода – силой сравнения и сличения этюдов подвигать вперед труд мой»,- говорил сам художник. Суть этого метода в постоянной проверке своего вымысла, до тех пор, пока не останется ни одного пустого места, ни одной неясности. Даже сам этот метод стал своеобразным произведением искусства, его использовали последующие поколения великих художников. Суриков, Репин, Поленов, Ге следовали за Ивановым, обогащая и совершенствуя созданный им метод, который «согласен и с выбором предмета, и с именем русского, и с любовью к искусству».

В результате долгой работы картина обрастала материалом, появлялось все больше этюдов, достойных называться произведениями искусства не меньше, чем сама великая картина.

Для воплощения своей задумки Иванову требовалось прибегать к высокому стилю изображения вещей. Тема, выбранная художником, требовала не правдоподобного изображения, а превращения натуры в средство выражения определенной мысли. Для этого нужно было как бы очистить натуру от ненужного «бытового нароста». Это касалось всего: пейзажа, одежд, голов, рук, и главное, передачи обнаженного тела. Иванов сумел, изображая прекрасные человеческие тела, избежать плотского ощущения наготы и превратить тело в средство выражения души. И в этом заключается еще одна гениальная находка художника.

Через двадцать восемь лет Иванов привез свой труд в Петербург. Ему оставалось жить всего шесть недель, и они прошли в заботах о своем детище. Он привез холст в Зимний дворец и сидел там часами, ожидая великосветских покупателей. Сталкиваясь ранее с тупостью и высокомерием николаевских чиновников, Иванов понимал, что это столкновение с казенной Россией будет для него смертельно. Великий художник, привыкший к тихой жизни в мастерской, казался совершенно беззащитным перед армией чиновников в мундирах. А кроме них в Петербурге его не ждал никто. И все же Иванов ехал домой, тщательно, до последнего рисунка, собирая свой титанический труд, чтобы отвезти на Родину. С мыслью о ней он все эти двадцать восемь лет жил и работал, его мечты были неразрывно связаны с ее будущим. И в этом был подвиг Иванова как человека, художника и патриота.

Все творческие планы художника были связаны с продажей картины. Её перевезли в Академию художеств, где «друзья» устроили картине сомнительный прием. Почему? Боялись ее успеха, который мог пошатнуть многие устоявшиеся репутации. Но Иванов терпеливо выслушивал любую критику, он мечтал поскорее продать картину и, уехав в Москву, приступить к новым замыслам, которые уже были в эскизах. Но эта надежда не сбылась. Известие о покупке пришло тогда, когда тело художника уже лежало на столе. Так, достигнув только пятидесяти двух лет, завершил свой жизненный путь великий художник.

И после смерти Иванова судьба его знаменитой картины была также трудна и противоречива, как и всё его творчество. Художника то принимали и превозносили, то забывали или открывали только одну из сторон его труда, отвергая остальные…

Когда стоишь перед картиной «Явление Христа народу», трудно поверить, что этому шедевру уже 150 лет! Она свежа настолько, что кажется, будто она только что привезена художником из Италии. Картина вместе с этюдами наполняет зал одновременно трагическим и могучим духом. И перед ней подолгу стоят люди, хотя сюжет известен не всем. Что же волнует и приковывает внимание человека к этой картине с сюжетом, ушедшим в прошлое? Нет однозначного ответа на этот вопрос. Каждый находит в этом шедевре что-то значащее для себя. Наверное, это свойство великих картин – находить общий язык с каждым человеком, быть понятными и ребенку, и мудрому старику.





Похожие:

Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconВнеклассное мероприятие "Путешествие по Третьяковской галерее" Тема....
Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть icon«Они знают всё!»: библиотечный урок по справочной литературе
Вы спрашиваете у взрослых, но бывает так, что родители, старшие братья и сёстры, учителя не могут ответить на все вопросы. Всего...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconХранятся в Третьяковской галерее несколько зимних пейзажей, на них изображены уютные, занесенные
Освещенные золотистым светом заходящего морозного солнца. Прекрасно передано настроение угасающего зимнего дня. Вечер одно из самых...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconЭкскурсия в государственную третьяковскую галерею
...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconКлюч к молодости. Методы биологического омолаживания организма
Ознакомившись с этим руководством трудно поверить, что оно сможет помочь затормозить возраст и даже отбросить его лет так на 15....
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconВ настоящий момент человечество стоит перед глобальной проблемой...
Решением проблемы энергоголода занимается множество учёных нашей планеты. За последнее время сделано множество замечательных открытий,...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconТема для самообразования, выступление на мо 01. 11. 2011 г
«Иные люди много знают. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconПастушья дудочка (русская сказка)
Иванушка. С малых лет любил он на дудочке играть. И так-то он хорошо играл, что все слушали наслушаться не могли. Заиграет Иванушка...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconЗа пределами просветления
«Жизнь прекрасна, ибо в ней есть так много такого, что не может быть объяснено ибо в ней есть измерения, которые вы можете все время...
Ту картину знают все. В третьяковской галерее перед нею всегда стоит множество людей с утра и до вечера. И так много лет подряд к ней идут, стараясь проникнуть iconРеконструкция всеобщей истории
Фалес Милетский, а затем Евдокс Книдский, по словам, ученик Платона, начертал на ней положение созвездий и звезд, расположенных на...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница