Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление




НазваниеБулгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление
страница1/8
Дата публикации04.10.2013
Размер1,17 Mb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8


Булгаков А.В. Реализация философских взглядов А.С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации. [Текст] // Философия, наука, культура. Выпуск 4: сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ им. М.В. Ломоносова / А.В. Булгаков. – М.: Издательство МГУ, 2008. – с. 3-76.
Булгаков А.В.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ А.С. АХИЕЗЕРА В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ АМБИВАЛЕНТНЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ И УПРАВЛЕНИЮ МЕЖГРУППОВОЙ АДАПТАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Вступление
К теоретическому наследию Александра Самуиловича Ахиезера автору статьи, к сожалению, удалось прикоснуться совсем недавно, при обобщении многообразного эмпирического материала полученного в ходе изучения проблемы межгрупповой адаптации (МГА) на кораблях Военно-морского флота России. Для обоснования соответствующей социально-психологической концепции среднего уровня нужна была целостная социокультурная теория и методология, разработанная в динамичных российских условиях с учетом российской ментальности. Важно было обобщить результаты, полученные в ходе теоретического изучения проблемы, обосновать концептуальную модель межгрупповой адаптации. Выявить опытно-экспериментальным путем ее социально-психологические закономерности, принципы, механизмы. Необходимо было доказать валидность концепции не только для военной организации, но и для организаций других сфер жизнедеятельности современного российского общества.

В ходе нашей исследовательской работы мы использовали категории и понятия социокультурной теории динамики России А.С. Ахиезера: амбивалентность, медиация, антимидиация, интроверсия, биение, вектор конструктивной напряженности, власть, цикл и др. Безусловно, этими понятиями пользуются исследователи различных сфер научной деятельности. Они, как правило, применяют эти понятия частично, разобщено, поэтому такой категориальный аппарат рассыпан по многочисленным, часто невзаимосвязанным научным источникам, что не редко вызывало у наших оппонентов и читателей справедливые вопросы об излишнем постмодернизме в связи с многочисленным цитированием различных авторов. По сути, нами были частично сконструированы для уровня организации сходные понятия и категории, четко сформулированные А.С. Ахиезером для более высокого уровня социальных систем. Мы использовали «русскую модель управления» организацией экономиста А.П. Прохорова (2002), включившего скорее метафористично, чем научно такие специфические черты российской организации как способность к развитию, цикличность, маятниковый характер развития, наличие мощного источника традиционализма, имеемую систему отношений в организациях, определяемую как патернализм в сочетании с недоверием подчиненных к руководителям, неоправданным обманом их и т.д. Эти идеи были использованы в нашем исследовании, но они носили характер некоторой незавершенности. Вот почему, обратившись к социокультурной теории А.С. Ахиезера, мы совершили настоящий прорыв в проведенной нами теоретической работе. Именно философские взгляды А.С. Ахиезера стали той методологической основой, которая позволила содержательно, логично, корректно обобщить результаты, интерпретировать их, сделать обоснованные выводы, спрогнозировать развитие ситуации с проблемой межгрупповой адаптации в Военно-морском флоте России, разработать рекомендации по ее оптимизации.

Экспериментальная выборка состояла из 402 групп: 270 групп-категорий, 72 группы-коллективы и 60 групп-команд военных моряков 45 кораблей ВМФ России, морских частях погранвойск ФСБ и внутренних войск МВД РФ. Всего различными методами исследования, проведенного в 2000-2007 годах, было охвачено более 2100 военнослужащих1. Представленная эмпирическая база исследования является реперзентативной с учетом разрушительной тенденции развития российского флота, когда с 1561 боевого корабля он сократился до 241 в 2005 году.

Дальнейшая достойная защита концепции межгрупповой адаптации перед научным сообществом вызвало у автора с одной стороны чувство глубокой благодарности за научные публикации А.С. Ахиезера, его широкий взгляд на российскую историю и российские реальности, а с другой – чувство сожаления о невозможности личной встречи с философом. гории и понятия, рассыпанные по многочисленным источникам, Далекий от мистики автор, переживая все это, «случайно» встретил ученых глубоко уважающих и разделяющих идеи А.С. Ахиезера, продолжающих их в своем научном творчестве. Огромное спасибо профессорам Ильину Виктору Васильевичу и Наместниковой Ирине Викторовне за разъяснение и уточнение некоторых категорий и понятий, их взаимосвязи в социокультурной теории динамики России А.С. Ахиезера, подготовку данного материала.
^ Принципы изучения межгрупповой адаптации
Концепция МГА на кораблях ВМФ представляет собой систему представлений о принципах изучения, алгоритмах и стратегиях, концептуальную модель межгрупповой адаптации. Специфичность объекта исследования – МГА на кораблях ВМФ требует конкретизации принципов ее изучения. Наряду с разделяемыми нами общеметодологическими принципами отечественной науки и общими принципами социальной психологии: объективностью, системностью, единством природного, психического и социального, субъектно-деятельностного подходов, психологическим развитием, проведенное обобщение теоретических и эмпирических результатов исследований в различных областях психологической науки позволило сформулировать принципы изучения межгрупповой адаптации в военно-морской организации. Следует подчеркнуть, с одной стороны, тесную взаимосвязь, первичность общих принципов социальной психологии1 и разработанных нами принципов изучения МГА, а с другой стороны, их оригинальность, связанную не сколько с умозрительностью, а скорее с использованием недостаточно ранее применявшимися результатами теоретических и эмпирических исследований процесса МГА. Взаимосвязь и взаимообусловленность общих принципов социальной психологии и выявленных нами в теоретическом исследовании принципов изучения МГА представлены в табл. 1.

Раскроем подробнее содержание принципов изучения МГА.

^ Таблица 1
Соотношение общих принципов социальной психологии и принципов изучения межгрупповой адаптации



^ Общие социально-психологические принципы

Принципы изучения межгрупповой адаптации

Принцип социальной и психологической комплексности

Главный принцип - принцип сопряжения амбивалентных подходов в изучении межгрупповой адаптации

Принцип социально-психологической системности

Принцип изучения иерархии – параллельной соподчиненности групп в военной организации

Организационно-культурный принцип изучения межгрупповой адаптации

Принцип социально-психологического развития

Принцип цикличности межгрупповой адаптации

Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности

Принцип изучения деятельностного опосредования в межгрупповой адаптации
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconБулгаков А. В. Методология сопряжения амбивалентных подходов к изучению...
Булгаков А. В. Методология сопряжения амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации //Вестник...
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconПринцип сопряжения амбивалентных подходов в изучении межгрупповой адаптации в организации
Булгаков А. В. Принципы изучения межгрупповой адаптации и управления ею в силовых структурах Российской Федерации //Вестник Московского...
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconА. В. Булгаков Булгаков Александр Владимирович
Стратегии межгрупповой адаптации в организации (на примере эмпирического исследования в военно-морском флоте россии)
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconБулгаков А. В. Психологические особенности межгрупповой адаптации...
Булгаков А. В. Психологические особенности межгрупповой адаптации преподавателей и студентов в вузе. [Текст] / А. В. Булгаков. //...
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconПриказ о создании социально-психологической службы Положение о социально-психологической...
Нормативно-правовые документы специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconЭволюция подходов к организации и управлению инновационной
Многие талантливые специалисты, идеи которых не вписывались в направление работ научно-исследовательского подразделения, стали покидать...
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconАрт-терапия как вид психологической работы с детьми и взрослыми
Возможности использования элементов психоаналитических подходов в психологической коррекции
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconГодовой отчет о работе мурманской городской общественной организации...
Основной целью организации является социально-психологическая и правовая поддержка граждан. Социально-психологическое обеспечение...
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconПрограмма социально-психологической службы. Обоснование необходимости...
Система деятельности педагогического коллектива по педагогической поддержке учащихся включает в себя 6 основных компонентов
Булгаков А. В. Реализация философских взглядов а. С. Ахиезера в социально-психологической концепции амбивалентных подходов к изучению и управлению межгрупповой адаптацией в организации вступление iconСоциально- педагогические технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей
Профилактический уровень. Профилактика –это комплекс мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница