Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции»




Скачать 185,83 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции»
Дата публикации23.09.2013
Размер185,83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
pochit.ru > Философия > Учебно-методический комплекс
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет философии и культурологии
Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры философии Декан факультета

и методологии науки д.ф.н., проф. Г.В. Драч

Протокол № 7 ___________________

от «16» февраля 2009 г. «___» _________ 2009 г.

Зав. кафедрой д.ф.н., проф. Бакулов В.Д.

____________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» вузовского комплекса цикла ДС

по специальности (030101) Философия

Составитель: Кириллов А.А.
Ростов-на-Дону

2009


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1. Пояснительная записка………………………………………………. 3

2. Учебно-тематический план………………………………………… 4

3. Программа лекционного курса………………………………………. 5

4. Контрольные вопросы…………………………………………………12

7. Глоссарий……………………………………………………………….13

8. Литература………………………………………………………………14

Пояснительная записка
Цель спецкурса – формирование у студентов специализирующихся по социальной философии и истории философии целостного представления об эволюции и основных направлениях развития интеллектуальной традиции Византии. Особое место в спецкурсе отводится изложению взаимосвязи формирования философских доктрин с господствующими социальными идеологиями (в данном случае с имперской идеологией). Спецкурс читается на 4 курсе и тематически дополняет историко-философский блок курсов, посвящённых средневековой философии.
^ Задачи курса:

- выявление проблемного характера определения статуса византийской философии;

- уяснение места византийской философии в контексте европейской истории философии;

- раскрытие структуры византийской интеллектуальной традиции и анализ ее метафизического, гносеологического, социального и антропологического аспектов;

- раскрытие основных социальных функций философии в Византии.


^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы лекций

Количество часов



Лекции

Семинары

1

1. Особенности византийской цивилизации, её историческая роль.

2




2

2.Специфика формирования интеллектуальной традиции в Византии

2




3

3. Основные философские течения в Византии.

2




4

4. Византийская учёность

1




5

5. Ереси (школы) 2 - 5 вв.: полемическое взаимодействия языческой и христианской интеллектуальных культур

3




6

6.Языческий неоплатонизм

6




7

7. Гностицизм

2




8

8.Доникейская традиция

2




9

9.Новая философия Отцов Церкви – канон христианской мудрости

4





1

10.«Государственная» византийская философия - университетская традиция

2




1

11.Полигисторы: частные интеллектуальные сообщества

2




1

12.Исихазм

2




1

13.Проблема византийского Возрождения

2




1










1










1










1













Всего:

32







Итого:

32


^ ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.
Тема 1. Особенности византийской цивилизации, её историческая роль, характер и специфика восточно-римской культурной традиции. Проблема цивилизационного пути развития Византии, две стратегии метаисторического выживания культурного мира: “равенский” и “константинопольский”. Европейская историческая и философская традиция о природе византийской цивилизации (от Вольтера, Гердера, Гегеля до А. Вебера, Ж.П. Лолана, Н. Оболенского и С.С. Аверинцева). Специфика и основные факторы цивилизационного подхода к изучению византийской реальности (от Н.Я. Данилевского до А. Дж. Тойнби). (2 часа)
^ Тема 2. Специфика формирования интеллектуальной традиции в Византии: многообразие и эклектизм позднеантичных философских школ. Конструирование тотальных описательных моделей - как общая интеллектуальная тенденция (от Плотина до Немезия Эмесского и Иоанна Дамаскина). Особый статус философии в восточно-христианской цивилизации. Синтез философских доктрин и религиозных концепций, конфликт теологических доктрин – контекст ранневизантийского философского творчества (на примере неоплатонизма, гностицизма и христианства) (2 часа).
^ Тема 3. Основные философские течения в Византии. Проблема прерывности и локальности интеллектуальной традиции в Византии. Языческий неоплатонизм (Плотин, Порфирий, Ямблих, Прокл Диадох), гностики (Симон Маг, Валентиан), доникейская традиция (Александрийская школа Пантен, Климент, Ориген, Теофил), Новая философия Отцов Церкви – канон христианской мудрости (Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин), «государственная» византийская философия - университетская традиция (Михаил Пселл, Иоанн Итал), частные интеллектуальные сообщества (полигисторы, «Школа всяческих добродетелей», «Гимназия эрудиции» Никифор Влемид, Феодор Метохит, Никифор Григора), исихазм (Григорий Палама), византийское Возрождение (радикальный – языческий неоплатонизм Гемиста Плифона. (2 часа)
^ Тема 4. Византийская учёность. “Шестодневы”. Школы, образование и наука в Византии. Комментарии Прокла Диадоха к первой книге Евклида. Труды христианского неоплатоника Псевдо-Дионисия Ареопагита. Комментарии Теона Александрийского к “Альмагесту”. Научные интересы Гипатии. Астрология Олимпиодора. “Христианская топография” Косьмы Индикоплова. Космография Анания Ширакаци. Расчет “великого года” Михаилом Пселлом. Алгебраическая математика Льва Математика. Физика Иоанна Филопона: критика теории движения Аристотеля, понятие “внутренняя сила”. Алхимия Зосимы из Панополиса. Сочинение “Об изготовлении золота” Стефана Александрийского. Классификация видов алхимии Дж. Нидэмом: аурифакция, аурификция, макробиотика. (1 часа)
^ Тема 5. Ереси (школы) 2 - 5 вв.: полемическое взаимодействия языческой и христианской интеллектуальных культур. Определение понятия "ересь". Ереси как философское, религиозное, социальное и культурное явление. Причины широкого распространения еретического движения. Роль ересей в развитии формирующейся христианской церкви и культуры. Ереси как форма "перевода" христианства на привычные представления. Классификация ересей. Возможность рассмотрения какого-либо самостоятельного религиозного или философского течения в качестве ереси по отношению к христианству.

"Законнические" ереси. Определение понятия "закон". Специфика взаимоотношения иудаизма и христианства. Собор 50г.: причины созыва, проблемы, позиции Павла и Петра, итоги и последствия. Эбиониты: время существования, территория распространения, основные идеи, место в ряду ересей 2-5вв., характер взаимоотношения с христианской церковью.

"Философские" ереси. Характер взаимоотношений христианства и античной философии. Различие в отношении христиан к "эллинской" (греческой) и римской философии. Гностицизм. Время существования и этапы развития. Христианский гностицизм. Манихейство, основные идеи. Неоплатонизм как "ересь" по отношению к христианству. Обоснованность рассмотрения самостоятельных идейно-философских течений в качестве "ересей" по отношению к христианству. Значение "философских" ересей для формирования и развития философской культуры на Латинском Западе, на греческом Востоке и в арабо-мусульманской традиции.

"Внутрицерковные" ереси. Причины появления "внутрицерковных" ересей в Византии. Ереси как форма диалога позднеантичного и средневекового мышления: тринитарные, христологические и антропологические споры. "Патрипассианцы". Докеты. Арианство: история, основные идеи, борьба с ортодоксией, итоги существования. Несторианство как реакция на споры ариан и ортодоксов. Монофизиты. Ереси западного Средиземноморья. Пелагианство. Донатисты и агонистики (3 часа)
^ Тема 6. Неоплатонизм: основные идеи, история и роль в развитии европейской интеллектуальной культуры. Неоплатонические школы: сирийская (Ямвлих, Сопатр Апонейский), пергамская (Эдессий Каподакийский), афинская – «академия» (Плутарх Афинский, Прокл Диадох, дамасский и Симпликий), александрийская (Гиппатия, Исидор). Мифологизация философии, гносеологический статус теургии, религиозный проект Юлиана Отступника (пергамская школа) – интеграция в имперскую идеологию теологических построений неоплатонических мыслителей.

Плотин: иерархичность бытия (Ум, Душа, Космос, проблема материи и антиэстетичности материального бытия «мир- раскрашенный труп»), проблема Единого, как неизречённой полноты и безличного начала. Сакрализация Единого. Эманация. Критика христианства. Порфирий: практическая трактовка учения Плотина, антропология, о связи философии и мифологии. Ямвлих: от мудреца философа к теургу-первосвященнику, Неплатоническая экзегеза – толкование и понимание «священных» философских текстов Пифагора, Платона и Плотина. Прокл Диадох: неоплатоническая теология, учение о Божестве, мистификация философии, социальное учение – общество адептов, как прообраз неоплатонической «церкви».

Социальные идеи неоплатонической философии. Связь позднеримской имперской идеологии и неоплатонической онтологии и гносеологии. Изоляционные модели социального поведения, мифологизация и мистификация сознания, от Логоса к Мифу и Теургии. Языческая оппозиция и христианская Империя, гонения на неоплатонических философов, закрытие афинской академии, эмиграция в Персию, юридические процессы (дело Пасифила и Симонида), инспирированные Юстинианом Великим, Феодосием II и Валентианом II. (6 часа)
^ Тема 7. Гностицизм. Время существования и этапы развития (проблема истоков и источников). Значение понятия "гнозис". Особенности гностического мировоззрения (метафизический монизм, этический дуализм, линеарная концепция космогонического и исторического развития). Гностические школы (Симон Маг, Менандр, Маркион, Валентиан, Василид). Представление о происхождении и перспективах развития мира и общества (от Софии к Логосу). Гносеология гностиков (идея Плеромы, мифология Эонов, нумерология, антропология и сотериология). Христология. Использование идей докетов. Гностицизм как "ересь" по отношению к христианству. Позднеантичный гностицизм и его критики (Юстин, Ириней, Ипполит Римский, Климент Александрийский, Епифаний Саламский). Христианский гностицизм. (2 часа)
^ Тема 8. Доникейская традиция. Апологетическая философия и её полемика с языческой интеллектуальной традицией. Эллинофилия и эллинофобия. Иустин Флавий (Философ): об отношении греческой и христианской мудрости, формирование тринитарной проблематики (Логос), христианская антропология и эллинские философские стандарты. Александрийская школа – «катэхеоменос» (Пантен, Климент, Ориген, Теофил). Методы философии и методы филологии. Работа скриптория и традиция толкования. Философизация христианства. Разделение философии на истинную и ложную. Конструирование христианского категориального аппарата (введение проблематики «ипостаси»), доктрина о 3-х смыслах Библии: телесный (буквальный), душевный (моральный), духовный (философско-мистический). Учение об апокатастасисе. Христианская философия истории Оригена. (2 часа)
^ Тема 9. Новая философия Отцов Церкви – канон христианской мудрости (Василий Кесарийский, Григорий Нисский, Григорий Назианзин). Проблема «антифилософской» позиции в восточной патристике и её решение в Святоотеческой традиции. Метод философской интерпретации, перекодировка библейских текстов, формирование «византийского вкуса». Антропология Немессия Эмесского. Интеллектуальная революция в восточной патристике. Христианский энциклопедизм (Иоанн Дамасский). «Ареопагитика» Псевдо-Дионисия – двойственность существования истины: «невысказанная и тайная» (символическая и мистериальная), явная (философская).

Канон христианской мудрости: проблема установления догматов, философский контекст догматических споров (тринитарный, христологический, антропологический), эстетизация миропорядка (византийская версия Космоса – «белое и прекрасное творение Бога, полное целесообразности»). Изобретение «небесного социума» - философия Псевдо-Дионисия Ареопагита. Историософия Максима Исповедника. Философская и риторическая традиции Иоанна Златоуста и Афанасия Великого. (4 часа)
^ Тема 10. «Государственная» византийская философия - университетская традиция: роль государства (империи) в формировании светской системы знания: от Аудиториума Феодосия II государственной школы Варды Фоки к Константинопольскому университету Константина Мономаха, философский факультет, его структура и социальная роль, «хюппатос философос» в университете и при дворе. Логика и риторика в пространстве византийской философии учености. Роль свободной дискуссии в византийской философии, стратегии аргументирования, доказательства и обвинения (авторитарная, фактическая, традиционалистская, сакральная и т. д.). Связь философской и правовая традиция, как одна из легальных возможностей трансляции светской рациональной формы знания в Византии. Пропаганда эллинства, катологизация и систематизация античного наследия, соотношение и соразмерность эллинского и христианского, проблема авторитетности и авторитаризма: «Мирибиблион» Фотия, Михаил Пселл, Иоанн Итал. Империя против интеллектуалов: противостояние Алексея Коммнина и константинопольских философов (5 пунктов обвинения по 25 делам). (2 часа)
^ Тема 11. Полигисторы - частные интеллектуальные сообщества (Никифор Влеммид, Никифор Хумн, Варлаам Калабрийский, Феодор Метохит, Гемист Плифон, Мануил Хрисолор, Виссарион Никейский, Мануил Вриений, Никифор Григора). Синтез византийской учёности и эллинской книжности. Отказ от латинофобии – «открытие» латинской античности и латинской западной философии. Формирование идеологии свободной интеллектуальной деятельности: «Школа всяческих добродетелей», «Гимназия эрудиции». Новый антропологический идеал Варлаама Калабрийского. Проблема генезиса гуманистической традиции в Византии. (2 часа)
^ Тема 12. Исихазм: учение Григория Паламы. Связь мистической теории паламитов с новозаветным интуитивизмом. Практика молчания и отрешённости, как итог развития антиинтеллектуальной в восточнохристианской традиции. Преодоление греховного состояния души путём психофизических упражнений. Аналогия между внутренним миром человека и макрокосмом мировой христианской истории. Полемика с полигисторами и латинофилами, эсхатологические представления и формирование идеологии компромисса с мусульманами. Влияние византийского исихазма на формирование древнерусской философской традиции. (2 часа)
^ Тема 13. Проблема византийского Возрождения. Специфика византийского Возрождения: гуманистический проект Димитрия Кидониса; радикальный проект – языческий неоплатонизм Гемиста Плифона: языческая реформация Пелопоннеса на основе философского учения Платона. Тайные общества эллинофилов (на примере «дела Ювеналия»). Философия «атоматизма», культивирование эллинской полиархии и многобожия. Итог византийской философии – массовая эмиграция в Италию (15 век), преподавание греческой философии и наук в университетах Падуи, Венеции, Милане, Риме, Павии, Риме и Неаполе. (2 часа)

Контрольные вопросы (зачёт).


  1. Особенности византийской цивилизации.

  2. Европейская историческая и философская традиция о природе византийской цивилизации.

  3. Специфика формирования интеллектуальной традиции в Византии.

  4. Особый статус философии в восточно-христианской цивилизации.

  5. Основные философские течения в Византии.

  6. Византийская учёность.

  7. Ереси в Византии как философское, религиозное, социальное и культурное явление.

  8. "Философские" ереси. Характер взаимоотношений христианства и античной философии.

  9. Неоплатонизм: основные идеи, история и роль в развитии европейской интеллектуальной культуры.

  10. Неоплатоническая космология.

  11. Неоплатоническая гносеология.

  12. Неоплатоническая антропология.

  13. Социальные идеи неоплатонической философии.

  14. Особенности гностического мировоззрения.

  15. Гностические школы. Представление о происхождении и развитии мира (от Софии к Логосу).

  16. Гносеология гностиков.

  17. Доникейская традиция – формирование апологетической философии.

  18. Интеллектуальная революция в восточной патристике.

  19. Проблема установления догматов, философский контекст догматических споров.

  20. Основные характеристики университетской (светской) философской традиции в Византии.

  21. Гуманистическая философия полигисторов.

  22. «Антиинтеллектуализм» паламитов.

  23. Специфика византийского Возрождения.


Глоссарий.

Абсолют (от лат. – безусловный, неограниченный) понятие, обозначающее духовное первоначало всего сущего и которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное, бесконечное.

Абстракция (от лат. – отвлечение) – отвлечение от деталей с целью выявления универсального, общего. Метод абстракции – это универсальный метод познания.

Агностицизм – (от греч. – недоступный познанию) - философское учение, согласно которому вопрос об истинности познания человеком окружающей действительности не может быть решен окончательно.

^ Атеизм (греч.) – безбожие, воззрение, отвергающее любые божественные проявления.

Атрибут – (от лат. – придаю, наделяю) необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Например, атрибут материи – движение. Уже Аристотель отличал постоянный атрибут от случайных, преходящих состояний.

Генезис – (греч.) происхождение, возникновение.

Гносеология (от греч.- знание и учение) – теория познания, раздел философии, изучающий взаимодействие субъекта и объекта в процессе познания, возможности и границы познания.

Герменевтика

Догма – (от греч. – мнение, решение, постановление) учение или отдельные его положения, которые принимаются за истинные без доказательства, опытного обоснования, практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или подчинения авторитету.

Дуализм – (от лат. – двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, материального и идеального. Дуализм противостоит монизму, исходящему из признания в качестве первоосновы лишь одного начала.

Единое – центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая начало всякого бытия и ума (нуса), предшествующее им и превосходящее их. Будучи причиной всякой вещи, единое не есть та или иная вещь, хотя именно благодаря ему всякая вещь есть то что она есть, а не иное.

Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя, заместителя некоторого другого предмета, свойства и используемый для хранения, переработки и передачи сообщений. Различают языковые и неязыковые знаки.

Категории – (от греч. – признак) в философии, предельно общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения действительности. Впервые учение о категориях было изложено в трактате Аристотеля «Категории» и включало такие категории, как сущность (субстанция), количество, качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие и страдание.

Креационизм (от лат. – сотворение) религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Креационизм характерен для иудаизма, христианства, ислама.

Монизм – (от греч. – один, единственный) – способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы (субстанции). Противоположность монизму – дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.

Рациональность – означает способность рассуждать и делать умозаключения на основе разумных норм, правил, стандартов.

Субстанция (от лат. - сущность, нечто лежащее в основе) – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому. Уже в античной философии вычленялись различные субстанции, которые трактовались как материальный субстрат и первооснова изменений вещей, например, атомы Демокрита, четыре стихии Эмпедокла.

Теодицея – оправдание Бога в отношении допускаемого им зла на земле.

Трансцендентное (от лат. – переступающий, выходящий за пределы) – термин, характеризующий все то, что выходит за пределы чувственного опыта, эмпирического познания. Схоластика различала имманентные и трансцендентные причины и действия. Первые имеют место в самих объектах, вторые – находятся за пределами их существования. Трансцендентное – это сверхчувственное, сверхъестественное, потустороннее.
Литература:

  1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. Л.1977.

  2. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.1996.

  3. Аверинцев С.С. Эволюция философской мысли//Культура Византии. 4- первая половина 7 вв. М., 1984.

  4. Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана. М.-Л. 1953.

  5. Афонасин Е.В. «В начале было…». Античный гностицизм в свидетельствах христианских апологетов. С-Пб., 2002.

  6. Бартинян Р.М. Источники для изучения истории павликианского движения. Ереван. 1961.

  7. Брандес В. Византийская апокалиптическая литература как источник изучения некоторых аспектов социальной истории//Византийский временник №50. 1989.

  8. Буркхард Я. Эпоха Константина. М., 2002.

  9. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев 1991.

  10. Вагнер Г.К. Византийский храм как образ мира//Византийский временник №47. 1986.

  11. Васильев Л.С. Генеральные очерки исторического процесса (эскиз теоретической конструкции)//Вестник С-ПбГУ. №3. 1995.

  12. Византийские легенды. Л.1972.

  13. Гатагов Л.С. Империя: идентификация проблемы//Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. М. 1996.

  14. Гегель Г.В.Ф. Философия духа.//Соч. т.3. М. 1975.

  15. Гердер И. Идеи в философии истории человечества. М. 1977.

  16. Гобозов И.А. Вопросы цивилизации на страницах французского журнала «Commentaire»//Философия и общество №5. 1997.

  17. Гришин Л.Е. Формации и цивилизации//Философия и общество. №1. 1997.

  18. Грохова В. Место Византии в типологии европейского феодализма// Византийский временник №40. 1979.

  19. Гукова С.Н. Космографический трактат Евстратия Никийского//Византийский временник. №47. 1986.

  20. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1972.

  21. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. С-Пб. 1889.

  22. Диль Ш. Основные проблемы византийской империи. М.1947.

  23. Диль Ш. Юстиниан и византийская цивилизация в 6 в. С-Пб 1908.

  24. Доддс. Язычник и христианин в смутное время. С.Пб., 2003.

  25. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. М. 1990.

  26. Ерыгин А.Н. Восток – Запад - Россия. Становление цивилизацоиного подхода в исторических исследованиях. РГУ. 1993.

  27. Зеленский Ф.Ф. Соперники христианства. М., 1998.

  28. Иванов С.А. Византийское миссионерство. М., 2003.

  29. ИоаннМейендорф. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение. М., 2001.

  30. Ишмер И. Основные черты представления о прогрессе в Византии//Византийский временник. №49. 1988.

  31. Каждан А.П. Книга и писатель в Византии. М.Н. 1973.

  32. Каснэ С.И. Империя: генезис, структура, функции//Полис. №5. 1997.

  33. Кечакмадзе Н.Н. Из истории общественной мысли Византии в 11 в//Византийский временник. №29. 1968.

  34. Кириллов А.А. Раннехристианская и византийская философия. Философия. Март, Москва - Ростов-н/Д., 2005.

  35. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты. Л. 1991.

  36. Литаврин Г.И. Как жили византийцы. М.Н.1974.

  37. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячалетия. М., 1991.

  38. Лосский В.Н. Очерки мистического богословия восточной церкви. М. 1991.

  39. Лотман Ю.М. Проблема византийского влияния на русскую культуру в типологическом освещении. Византия и Русь. М. 1989.

  40. Любарский Я.Н. Литературно-критические взгляды Михаила Пселла. 1975.

  41. Медведев И.П. Апофеоз Плифона: новая историографическая волна//Византийский временник. №52. 1991.

  42. Медведев И.П. Византийский гуманизм 14-15 вв. Л. 1976.

  43. Медведев И.П. Правовая культура византийской империи.С.-Пю., 2001.

  44. Миллер Т.А. Мефодий Олимпский и традиция платоновского диалога. Античность и Византия. М. 1975.

  45. Муравьёв А.В. Переписка Юлиана Отступника и св. Василия Великого в связи с житийной традицией последнего//Вестник древней истории. №2. 1997.

  46. Немезий Эмесский. О природе человека. М., 1998.

  47. Памятники византийской литературы. М. 1968.

  48. Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. УГУ. 1992.

  49. Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. Свердловск .1989.

  50. Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993.

  51. Сидоров А.И. Иоанн Грамматик Кесарийский (к характеристике византийской философии в 6 в)//Византийский временник. №49. 1988.

  52. Скворцов К. Философия отцов и учителей церкви (период апологетов). Киев, 2003.

  53. Сметанин В.А. Византийское общество 13 – 15 веков. По данным эпистолографии. Свердловск. 1987.

  54. Соколов И.И. О византизме. С.-Пб., 2005.

  55. Соколов И.И. Свт. Григорий Палама. Его труды и учение об исихии. Никифор Влемид. С-Пб., 2004.

  56. Удальцова З.В. Идейно – политическая борьба в ранней Византии. М. 1974.

  57. Удальцова З.В. Философские воззрения светских авторов ранней Византии//Византийский временник. №42. 1982.

  58. Удальцова З.В. Филосторгий – представитель еретической церковной историографии//Византийский временник №44. 1983.

  59. Феофилакт Симокатта. История. М. 1957.

  60. Хвостова К.В. Византийская цивилизация// Вопросы истории. №9. 1995.

  61. Хвостова К.В. Понимание общественных явлений прошлого и настоящего в Византии 14-15вв.//Византийский временник. №52. 1991.

  62. Чичуров И.С. К проблеме авторского самосознания византийских историков 4-8 вв.//Античность и Византия. М. 1975.

  63. Шмеман А. Исторический путь православия. М. 1993.

  64. Шпенглер О. Закат Европы. М. 1993. Т.1,2.






Похожие:

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория организаций»...
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Управленческие решения»...
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Исследование систем...
Учебно-методический комплекс включает рабочую программу и учебно-методическое обеспечение дисциплины
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: право интеллектуальной собственности
Минимальные требования к содержанию дисциплины (выписка из госа по специальности)
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «философия» Для студентов: квалификация юрист
Философия : учебно-методический комплекс / авт. А. Л. Анисин. – Тюмень : тф апу, 2010. – 132 с
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс по Истории мировой культуры (название дисциплины)
Учебно-методический комплекс по «Истории мировой культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)
Учебно-методический комплекс по «Истории мировой культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в специальность»...
Введение в специальность: учебно-методический комплекс / сост.: А. И. Потапов, В. Е. Махов, Ю. А. Аруцов. –СПб.: Изд-во сзту, 2008....
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс содержит требования к обязательному...
Кузьмин, А. Г. Арбитражный процесс: учебно-методический комплекс / А. Г. Кузьмин, И. П. Пушкарев. – Челябинск: Издательский центр...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Истоки византийской интеллектуальной традиции» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница