Иконникова Н. К. Общая социология




Скачать 56.38 Kb.
НазваниеИконникова Н. К. Общая социология
Дата публикации11.09.2013
Размер56.38 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
Иконникова Н.К.

Общая социология

Лекция 10. Социальные институты: религия, образование, наука (социология духовной жизни)

  • Социология религии

  • Социология образования

  • Социология науки


I. РЕЛИГИЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Анализ религии в социологии

Два уровня анализа:

  • Индивидуальный – как индивидуализированная вера, религиозность

  • Структурный – как социальный институт, конфессия, традиция


Религия как социальный институт и система смыслов:

    • Э. Дюркгейм: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам, т.е. вещам отделенным, запретным; это система таких верований и обрядов, которые объединяют в одну моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признает эти верования и обряды».

М. Вебер, Р. Белла, П. Тиллих: Религия как совокупность последовательных ответов на дилеммы человеческого бытия (рождение, болезнь, смерть), наделяющая этот мир смыслом.
Функции религии

  • Установление порядка и смысла

  • Снятие тревожности и неопределенности

  • Поддержание социального порядка

с помощью установления отношения со сверхъестественным.
Функционирование религии связано с воспроизводством таких социальных (религиозных) практик, как:

  • Ритуалы

  • Обряды перехода

  • Диета

  • Духовная практика

  • Колдовство

  • Мифы и сказки

  • Служители культа (отличаемые от общины верующих)

  • Церковная организация


Функциональное строение религии по Т.Парсонсу:

  • 1) общность верующих, разделяющих

  • 2) общие веровании и мифы, интерпретирующие абстрактные ценности культуры в определенной исторической данности применительно к конкретным условиям существования данной общности благодаря

  • 3) ритуальному поведению с личным участием индивидов в

  • 4) приобщении к общим символам, представляющим отличную от повседневности реальность

Типология религий

Типы религиозных организаций

  • Вебер, Трельч :

Церковь = общепризнанная укоренившаяся религиозная организация значительных размеров

Секта = религиозная группа, община или другая подгруппа, отколовшаяся от господствующего религиозного направления

  • Бекер:

Деноминация = объединение верующих, придерживающихся одного вероисповедания в пределах определенной религиозной традиции («утихомирившаяся» секта)

^ Культ = склонность придерживаться определенных религиозных ценностей на основе индивидуального опыта
Чикагская школа, Э. Чьюз: влияние социального окружения религиозной организации и системы отношений (в рамках какой-то сферы деятельности (религия, образование, социальные программы, экономика, местная политика) и в целом в обществе (многоконфессиональность, демократия) на характер изменения типа религиозной организации и ее трансформации.
^ Э. Дюркгейм: «Гражданская религия»

П. Бергер, Т. Лукманн: «Невидимая религия»

… религия сохраняет фундаментальное значение для конструирования и поддержания социальной реальности, т.к по-прежнему обеспечивает:

  • Наделение смыслами повседневной жизни

  • Индивидуализация содержит элементы сакрального и трансцендентного в самовыражении и самореализации

  • при изменении форм религиозных практик и организаций


^ II. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Образование: институт и деятельность


В рамках данного института осуществляются два основных функциональных процесса: обучение и образование

^ Функции образования

  • Основные (внутренние) функции: обучения, воспитания, профессиональной подготовки.

  • Социально-системные (внешние) функции: легитимации, селективности, мобильности, социального контроля, эгалитарная, культурно-регенеративная функции.


Социальная критика институтов (официального, признанного, формального) образования: наличие «Скрытого учебного плана» (Hidden curriculum)

Наряду с официальной учебной программой неявно преподаются ценности, установки, принципы (пунктуальность, дисциплина, усердие, послушание – и/или – творчество, конкуренция, индивидуализм…)

  • Способствует осуществлениюсоциального контроля в школе и в обществе

  • Формирование конформизма, подчинения авторитету, принятие социального неравенства


Институционализация социального тестирования (П. Сорокин) и «переподготовки» (Ж. Бодрийяр)
^ III. НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Признаки науки

  • Доказуемость, верификация и фальсификация

  • Наличие метода - общепризнанных правил, процедур

  • Поиск естественных, а не теологических причин

  • Использование эксперимента

  • Наличие профессиональных сообществ и институционализация в целом (журналы, подготовка, подтверждение квалификации)


Функции науки

  • Познавательная, создание нового знания

  • Накопление и хранение результатов познания

  • Социализация и социальный контроль (особенно в профессиональной сфере)

  • Мировоззренческая

  • Технологическая (элемент материального производства)


Социальная и культурная критика науки

Пол Фейерабенд (1924 – 1994) Эпистемологический анархизм: «Против метода» (1975), «Наука в свободном обществе» (1978)

  • Связь науки и государства: финансирование и власть

  • Обязательность науки

  • Основные положения принимаются без альтернативы, без публичных дискуссий («Господство науки – угроза демократии»)

  • «Простой человек» в демократическом обществе обладает зрелостью, не формируемой в школе специальными знаниями, но позволяющей ему судить об обоснованности решений ученых, экспертов


Актуальные проблемы социологии науки

  • Противопоставление науки и «большой науки»;

  • Противопоставление научно-технологического знания и повседневной («массовой») технической культуры и знания;

  • Противопоставление управляемости – «мягким» индикативным методам руководства сферой НИОКР (оценка качества и творчества(?))

  • Социометрический анализ науки: «невидимые колледжи» и сети коммуникаций

  • Показатели цитируемости, вопросы «доступа»



ВЫВОДЫ

  • Религия в социологии рассматривается как система верований, смыслов – и как социальные организации разных типов

  • Образование в современном обществе выходит за рамки формального обучения, выполняет внешние и внутренние функции

  • Образование реализует «скрытую программу» и «скрытый учебный план», которые воздействуют эффективнее явных механизмов

  • Наука в современном обществе не отделима от технологического развития и зависит от социальной организации профессионального сообщества

Похожие:

Иконникова Н. К. Общая социология iconИконникова Н. К. Общая социология
Коммуникация – обмен информацией и сообщениями в социальном, т е символическом пространстве
Иконникова Н. К. Общая социология iconТемы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
Иконникова Н. К. Общая социология iconТемы курсовых работ
Общая теоретическая социология для студентов факультета социально-политических наук
Иконникова Н. К. Общая социология iconМетодические указания к курсу «Общая теоретическая социология» Ярославль 2004
Печатается по решению научно-методического совета факультета социально-политических наук
Иконникова Н. К. Общая социология iconКонтрольная работа. Зачет. Перечень семинарских занятий по социологии семинар №1
Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб пособие для студентов вузов. – Мн.: Тетрасистемс, 2004
Иконникова Н. К. Общая социология iconСоциология конспект лекций
Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине “Социология”
Иконникова Н. К. Общая социология iconЛекция Социологические теории обмена. Социология экономики. Социология политики

Иконникова Н. К. Общая социология iconРабочая программа Курс: Общая теоретическая социология
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2000 г
Иконникова Н. К. Общая социология iconТребования к результатам освоения основных образовательных программ...
Изучение курса «Социология» обеспечивает овладение следующими 1 общекультурными компетенциями
Иконникова Н. К. Общая социология iconЛекции 1 Социология как наука, история, подходы, структура, методы
В классическом понимании: социология – это научное изучение общества, социальных отношений и отдельных общностей, т е
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница