Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума»




Скачать 332,69 Kb.
НазваниеЛекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума»
страница1/3
Дата публикации06.09.2013
Размер332,69 Kb.
ТипЛекция
pochit.ru > Философия > Лекция
  1   2   3


7

Понедельник, 26 марта 2007 г.
Студенты (07/00/01)

© Mark V. Zhelnov. Student’s Lectures. 2007




Рябенко Максим Сергеевич, 409 гр.

Запись текста, обработка «от конца к началу», контрольные вопросы




Курс Философии и Философии Науки ХХI века

для СТУДЕНТОВ физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

проф. М.В. Желнова

февраль - май, сентябрь - декабрь 2007, январь 2007, Москва

Лекция 09.00. – 09.45 ; 09.50- 10.35. ауд. 5-27.

Семинар в первом семестре: 10.50 – 11.35; Консультация 11.40 – 12.25.

Лекция №7 (2007)

Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» (XVII) на новой основе идей двух потоков прошлого, как это представляется сегодня.

Самотворчество персонального отношения бытия вообще и сознания вообще, начинающего перерастать в отношение сознания вообще и бытия вообще (Ареопагит и Фома Аквинский, Лютер и Френсис Бэкон, Декарт и Спиноза, Лейбниц и Беркли, Гоббс и Локк)

Вопросы:

1. Тотализация локальности и локализация тотальности. От идей вечного круговращения к временному однонаправленному развитию. Парадоксы менталитета средневеково-возрожденческой «парадигмы» и «века разума» (VI – XVII век): от эпистемы к гносису.

2. Метафизика «парадоксов средневековых гносисов». Умеренно непосредственный реализм Фомы Аквинского. Переход к отношению сознания вообще и бытия вообще (Лютер и Френсис Бекон, Декарт и Лейбниц, Гоббс и Локк).

3. Метафизика парадоксов философских идей средневековья и античности в эпоху возрождения, реформации и контрреформации (Лютер и Кальвин). Самовластный протестанско-сектанский индивид в поисках юридического права (Юрген Хабермас).

4. «Наука-сайенс» - как идеал совершенной науки познания. Философия XVII века, «века разума». Начало существенной субъективизации философских идей (Декарт, Спиноза, Лейбниц). Государство и право собственности человека у Гоббса, Локка и Джефферсона.

5. Феномен выделения в субъективном как бы абсолютно объективного, наука мантемантичной эпистемы, «наука–лектон» (инвавизма средневеково-возрожденческого гносиса) и «наука-сайенс» зарождающихся нововременных теорий познания.

***

Литература:

Учебно-справочная:

1. Канке Виктор Андреевич. История философии. Мыслители, концепции, открытия. Учебное пособие. М. “Логос”, 2005. Ч. 2 (Средневековая философия), Ч. 3 (Философия ренессанса), С 127-150 (а так же: С 402, С 404-405.)

2. Соколов Василий Васильевич. От философии античности к философии нового времени. Субъект-объектная парадигма. М. “ Эдиториал”, 2005.

Дополнительная:

1. Хейзинга Иоганн. Осень средневековья. М. “Наука”, 2005.

2. Неретина Светлана Сергеевна. Средневековое мышление как стратегема мышления современного. // Вопросы философии, 1999. №11, С 122-150.

3. Успенский Борис Андреевич. Круг и крест. М. “Прогресс-традиция”, 2006.

4. Долмайер Фрэнк. Николай Кузанский о вере, знании и учёном незнании.

// Вопросы философии, 2007. №2, С 35-41.

5. Штокл Кристина. Обзор конференции «Субъект и общество в европейской философии и теологии (взгляд с востока на запад)». Флоренция, 19 мая 2006 // Вопросы философии, 2007. №1, С 86-89.
Основная цель сегодняшней лекции

состоит, по крайней мере, в следующем:

Во-первых, я постараюсь напомнить вам к чему пришла античная философия и каковы основные идеи, выработанные на базе библейского контекста, как об этом часто говорят. И как они преломились в эпоху средневековья, возрождения, «века разума» в новых условиях, и главное – это преодолеть вечное круговращение и выйти на прямолинейность, выправить круг на луч. И, в соответствии с этим, изменились понятия о вечности, о времени и о так называемой потом эноральности – это совсем другое поле для деятельности и активизации личности. Средневековье и возрождение ни в коем образом не являются тёмным периодами человеческой истории, а величайшим завоеванием человечества.

Во-вторых, я постараюсь поползать с вами по нашей схеме и подчеркнуть, что никогда никакой окончательной истины вообще не существует и быть не может. Потому что, даже глядя на историю, очевидно, что всё это переписано потом, а такой истории нет. Поэтому обо всём надо рассуждать как бы с точки зрения так называемого компаративистского превентизма, то есть сравнительного рассмотрения всех явления с позиции сегодняшнего дня и в противоречиях, поскольку всегда на любую точку зрения есть и противоположная точка зрения. Кстати, как вам может показаться странным, это относится не только к истории философии, но и к истории физики. Если вы думаете, что там какая-то окончательная история, то это глубочайшая иллюзия.

Вопросы:
Первый вопрос:

  • Великое переселение народов

  • Христианство как объединяющая идея

  • Великое стояние

  • Москва – Третий Рим, а четвертому - не бывать

  • Время шахматных часов


Итак, прежде о чём тут идёт речь. Какой период мы с вами рассматриваем? Если античность кончается около VI века – да и не поймёшь, где она кончается, – то вот с этого времени считается, что это средневековье. Средневековье по отношению к исчислению для нового времени – вот такая хронология, как говорят, буржуазной историографии. И что произошло? Ну, вы просто должны помнить, что в истории развития Европы


^ Великое переселение народов


Христианство

как объединяющая сила

произошёл такой, как бы резкий перерыв чуть ли не на 500 лет. Возникла так называемое перемещение народов, и огромные волны с востока всевозможных племён захлестнули всю так называемую Европу или Римскую Империю, и на этом пространстве образовались какие-то новые структуры. Более того, возник арабский мир, так называемый, который постепенно и с юга потеснил все народы. Это арабские идеи, мусульманство. Они захватили Северную Африку и Испанию частично, не говоря о Средней Азии. Вот у них в этой сфере происходило возрождение раннее, как считается, около IX-X веков или ещё раньше. Более того, многие произведения человеческой мысли, библиотеки пришли через арабов: они аккумулировали это, создали свою культуру, в частности счёт и всякие такие вещи, и с этим нужно считаться. Вот и возникло что-то непонятное около VI века в Европе: всё старое оказалось разрушено, а новое оказалось не создано. Вот это и даёт нам возможность сформулировать основную идею: Что же нужно было? Почему распространилось христианство? А потому что возникли, как говорят, частные, партикулярные, какие-то образования. Люди как бы рассыпались, объединяющей идеи не было, а вот эта идея, что я есть один, и поскольку мне не на что опереться, а есть что-то выше меня, и я непосредственно могу к нему обращаться, и он объединяет все – вот эта идея нашла благодатную почву, и, вы знаете, распространилось христианство. И, естественно, было два процесса взаимосвязанных: локально все тотализировалось – превращалось в общество. Были государства, а идея пробила себе дорога – вот в чём идея. Идея христианства, именно вот в определенном виде: человеку предоставлена свобода, но под эгидой какого-то высшего существа, которое мир и сотворило. Хотя и каждый человек и является творением, он сам по образу и подобию Бога он должен творить и преобразовывать мир, но, конечно, в определённых пределах. А с другой стороны на лицо был другой процесс: вот та тотальность идеи – она локализовалась. Естественно, она не могла быть везде одинакова, и в зависимости от разных, совсем не обязательно каких-то идеологических причин, а просто по каким-то закономерностям данного локального образования, страны переделывалась и могла варьировать. Одна идея могла распасться на две, на три крупных идеи и так дальше, что и происходило, как мы видим в дальнейшем с христианством, которое распалось на ряд конфессий: православие, католичество, протестантство и другие идеи. Как же победило


^ Великое стояние

христианство? В христианстве есть такое понятие – «великое стояние». Когда вы находитесь под чём-то господством, то возникает идея противостояния этому «абсолютному чему-то». А победило христианство благодаря тому, что появилась огромная масса людей, которая по тем или иным причинам уверовала в эту идею, и её нельзя было истребить. Христиан везде преследовали, казнили и всё прочее - всё вы это знаете из истории. Но идея в чём состоит: всех рабов, работников, всех с кем вы имеете дело нельзя убить. Почему нельзя убить? Потому что тогда вы жить перестанете - некому будет на вас работать. А стояние состояло в следующем, что людям говорили: «Или откажись от своих идей или мы тебя убьём», а он говорил: «Я, конечно, не могу отказаться», то есть – «стою на своём». Казнили, казнили, а, в конце концов, вот эта идея «несопротивления злу», как потом выяснилось, насилию она и победила. Постепенно эту идею научились применять и к своим интересам господствующие классы - она оказалась очень продуктивной. Если вы христианин, то и возможность появляется как-то урегулировать противоречия и создать единство на какой-то основе – постепенно она и победила.


^ Москва – Третий Рим, а четвертому - не бывать
Вы знаете, что есть два периода: до X века, потом до XV века, это связано с тем, что ёщё где-то около 5 века Константин перенёс в Римскую Империю в Византию. И получилось, что как бы формально переехала она в Византию, а остался Рим. И рано или поздно два этих центра должны были как-то между собой поссорить, и вот возникло восточное, как мы сейчас называем, православное течение и католическое. Спорить об этом бессмысленно. Почему? Как? Эта тема очень туманная. Когда дело доходит до сложностей, у представителей всех этих конфессий есть такой аргумент: это всё тайна, почему Бог создал это - это никто не знает и не надо в это вникать. Ну, хорошо, а если эта идея дальше пошла. Потом, как мы увидим, если вы вспомните нашу историю, а потом получилось, что через православную восточную ветвь распространилось эта конфессия на Русь, так называемую, которая в основе лежит нашей страны. И возникла потом, в конце концов, идея, когда Византия распалась и была захвачена, что «Москва – Третий Рим, а четвертому - не бывать». И эту идею до сих пор многие культивируют. Вот это основные такие вещи.


^ Время шахматных часов

А теперь посмотрим, что же происходит с разными понятиями. В средние века начинает изменяться понятие вечности. Ведь круговращение – это не время, опять всё возвращается к начальному состоянию: солнце заходит, а утром восходит, всё идёт свом чередом. Так вот идея, что на земле хоть и нет счастья, но можно его устроить его когда-то в будущем, постепенно начинает выпрямлять это круговращение. И создавать представление уже не шара, как это было в античности, а какого-то концентрирующегося, может быть, внутри шара каких-то стрелочек, какого-то направления, которое рано или поздно должно было превратиться в луч. То, что мы называем временем, а тогда называлось вечностью, что есть вечность – ничего не изменяется, а постепенно возникало понятие времени, более частное, чем это узкое «вечность»: «вечен Бог, а я во времени». Первоначально понятие времени очень трудно усваивалось людьми. Очень много всяких несуразностей возникает, если вы пытаетесь в том или ином виде понять, как мыслит средневековый человек. А дело в том, что начинает работать время так называемых «шахматных часов». Вот если вы когда-нибудь играли в шахматы, то вы знаете, что они такие: я сделал ход, нажал кнопочку - у меня время остановилось, а у противника пошло, он сделал ход, нажал кнопочку – у него остановилось, а у меня пошло. Вот так же средневековый человек думает. Нам это часто непонятно. Рыцарь ушёл в поход, он где-то там воевал – вот там было время, а там где он не был – там время остановилось. Поэтому он возвращается, а его опять встречает молодая невеста, от которой вот он ушёл в поход. А нам никак не понять: вот тебя 30 – 40 лет не было, чего это у тебя невеста сохранилась такой молодой? Ну, вы все это знаете из саг и так далее. Да, другое представление: там, где я есть – там время есть, а там, где меня нет – там его и нет, то есть остаётся всё как было.

Второй вопрос:

  • Отцы церкви

  • Умеренно-непосредственный реализм

  • Основной парадокс средневекового гносиса

  • Номинализм и реализм

  • Дунс дю Скотт, буриданов осёл, бритва Оккама




^ Отцы церкви

Вот это всё выразили так называемые «отцы церкви». Ну, дело в том, что они были такие все… это кажется, что это было всё мирно. Короче, было огромное количество всяких книг, записанных кем? как? – не известно. Но в результате борьбы, в результате того, что на некоторых соборах, на которых собирались епископы, они просто друг друга вырезали физически. В конце концов, согласовали какой-то свод основных нееретических понятий, короче, которые вы видите в библии и в ветхом завете, и в новом завете. А подвёл все итоги в области такой идеологии это так называемый псевдо-Дионисий, или иначе он иногда зовётся Ареопагит. Самое интересное, что никто не знает, что это такое? Но в принципе он создал основные понятия: есть мир, есть большинство, есть иерархии, есть Бог, у Бога был «начальник канцелярии», который всем руководит, и были ангелы, а поскольку они служили в канцелярии, то взял этот «начальник канцелярии» и изменил Богу, а за ним и ангелам. А вот изменивший «начальник канцелярии» – Сатана.

Вы, конечно, не разбираетесь, но там есть целая градация: Сатана – это глава, а там есть черти маленькие, бесы. Вот иногда говорят: «Вот, в меня вселился бес». Вот, когда вы что что-нибудь такое делаете…там - вот это и есть «бесёнок в вас сидит» – надо как-то его изгонять.


Умеренно-непосредственный реализм

Соответствие вещи и интеллекта


ante rem – интеллект до вещи

Ну, и соответственно, возникла основная концепция умеренно-непосредственного реализма. Она ставила вопрос: «Что такое истина для средневековья?» Представителем был Фома Аквинский. Он создал такое учение, что истина – это «соответствие вещи и интеллекта». Вы скажете: «Какая хорошая концепция, почти как наша, прямо как я думаю». Да ничего подобного. Это «соответствие вещи и интеллекта» - всеядная концепция, она распадается как бы на три части. Во-первых, что значит «соответствие вещи интеллекту»?


in re – интеллект в вещь

Первое – это если интеллект я могу понимать как Бога. Так вот если, вещь соответствует интеллекту, то есть я подчеркиваю, что вещи, которые я вижу - это отражение или результат деятельности Бога. Второй этап – это интеллект в вещь - может и так трактоваться. Вот я


post rem – интеллект

соответствует вещи
  1   2   3

Похожие:

Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция во втором
Семинар во 2 семестре: 13. 30-14. 15, 14. 20-15. 05. ауд. 5-19. Консультации между лекцией и семинаром, а также после семинара до...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция во втором
Семинар во 2 семестре: 13. 30-14. 15, 14. 20-15. 05. ауд. 5-19. Консультации между лекцией и семинаром, а также после семинара до...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 1-34
Как мировая философская мысль не только преломлялась русской философской мыслью, но и давала какие-то плоды и свой вклад вносила...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция 25 Саморазвитие конкретности эстетики искусства художественности...
Семинары во 2 семестре: 15. 20-16. 05, 16. 10-16. 55. ауд. 5-18. Консультация после второго семинара до упора
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция 10. 50 11. 35, 11. 40. 12. 25. ауд. 5-19. Семинар: 13. 30-14....
Семинар: 13. 30-14. 15, 14. 20-15. 05. ауд. 5-19. Консультации между лекцией и семинаром, а
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция 6 (от 23 марта 2009)
Продолжение лекции № Это последняя лекция в первом разделе: «Мировая философская мысль до западно-европейского ново-новейшего времени,...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconЛекция №2 Основы Конституционного права США (19 февраля 2007) Конституция...
Лекции по курсу «Конституционное право зарубежных стран» Весенний семестр 2007 года. Всего 14 лекций (8 марта государственный праздник)....
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconКурс Философии и Философии Науки ХХI века для студентов физического...
Мировая философская мысль до западноевропейского ново-новейшего времени (ab ovo (от яйца) до завершения xviii-го века) с позиций...
Лекция 09. 00. 09. 45; 09. 50- 10. 35. ауд. 5-27. Семинар в первом семестре: 10. 50 11. 35; Консультация 11. 40 12. 25. Лекция №7 (2007) Переработка философской мысли средневековья, возрождения и «века разума» iconПланы семинарских занятий по философии для дневного отделения Семинар...
С72-2 Спиркин А. Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2003. Раздел первый. «История философии». Глава «Философия средневековья»....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница