Философия




Скачать 190,48 Kb.
НазваниеФилософия
Дата публикации06.09.2013
Размер190,48 Kb.
ТипКнига
pochit.ru > Философия > Книга


А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий
ФИЛОСОФИЯ

Рационализм и материализм XXI века
2-е издание
Рекомендовано Научно-методическим советом по философии

Министерства образования Российской Федерации в качестве

учебника для студентов и аспирантов вузов

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы

в честь 300-летия Санкт-Петербурга
осуществляется при поддержке Министерства образования РФ
^ Москва ■ Санкт-Петербург • Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону ■ Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск

Киев ■ Харьков ■ Минск

2006

А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий
Философия

2-е издание
Серия «Учебник для вузов»
Заведующий редакцией Л. Винокуров

Руководитель проекта Т. Смирнова

Выпускающий редактор ^ Е. Егерева

Литературный редактор И. Вернидуб

Художественный редактор К. Радзевич

Корректоры Н. Дралова, Т. Клименченко

Верстка ^ И. Смарышева


ББК 87.1я7 УДК 1(075)
К24
Кармин А. С, Бернацкий Г. Г.

Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 560 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
ISBN 5-469-01319-7
Книга представляет собой систематический очерк проблем современной философии. В первой части дается общая характеристика философии. Вторая часть посвящена анализу основных подходов к решению философских проблем. В третьей части излагается содержание главных ветвей современного философского знания: философской антропологии, социальной философии, гносеологии, онтологии, философии и методологии научного познания.

В книге последовательно проводятся принципы рационализма и материализма. Учебник начинается с доступного изложения азов философии и подводит читателя к пониманию наиболее абстрактных ее идей.

Издание соответствует Государственному образовательному стандарту. Предназначено для студентов, школьников-старшеклассников и всех, кто интересуется философской проблематикой.

Оглавление
Предисловие для учеников 5

Предисловие для знатоков 7
^ ЧАСТЬ I. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ
Глава 1. Что такое философия? 14

  1. Начало философии 14

  2. Сущность философии 16

  3. Состав философского знания 18

  4. Как философы мыслят? 21


Глава 2. Функции философии 25

  1. Мировоззренческая функция 25

  2. Социальная функция 27

  3. Методологическая функция 30


Глава 3. Философия в контексте культуры 33

  1. Философия и наука 33

  2. Философия и искусство 39

  3. Философия и религия 42

  4. Философия — особая форма культуры 43

  5. Образ философии 45


^ ЧАСТЬ П. ФИЛОСОФСКИЕ ПОЗИЦИИ
Глава 4. Основные типы философских

взглядов …………………………………………...52

  1. Две фундаментальные проблемы …………….52

  2. Проблема бытия 53

  3. Проблема познания 66


Глава 5. Рационализм и материализм в

современной философии ………………………..74

  1. Особенности современной философии 74

  2. Современный рационализм 75

  3. Современный материализм 83


^ ЧАСТЬ III. ВЕТВИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Глава 6. Философская антропология 98

  1. Проблема человека в философии 98

  2. Человек — существо одушевленное 103

  3. Человек — существо деятельное 143

  4. Человек — существо социальное 159

  5. Кто ты, человек? 191


Глава 7. Социальная философия 197

  1. Общество как предмет исследования 197

  2. Социальная реальность 204

  3. Социальные структуры 228

  4. Философия истории 288


Глава 8. Гносеология 355

  1. Познание и реальность 355

  2. Теория истины 373

  3. Познавательная деятельность человека 398


Глава 9. Философия и методология науки ….419

  1. Возникновение и развитие науки 419

  2. Специфика научного знания 425

  3. Состав научного знания 427

  4. Научное исследование 434

  5. От науки — к практике 447

  6. Закономерности роста научного знания 451

  7. Социокультурные ориентиры науки 464

  8. Отношение общества к науке 474


Глава 10. Онтология 479

10.1. Смысл онтологии 479

10.2 Материя 486

  1. Атрибутивная модель материального

объекта 494

  1. Явление и сущность 502

  2. Атрибуты явления 505

  3. Атрибуты сущности ' 518

  4. Бесконечность материи 527

  5. Вселенная вокруг человека 539


Именной указатель 549

Терминологический указатель 555

^ ПРЕДИСЛОВИЕ АЛЯ УЧЕНИКОВ

Эта книга — учебник философии. В книжных магазинах кроме него можно найти и другие. Поэтому целесообразно с самого начала сказать об особенностях данного учебника, о том, для кого и для чего он нужен.

1. Он предназначен для тех, кто хотел бы приступить к изучению философии с азов и освоить ее настолько, чтобы самостоятельно разбираться в самых сложных ее проблемах (ab ovo usque ad mala — «от яйца до фруктов», как выражались древние римляне, у которых обед начинался с яиц и кончался фруктами). Мы предполагаем, что наш читатель имеет школьные знания, но не рас­считываем на то, что он обладает какими-то предварительными сведениями о философии. Если же он уже достаточно начитан в философской литературе, эта книга поможет ему глубже осмыслить прочитанное (см. Предисловие для знатоков).

2. Главная задача книги — не загрузить в память читателя некоторую сумму фактов и мнений, а способствовать формированию у него целостной и логически последовательной системы фило-софских взглядов. Для этого от. читателя требуется не столько запоминание того, кто из фило-софов что сказал, сколько понимание сущности философских, проблем и идей. Мы стремились сделать изложение их как можно более ясным и понятным (тут подошло бы выражение великого немецкого философа Иоганна Фихте, который снабдил одно из своих произведений подзаголов-ком: «Попытка принудить читателя к пониманию»). Здравый смысл и логика — вот что прежде всего необходимо, чтобы освоить содержание данной книги.

3. В основе философской позиции, с которой авторы освещают затронутые в книге проблемы, лежат принципы рационализма и материализма (смысл их объясняется в главах 4 и 5). Надеемся, что наш читатель примет эти принципы (если нет, то ему следует продумать свои возражения). Но принять — значит не просто выучить, а уметь применять их к решению различных вопросов. Замысел книги состоит в том, чтобы читатель научился этому. Дабы он не философствовал на манер студента из американского анекдота, который, сидя в пивной с приятелем и уставившись в свою кружку, задумчиво сказал: «Жизнь — словно кружка пива». Приятель спросил: «А почему жизнь похожа на кружку пива?». На что студент отвечал: «А черт его знает — я же не философ!».

4. Содержание книги охватывает основные разделы современного философского знания. Пользоваться ею можно для разных целей. Тем, кто хочет получить лишь общее представление о философии, достаточно прочесть небольшую по объему первую часть книги. Вторая ее часть знакомит читателя с разными подходами к построению философского знания. А для изучения отдельных областей философии (философских наук) следует обратиться к самой большой, третьей части. Она написана с таким расчетом, чтобы каждая ее глава была понятна читателю независимо от того, изучил ли он предыдущие. Поэтому не обязательно читать все подряд — можно сразу обращаться к интересующему вопросу. В тех случаях, когда необходимо знание материала, изло-женного в другом месте, дается ссылка на соответствующий параграф. Пользоваться книгой для справок помогут именной и терминологиче­ский указатели.

Книга написана на основе лекционных курсов философии, читавшихся авторами в вузах. Чтобы читателю было легче ориентироваться в тексте, в его графическом оформлении сохранены некоторые элементы студенческих конспектов лекций.
^ Несколько полезных советов

- Книгу можно читать, а можно — изучать. Не смотрите на нее как на «легкое чтиво» — обдумывайте текст. Возьмите на вооружение принцип Декарта подвергать все сомнению. (Под рубрикой «К размышлению» приводится материал, над которым следует задуматься; но это, разу-меется, не значит, что остальное не требует размышлений).

- Не торопитесь с критикой того, что кажется вам непонятным или неверным, а сначала поста-райтесь понять это и продумать аргументы «за» и «против»; не считайте все, что вам непонятно и не нравится, бессмысленным и глупым.

- Имейте в виду, что глубокое знание философии невозможно без са­мостоятельного изучения трудов великих философов.

Благодарим Е. Бранскую, М. Мельник, К. Шиянскую, чьи конспекты наших лекций были использованы при подготовке этой книги.
^ ПРЕДИСЛОВИЕ АЛЯ ЗНАТОКОВ

Обучением философии занимались уже древние мудрецы, но, несмотря на почти трехтысячелетшою историю этого дела, методика преподавания философии — все еще terra incognita. До единства мнений в этой области столь же далеко, как и в самой философии.

Каким путем лучше вводить ученика в мир философского знания? Существует немалый соблазн того, чтобы строить учебный курс философии как историко-философский очерк. Такой курс позволяет познакомить ученика с творчеством великих мыслителей, показать логику их рассуждений, рассмотреть философское знание в социокультурном аспекте, раскрыть широкую панораму процесса его развития. Не без сожаления мы отказались от этого соблазна. И сделали это потому, что, как отмечал Н. Лосский, «История философии, даже и построенная с пропедевтическими целями, все же загромождена слишком большим количеством исторических подробностей и случайностей»1. . В историко-философском изложении задача систематического освещения философской проблематики вольно или невольно отступает на второй план. Архи-тектоника курса определяется именами философов, содержанием их учений, историческими судьбами их трудов. Композиционными центрами становятся не проблемы, темы, идеи, а школы, течения, направления. Философия предстает не как совокупность взаимосвязанных между собой проблем, а как множество сосуществующих и/или сменяющих друг друга теорий, и анализу больше подвергается внутренняя логика последних, их достоинства и недостатки, чем логика разработки «сквозной» тематики, образующей непреходящее содержание философского знания.

Данная книга представляет собою не обзор разнообразных философских учений и течений, а систематический очерк философской проблематики. Предметом анализа в ней являются не столько концепции тех или иных философов как целостные историко-философские образования, сколько проблемы, темы, идеи философии. «Такое «Введение в философию» — так принято называть подобные курсы... — ссылается, когда это возможно, на исторические системы, пользуясь ими преимущественно лишь как пояснительными примерами»2. Разумеется, Лосский прав, утверждая, что лучше всего использовать «оба пути подготовления новичка к изучению философии — Историю философии и Введение в философию». Но ныне в учебной литературе по философии явно преобладает уклон к первому пути, и за последние годы появилось много пособий историко-философского характера. Чтобы выполнить пожелание Лосского, нужны пособия второго типа, и желательно «хорошие и разные», из которых преподаватели и студенты могли бы выбирать наиболее подходящие для себя. Это и побудило нас к написанию настоящего учебника.

Есть и еще одно обстоятельство, которое представляется нам важным. Нередко в учебниках авторы либо скрывают свою философскую позицию, либо вообще не имеют таковой, видя в этом чуть ли не особое достоинство своих работ. Существует мнение, что в вводном курсе философии следует излагать различные философские взгляды, но сам автор должен при этом соблюдать нейтралитет и не заниматься «агитацией» в пользу каких-то взглядов, дабы «не навязывать» учащимся авторских философских убеждений и предоставить им свободу самим определять свои философские предпочтения. Привлекательность такого мнения вполне понятна, особенно после 70-летней монопольной пропаганды одного «единственно верного» учения. Несомненно, надо уважать право читателя на выбор своего философского кредо. Но и автор тоже имеет это право! Более того, думаем, что он должен этим правом обязательно воспользоваться. Ибо очень важно, чтобы у ученика не создалось впечатления, что любые взгляды равноценны и в одинаковой мере приемлемы (или неприемлемы). В самом деле, если автор лишь излагает и комментирует учения различных философов, но свою собственную позицию держит в секрете, то возникает законный вопрос: почему? Потому, что ему безразлично, к каким выводам придет читатель? Но тогда не понятно, почему читатель не должен быть столь же равнодушным к определению своей позиции. Вместо того чтобы побудить его к самостоятельным размышлениям, автор, наоборот, гасит в нем это желание3. Или же потому, что автор сам не может решить, какую из излагаемых точек зрения принять? Но тогда читатель вправе возмутиться: автор — профессионал! — не может сделать ____________________________________________________________________________________

1 Лосский Н. О. Введение в философию. Пг., 1918. С. 26.

2 Лосский Н. О. Введение в философию. Пг., 1918. С. 27.

3 Разумеется, ставить перед учащимися задачи для самостоятельного размышления весьма полезно. Но надо же при этом давать и какие-то основания, на которых должно строиться решение, а не бросать ученика в воду, не обучая плавать.

выбора, так зачем же это делать читателю? Если автор живет, не имея решения проблемы, то и читатель тем более может спокойно жить, не задумываясь над ней. Видимо, она не очень важна...1.

Стремление ограничиться комментаторством и боязнь «навязать» читателю выбор философской позиции подрывают в корне саму идею философского поиска истины, смысл философских дискуссий, ценность философского мышления вообще. Неминуемым результатом этого является потеря интереса к философии, нежелание «копаться» в философских абстракциях и, как следствие, — склонность к бездумному и некритическому принятию первых попавшихся мировоззренческих ориентации, к поверхностному эклектизму или к нигилизму.

В этой книге последовательно проводятся принципы материализма и рационализма. Фило-софская позиция авторов отчетливо формулируется и обосновывается. Конечно, обсуждаются различные взгляды по тем или иным вопросам, но это обсуждение ведется не с точки зрения судьи, который, сохраняя нейтральность, решает, в чем права или не права каждая из спорящих сторон, а с точки зрения непосредственного участника спора. Судьей же пусть выступает чита­тель. Но авторы не скрывают своей позиции и желания склонить читателя на свою сторону.

Таким образом, книга представляет собою очерк современной философской проблематики в том виде, в каком она предстает перед глазами материалиста и рационалиста (формулировку основных положений современного материализма и рационализма см. 5.2.3, 5.3.3).

В учебной — да и не только учебной — литературе последнего времени материализм часто отвергается как «устаревшая» философия. Вместе с тем выходят и пособия, излагающие материа-листическую философию в тех же стандартах «диамата и истмата», какие были канонизированы в советское время. В данной книге показывается, что материалистическая традиция в философии продолжает жить и развиваться. Современный материализм впитывает в себя многие идеи, выдвинутые не только марксизмом, но многими другими философа скими течениями нашего времени, а также — что всегда было свойственно материализму — обогащается за счет осмысления новейших достижений науки2. И вместе тем его развитие приводит к пересмотру целого ряда положений марксизма. Проводимая в книге философская позиция материализма и рационализма достаточно четко определена, и пусть читатель-знаток сам решит, насколько она близка к диалектическому материализму или же далека от него. Но ясно одно: современная материалистическая философия обладает большим эвристическим потенциалом и способна выполнять важные методологические и социальные функции. А между тем при нынешней массо­вой пропаганде различных форм оккультизма и религии (имеются уже и проекты введения курса богословия в вузы!) атеизм и материализм как его философская основа явно нуждаются в защите. Во вся­ком случае, исходя хотя бы из того, что «мамы всякие нужны, мамы разные важны», они должны быть представлены в учебной литературе не меньше, чем религиозно-идеалистические воззрения. Пока же наблюдается обратная тенденция, и это может привести к безраздельному господству последних в культуре — господству, столь же одностороннему и обедняющему ее, как это было в условиях исключающей всякое инакомыслие монополии марксистского мировоззрения («Скоро без креста и не выйдешь» - так была озаглавлена одна из статей в «Литературной газете»).

Не менее актуальна и задача защиты рационализма. Нельзя не заметить, как в общест-венном сознании и особенно в умонастроениях молодежи сгущается удушливая атмосфера антиинтеллектуализма, которая гасит драгоценные искры страстного и бескорыстного служения истине. Социально-психологические исследования показывают, что среди учащейся молодежи широко распространено убеждение (отчасти навеянное вульгарно понятым «духом демократии»), что чуть ли не по любому вопросу — в том числе и сугубо научному - могут существовать разные мнения, и любое из них, пусть даже совершенно произвольное и беспочвенное, ничуть не хуже других. Достаточно сказать: «Я так считаю», чтобы без всякой дальнейшей аргументации требо-вать уважения к своей точке зрения как равноценной по отношению ко всем другим. Таким образом, все суждения — и обоснованные и необоснованные, и признанные наукой, и отвергнутые ею — как бы уравниваются в весе3.

_______________________________________________________________________________________________________________________________

1 Конечно, это не значит, что автор должен иметь в кармане готовый ответ на любой философский вопрос. Но если у него нет определенного мнения по какому-то вопросу, то в этом лучше всего честно признаться; и желательно к тому же хотя бы в самых общих очертаниях наметить подход к истолкованию и решению вопроса

2 В книге используются, в частности, новейшие научные подходы и идеи, рожденные в синергетике, астрономии, генетике, психологии и других пауках.

3 Показателей следующий случай. На экзамене по логике студент возразил преподавателю, указавшему на сделанную им элементарную ошибку в силлогизме: «Почему я должен соблюдать ваши законы логики? У вас есть своя логика, а у меня своя!»

Когда рациональное философское мышление вытесняется из культурного пространства, вместе с ним уходит престиж философии и науки. Их место в культуре занимает мифотворчество. Характерный симптом: в книжных магазинах прилавки с научной литературой (за исключением разве компьютерной) становятся короче, а отделы философской литературы теснит поток мис-тики: магия, колдовство, ворожба, теософия, экстрасенсорика и т. д. и т. п. Противостоять этому мутному потоку могут только здравый смысл и логика — эти постоянные спутники материа-листических и рационалистических традиций философского мышления.

Несколько слов о структуре книги. Три ее части — это три ступени вхождения в фило-софскую проблематику. Первая часть — взгляд на философию «с птичьего полета»: речь идет о философии в целом, без вникания в детали. Во второй части философия предстает как истори-чески сложившееся многообразие направлений и течений. Третья часть освещает содержание современного философского знания. Избранный в этой части порядок изложения отличается от существовавшего до сих пор в учебной литературе канона, согласно которому сначала должны освещаться общие проблемы бытия и познания, а затем уже — вопросы, касающиеся общества и человека.

Принято было думать, что такой порядок необходим, так как он позволяет последовательно переходить от общего к частному, определять и объяснять частные понятия на основе предвари-тельного определения и объяснения общих. Но философия — не математика: философские поня-тия настолько переплетаются, что при любой последовательности разделов приходится пользо-ваться понятиями, которые будут объяснены позже. Поэтому порядок изложения философской проблематики может варьироваться, и какой-то единственно верной, самой лучшей схемы построения курса философии не существует.

Указанный канонический порядок плох тем, что при нем изложение материала идет от наиболее абстрактных и трудно усваиваемых студентами философских рассуждений к более конкретным и более ясным для них вещам. Такой путь, в сущности, обратен нормальному движению человеческого познания в фило- и онтогенезе: человек обычно переходит от конкретного, частного, более знакомого к абстрактному, общему, менее знакомому. Учитывая это, в книге сначала рассматривается философская антропология, затем социальная философия, а после этого — гносеология. Онтологии — самой абстрактной части философии — посвящена последняя глава.

Начать с философской антропологии целесообразно потому, что проблема человека, во-первых, занимает центральное место в современном философском мышлении; во-вторых, гораздо более доступна и понятна учащимся, чем осмысление философских категорий предельного уровня общности; в-третьих, не отпугивает их тем, что непривычному к горным высотам абстрактного мышления уму нередко кажется бесплодным мудрствованием, а, наоборот, привлекает обсуждени-ем вопросов, непосредственно соприкасающихся с их духовным опытом. (Всякому преподавателю приходилось, наверное, в начале курса отвечать на студенческие вопросы типа «Зачем нам философия?» Как показывает опыт, когда курс лекций по философии строится так, что проблема человека ставится сразу после вводных тем, подобные вопросы не возникают.)

От человека естественно перейти к обществу. После изучения социально-философской проблематики становится возможным при изложении проблем познания, и в особенности научного познания, учитывать их социальные аспекты (которые обычно приходится оставлять в тени, когда гносеология рассматривается до социальной философии). Легче усваивается и содержание онтологии, когда учащийся предыдущими главами уже как-то «натренирован» в философском мышлении. Любая схема построения учебного курса, в том числе и принятая в данной книге, имеет свои достоинства и недостатки. С этим ничего не поделаешь. Но каждая глава представляет собою относительно самостоятельный блок проблем, и при пользовании этой книгой в учебных целях порядок изучения глав можно изменять.

В методическом плане мы старались сделать изложение материала по возможности более доступным. С этой целью используются различные графические средства — рисунки, схемы, смена шрифтов. Даваемые в тексте определения философских понятий намеренно упрощены: опыт свидетельствует, что длинные определения студент все равно не запоминает. Но краткие, пусть даже неполные, определения все же полезны (вопреки нынешней моде избегать всяких дефиниций вообще). Для изучения книги достаточно иметь образование на уровне старших классов средней школы (индекс Флеша-Кинсайда, показывающий, какой уровень образования необходим для понимания текста, почти нигде не превышает 10-12 лет).

Конечно, написать такое учебное пособие, которое удовлетворило бы всех, невозможно. Мы отнюдь не считаем все свои взгляды единственно возможными и абсолютно правильными. Но то же самое, видимо, должны сознавать и представители иных взглядов.

Будем благодарны за конструктивную критику и предложения, направленные на устранение имеющихся в книге недостатков.

Похожие:

Философия iconАнтичная трагедия и политическая философия Платона. Вопросы: в чем...
Возникновение философии. Философия и миф. Философия и религия. Философия как первая интегральная форма знания. Основные вехи истории...
Философия iconАнглийская эмпирическая школа философии
В свое время выдающийся русский философ Соловьев: Западная философия с 17 века – сциентиская философия, философия, уделяющая науки...
Философия iconВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж....
Философия iconФилософия медведя
Философия медведя, как и философия русского человека это неторопливость, добродушие и спокойствие
Философия iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...
Философия iconЛекция что такое философия?
А. Первое определение формулируется, например, следующим образом: «Философия – это система взглядов на мир в целом и на отношение...
Философия iconЧто такое социальная философия?
Социальная философия – это философия общества как объекта и философия общества как субъекта
Философия icon1. Теоретические вопросы
Ильин И. А. Философия и жизнь. Ильенков Э. В. Философия и молодость. Дидро Д. Философ. Гельвеций К. А. О различных наименованиях...
Философия iconПедагогическая философия
В моем представлении урок для учителя – это своеобразная частичка жизни, а жизнь, мне кажется, бессмысленной без идеи. Получается...
Философия iconПланы семинарских занятий по философии для дневного отделения Семинар 10
Ф56-1 Философия: Учебник / под общ ред. Л. Н. Москвичева. – М.: Изд-во рагс, 2006 Раздел II «Философия в потоке времени». Глава «Философия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница