Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока




Скачать 140,59 Kb.
НазваниеУрок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока
Дата публикации06.09.2013
Размер140,59 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Урок № 1.

Тема. Мифологические представления народов в древности.

Триединая дидактическая цель урока:

1) обучающая:

- создать условия для полного ознакомления с основными этапами развития наук об обществе,

- создать условия для более глубокого усвоения идей, представлений древнеиндийской и древнекитайской философии, философов, которые оказали влияние на формирование общечеловеческих ценностей, а также предопределил специфику цивилизации восточного типа;

2) развивающая:

- уметь сравнивать различные философские точки зрения,

- способствовать развитию работы с разными источниками информации;

3) воспитательная:

- воспитывать характерные качества, способствующие развитию гражданско-правовой культуры,

- развивать умения применять знания в практической жизни.

^ Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Древние мыслители о мире и человеке», учебник «Человек и общество. 11 класс» Н. Боголюбов, карточки с индивидуальным домашним заданием, технологическая карта урока.

^ Основные понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство.

Термины: веда, реинкарнация, йога, дао, логос.

План урока.

  1. Организация класса.

  2. Беседа по теме (работа с презентацией).

а) мифы и мифологическое сознание,

б) религиозно-философские воззрения в Древней Индии и Древнем Китае.

в) работа с учебником.

г) продолжение беседы о религиозно – философских воззрениях в Древней Индии и Древнем Китае.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.


Конспект урока.

    1. Организация класса.

    2. Беседа по теме.

а) Мифы и мифологическое сознание.

Человек издавна задумывался о себе самом, своем месте в окружающем мире, об отношениях с окружающими людьми, о происхождении и характере высшей власти, направляющей развитие коллектива, сообщества, государства. Картина мира и место человека в нем отразились в ранних мифах, которые существовали практически у всех народов. Новым этапом осмысления сущего и обоснования должного стали философские идеи и учения, выдвинутые в Древних Индии, Китае, Греции. Философия в ту раннюю эпоху развития человечества вбирала в себя знания о мире и человеке.

Обратившись к представлениям людей далекого прошлого о мире и самих себе, мы сможем глубже понять истоки и направленность эволюции этих взглядов, особенности мировосприятия современного человека.

Обратите внимание на первый слайд презентации. Основными вопросами мифологических представлений были: как возникло общество, как оно развивается, каковы его перспективы. Ответить на эти вопросы не так просто, как кажется на первый взгляд, даже сейчас, когда наше современное общество имеет возможность ответить на любые поставленные вопросы, имея в запасе все необходимые средства. А во времена, когда общество только начинало развиваться, эти вопросы задавались и требовали ответов. Поэтому многие дошедшие до нас сведения древности основываются на мифологических представлениях. Что же такое миф?

Слово «миф» происходит от греч. mythos — сказание, предание. Учитывая это значение, некоторые отождествляют миф с легендой, волшебной сказкой (видимо, и многие из вас также относятся к древнегреческим мифам, с которыми вы познакомились на уроках истории). Для древнего человека то, о чем повествует миф, не было вымыслом, хотя речь в нем могла идти о фантастических событиях, в которых современный человек не увидит никакой логики. Подробнее об отличии мифа от сказки и предания вы сможете узнать, прочитав отрывок из источника, помещенный в конце параграфа.

Из курса истории вы знаете, что люди древности всегда рассматривали человека как часть сообщества, а сообщество считали частью природы. В их сознании человек и природа не противостояли друг другу. Мир природы наделялся человеческими характеристиками. Эта особенность сознания древних людей отчетливо отразилась в мифах. Но в них проявились и другие черты мировосприятия, которые исследователи в дальнейшем назвали мифологическим сознанием.

Попробуем понять особенности мифологического сознания, сопоставляя его с тем, как воспринимает мир современный человек. К примеру, мы наблюдаем за рассветами и закатами и знаем, что они связаны с вращением Земли; мы видим малыша, который, перебегая от одного взрослого к другому, с упоением сообщает каждому свое имя, и понимаем, что у ребенка начинает формироваться самосознание. Иными словами, между нашим непосредственным восприятием явления и мыслью, которая делает его понятным, стоят некие обобщения, выводы, универсальные законы и т. п. Древние люди не подводили явления под некие теоретические обобщения, их восприятие не знало расщепления на внешнее и сущее, на реальность и видимость. Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным. Сны также рассматривались как реальность, как и впечатления, полученные наяву, и даже, напротив, часто казались более значительными. Поэтому не случайно древние греки и вавилоняне нередко проводили ночь в священном месте, надеясь на откровение во сне.

Постигая мир, сталкиваясь с разнообразными явлениями, мы ставим вопросы: почему и как это происходит? Для древнего человека поиски причины сводились к ответу на вопрос: кто? Он всегда искал целенаправленную волю, совершающую действие. Прошел благодатный дождь — боги приняли дар людей, человек умер молодым — кто-то пожелал ему смерти.

Отличным от нашего было у древних людей и восприятие времени. Сама идея времени не абстрагировалась, время воспринималось через периодичность и ритм человеческой жизни: рождение, взросление, зрелость, старость и смерть человека, а также изменения в природе: смена дня и ночи, времен года, перемещение небесных тел.

Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических. Человек был призван помогать добрым силам, от которых, как верили, зависит его благополучие. Так рождалась ритуальная сторона жизни древнего человека.

Важнейшие события приурочивались к календарным праздникам. Так, в Вавилонии коронация всегда откладывалась до начала нового природного цикла, только в первый день нового года праздновалось открытие нового храма.

Творческая работа

Чтение двух мифов о всемирном потопе (по окончании чтения учащиеся должны ответить на поставленные перед ними учителем вопросы:

  1. Какие природные явления отражает миф?

  2. Какие общие идеи в описании можно выделить? (Потоп – это наказание за грехи человеческие; спасаются избранные; они должны перенести определенные трдности; место спасения – гора как символ высоты и т.д.)

  3. Какую картину взаимоотношений природы и человека создают мифы? (Человек зависит от природных явлений и без помощи Высшего Разума ему не обойтись).

^ Миф о потопе.

Древнее Двуречье, по тексту на глиняной табличке.

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей стал бессмертным.

^ Библейский миф о всемирном потопе.

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райской – приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль – ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась на водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

Архаические мифы ушли в прошлое вместе с породившей их эпохой, философия, религия, а затем и наука создали новые картины мира. Однако элементы мифологического мышления сохраняются в массовом сознании по сей день.

По окончании данной творческой работы, необходимо записать тезисы о мифах в тетрадь.

1. Мифы – это определенная картина мира и одновременно способ его постижения.

2. Мифы были сделаны своеобразным регулятором общественных отношений.

3. Мифологическое сознание содержит неразрывность связи человека и природы, перенесение человеческих качеств на природу, а черт животных – на человека.

б) Религиозно-философские воззрения в Древней Индии и Древнем Китае.

Первым источником религиозно-философской мудрости в Древней Индии стала так называемая ведическая литература («веда» — знание) (слайд 4, 5) — обширный набор текстов, составлявшихся на протяжении нескольких столетий (1200—600 гг. до н. э.), в которых сильны проявления мифологического сознания. Мир видится как извечное противостояние Космоса и Хаоса, боги часто выступают олицетворением природных сил.

Более понятной и вместе с тем более философской является другая группа текстов, появившаяся позднее, — Упанишады (само это слово обозначает процесс обучения мудрецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея реинкарнации — переселения душ живых существ после их смерти. Кем или чем станет человек в новой жизни, зависит от его кармы. «Карма», означающая «деяние, поступок», стала ключевым понятием в индийской философии. Согласно закону кармы, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными нормами, родится в будущей жизни как представитель одной из высших каст общества. Тот же, чьи действия не были правильными, может в новой жизни стать представителем касты неприкасаемых или даже животным, а то и придорожным камнем, принимающим на себя удары тысяч ног как расплату за грехи прошлой жизни. Иными словами, каждый получает то, что заслуживает.

Можно ли изменить неблагоприятную карму или освободиться от нее? Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить кармический долг прежних существований. Самый надежный путь к этому — жизнь аскета-отшельника. «Пересекая поток существования, откажись от прошлого, откажись от будущего, откажись от того, что между ними. Если ум освобожден, то, что бы ни случилось, ты не придешь снова к разрушению и старости».

Еще одним способом освобождения души является йога (соединение, связь). Для овладения комплексом практических упражнений в системе йоги требуется выдержка, упорство, дисциплина, жесткий самоконтроль. Цель основных этапов тренировки — самообладание, овладение дыханием, изоляция чувств от внешних воздействий, концентрация мысли, медитация (созерцание). Таким образом, смысл всех усилий йога не в том, чтобы продемонстрировать свои чудесные возможности и поразить воображение людей, а в том, чтобы достичь состояния, помогающего освобождению души (слайд 6).

Примерно в V в. до н. э. в Индии возникла новая философия, которую нередко называют «атеистической» религией (религией без Бога), — буддизм. Буддой — просветленным — назвали основателя нового учения, после того как он обрел знания по фундаментальным вопросам человеческой жизни.

Это учение также было направлено на поиски путей духовного освобождения человека. Само состояние такого освобождения Будда назвал нирваной. Человек, стремящийся достичь нирваны, должен научиться освобождать себя от всего, что связывает его с этим миром. Будда провозгласил четыре «благородные истины»: мир полон страданий; причина человеческих страданий — в физических желаниях, мирских страстях; если устранить желание, тогда умрет страсть и человеческим страданиям придет конец; чтобы достичь состояния, в котором нет желаний, надо следовать определенному — «восьмеричному» — пути.

Важно соблюдать и предписания нравственности: не вредить живым существам, не брать чужого, воздерживаться от запрещенных половых контактов, не вести праздных и лживых речей, не пользоваться опьяняющими напитками.

Таким образом, центральным мотивом древнеиндийской философии было преодоление человеком дисгармонии и несовершенств действительности путем ухода от нее в свой внутренний мир, в котором нет страстей и желаний.
По представлениям древних китайцев, человек, объединяющий темное и светлое, женское и мужское, пассивное и активное, занимает некое срединное положение в мире и призван как бы преодолеть его расколотость на два начала: инь (темное начало, пассивное ожидание) и ян (нечто активное, освещающее путь познания). Такое положение определяет и срединный путь человека, его роль посредника: «Передаю, но не творю». Через человека, сына Неба, небесная благодать нисходит на землю и распространяется повсюду. Человек не царь Вселенной, не повелитель природы. Лучшее поведение для человека — это следование естественному ходу вещей, деятельность без нарушения меры (принцип «у вэй»). Когда нечто достигает крайности, оно переходит в свою противоположность: «Обернется несчастьем то, что было счастьем, а счастье покоится на несчастье».

Эти положения развивали сторонники даосизма («учения о пути») — одного из направлений древнекитайской философии, крупнейшим представителем которой был мыслитель Лао-Цзы (слайд 7). Центральным понятием для Лао-Цзы было «дао», которое чаще всего переводится как «путь».

Дао - это источник всего сущего. Он - причина возникновения всего, даже китайских богов. Однако Дао никогда не считался богом. Дао - это реальность. Он существовал до того, как возникла вселенная. Он сотворил все существующее и продолжает поддерживать его существование через высвобождение своей энергии. Подъемы и спады, приливы и отливы, создание и распад - эти противоположности энергии Дао дали начало существованию, которое будет продолжаться. И все-таки Дао никогда не принуждает человека действовать определенным образом. Дао только направляет.

Даосизм был назван так потому, что Лао-Цзы и его последователи настойчиво утверждали, что Дао - это образ жизни. Их девизом было "назад к природе", "природу" следовало понимать в смысле естественного и надлежащего порядка вещей. Ранние даосисты настолько безоговорочно верили в это, что они призывали покончить с обрядами и обычаями и даже с самой цивилизацией, ибо все это является следствием вмешательства в природу.

В отличие от созерцательности даосизма конфуцианство было тесно связано с земными проблемами. Создатель этого очень влиятельного и оказавшего большое значение на жизнь китайского общества учения Конфуций (551—479 гг. до н. э.) жил приблизительно в то же время, что Будда и Пифагор (греческий философ и математик). Уже в молодости Конфуций стал преподавателем, имел более трех тысяч учеников, в форме бесед с которыми и дошли до нас его мысли.

В центр своей философии мыслитель поставил понятие человека. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. В повседневной жизни надо руководствоваться определенными правилами. Главное из них — не делай другим того, чего не желаешь себе. Овладеть таким поведением помогает следование строгому порядку (ли), нормам этикета. «Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив к другим и не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями», — говорил Конфуций.

Отождествляя общество с государством, философ уделил большое внимание вопросам «правильного» государственного устройства. Таким, по его мнению, может считаться государство, где высшее положение, кроме обожествляемого императора, занимает слой людей (жу), соединяющих в себе свойства философов, литераторов, ученых и чиновников. Само государство — это одна большая семья, где государь — «сын Неба» и «отец и мать народа». Регулирующую роль в этой «семье» выполняют прежде всего моральные нормы. А обязанности каждого члена этого сообщества определяются его социальным положением. Отношения правителя и подданных философ выразил следующими словами: «Суть господина подобна ветру, а суть простых людей подобна траве. И когда ветер веет над травой, она не может выбирать, а наклоняется».

Постепенно конфуцианство утвердилось в Китае как государственная идеология. И сегодня оно играет важную роль в китайской культуре и обществе.

Подводя итог рассмотрению философских учений Древних Индии и Китая, подчеркнем, что в целом в древневосточной философии еще не было представлений о человеке как личности. Высшей ценностью считался не человек, а некий безличный абсолют (дух Вселенной, Небо и т. п.). Большинство религиозно-философских течений склоняло человека к созерцательности, принятию несовершенств общества как неизбежной данности, поискам гармонии в своем внутреннем состоянии. Исключение составило конфуцианство, направленное на гармонизацию отношений между людьми.
в) Работа с учебником (чтение текста «Древнеиндийские веды» и «Мир людей».

3. Подведение итогов урока.

Ранние учения представителей как восточной, так и западной философской мысли не было умозрительными, оторванными от жизни плодами досужих размышлений. Они во многом определяли миросозерцание людей, их ценностные ориентиры цивилизаций. С одной стороны, эти идеи имели под собой реальную историческую почву и неизбежно несли на себе печать современной им жизни; с другой – они содержали глубокие прозрения и гениальные догадки, прокладывали дорогу новым искажениям и открытиям человеческого духа.

Какие основные темы и сюжеты повторяются в мифах древних народов?

Каким представляется человек в мифологических сюжетах?

Каково было назначение древнего мифа?

В чем отличие мифа от сказки?

Что же, по мысли древних китайцев, становится причиной бед и несчастий, обрушившихся на человеческий род, причиной несовершенства отдельного человека?

С чем можно сравнить размышление Конфуция: «Кто-то спросил: «возможно ли на зло отвечать добром?» «а чем же тогда отвечать на добро? – в свою очередь спросил Учитель. – На зло следует отвечать справедливостью, а на добро – добром». (учащиеся сопоставляют это положение с христианской заповедью «Возлюби ближнего своего» и призывом на зло отвечать добром).

4. Домашнее задание.

Глава 4, § 22 (стр. 166 – 170), отвечать на вопросы 1- 7 (стр. 171 – 172), карточки с индивидуальным домашним заданием.

Карточка № 1.

  1. Каковы особенности мифологического сознания людей древности?

  2. Что означала реинкарнация, содержащаяся в древнеиндийской философии? Какими путями, по мысли древних философов, можно было преодолеть неблагоприятную карму?

  3. Какие «благородные истины» провозгласил Будда?

  4. Почему буддизм назвали «атеистической» религией?

Карточка № 2.

  1. В чем выражалась созерцательность даосизма?

  2. Какие нормы социальной жизни утверждало конфуцианство?

  3. Охарактеризуйте основные черты «идеального государства» Платона. Сравните их с особенностями «правильного государства» Конфуция.

Карточка № 3.

  1. Какую роль в развитии общества Платон отводил образованию?

  2. каким слоям общества Аристотель отводил роль социальной силы, обеспечивающей устойчивость и стабильность, и почему?

  3. Сравните взгляды Платона и Аристотеля на общество и государство. Выделите общее, укажите различие.

Карточка № 4.

  1. Какие из приведенных ниже характеристик можно отнести к проявлениям мифологического сознания:

Рассмотрение всех случаев как отдельных событий, логический анализ реальных фактов, наделение всего сущего человеческими качествами, облачение абстрактной мысли в «одежды» аллегории и притчи, понимание мира как драматического противоборства сил добра и зла, расщепление реальности на видимую и сущностную.

Поясните свой выбор.

Карточка № 5.

Немецкий философ Ницше считал, что идеал буддизма заключается в отделении человека от добра и зла, и в этом философ усматривал положительное значение этого учения. Опираясь на характеристики буддизма, выскажите свое отношение к этому суждению Ницше. Разделяете ли вы такой взгляд на сущность буддизма? Свою позицию аргументируйте (рассуждайте, используя текст учебника и дополнительной литературы).

Карточка № 6.

1. «Пришло несчастье – человек сам его породил, пришло счастье – человек сам его вырастил. У несчастья и счастья одни двери», - учил Конфуций. Согласны ли вы с этим утверждением? А как, на ваш взгляд, влияют на жизнь человека внешние обстоятельства.

Карточка № 7.

Прочитайте отрывок из книги «Мифы народов мира», изданной в 80-е годы минувшего века.

При размежевании мифа и сказки современные фольклористы отмечают, что миф является предшественником сказки, что в сказке по сравнению с мифом происходит... ослабление строгой веры в истинность излагаемых фантастических событий, развитие сознательной выдумки (тогда как мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер) и др. Разграничение мифа и исторического предания, легенды, вызывает тем больше разногласий, что оно в значительной мере условно.

Историческим преданием чаще всего называют те произведения народного творчества, в основе которых лежат какие-то исторические события. Таковы предания об основании городов (Фив, Рима, Киева и др.), о войнах, о видных исторических деятелях и др. Этот признак, однако, далеко не всегда достаточен для различения мифа и исторического предания. Наглядный пример — многие древнегреческие мифы. Как известно, в их состав вошли различные повествования (часто принявшие поэтическую или драматическую форму) об основании городов, о Троянской войне, о походе аргонавтов и других больших событиях. Многие из этих рассказов опираются на действительные исторические факты, подтверждены археологическими и другими данными (например, раскопками Трои, Микен и др.). Но провести грань между этими рассказами (т.е. историческими преданиями) и собственно мифами очень трудно, тем более что в повествование об исторических, казалось бы, рассказах вплетены мифологические образы богов и других фантастических существ.

Ответьте на вопросы:

1)Чем сказка отличается от мифа?

2)Можно ли историческое предание отнести к разновидности мифа? Обоснуйте свой вывод.

Похожие:

Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconТриединая цель урока.
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconТриединая цель урока
Триединая цель урока это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconТипы, формы и структурные элементы современного урока
Дидактическая теория – основа профессионально грамотной работы учителя. Основные дидактические категории: урок, современный урок,...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconУрок русского языка в 7 классе. Тема урока: Обучение написанию сочинения...
Дидактическая цель урока – создать условия для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях,...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconПлан-конспект урока класс: Тема урока
Дидактическая цель: Создать условия для развития коммуникативных способностей и навыков по теме через фронтальную, индивидуальную...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconКонспект урока. Тема: Конус
Дидактическая цель: Ознакомлением с определением конуса и необходимыми терминами
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconСправится ли Россия с этой ролью?
Эти вопросы, как и представления о Космосе, как едином Целом, объединяющем все многообразие его проявлений в единый организм, восходят...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconУрок математики в 6 классе. Тема: “Умножение обыкновенных дробей” Цель урока
Цель урока: При решении задач привлечь внимание обучающихся к проблеме энергосбережения в быту
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconУрока: Ферменты Цель урока
Цель урока: сформировать представления о ферментах, их строении, механизме действия, свойствах, применении в промышленности (и особенно...
Урок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая дидактическая цель урока iconСамоанализ урока учитель
Была поставлена дидактическая цель урока: сформировать способность учащихся к новому способу действия
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница