Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно




Скачать 291,56 Kb.
НазваниеРассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно
страница1/3
Дата публикации04.09.2013
Размер291,56 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Философия > Рассказ
  1   2   3

  • КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ о правке,
    внесенной в рассказ Екатерины Грачевой «Здесь был Федор»
    редакцией «Уральского следопыта»



Рассказ «Здесь был Фёдор» выстроен автором с учетом художественных, психологических, философских и других факторов. Задачи рассказа последовательно разворачиваются и реализуются через цепь тщательно выстроенных эпизодов, c использованием всех видов информации (концептуальной, фактуальной, подтекстовой).
В результате несанкционированной правки рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно происходят следующие вещи:

1) В большинстве эпизодов оставлены фрагменты, характеризующие внешнюю форму явлений, и изъяты осмысление и суть. В результате от живых явлений остается их бессмысленная мертвая оболочка, тогда как рассказ был нацелен именно показать значение внутренней жизни явлений.

2) У большинства положительных образов изъяты именно высшие черты. В результате этого образы, которые при этом продолжают подаваться в качестве положительных, оказываются мелки и пошлы.

3) При изображении образов зла целенаправленно прячутся, тушуются, прикрываются разоблачающие зло черты. В результате оно становится скрытым, неявным, почти даже беленьким, становится на один уровень с тем мелким пошленьким добром, которое нарисовано в искаженных квазиположительных образах. Складываются все условия для того, чтобы в сознании читателя зло было принято, прощено, оправдано.

4) При изображении диалектических явлений и понятий, требующих объемного рассмотрения, удаляется объем, так что эти понятия и явления изображаются ложно.

5) Внесенные купюры так компонуют текст, что фразы и поступки начинают относиться к «чужим» фрагментам, в результате чего многие положительные действия приобретают пошлый, гадкий, принижающий подтекст.

6) С художественной точки зрения совершена посильная порча. Правка стиля сводится к уменьшению выразительности, приведения речи к шаблону и трафарету. Правка сюжета приводит к потере логических связей. Художественные образы-символы обрезаются, дробятся или изъяты вовсе. Все это уничтожает ценность рассказа как произведения искусства.

7) В рассказ внесены даже орфографические и пунктуационные ошибки «корректора».
При необходимости автор готов представить подробный анализ каждой правки вплоть до знаков препинания.

В представленном анализе показываются ключевые искажения с краткими примерами.

Екатерина Грачева, 16 февраля 2005



Для удобства восприятия использованы знаки:


  • начало раздела

  • элемент изъят

  • элемент искажен и перевернут по смыслу

выводы


^

Авторская концепция рассказа


Итоги редакционного искажения

  • Основная философская концепция рассказа:

Главная причина бед человечества – это нарушение им законов гармонии. Решение любой проблемы начинается с ее осознания. Человек нарушает гармонию окружающего потому, что не чувствует при этом боли планеты, боли ближнего, боли птицы или камня, как своей. Причем это неощущение себя частью мира в обществе пока еще распространено широко, а значит, для преодоления этого стереотипа необходимо произвести внутреннюю работу по преображению своего мышления и мира. Такие навыки появляются у человека, который вступает на путь творчества. Начинаясь с чего-то малого, они распространяются затем на всю остальную жизнь. Поэтому одна из главных задач человечества – научиться перейти из категории потребителей в категорию добрых творцов. За ними – будущее, гармония и победа.


  • ^ Дневниковые заметки туриста-обывателя. Эстетско-поверхностное описание природы. Призыв убирать за собой мусор.

  • Цель рассказа:

Рассказ призван:

1) пробудить в читателе сочувствие к окружающему миру, дать ему ощутить всеобщую взаимосвязь;

2) показать разницу путей Творца и Потребителя, корни которой лежат в кардинальной разнице внутреннего мира (даже при возможном сходстве внешних черт);

3) привлечь читателя на путь творца;

4) обозначить ведущие законы жизни, которые помогут человеку на этом пути.

  • 1) Эпизоды о сочувствии и взаимосвязи в большинстве случаев исчезли.

  • 2) Разница путей творца и потребителя сведена на нет.

  • 3) Соответственно, немыслим без п.2.

  • 4) Законы жизни убраны или переданы извращенно.




  • Значительные для автора принципы художественного мастерства:

1. Художественное построение должно позволять читать рассказ «многослойно» и понимать его смысл на том уровне, до которого внутренне дорос конкретный читатель.

2. Философия должна подаваться по возможности не прямолинейно, а со знанием закономерностей читательского восприятия текста. Автор использует явления читательской установки (Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А. Концевая), которая сама по себе несколько «манипулирует» сознанием читателя, с противоположной целью – для стимулирования собственного мышления читателя.

Выводы, по мнению автора, должны не просто диктоваться фактами, а опираться на ранее заложенные «кирпичики фундамента» – на фразы, которые ненавязчиво ставят перед читателем нужный вопрос, и таким образом ответы возникают уже не в пустоте, а как закономерное удовлетворение собственного интереса читателя, который уже сам помыслил о проблеме прежде, чем получает на нее ответ!

Этот прием нацелен на решение задачи пробуждения творчества.

3. По возможности необходимо расширять сознание читателя, увеличивая мерность предлагаемого внутреннего пространства (действие происходит не только здесь и сейчас, оно отдельными гранями простирается широко во времени, в пространстве, в мета-пространствах сказочности, поэзии и т.п.)

Этот прием нацелен на решение задачи ощущения всеобщей взаимосвязи.

4. Использование ключевых образов-символов, по возможности объединяющих в себе значительную часть философского смысла произведения. Это будет образный «ключик», «якорек», который останется в сознании читателя после прочтения произведения и при необходимости воскресит его в памяти.

В данном рассказе ключевые образы-символы – это

  • формула безличного (бескорыстного) созидания «здесь был Федор»

  • образ дозорной птицы, парящей поверх всех пространственных слоев рассказа, даже поверх мира горного (см. раздел по архитектонике).

  • образ вседающего вечного огня, который постоянно восстанавливает Федор и от которого каждый берет то, что способен взять.

5. В данном рассказе используется прием спиральной композиции. Рассказ начинается и кончается, по сути, постановкой одного и того же вопроса, однако понимание этого вопроса до и после прочтения рассказа должно существенно измениться.

  • Первое предложение: «Что могут сказать слова или фотографии там, где молчит сердце и безмолвствует опыт?»

  • Из последних предложений: «Куда и почему я потерял это видение сегодня днём? (…) «Здесь был Фёдор» только на другом языке внятно звучит. На том, который без слов».

Вопрос из абстрактного и относящегося к кому-то постороннему начинает относиться к самому себе, побуждает осмыслить собственную жизнь и применить к ней полученный в результате прочтения рассказа опыт.

  • 1. Исчезло. Уровень понимания сведен к самому примитивному – памятка о поведении на природе.




  • 2. Исчез ряд деталей («кирпичиков фундамента»), с которых должна была начинаться работа мысли читателя.




  • 3. Исчезло. Характеристики мерности пространства сокращены до обычных.


4. Образы-символы.

  • Сокращена формула «Здесь был Федор»;

  • Уничтожен как символ образ птицы (только и осталось, что она летала да «кукарекала»);

  • Исчез в принципе вместе со второй смысловой частью рассказа образ вечного огня.




  • 5. Разрушена в корне авторская композиция.




Общие выводы по разделу: философия подменена, цель подменена, художественный строй разрушен.

  • Структура персонажей:

Федор – творец утвердившийся

Лена Седова – пред-творец (ищет зова, на который откликнуться и раскрыться)

^ Также по эту сторону находятся знающие Федора туристы, Ника, потенциально ее сын

--------------------------------------

Вадим Яшин – переходная стадия (внутренне творец, но подвержен влияниям)

-------------------------------------------

^ По эту сторону находится мама Лены.

Борис Лютик – потребитель «изнутри ситуации», то есть, для начала замаскированный и лишь затем разоблачаемый.

Казанская группа туристов – потребители «снаружи ситуации», эгоизм и негативность которых очевидна.

  • ^ Исчезли персонажи, расширяющие ситуацию от узко-личной до общезначимой: знающие Федора туристы, Ника с сыном, Ленкина мама.




  • Характеристика главных персонажей

Федор.

Культурный деятель. Целенаправленный, каждодневный созидатель культуры как в условиях «дикой природы», так и в центре цивилизации. Сурово-твердый и бережно-утонченный. Человек глубокой преданности делу культуры, высоко мыслящий, очень непритязательный по поводу своей персоны, отзывчивый, терпимый, веселый и мудро-торжественный.

  • Парень «взрослее, суровей и с ножом». Прибирает в лесу мусор. Поведение грубое (т.к. взят только эпизод, когда он возмущен, а целых полрассказа с другими эпизодами нет)

  • ^ На иллюстрации – некто в джинсах, короткая стрижка, смотрящий презрительно и свысока, руки уперты в бока, за спиной торчит ружье (или, может быть, эфес толкиенистского меча).

ГЛАВНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ГЕРОЙ ПРЕВРАЩЕН В «ГЕРОЯ-СИЛОВИКА». ПОСКОЛЬКУ ФЕДОР – ПЕРСОНАЖ-ИДЕОЛОГ, ВХОДЯЩИЙ В ГЛАВНЫЙ ОБРАЗ-СИМВОЛ РАССКАЗА «ЗДЕСЬ БЫЛ ФЕДОР», ТО ИЗВРАЩЕНИЕ ЕГО ИДЕОЛОГИИ И ДОВЕДЕНИЕ ЕЕ ДО ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ – НАИБОЛЕЕ ЗЛОСТНОЕ ИСКАЖЕНИЕ.

^ Лена Седова.

Человек глубокого внутреннего мира.

Даже в изматывающих обстоятельствах ее в первую очередь волнует осознание смысла явлений. Внимательна к физическим и душевным обстоятельствам жизни других. Осознает себя «стражником, поставленным охранять рубежи», и удивляется, когда Борис пытается вместить ее в рамки «девушки».

Любовь ее – «на всю жизнь»; она с первой же встречи начинает воплощать в жизнь идеалы любимого, причем ее не прельщают никакие другие «замечательные парни и культурные туристы». В любви ее также привлекает внутренний мир человека-подвижника: она не только не стремится уединиться с вновь обретенным Федором, но тут же собирает и других знакомых творцов ему в помощь.

  • Сначала заигрывает с Борькой, потом дает ему от ворот поворот. Фраза о «стражнике» из-за правки фраз текста сводится к банальному подростково-толкиенисткскому желанию смастерить кольчугу и выглядеть эффектно, когда это всего лишь игра. То, что она научилась разжигать костер с одной спички и ставить палатку, подается как ее наибольшее достижение.

  • Как бы влюбившись в Фёдора, впоследствии благополучно променивает его на всяких других «Миш и Гриш» – ряд завершается фразой «Федор, да не тот», и это последнее, что сказано о Ленке!

  • (Итог: Ленка, да не та!!!)

^ Вадим Яшин.

Человек, увлеченный искусством фотографии настолько, что видит весь мир «глазом фотографа». Ему нипочем трудности пути, когда он загорается идеей заснять жизнеутверждающий кадр. А когда ему приходится один из всей пленки кадр заснять «без всякой художественности», он это замечает как исключение. В снимках ему важна передача сути, идеи. Красота природы постоянно наводит его на какие-либо жизненные и философские выводы.

Он не вполне свободен от стереотипов общества, хотя и чувствует их фальшь, и не вполне стоек в утверждении правоты; однако переживает свои слабости и ошибки и на новом витке поступает правильнее.

  • Мальчик, озабоченный взаимоотношениям юношей и девушек, подкладывающий другому парню снимки девушки с целью, чтобы тот захотел с ней познакомиться. Праздно пощелкивает фотоаппаратом, как и любой обыватель на пикнике. Слабости и проступки не переживает, не осознает. Бесхребетное существо: когда у него на глазах совершается акт вандализма, он меланхолично-эстетствующе замечает: «Я никак не мог понять, за что же я не люблю Борьку…» (этот эффект возник при перекомпоновке кусков текста). Трус: боится лезть в горы и оступиться, боится простыть.




^ Борис Лютик.

Банальный потребитель. С одинаковым потребительским вандализмом относится к людям, к природе, к искусству. Увидев снимки фотографа, сразу по своей мерке предполагает в нем пошленькие интересы и высмеивает его, но тут же сам обнаруживает эти самые интересы. Старается завоевать объект симпатий яркими жестами, а когда у него это не получается, идет на подлог, клевету, вандализм. Затем оставляет «любимую» без ужина и вообще бросает ее в трудных горных обстоятельствах, куда сам же ее и повел – чтоб она оказалась беспомощна и умоляла его вернуться. В конечном счете обнаруживает себя как полный подлец, хотя в других, менее экстремальных обстоятельствах мог бы так и не обнаружиться.

  • Опытный турист, берущий на себя бремя заботы о других, обманутый судьбой и любимой женщиной. Его каким-то тайным замыслом не то Ленки, не то Вадьки заманивают к знакомству с Ленкой, а потом игнорируют и вообще обижают за одно только то, что он повел их незнакомой тропинкой и за то, что он метко мечет ножички в деревья. Его подопечные вздорно его не слушаются, безосновательно капризничают, за что он им устраивает «проверку на самостоятельность».

  • В конечном счете: не понимающий боли природы и не подбирающий мусора (потому что за это платят мусорщикам, и это их работа), но в остальном трудолюбивый, милый и яркий джентльмен, а на фоне мелких фигур остальных персонажей – вполне ровня им.
  1   2   3

Похожие:

Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconПушкин и английский язык. О переводе «Евгения Онегина» Набоковым:...
Набоков на протяжении всей своей творческой жизни неоднократно задумывался над тем, как нужно переводить, причем его взгляды претерпевали...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconТема: Форматирование документа
Форматировать можно фрагмент текста, либо весь текст. При внесении изменений параметров текста без выделения какого-либо фрагмента,...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconКнига начинается с рассказа о чуде. Больного, умирающего мальчика...
Классическую повесть Аксакова мы советуем читать детям и взрослым, лучше всего вместе и вслух. Здесь найдено то соотношение текста...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconЗадание № Проектирование рационального баланса рабочего времени Введение
При этом последовательно измеряется длительность каждого элемента работы и перерывов на протяжении рабочего дня. Результаты измерений...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconП. В. Анисимов особенности проведения
В россии конца XIX, а также на протяжении всего XX века, как и в европейских странах, распространение идеи о прирожденных неотчуждаемых...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconПрограмма по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В....
Умк: программа по литературе В. Я. Коровиной, учебник под редакцией В. П. Полухиной. Издательство «Просвещение», 2002 г
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconМеждународное гуманитарное право основа международной безопасности
Земле пронеслось около 15 тысяч войн, которые унесли почти 4 миллиарда жизней это соответствует 2/3 нынешнего населения Земли. Смерть...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconМноготактные последовательно-параллельные ацп
Рассмотрим пример 8-разрядного последовательно-параллельного ацп, относящегося к типу многотактных (рис. 5). Здесь процесс преобразования...
Рассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно iconЛеонид Леонидович «Внушение на расстоянии»
Выделение текста жирным шрифтом сделано редакцией как представляющее практический интерес
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница