I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество




Скачать 247,01 Kb.
НазваниеI. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество
страница1/3
Дата публикации16.04.2013
Размер247,01 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Кондаков Ю.Е.

«Мартинисты, розенкрейцеры и «внутренние христиане» в России конца XVIII начала XIX вв.
Вторая часть исследования финансировалось из средств гранта РГНФ (07-01-00009а)
Предисловие.

I.Религиозно-философские взгляды И.Г.Шварца: источники, влияние на российское общество.

1) Введение.

2) Мартинисты.

3) Авиньонское общество.

4) Розенкрейцеры.

5) Деятельность И.Г.Шварца 1776-1781 гг.

6) Ложа «Гармония» и искания московских масонов.

7) Лекции И.Г.Шварца.

8) Источники религиозно-философских взглядов И.Г.Шварца.

9) Деятельность И.Г.Шварца 1782-1784 гг.

10) Заключение.
II.^ Деятели европейского религиозного возрождения И.Линдль и И.Госснер в России первой четверти XIX века.

Введение.

  1. Исследования биографий И.Линдля и И.Е.Госснера XIX-XXI вв.

  2. Влияние европейского религиозного возрождения на политическую ситуацию в России первой четверти XIX века.

  3. Пастор И.Линдль и религиозная эмиграция из Германии в Россию.

  4. Пастор И.Госснер и его последователи в России.

  5. И.Госснер и русская православная оппозиция весной 1824 года.

Заключение.
Общее заключение: Розенкрейцеры и российское общество первой четверти XIX века.


^ Лекции И.Г.Шварца.
Основные сведения о философско-религиозных взглядах И.Г.Шварца можно получить из его лекций, прочитанных в период профессорства в Московском университете (1779-1784 гг.). Ближайший сподвижник Шварца Н.И.Новиков придавал этим лекциям исключительное значение. На следствии он показывал: «В сие же время, помнится мне, начались вышеупомянутые лекции, из которых, помнится, в 1782 году составилось дружеское ученое общество, имевшее предметом своим единственно распространение литературы».1

В своей записке А.П.Шувалову Шварц сообщал, что главными задачами своей деятельности в Московском университете он считал: 1)по возможности распространить в публике правила воспитания; 2)поддержать типографское предприятие Новикова переводом и изданием полезных книг; 3)стараться привлечь в Россию иностранцев, которые бы способствовали воспитанию, или, еще лучше, воспитать на свой счет учителей в России.2 Последнюю из этих задач Шварц начал выполнять немедленно после переезда в Москву. 21 августа 1779 года Шварц был назначен экстраординарным профессором университета по кафедре немецкого языка, а уже 13 ноября им была открыта педагогическая семинария, инспектором которой он и был назначен.3 Первоначально планировалось обучить на учителей шесть студентов университета. Для успеха этого начинания были использованы проценты с капитала, пожертвованного Демидовым, а так же 5000 рублей, принадлежавших лично Шварцу. Пожертвования на тот же предмет были сделаны Херасковым, Новиковым, Трубецким, Черкасским.4 По мнению М.Н.Лонгинова, учреждением Педагогической семинарии было положено начало будущего Дружеского ученого общества, ставшего центром предприятий Шварца и Новикова.5

Много внимания Шварц уделял своим прямым обязанностям по кафедре немецкого языка. При вступлении в должность им была произнесена речь «О способах изучения языков». Вскоре Шварц подготовил и издал учебное пособие «Начертание первых оснований немецкого слога при Императорском московском университете». В своих лекциях по языку он использовал метод Плюша, а также труды Готтеда, Гейнца, Рамлера.6 В университете Шварц повторял со студентами грамматику, сопровождая лекции рассказом о «книгах, полезных для образовательного вкуса».7 В начале 1781 года Шварц начал издавать «Московскую Немецкую газету», кроме того, пытался распространять немецкие и французские ведомости.

В дальнейшем Шварц читал еще несколько курсов, напрямую не связанных с преподаванием языков, но пропагандировавших философско-религиозные взгляды масонов. М.Н.Лонгинов указывал, что кроме лекций по филологии в университете Шварц читал с августа 1782 для студентов и семинаристов курс эстетической критики. В нем рассматривались сочинения Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана, Горация, Бате, Рамлера, Гома, Буало, Баумгартена, Гейнца и т.д. Шварц занимался разбором не только немецкой, но и вообще новейшей литературы. С 17 августа 1782 года по 5 августа 1783 года Шварц читал у себя дома курс философии истории, а по воскресеньям с 3 сентября по 31 декабря 1782 года - лекции «О трех познаниях».8 В действительности сложно определить с какого времени Шварц начал читать свои философско-религиозные курсы, так как первоначально он мог читать их для своих друзей, например, на собраниях ложи «Гармония». Новиков на следствии сообщал, что Шварц сам предложил своим собратьям прослушать курс его лекций, которые и стали проходить в доме Новикова, куда разрешено было приводить и посторонних людей. Новиков затруднялся сказать, когда проходили эти лекции - до 1782 года или позже.9 Г.В.Вернадский указывал, что лекции Шварца пользовались такой популярностью, что служили введением ко многим речам масонов (розенкрейцеров).10 А.В.Семека называл лекции Шварца «приведенным в систему учением розенкрейцеров».11 Иначе говоря, исследователи отмечали серьезное влияние философско-религиозных взглядов Шварца на московское масонство.

Лекции Шварца были опубликованы лишь в 2008 году. До этого самая большая публикация была предпринята воспитанником Дружеского ученого общества М.И.Невзоровым. В 1813 году в журнале «Друг юношества» он поместил отрывки из лекций Шварца «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном». Невзоров подошел к публикации очень осторожно и выбрал из лекций только то, что относится к рассмотрению внутреннего мира человека. Это были последние лекции курса, базировавшиеся на произведении Л.К.Сен-Мартена (популярного и в XIX веке). Все, что было связано с Богом, тайнами мироздания и т.д. редактор журнала благоразумно оставил без внимания. Во введении указывалось, что эти лекции были произнесены в 1783 году. Публикация занимала менее двадцати страниц (с. 85-101). Давались отрывки из лекций: № 11 «О свойствах и способностях человека» (с. 85); № 12 «Тройственное состояние человека» (с. 88); № 14 (с. 94); № 16 «О воображении и чувствах человека» (с. 99). Современные редакторы труда Г.В.Вернадского ошибочно отнесли материалы Шварца, размещенные в «Друге юношества», к «Курсу философской истории».12

Материалы лекционных курсов Шварца сохранились в рукописях в хранилищах С.-Петербурга и Москвы. В фонде Отдела рукописей РНБ Ф. O III 175 хранится рукописная книга, содержащая два раздела. В первом помещены переводы Фенелона (составитель сборника указывает их как свои). Во втором разделе содержатся «Речи, говоренные покойным Шварцем», у заглавия карандашом приписано «Беседы покойного И.Е.Ш.» (Ивана Егоровича Шварца – один из вариантов имени и отчества Шварца, использовавшихся в России). Общий объем конспекта лекций составляет 41 страницу. Лекции начинались с 53-й страницы книги, но в них была собственная нумерация. Материал не был обозначен годом, давались лишь даты лекций: 3 и 24 июля, 7, 17, 24 и 31 августа. Текст лекций не совпадал по содержанию с курсом «О трех познаниях». Вероятнее всего, это был курс философии истории, о котором писал М.Н.Лонгинов, исследователь датировал его с 17 августа 1782 года по 5 августа 1783 года. Читался этот курс в доме И.Г.Шварца для студентов Педагогической и Филологической семинарий. В своей публикации 2008 года А.Д.Тюриков назвал этот цикл «Публичные лекции», но начинались они с 17 августа 1782 года. До 21 декабря было прочитано 17 лекций и еще 10 с января до 5 апреля 1783 года. Тюриковым был опубликован краткий конспект этих лекций (некоторые из лекций передавались всего десятком предложений).13

Первые лекции курса были посвящены внутреннему миру и способностям человека. Шварц учил, что человек бывает троякого рода, в зависимости от того, что в нем господствует – голова, сердце, чрево. С этой зависимостью связны чувства, которым бывает подвержен человек. Люди, руководствующиеся только рассудком, бывают горды. Те, что подчиняются велению сердца, – человеколюбивы. Слушающиеся голоса чрева - подвержены всем страстям.14 (Подобный сюжет был в третьей лекции курса «О трех познаниях»).

В следующей лекции Шварц переходил уже к материалу курса истории философии. Он говорил о способностях человека, связанных с научным познанием. По его мнению, живое познание находилось в сердце, а историческое - в воображении человека. Кроме того, у людей существовало два вида разума – духовный и физический. Человек сотворен ограниченным и подверженным заблуждениям, но ему дарован естественный закон. Здесь Шварц делал нехарактерное для него алхимическое отступление, сообщая слушателям, что «из химии известно, что в человеке находится соль света».15

Непосредственно история философии начиналась с третьей лекции. В материалах конспекта сохранились лишь лекции, посвященные стоикам, эпикурейцам и пифагорейцам. Однако первоначально лектор только упоминал названия философских школ и вновь переходил к общим вопросам. Очень характерным для Шварца было заявление о том, что главная пружина развития человечества есть стремление к совершенству и блаженству (идея Каббалы). Затем следовала критика материалистического учения Вольтера. В противовес Вольтеру Шварц заявлял, что Бог для человеческого разума непостижим, но представление о нем человек может составить на основании Священного Писания.16

Лишь в предпоследней лекции конспекта Шварц начинал объяснять разницу между эпикурейцами и стоиками. Для оценки религиозно-философских взглядов Шварца особую ценность представляет его рассказ о классификации духов по учению эпикурейцев. Они выделяли три вида духов – боги, добрые духи, свободные духи (могут избрать как добро, так и зло). Кроме того, выделялось еще пять классов: 1)Бог, 2)духи от Бога, 3)духи, стремящиеся к добру, 4)свободные духи (к ним относились и души людей), 5)духи, управляющие материей. Шварц отмечал, что человек может переходить в верхние классы духовной иерархии.17 Думается, что классификация духов была взята Шварцем вовсе не эпикурейцев. Это был один из ярких примеров привнесенной в лекции масонской пропаганды, в чем и обвиняли Шварца его противники. В варианте, приводившемся А.Д.Тюриковым, в лекции 24 августа 1782 года Шварц открыто писал о влиянии розенкрейцеров на императора Священной Римской Империи Максимилиана (1459-1519). Розенкрейцеры предлагали Максимилиану свой рецепт исправления нравов.18 Возможно, это было единственное публичное упоминания Ордена злато-розового креста, раздавшееся из уст российского розенкрейцера. В лекциях, относящихся к началу 1783 года, Шварц уже открыто ссылался на труды алхимиков, некоторые из которых принадлежали к Ордену розенкрейцеров – Парацельса, Авиценну, Г.Веллинга, Я.Б.Гельмонта, Р.Фаладда, Г.Кунрата.19 В целом составить общее представление о «Публичных лекциях» Шварца сложно, так как они дошли до нас в сильно сокращенном виде. Очевидно, что под видом анализа философских систем Шварц внедрял в умы слушателей основы розенкрейцерского учения. Более развернуто те же идеи предлагались в курсе «О трех познаниях».

Лекции И.Г.Шварца «О трех познаниях: любопытном, приятном и полезном» были хорошо известны еще дореволюционным исследователям. Их цитировали и пытались выявить источники взглядов Шварца. Курс лекций «О трех познаниях» хранится в Отделе рукописей РНБ, Основной фонд рукописной книги (Д. Q III 40). Он состоит из 16-ти лекций (86 страниц). В публикации А.Д.Тюрикова (источник НИОР РГБ Ф. 147, Д. 141) курс состоял из 17-ти лекций. Последняя лекция носила название «Изъяснение некоторых слов, употребляемых учеными, а именно: «априори» (a priori) и «апостериори» (a posteriori), аналитически и синтетически». У Тюрикова до 12-й лекции указывались даты их произнесения, кроме того, 7 и 17 лекции имели заглавия.

Уже в первой лекции курса «О трех познаниях» Шварц заявлял, что разум человеческий не в силах понять источник происхождения всего сущего.20 Информация об этом исходит от самого Бога. Во второй лекции Шварц сообщал слушателям о том, что для того, чтобы понять суть человека, необходимо обратиться к книге, написанной 3000 лет назад, – Библии. Она написана по вдохновению Духа Божьего мудрейшим из людей Моисеем. Шварц уверял, что в Библии можно найти ответ на любой вопрос.21 Более того, в конце курса лекций Шварц открывал уже подготовленной аудитории, что Бог в Библии показал человеку весь план его будущей жизни.22 Иначе говоря, Библия была неиссякаемым источником знаний о Боге, о мире и месте человека в нем. Но, как выяснялось, понять Библию и верно истолковать ее предсказания было сложно.

Шварц заявлял о том, что для понимания Библии требуется обучение. Он говорил о том, что в древние времена некоторые христиане совсем отвергли науки и пытались спастись с помощью внешних действий – обрядов, поклонов, постов, плеток. «Вера скрылась, ложь воцарилась, и люди, следуя одной только наружности, не ощущали в сердце своем ни малейшего влечения и любви к Богу и в результате этого подпадали под власть дьявола», - проповедовал лектор.23 Это был единственный в лекциях демарш против официальной церкви. Шварцу было необходимо объяснить слушателям, почему их не должны удовлетворять традиционные трактовки библейских текстов.

Отличие своих разъяснений от церковной концепции Шварц объяснял тем, что славянская Библия неточно переведена. Другой причиной он указывал то, что Моисей писал для неграмотных пастухов и вынужден был пользоваться доступным им языком.24 В других лекциях Шварц указывал, что нынешние богословы понимают Св.Писание в буквальном смысле, отсюда происходят ошибки.25

Одним из первых источников, предлагаемых Шварцем для разъяснения Библии, была Каббала. Ссылаясь на евреев, он сообщал, что тайна Библии раскрывается в Каббале, она переходит в роду людей от Адама и скрыта от непосвященных.26 В другом месте Шварц рассказывал, что евреи утверждают, что истинное знание сохранилось лишь в секте Э… (ессеев) и что это единственная секта, которую не критиковал Христос (идея, заимствованная Шварцем из учения Циннендорфа-Рейхеля). Он обещал в дальнейшем раскрыть слушателям понятия каббалистов (в лекциях это сделано не было).27 При этом Шварц, как и Мартинес Паскуалис, критиковал евреев и их веру. Шварц заявлял, что Талмуд содержит сказки о том, что Бог плакал, молился. «Так как евреи не признают восчеловечивание Бога, то их религия ложна», – делал вывод Шварц.28

Важнейшим источником знания о потустороннем мире, по Шварцу, были откровения, дарованные Богом людям. Согласно традиционной масонской концепции Шварц заявлял, что первым божественные откровения получил Адам. Он сообщал, что падение человека произошло не сразу, а из рода в род, чтобы остановить этот процесс Бог сначала посылал пророков, а затем дал Моисею закон. Шварц оговаривался о том, что «некоторые утверждают, что Божье откровение от Адама дошло до сего дня через «друзей Божьих».29 Тут же Шварц объяснял, кого имел в виду. «Некоторые избранные с самого рождения отличаются от всех людей особой склонностью к Богу. Имеют силу говорить о таких вещах, о которых даже ученые понятия не имеют. Такие люди посланы на землю для просвещения и исправления человеческого рода», - рассказывал Шварц. Как примеры «избранных» он указывал Якова Беме и Лафатера, «проповедовавшего так проникновенно, что всякий должен был с ним согласиться».30 «Дух Святой действует внутри сердца избранных, управляет ими…, самый порочный человек по истинному раскаянию откровение получить может», - проповедовал Шварц.
  1   2   3

Похожие:

I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconКонтрольные работы по философии
Философские взгляды Ф. М. Достоевского Философские взгляды Л. Н. Толстой Философия Н. Бердяева
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconРелигиозно-философские взгляды Фихте в контексте развития науки и в сопоставлении с
Опубликовано в кн.: Акчурин Б. Г., Лукьянов А. В., Янгузин А. Р. «История трансцендентальной философии в Республике Башкортостан....
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconИсточники религиозно-философских взглядов И. Г. Шварца
В. Боголюбов считал, что Шварц сочетал учение Беме с философией Х. Вольфа (1679-1754) и моральными учениями английской школы натуралистов....
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconРелигиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX xx столетий
Гречаник И. В. Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX – XX столетий: Монография. М., 2003. – 170 С
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconТема: Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество
А восточную Пруссию б аляску в болгарию и Румынию г стамбул и черноморские проливы
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconЛекция №3
Религиозно-философские собрания. “Мучительные темы” Василия Васильевича Розанова
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconЮжно-российское культурологическое общество гуманитарный центр краснодарского государственного
Под науч ред. Б. П. Борисова и И. В. Кочубея; American Concert Alliance, llc; Южно-Российское Культурологическое Общество; Гуманитарный...
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество icon1 Источники формирования оборотного и основного капитала и финансовые ресурсы
Источники формирования оборотного капитала оказывают влияние на скорость его оборота и эффективность использования. Деление оборотного...
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconМежрегиональная научно-практическая конференция. Российское образование...
Уважаемые коллеги, очередной номер Вестника мы посвящаем научной деятельности педагогов наше учреждения
I. Религиозно-философские взгляды И. Г. Шварца: источники, влияние на российское общество iconНиколай Гаврюшин. По следам Рыцарей Софии. М.: Стар Интер, 1998,...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница