Краткое содержание рассказа «Ионыч»




Скачать 230.64 Kb.
НазваниеКраткое содержание рассказа «Ионыч»
Дата публикации20.10.2013
Размер230.64 Kb.
ТипКраткое содержание
pochit.ru > Философия > Краткое содержание
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ А.П. ЧЕХОВА

Русский писатель, родился 29 января (по старому стилю - 17 января) 1860 в Таганроге , умер 15 июля (по старому стилю - 2 июля) 1904, Баденвейлер, Германия.

Отец А.П. Чехова был купцом, владел бакалейной лавкой и Антон с детства помогал отцу в торговле. В 1876 я отец разорился и уехал в Москву, за ним последовала семья. Оставшись один, Антон продолжал учиться, зарабатывал на жизнь репетиторством. В 1879 окончил гимназию, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Окончив его в 1884 и получив звание уездного врача, Чехов некоторое время занимался врачебной практикой.
С конца 70-х гг. началась литературная деятельность Чехова. Сотрудничая в различных юмористических журналах , Чехов подписывался псевдонимами — Антоша, Человек без селезёнки, Брат моего брата., чаще всего — Антоша Чехонте. Подготовленный к печати в 1882 сборник «Шалопаи и благодушные» (затем озаглавленный «Шалость») не вышел в свет, очевидно по цензурным причинам. Первая книга рассказов Чехова— «Сказки Мельпомены» (1884), за ней последовали «Пёстрые рассказы» (1886), «Степь», «Именины» (оба — 1888), «Припадок», «Скучная история» (оба — 1889)
В 1890 Чехов предпринял поездку на о. Сахалин, оставившую глубокий след в его творческом сознании (очерково-публицистическая книга «Остров Сахалин», 1893—94; рассказы «В ссылке», 1892; «Убийство», 1895; как общий итог — повесть «Палата № 6», 1892). Исполненная духом протеста против мрачной, «тюремной» действительности, «Палата № 6» явилась высшей точкой в развитии критического реализма Чехова конца 80 — начала 90-х гг.
Во 2-й половине 80-х гг. Чехов много работал для театра: пьеса «Иванов» (1887—89), одноактная пьеса «Свадьба» (1889, опубл. 1890), пьеса «Леший» (1889, опубл. 1890; переделана затем в пьесу «Дядя Ваня»), ряд водевилей («Медведь», «Предложение», «Юбилей» и др.)
В 1890—1900-е гг. Антон Павлович Чехов совершил несколько поездок за границу. В 1892 он купил имение Мелихово в Серпуховском у., в 13 верстах от станции Лопасня (ныне г. Чехов). Он помогал местным крестьянам как врач, строил школы для крестьянских детей, выезжал в губернии, охваченные голодом (1892), работал участковым врачом во время эпидемии холеры (1892—93), участвовал во всеобщей переписи населения (1897).
В этот период мастерство Чехова - драматурга достигает высшего расцвета.
В 1898 после смерти отца, а также в связи с ухудшением здоровья (туберкулёз) Чехов перебрался из Мелихова в Ялту, где построил дом. Здесь он встречался с Л. Н. Толстым, М. Горьким, И. А. Буниным, А. И. Куприным, И. И. Левитаном.
Художественная манера Антона Павловича Чехова в совокупности с идейной направленностью его творчества, стремлением пробудить «душу живу» в современном человеке сделали его одним из признанных во всем мире классиков русской литературы и драматургии.

^ Краткое содержание рассказа «Ионыч»
Земский врач Дмитрий Ионович Старцев приезжает работать в губернский город С., где вскоре знакомится с Туркиными. Все члены этой радушной семьи славятся своими талантами: остроумный Иван Петрович Туркин ставит любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочь Екатерина Ивановна играет на рояле и собирается ехать учиться в консерваторию. Семья производит на Старцева самое благоприятное впечатление.
Возобновив через год знакомство, он влюбляется в Котика, как зовут Екатерину Ивановну домашние. Вызвав девушку в сад, Старцев пытается объясниться в любви и неожиданно получает от Котика записку, где ему назначается свидание на кладбище. Старцев почти уверен в том, что это шутка, и тем не менее ночью идет на кладбище и несколько часов безрезультатно ждет Екатерину Ивановну, предаваясь романтическим грезам. На следующий день, облачившись в чужой фрак, Старцев едет делать предложение Екатерине Ивановне и получает отказ, поскольку, как объясняет Котик, «сделаться женой — о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки».
Старцев не ожидал отказа, и теперь его самолюбие уязвлено. Доктору не верится, что все его мечты, томления и надежды привели его к такому глупенькому концу. Однако узнав, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, Старцев успокаивается, и жизнь его возвращается в привычную колею.
Проходит еще четыре года. У Старцева большая практика и очень много работы. Он располнел и неохотно ходит пешком, предпочитая ездить на тройке с бубенчиками. За все это время он навестил Туркиных не более двух раз, однако не завел и новых знакомств, так как обыватели раздражают его своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом.
Вскоре Старцев получает от Веры Иосифовны и Котика письмо и, подумав, едет к Туркиным в гости. Очевидно, что на Екатерину Ивановну их встреча произвела гораздо более сильное впечатление, чем на Старцева, который, вспоминая свою былую любовь, испытывает чувство неловкости.
Как и в его первое посещение, Вера Иосифовна читает вслух свой роман, а Екатерина Ивановна шумно и долго играет на рояле, но Старцев чувствует одно лишь раздражение. В саду, куда Котик приглашает Старцева, девушка говорит о том, с каким волнением ожидала этой встречи, и Старцеву становится грустно и жаль прошлого. Он рассказывает о своей серой однообразной жизни, жизни без впечатлений, без мыслей. Но Котик возражает, что у Старцева есть благородная цель в жизни — его работа земского врача. Говоря о себе, она признается, что разуверилась в своем таланте пианистки и что Старцев, служащий народу, помогающий страдальцам, представляется ей идеальным, возвышенным человеком. Однако у Старцева такая оценка его достоинств не вызывает никакого душевного подъема. Покидая дом Туркиных, он чувствует облегчение от того, что не женился в свое время на Екатерине Ивановне, и думает, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город. Он оставляет без ответа письмо от Котика и больше уже никогда не приезжает к Туркиным.
С течением времени Старцев еще больше полнеет, становится грубым и раздражительным. Он разбогател, имеет громадную практику, но жадность не позволяет бросить земское место. В городе его зовут уже просто Ионычем. Живется Старцеву скучно, ничто его не интересует, он одинок. А Котик, любовь к которой была единственной радостью Старцева, постарела, часто болеет и каждый день по четыре часа играет на рояле. Автор пересказа: О. А. Петренко
^ А.П.Чехов. Ионыч
. В рассказе «Ионыч», написанном в 1898 году, Чехов знакомит нас с драматической судьбой способного, искренне увлеченного своим делом человека, превратившегося со временем в ограниченного, жадного и равнодушного обывателя. Автор произведения задает вопрос читателям: «Почему возможно такое превращение, что способствовало нравственной деградации молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева?».
^ Жизнь и обитатели города С. События рассказа происходят в уездном городе С, похожем на многие провинциальные города России. Чехов представляет читателям самую талантливую и интересную в городе семью Туркиных: главу семьи Ивана Петровича, его жену Веру Иосифовну и их дочь Екатерину Ивановну, избалованное, взбалмошное создание, — Котика. Постепенно узнавая Туркиных, мы понимаем, что они достаточно ограниченные и скучные люди. Иван Петрович упражняется в остроумии, повторяя каждый раз одни и те же плоские шутки; Вера Иосифовна читает свои романы «о том, чего никогда не бывает в жизни», которые не находят никакого отклика в слушателях; Котик исполняет на фортепиано длинные и однообразные пассажи, считая себя талантливой исполнительницей; 14-летний лакей Павлуша, которого называют Павой, развлекает гостей драматично произносимой шекспировской репликой. Проходят годы, но семья Туркиных не меняется. То, что казалось забавным вначале, со временем вызывает унылое ощущение. Душевная ограниченность этих в общем-то неплохих и в чем-то даже способных людей все более явственно проступает по мере развития сюжета. Но главное, что вызывает чувство тоски, это марионеточность, однообразность их жизни. И они сами воспринимаются уже не как люди, а как заведенные марионетки. В самом конце рассказа мы узнаем, что «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». Закономерно возникает вопрос: «Если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город?».
Чехов рисует собирательный портрет жителей города С, живущих по давно заведенному порядку. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой, пустыми разговорами и игрой в винт, им чужды любые новые идеи. В эту механистическую, застойную среду и попадает живой человек — полный сил и энергии молодой врач Дмитрий Старцев.
Через все повествование проходит мотив превращения, определяющий композицию произведения. Части рассказа соответствуют этапам жизни Дмитрия Старцева, знаменующим собой каждую следующую ступень жизненного опустошения героя.
^ Старцев и Котик.В центре внимания писателя оказываются два образа — Дмитрия Старцева и Екатерины Туркиной. История их отношений развивается на протяжении всего рассказа и строится вокруг двух лирических встреч, которые наиболее ярко характеризуют столь значимый для автора мотив превращения.
И Старцев, и Котик проходят свой путь. Но дороги героев существенно различаются. Дмитрий Старцев превращается в Ионыча (простонародное обращение к герою со стороны обывателей). А героиня из Котика (уменьшительно-ласкательное имя, которым называют девушку близкие) становится Екатериной Туркиной. Наблюдая за изменениями героев и за историей их любви, мы видим, что их пути — это пути не приобретений, а потерь.
Первая встреча героев происходит во время знакомства Дмитрия Старцева с семьей Туркиных. Котик, как и все в городе С, живет по своей, заранее заготовленной программе с иллюзией того, что она талантливая пианистка. Восхищенный обаянием и непосредственностью юности, Старцев не замечает недостатков девушки, ее необоснованной убежденности в своей одаренности.
Возникшая в герое симпатия поддерживается его практичностью и расчетом («А приданого они дадут, должно быть, немало»), которые в совокупности приводят его к мысли о женитьбе. История ухаживания Старцева отмечена очень важным в рассказе эпизодом свидания на ночном кладбище, куда герой попадает по прихоти Котика. Этот каприз девушки неожиданно показал способность Старцева видеть иной, исполненный поэзии мир, прикоснуться к тайне вечной жизни. Эта ночь навсегда останется в памяти героя.
Гармоничный пейзаж, отражая, с одной стороны, состояние Старцева и обнаруживая в нем живые чувства и возвышенные стремления, в то же время предупреждает его о тягостном состоянии «глухой тоски небытия». Именно к этому состоянию приводит в итоге автор своего героя.
Следующая часть является кульминационной в развитии отношений героев и в духовном развитии Старцева. Мы видим, как, переполненный чувствами, он делает предложение Котику и получает отказ. Ложные иллюзии определяют жизнь героини на этом этапе. Оценить чувства Старцева она сейчас не способна. Однако к нему на удивление быстро приходит утешение после отказа, невольно настораживающее читателя и указывающее на то, что в душе героя уже начали происходить необратимые изменения.
Новая встреча Котика и Старцева показывает героев, сильно изменившихся со времени их последнего свидания. Дмитрий Старцев растерял прежние мечты и стремления, а Котик повзрослела и поняла очень многое. Столкнувшись с реальной жизнью, так не похожей на жизнь из маминых романов, она убедилась в ложности многих своих иллюзий. Теперь она уже не Котик, а Екатерина Ивановна. Нет ее былой уверенности в себе, ее убежденности в правильности своей жизненной программы. Но у нее остались воспоминания о прежнем Старцеве, так увлеченном своим делом, и его любви, от которой она отказалась ради более высокой цели, чем быть женой обыкновенного человека и жить в городе С. пустой и бессмысленной жизнью. «Когда я думала о вас, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...» — эти слова героини напоминают текст из надуманных романов. И мы понимаем, что это ее новая иллюзия, с которой ей также суждено расстаться. В Ионыче лишь на миг вспыхивает отзвук былых чувств, и это помогает ему осознать пошлость и бессмысленность существования. В мире, где живут герои, всех ожидает духовное вырождение, утрата надежд, все обречены на бессмысленную и пустую жизнь.
^ История превращения Дмитрия Старцева в Ионыча. Герой рассказа Чехова молодой земский врач Дмитрий Старцев. На протяжении повествования с героем происходят изменения, заставляющие читателей над многим задуматься. Кто виноват в столь неудачно сложившейся жизни героя, в превращении Дмитрия Старцева в Ионыча? Обыкновенна или исключительна эта история?
Мотив превращения в рассказе связан с темой времени. Чехов подвергает своего героя серьезному испытанию временем, имеющим огромную власть над людьми, заставляющим принимать свои законы, затягивающим и переделывающим их.
В начале рассказа Чехов рисует увлеченного своим делом молодого человека, который проводит время «в трудах и одиночестве», ходит пешком на работу и ведет прием больных даже в праздники, он полон сил и ожидания любви и счастья. Старцева интересует литература, искусство, красота природы не оставляет его равнодушным. Но живой человек попадает в неживую среду. Сначала он мало обращает на это внимания, более того — у него нет изначального неприятия этой среды. Попав к Туркиным, он вместе с другими гостями с удовольствием общается с ними, хотя не может не обратить внимания на некоторую неестественность их поведения. Старцев занят своей работой, времени на общение с жителями города С. у него почти нет. Но со временем ограниченность и пошлость обывателей начинают раздражать его. Протест Старцева против их образа жизни, попытки пропагандировать высокие истины не встречают понимания. Его жизненная программа: «Нужно трудиться, без труда жить нельзя» — не устраивает окружающих. Одинокий и непонятый, он замыкается в себе, за что и получает прозвище «поляк надутый».
Со временем Старцев меняется. Он старается лечить городских больных, которые больше платят ему; играет по вечерам в винт и пересчитывает деньги, полученные практикой. Ряд художественных деталей подчеркивают изменения, происходящие с героем. Появление коляски, запряженной парой лошадей, и бархатной жилетки у Пантелеймона, а затем тройки с бубенчиками свидетельствует не только о росте благосостояния Старцева, но символизирует этапы его духовного падения. Дмитрий Старцев превращается в Ионыча.
В конце рассказа герой богат и одинок. Жизнь его однообразна, один день похож на другой. Главной и единственной целью бытия Ионыча становится приобретательство — еще одна разновидность «футляра». Он сам уже не терпит никаких чужих мнений и возражений. Герой превратился в нечто окаменевшее, в тупого и злого обывателя, которого раньше презирал. Исчезли живые чувства, все то, что в молодости волновало его, на смену пришли другие, мнимые, ценности. Ни работа, ни любовь, ни высокие цели не остановили превращение Старцева в Ионыча. Туркины остались такими же духовно бедными, какими были, а Старцев деградировал. Страшна неизменность Туркиных, но страшна и человеческая метаморфоза, произошедшая с героем.
^ Когда же началось превращение? Было ли оно неизбежным? Мог ли герой предотвратить начавшиеся изменения? Самый главный вопрос: «Что определило судьбу героя?» — наталкивает нас на ответ: «Среда». Окружение и обстоятельства способствовали постепенной деградации Старцева, превращению его в свою противоположность. К проблеме противостояния человека и среды обращались многие писатели XIX века, показывая, как среда уродует, делает несчастными умных, незаурядных людей, не позволяет реализовать себя, обрести цель в жизни. Безусловно, среда сыграла немаловажную роль в изменении духовного облика чеховского героя. Она определила формы и ценности его жизни. Но только влиянием окружения не исчерпывается авторская мысль в рассказе. Есть что-то и в самом герое, что не выдерживает испытания жизнью, временем. «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!» Эти слова перекликаются с гоголевским лирическим отступлением о юности, завершающим рассказ о Плюшкине в «Мертвых душах», и призывом великого старика сохранять в себе человеческое; Чехов приводит читателя к выводу: происшедшее с Ионычем может случиться с каждым.

^ Анализ пьесы «Вишнёвый сад»

Проблематика и идейная направленность пьесы. В пьесе «Вишневый сад» отражен процесс социально-исторического развития России на рубеже веков и изменения, происходящие в обществе. Смена хозяев вишневого сада в пьесе символизирует эти изменения: уходит в прошлое вместе с дворянством огромная эпоха русской жизни, наступают новые времена, в которых чувствуют себя хозяевами другие люди — расчетливые, деловые, практичные, но лишенные прежней духовности, олицетворением которой является прекрасный сад.
В пьесе нет в привычном смысле развития действия. Чехова интересует не столкновение старых и новых владельцев вишневого сада. Его, в сущности, и нет. Писатель хочет рассказать о столкновении прошлого и настоящего России, о зарождении ее будущего. Утверждение нежизнеспособности дворянского уклада жизни — идейный стержень пьесы.
Буржуазные хозяева современной России, идущие на смену дворянам, без сомнения, более деятельны и энергичны и способны в настоящий момент принести практическую пользу обществу. Но не с ними Чехов связывал грядущие перемены, предчувствие которых зрело в людях, ожидание и ощущение которых витало в российском обществе. Кто же явится обновляющей силой для России? Предчувствуя близость и возможность социальных изменений, Чехов связывал мечты о светлом будущем России с новым, молодым поколением. При всей неопределенности будущего («вся Россия — наш сад») оно принадлежит ему. Пьеса содержит размышления писателя о людях и о времени.
^ Сюжет пьесы. Характер конфликта и своеобразие сценического действия.Сюжет «Вишневого сада» прост. Помещица Любовь Андреевна Раневская приезжает из Парижа в свое имение (начало первого действия) и через некоторое время возвращается во Францию (конец четвертого действия). Между этими событиями — эпизоды обычной домашней жизни в заложенном поместье Гаева и Раневской. Персонажи пьесы собрались в имении поневоле, в какой-то напрасной, иллюзорной надежде спасти старый сад, старинное родовое имение, сохранить свое прошлое, кажущееся им теперь таким прекрасным, самих себя.
Между тем событие, из-за которого они съехались, происходит за сценой, а на самой сцене никакого действия в традиционном смысле этого слова нет: все находятся в состоянии ожидания. Ведутся обычные, ничего не значащие разговоры. Но личные переживания персонажей, их чувства и стремления позволяют понять духовные процессы времени. Поэтому так важно прочувство-

вать меняющиеся внутренние состояния героев от начальной до последней сцены.
За бытовыми сценами и деталями скрывается непрерывно движущийся «внутренний», эмоциональный сюжет — «подводное течение» пьесы. Этот лирический сюжет образуется не последовательностью событий и не отношениями действующих лиц (все это лишь обусловливает его), а «сквозными» темами, перекличками, поэтическими ассоциациями и символами. Здесь важен не внешний сюжет, а атмосфера, определяющая смысл пьесы. Именно в «Вишневом саде» эта черта драматургии Чехова проявляется особенно ярко.
Каждое действие в пьесе имеет свою направленность и строение. Чехов отказывается от традиционного драматургического деления на явления и сцены, происходящие события разграничены только действиями. Пьеса начинается со своеобразной экспозиции — вступления, из которого мы узнаем об основных действующих лицах.
В первом действиичувствуется очень странное, волнующее переплетение утонченных, светлых эмоций (нежные встречи, лирические воспоминания, слова любви, надежды на спасение) с ощущением какой-то внутренней неустойчивости, неопределенности отношений.

Герои словно ощущают невозможность возврата к прежней жизни и предчувствуют предстоящее расставание с садом, друг другом, своим прошлым.
Второе действие придает новое направление внутреннему развитию пьесы. Возникает отрезвление, нервозность, звучит рассказ Раневской об увлечении недостойным человеком, слова Лопахина, напоминающего о том, что будет продаваться вишневый сад. И Лопахин, и Трофимов, к которому в романтическом порыве тянется Аня, намечают свой путь жизни.
Сюжетное развитие достигает своей кульминации втретьем действии. В нем — завершение судьбы вишневого сада и осуществление нравственного выбора всеми героями пьесы. За сценой идут торги имения, а в самом имении дают бал. Все происходящее нелепо и странно. Неуместные в день продажи развлечения внешне скрывают волнение хозяев и вместе с тем усиливают ощущение внутреннего беспокойства. Все ждут известий из города. А когда приезжают Гаев и Лопахин, который сообщает, что теперь он владелец сада, наступает тишина. И слышится лишь звон брошенных Варей ключей.
Но действие на этом не заканчивается. Вряд ли финал, показывающий только безудержно радующегося в связи с приобретением имения Лопахина, удовлетворил бы Чехова. В последнем, четвертом, акте — расставание всех героев с прошлым, отъезд, прощание. Автору важно не показать результаты, не дать конкретные ответы на поставленные вопросы, а запечатлеть процесс жизни и заставить задуматься над ним читателя. У каждого героя есть своя перспектива. У Пети и Ани она связана с будущим России, у Лопахина — с сегодняшней практической деятельностью в имении или в каком-то другом месте, а у бывших хозяев вишневого сада все в прошлом, им осталось лишь смириться с происходящим. Звучит перекличка между уходящими и идущими вперед.
Судьба имения сюжетно организует пьесу. В построении драматургического сюжета Чехов отходит от четких форм завязки и развязки; действие развивается медленно, без ярких событий, внешних катастроф. Первое время на сцене как будто ничего не происходит, создается ощущение «бессобытийности». Формальный толчок к развитию действия — конфликт Гаева и Раневской с Лопахиным по поводу продажи вишневого сада, но по ходу действия становится очевидным, что это столкновение мнимое. Продажа вишневого сада, внешне являясь кульминацией, по существу, ничего не меняет ни в расстановке действующих сил, ни в будущих судьбах героев. Каждый герой живет своей внутренней жизнью, мало зависящей от сюжетных поворотов.
Со своеобразием сценического действия связана и сложность определения конфликта пьесы. Было бы неверно определять его как противоборство социальных сил. Лопахин долго и очень упорно пытается сохранить имение для Раневской и покупает его только тогда, когда понимает, что хозяева имения не спасут. Они просто отдают его в руки Лопахина, так ничего и не предприняв. Таким образом, открытого столкновения между уходящим поколением и приходящим ему на смену нет. Как же выражен конфликт в чеховской пьесе?
Состояние тревожного ожидания не покидает Раневскую и Гаева на протяжении всего действия. Их душевный разлад связан не только с потерей имения — он более глубок: люди потеряли ощущение времени. Они отстали от него, и поэтому все происходит как-то нелепо и нескладно в их жизни. Герои пассивны, их идеалы и высокие мечты терпят крах в столкновении с жизненными препятствиями. Это не меняющиеся, держащиеся каждый за свое люди на фоне движущегося вперед времени. Растерянные и не понимающие хода жизни. Кризисное состояние старых владельцев имения связано с утратой их веры в жизнь, потерей почвы под ногами. Но виновников в этом нет. Время движется вперед, и что-то уходит в прошлое. Конфликт пьесы отражает несоответствие внутреннего ощущения жизни героями законам и велениям времени.
^ Герои «Вишневого сада». Читателю и зрителю «Вишневого сада» важно ощутить, что Чехов в своей пьесе не только создал образы людей, чья жизнь пришлась на переломную эпоху, но запечатлел само время в его движении. Ход истории есть главный нерв комедии, ее сюжет и содержание. Система образов в пьесе представлена разными социальными силами, связывающими свою жизнь с определенным временем: поместные дворяне Раневская и Гаев живут воспоминаниями о прошлом, купец Лопахин — человек настоящего, а мечты разночинца Пети Трофимова и дочери Раневской Ани обращены в будущее.
Характеры чеховских героев сложны и неоднозначны; рисуя их, писатель показывает противоречивый, меняющийся духовный облик человека. В образах главных героев и после финального занавеса остается нечто недосказанное, что заставляет читателей и зрителей размышлять и спорить.
^ Любовь Андреевна Раневская — владелица имения. Первые же ремарки позволяют предположить в героине тонкую и чувствительную натуру. Она мила и привлекательна, искренне и непосредственно выражает свои чувства, доброжелательна и приветлива. По мнению окружающих, у нее прекрасный характер.
В ней нет дворянского высокомерия, чванства: в молодости она не побрезговала привести в дом 15-летнего Лопахина, избитого пьяным отцом, и сказать ему слова утешения. Раневская умна и способна правдиво судить о себе и жизни.
Но по мере развития действия возникают детали, указывающие на неоднозначность и противоречивость характера Раневской. Она с легкостью отдает деньги мужикам и случайному прохожему, в то время как ее родные бедствуют. Она возвращается в Париж к обобравшему ее человеку, воспользовавшись деньгами, присланными ярославской бабушкой для Ани. Всегда мягкая, она может осыпать Петю Трофимова оскорблениями в ответ на правду о ее любовнике. Воспитанная, она может задавать бесцеремонные вопросы. На протяжении всего действия Раневская восторгается вишневым садом, без которого она «не понимала своей жизни», но ничего не предпринимает для спасения имения. Жизнь за счет других сделала ее беспомощной, безвольной, зависящей от обстоятельств, растерянной перед лицом времени. Она не способна ничего изменить. Бесхозяйственность и легкомысленность героини приводят прекрасное имение к полному разорению, к продаже за долги.
^ Гораздо менее значителен брат Раневской Леонид Андреевич Гаев. Недостатки сестры — непрактичность, легкомысленность, безволие — достигли в нем чрезвычайных размеров. Но, помимо этого, он еще и мелочен, пошл, а порой даже глуп. Это состарившийся капризный ребенок, проевший свое состояние на леденцах. Символические детали — сосание леденцов, игра в бильярд, а также характер отношений 51-летнего Гаева с его старым слугой Фирсом подчеркивают несамостоятельность и инфантильность его натуры. Гаев спесив и высокомерен, Лопахина он считает «хамом» и мужиком. Его речи, обращенные к шкафу, «бильярдные» реплики, неуместные в разговоре, пустое фразерство подчеркивают никчемность, указывают на духовное обнищание героя.
^ Раневская и Гаев на протяжении пьесы переживают драматические события, совершающиеся в их жизни, крушение надежд, но оказываются неспособными повлиять на обстоятельства, понять сущность происходящего. Они вольно или невольно предают все, что им дорого: родных, сад, старого слугу. Люди, потерявшие себя во времени, потерпевшие крах не только материальный, но и духовный, — таковы представители уходящего в прошлое уклада российской жизни.
Ермолай Лопахин — персонаж, являющийся центральным в пьесе, по мнению Чехова. В своих письмах из Ялты в Москву автор настаивал, чтобы Лопахина играл К. С. Станиславский, считал, что эту роль должен исполнять первоклассный актер, а просто талантливому она не под силу. «Ведь это не купец в пошлом смысле этого слова, надо сие понимать». Чехов предостерегал против упрощенного понимания этого образа, столь важного для него.
Личность Лопахина значительна и необычна. Он удачливый в своих делах купец, энергичный, трудолюбивый, умный, знающий, чего он хочет от жизни, твердо и уверенно реализующий поставленную перед ним цель. Но при этом он человек, обладающий душой артиста, умеющий ценить прекрасное. Петя Трофимов, смотрящий на жизнь совершенно иначе, чем Лопахин, говорит ему: «Как-никак, все-таки я тебя люблю. У тебя тонкие, нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая, нежная душа...»
Рассуждения Лопахина о России напоминают гоголевские лирические отступления из «Мертвых душ»: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами...» Ему принадлежат самые проникновенные слова о вишневом саде. Лопахин с нежностью относится к Раневской, он готов вопреки своим интересам помочь ей.
С Лопахиным связана основная сюжетная линия пьесы. Сын крепостного, он одержим идеей купить имение, в котором его отец и дед были крепостными. Герой, вначале пытавшийся спасти сад для Раневской, в конце пьесы становится его хозяином и уничтожителем. Но в торжестве Лопахина, добившегося своего, в его безудержной, необузданной радости, неумении подождать с вырубкой сада, пока не уедут прежние хозяева, есть что-то, невольно отстраняющее его от читателя.
В последних сценах Лопахин не выглядит победителем, что подтверждают его слова о «нескладной, несчастливой жизни», в которой он и ему подобные будут главной силой.
В образе Лопахина вступают в противоречие хорошие личные качества человека, его добрые намерения и результаты его практической деятельности. «Как личность, Лопахин тоньше и человечнее, чем роль, навязанная ему историей» (Г. Бялый). Чехов создал неожиданный образ, не укладывающийся в привычные литературные и театральные каноны, в который внес черты, характерные для части русских предпринимателей, оставивших заметный след в истории русской культуры на рубеже веков, — Станиславского (владельца фабрики Алексеева), Саввы Морозова, давшего деньги на строительство Художественного театра, создателей картинных галерей Третьякова, Щукина и др.
^ Мечты о наступлении светлого будущего Чехов связывал с молодым поколением: Петей Трофимовым и Аней, хотя по возрасту к ним можно отнести и Варю, и даже Яшу.
С первого момента появления Ани на сцене мы сразу же поддаемся ее обаянию. Ремарка, открывающая первое действие, соотносится с образом девушки. «Солнышко мое! Весна моя», — говорит о ней Петя. Касаясь вопроса сценического воплощения этого образа, Чехов подчеркивал необходимость учитывать возраст Ани. Она очень молода — ей 17 лет: «ребенок... не знающий жизни», по словам самого автора.
Аня хочет учиться, а потом работать. Она радуется прощанию с прошлым: «Начинается новая жизнь, мама!» Аня понимает свою мать, жалеет и защищает ее, но жить так, как она, не хочет. Искренность, наивность, прямота, доброжелательность, радостное восприятие жизни, вера в будущее определяют облик героини.
Петя Трофимов, бывший учитель маленького сына Раневской, духовно близок Ане. Он разночинец по происхождению (сын лекаря), беден, лишен воспитания, доступного дворянам, несколько раз исключался из университета («вечный студент»), добывает средства к существованию переводами. Немного чудаковатый, смешной, неловкий и нескладный («облезлый барин»). Деталь, позволяющая судить о его материальном положении, — старые и грязные калоши, об исчезновении которых он так сильно беспокоится.
Петя — человек демократических убеждений, он провозглашает демократические идеи, возмущен положением рабочих, тяжелыми условиями их жизни; причину духовного вырождения дворянства он видит в крепостничестве. Петя хорошо разбирается в происходящем, точно судит о людях. Раневская признает: «Вы смелее, честнее, глубже нас...»
Но у Пети, как и у каждого из героев пьесы, слова не всегда соответствуют его делам. Он часто говорит, что нужно работать, но не может закончить университет; высокопарно говорит о дороге в светлое будущее, а сам сожалеет о потере калош. Петя мало знает жизнь, но искренне хочет видеть Россию иной и готов посвятить свою судьбу делу, преобразующему окружающий мир. Слова Пети: «Вся Россия наш сад» — приобретают символический смысл.
Новые принципы построения драматургического произведения обусловили и иное видение Чеховым своих персонажей, отличное от традиционных театральных правил. Более относительным становится привычное разделение героев на главных и второстепенных. Трудно сказать, кто более важен для понимания авторского замысла: Гаев или Фрис? Драматурга интересуют не столько характеры или поступки, сколько проявление настроения персонажей, каждый из которых участвует в создании общей атмосферы пьесы.
В развитии сюжета необходимо учитывать и внесце-нических персонажей. К ним стягиваются многие сюжетные линии пьесы, и все они участвуют в развитии действия: «парижский любовник» Раневской, ярославская бабушка Ани и др.
Тем не менее в пьесе есть центральный образ, вокруг которого строится основное действие, — это образ вишневого сада.
^ Роль образов-символов в пьесе. Смысл названия. Символика — важный элемент чеховской драматургии. Символ — предметный образ, замещающий в художественном тексте несколько смысловых значений. Отдельные мотивы и образы в пьесах Чехова нередко получают символическую нагрузку. Так, символический смысл приобретает образ вишневого сада.
Вишневый сад — прекрасное творение природы и рук человеческих. Это не просто фон, на котором развивается действие, но олицетворение ценности и смысла жизни на земле. Слово сад у Чехова означает долгую мирную жизнь, идущую от прадедов к правнукам, неустанный созидательный труд. Символическое наполнение образа сада многогранно: красота, прошлое, культура, наконец, вся Россия.
Вишневый сад становится в пьесе своего рода пробным камнем, позволяющим обнаружить существенные свойства персонажей. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Вишневый сад — это и грустное прошлое Раневской и Гаева, и унылое настоящее Лопахина, и радостное и одновременно неопределенное будущее Пети и Ани. Но сад — это и хозяйственная основа имения, неразрывно связанная с крепостничеством. Так, с образом вишневого сада оказываются связаны размышления о социальном укладе русской жизни.

Наступает период Лопахина, вишневый сад трещит под его топором, он обречен, его вырубают под дачные участки. В победе Лопахина есть определенная историческая закономерность, но вместе с тем его торжество не принесет решительных перемен: общий строй жизни останется прежним.
Петя и Аня живут ради будущего. Они понимают красоту вишневого сада. Петя чувствует, что сад не только опорочен крепостническим прошлым, но и обречен настоящим, в котором нет места прекрасному. Будущее рисуется ему как торжество не только справедливости, но и красоты. Аня и Петя хотят, чтобы вся Россия была как прекрасный цветущий сад.
Образ вишневого сада овеян лиризмом и то же время способен высветить смысл происходящего светом иронии. Выражая свое отношение к нему словом и, главное, делом, каждый персонаж яснее обнаруживает свою нравственную основу. В сложном сплетении разноплановых образов решается проблема личности и ее идеалов.
Размышления и споры о вишневом саде, о его прошлом, ближайшем и отдаленном будущем все время выливаются в суждения и дискуссии о настоящем, прошлом и будущем России. Вся эмоциональная атмосфера, которая связана в пьесе с образом вишневого сада, служит утверждению его непреходящей эстетической ценности, утрата которой не может не обеднить духовной жизни людей. Если существующая жизнь обрекает сад на гибель, то естественно отрицание этой жизни и стремление к новой, которая позволит всю Россию превратить в цветущий сад.
Таковы глубокие философские основы чеховских размышлений о вишневом саде и его судьбе. Они-то и ведут к главному в пьесе — к мысли о людях, их жизни в прошлом и в настоящем, об их будущем.
Кроме вишневого сада в пьесе есть и другие символические образы и мотивы. Символичны образ и судьба старого слуги Гаева — Фирса. В конце пьесы все герои уезжают, оставив его в запертом доме на произвол судьбы. Они оставляют в этом доме свое прошлое, воплощением которого является старый слуга. Слово недотепа, произнесенное Фирсом, может быть отнесено к каждому из героев. С этим образом связана также проблема гуманизма. Почти никто не вспомнил о верном слуге, который даже в такой момент думает не о себе, а о своем хозяине, не надевшем теплую шубу. Вина за драматическую развязку жизни Фирса возлагается на всех основных персонажей «Вишневого сада».
Традиционный символ времени — часы — становится ключевым для пьесы. Лопахин — единственный герой, который все время смотрит на часы, остальные утратили чувство времени. Символично движение стрелки часов, соотносящееся с жизнью героев: действие начинается весной, а заканчивается глубокой осенью, майскую пору цветения сменяет октябрьский холод.
Символичен жест Вари, бросившей на пол ключи от дома после известия о том, что у имения теперь новый хозяин. Ключи воспринимаются как знак привязанности к хозяйству, символ власти.
Деньги предстают в пьесе как символ растраченного богатства и расслабленной воли Раневской. Леденцы и бильярд Гаева — как символ нелепо, пусто прожитой жизни.
Символичен звуковой фон пьесы: звон ключей, стук топора по дереву, звук лопнувшей струны, музыка, — способствующий созданию определенной атмосферы происходящего на сцене.

2

Похожие:

Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconНаименование и краткое содержание лекций в соответствии с Рабочей...
Задачи схемотехнического моделирования. Моделирование статических режимов, моделирование во временной и частотной области, анализ...
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconПроверочный тест №7 по теме «Очерк жизни и творчества А. П. Чехова....
...
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconУрока: обучающие
М. А. Шолохова и его произведениях; помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную...
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconКраткое содержание по поэме "Цыганы"

Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconКраткое содержание по поэме "Кавказский пленник"

Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconЛ. Н. Толстой «Филипок» ( II урок, продолжение)
Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconИ краткое содержание
Изучить сущность и специфику этнических конфликтов, причины их возникновения, стадии развития и методы разрешения
Краткое содержание рассказа «Ионыч» icon1. Краткое содержание плана финансово-хозяйственной деятельности...
Краткое содержание плана финансово-хозяйственной деятельности -осуществлять самостоятельно финансово-хозяйственную деятельность
Краткое содержание рассказа «Ионыч» iconКраткое содержание курса
Основной формой отчета студентов о самостоятельной подготовке в межсессионный период является контрольная работа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница