Тема урока: «Галерея образов помещиков»




Скачать 61,79 Kb.
НазваниеТема урока: «Галерея образов помещиков»
Дата публикации27.08.2013
Размер61,79 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Тема урока:

«Галерея образов помещиков»

(по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»)
Цели урока:

  • раскрыть характеристику образов помещиков, выделить главные черты характеров, особенности портрета, показать типичность образов помещиков с помощью основного элемента художественного стиля Н.В.Гоголя – детали; обучить учащихся умению находить и исследовать детали в художественном тексте и делать выводы;

  • содействовать развитию самостоятельного мышления учащихся, закрепить умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев.

  • углубить и обобщить знания, полученные в ходе изучения темы; развивать нравственные качества учащихся, любовь у миру художественной литературы, умение отстаивать собственную точку зрения.



^ Ход урока

I. «Мертвые души» - творение столь глубокое по содержанию и великое по творческой концепции и художественному совершенству формы, что одно оно пополнило бы собою отсутствие книг за десять лет и явилось бы одиноким среди изобилия в хороших литературных произведениях» - говорил В.Г. Белинский

Столь высокая оценка «Мертвых душ» была дана Белинским в конце 1843 года. С момента этого высказывания прошло полтора века, но и по сей день феномен Гоголя поражает с не меньше силой. В чем причина? Легко было бы ответить: в гениальности создателя поэмы. Но такое объяснение будет слишком общим. Ведь каждый великий художник имеет свои особые истоки и импульсы творчества. Имел их и Гоголь. Цель нашего урока – обратиться к этим истокам и нащупать эти импульсы творчества великого сатирика, попробовать приблизиться к Гоголю, «почувствовать» гениальную живопись словом (о Ноздреве).
^ II. Реализация индивидуального задания.

III. Опорная схема поэмы «Мертвые души»

IV. В названии темы урока есть слово галерея, которое в переносном значении обозначает «длинный ряд, вереницу типов». Задача нашего урока состоит в том, чтобы найти то общее, что роднит помещиков Н.В.Гоголя, ответить на вопрос, почему они объединены в одну галерею типов, хотя каждый из них обладает своей, резко обозначенной индивидуальностью. С понятием «тип» мы также знаком. Тип – это образ, содержащий характерные черты какой-либо группы людей. Употребляя слово «тип», мы имеем в виду то свойство персонажа, которое позволяет в нем увидеть многих знакомых людей. К героям «Мертвых душ» это имеет непосредственное отношение.
Порядок разбора помещиков

В.Г. Белинский писал: «Действительно, каждый из нас, какой бы он ни был хороший человек, если вникнет с тем беспристрастием, с каким вникает в других, - то непременно найдет в себе, в большей или меньшей степени, многие из элементов многих героев Гоголя».

Таким образом, герои Н.В. Гоголя имеют, с одной стороны, общечеловеческое значение, с другой стороны – это помещики определенной эпохи и представители широких слоев крепостнической России.
1) Что объединяет, по вашему мнению, всех помещиков, нарисованных Гоголем?

а) низкий культурный уровень;

б) отсутствие интеллектуальных запросов;

в) стремление к обогащению;

г) жестокость в обращении с крепостными;

д) нравственная нечистоплотность.

2) Вы представили разные мнения, которые показывают что же объединяет помещиков.

Помогут углубить ваши знания сведения о приемах, которые использует Гоголь, раскрывая образы помещиков.

Все портреты помещиков даны в главах, расположенных в определенном порядке.

^ 3) В чем же смысл такого расположения глав: М. – К. – Н. – С. – П.

4) Нарастают ли постепенно отрицательные качества в героях или же герои представлены по принципу контраста.

Последовательно, от героя к герою, Гоголь обнажает никчемную жизнь помещиков. «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого», - писал он. Образы помещиков даны по мере их духовного оскудения и морального падения. Показано, как постепенно совершался распад человеческой личности. В том порядке, в котором Гоголь знакомит читателя с помещиками есть глубокий внутренний смысл: писатель стремится раскрыть в своих героях все большую степень утраты человеческих начал, деградацию человека, омертвление его души. Путь от Манилова к Плюшкину – лестница вниз.
^ Презентация «Теория литературы»

Мы выяснили, как композиция, расположения частей поэмы, помогает понять характеры героев их духовную декларацию.
5) Гоголь использует такой стилистический прием как градация – нагнетает или, наоборот, ослабление сравнений, эпитетов.
6) Одним из самых важных средств создания образов является деталь – подробность, частность, мелочь позволяющие передать эмоциональное и смысловое содержание сцены, эпизода или всего произведения. В качестве детали изображаются предметные подробности, придающие дополнительные черты портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жестам, речи и т.д.
Функции детали:

  1. Деталь как средство типизации

  2. Деталь как средство индивидуализации

Художественная деталь бывает портретная, психологическая, бытовая, словесная, пейзажная.

7) Какая деталь в портрете Манилова является преобладающей? Какие детали являются преобладающие в портрете других героев.

Манилов:

  1. глаза (тема сахара) сладкие до приторно сладкого доходят, слащавость.

  2. Речь Манилова пуста, бессодержательна. «Уж такое доставили наслаждение, майский день,… именины сердца». Речь Манилова похожа на него самого. Такая же сладкая, неопределенная.

  3. Книга, открытая на 14-й странице, подернутая пылью указывает отсутствие интеллектуальных запросов.

  4. В доме его вечно чего-то недоставало… два кресла… обтянутые рогожею – бездеятельность, статичность характера.



Коробочка:

  1. Комод – Коробочка сама напоминает комод – символ накопительства, скопидомства

  2. Двор, наполненный птицами, живностью – жажда обогащения.

Ноздрев.

Кабинет: «… не было следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья (указание на необразованность хозяика). Шарманка, у которой не все дудки были в порядке. «Одна из них очень бойкая… никак не хотевшая угомониться… долго потом еще свистела». Такое поведение шарманки символизирует поведение ее владельца, который делал все вдруг, стремительно, без всякого основания, перескакивая с предмета на предмет, т.е. вел себя бесцеремонно, резко, нагло, вызывающе.

Собакевич:

Мебель «самого тяжелого и беспокойного свойства» символизирует полное отсутствие человеческого начала в помещике. Характер его раскрывается только в свете окружающего его предметно-вещного мира.

Плюшкин:

Калач, которым Плюшкин хотел угостить Чичикова. Тяготеет к символу – ссохшаяся душа Плюшкина. Деталь-действие: опрокинул половину бараньего бока; «доел в четверть часа всего осетра» - указывает удовлетворение гастрономических физиологических потребностей – чревоугодие.

Таким образом, Детали, их роль в поэме огромна. Попробуем сделать вывод.

Манилов – сентиментальный мечтатель, не способен ни к какому делу, неотъемлимая часть его жизни – праздность, апатия, лень – то, что мы называем маниловщиной. Все это ведет к упадку, запустению.

Коробочка – погрязшая в тине мелочей, исполнена подозрительности, страха, ее характеризует расчетливость, скопидомство, суетливость, примитивное мышление, бессмысленное накопительство. «Дубинноголовая», она не может взять в толк «негоции» Чичикова. Духовно мертва.

Ноздрев – отличает его от других способность врать, обманывать в карты «охотник погулять», меняла, скандалист, время проводит в кутежах, расточительности. Обирает крестьян. Ноздрев не несет в себе ничего истинного человеческого, далек от нравственных принципов. Есть понятие «ноздревщина» – напористость, наглость.

Собакевич – это «чертов кулак», торгаш. Преувеличенный практицизм, страсть к стяжательству, накоплению, стремление к собственному благополучию, забота о прочности поместья, человеконенавистничество свидетельствуют: перед нами убежденный крепостник, душа, лишенная живого начала.

Плюшкин – раб вещей, жадность, страсть к собственности, к собиранию, накоплению, дошедшая до абсурда уничтожила в нем все человеческое, привело его к распадению его связей с реальным миром, к духовной деградации, к омертвению души.
^ 8) Экскурсия в музей. Галерея картин (Иллюстрации художников Боклевского, Лаптева, Кукрыниксов).
9) Гоголь в поэме выступил как сатирик (Сатира – это уничтожающая критика пороков окружающей действительности). Использует сатирические приемы: двойное зрение, ирония.

Все помещики, продающие мертвых душ на самом деле сами – мертвые души и это мы доказывали в течение всего урока.

Гоголь писал: «…мне всегда казалось, что в жизни моей мне предстоит какое-то большое самопожертвование» (назначение высокое). Гоголь живописует, негодует, учит.
10) Какие уроки вы извлекли из прочтения поэмы? Какой главный урок преподал Вам Гоголь? (Не болтать по пустякам, чтобы слово не расходилось с делом, не злословить, остерегаться пошлости)


Возвышенное

Пошлость


Куда легче скатиться? Вниз. Скатиться легче, чем подняться. Восхождение требует гораздо больших затрат, времени, сил, работы ума и сердца.

Вот вы и вынесли один из самых важных уроков Гоголя.
11) Но не все плохо, мрачно, пошло в поэме. Есть слова, обнадеживающие. Гоголь дает напутствие в 6-й главе, в главе о Плюшкине: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»

Подведение итогов урока. (Презентация)
Домашнее задание. глава VII-X (губернский город, чиновники)

Похожие:

Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconСистема образов романа. Многоплановость, разноуровневость повествования:...
Цель урока: анализ системы образов романа на основе «библейских» глав, показать значение образов Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри;...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconМоё восприятие образов помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Пушкиным и Грибоедовым. Развивая принципы критического реализма. Гоголь стал одним из величайших представителей этого направления...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconМетодическая разработка урока музыки. (для 7 -го класса). Тема: М....
Главная задача и принцип этого урока – нацеленность на интонационно – образное мышление, живую мысль. Музыка рассматривается в постоянном...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconРазработка урока по творчеству В. М. Шукшина 9 класс Тема: «Три мира...
Цель урока: Выполнить анализ рассказа Шукшина; выявить нравственные мотивы современного произведения, характерные для русской классической...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconС уггестивная дидактика романтизма в поэме
Бальзака, Теккерея, Стендаля или целая галерея положительных образов Диккенса. Кроме того, писатели-реалисты XIX века не боялись...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconУрока: 1 повторить, систематизировать, обобщить исторические факты и события Смуты
Оборудование урока: карта «Россия в XVII века», рабочий лист, портретная «галерея» исторических личностей XVII века, выставка литературы...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconКонспект урока литературы в 11 классе по теме Философский смысл символических образов
Цель: познакомиться с историей создания романа «Белая гвардия»; анализируя первые главы произведения, проследить динамику символических...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconТема : Прибаутка и небылица
Цели урока: познакомить с жанрами: «прибаутка и небылица»; рассмотреть закономерность фольклорных жанров – наличие повторов; работать...
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconУрока: урок обобщение Оборудование
России. Естественные и гуманитарные науки. Система образования. Структура урока: Организационный момент. Вступительное слово учителя....
Тема урока: «Галерея образов помещиков» iconУрок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница