Для рассказа




Скачать 174,51 Kb.
НазваниеДля рассказа
Дата публикации27.08.2013
Размер174,51 Kb.
ТипРассказ
pochit.ru > Философия > Рассказ
Как быть, если ребенок постоянно путает буквы, слоговое чтение никак не складывается, ошибки допускаются в большом количестве? Ничего страшного нет в том, что ребенок несколько отстает в усвоении навыков чтения. Письменная речь (письмо и чтение) появилась значительно позже устной речи.

Письменная речь представляет собой кодирование необходимой информации, а чтение - декодирование. Для сохранения информации (тех или иных знаний, опыта) используются те или другие символы (буквы, цифры, числа, знаки). В связи с этим ребенок должен быть готов к усвоению символов. К началу обучения у него в достаточной степени должны быть развиты зрительное восприятие, память, внимание, самоконтроль, умение анализировать, произвольность, усидчивость и др.

Каждому ребенку можно помочь. Никакая помощь не бывает бесполезной, если взрослый желает помочь, настроен оптимистично, терпелив, доброжелателен. Занимаясь с ребенком дома, следует помнить, что время занятий не должно превышать 25 минут. Лучше заниматься после того, как ребенок отдохнул после школы, а в выходные дни – в первой половине дня.

После овладения навыком чтения словосочетаний и предложений ребенок переходит к чтению текста. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного – понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.

Чтобы помочь ребенку в овладении навыком осмысленного чтения текста также можно использовать занимательные игры и игровые упражнения. При этом предлагать ребенку игры с текстами можно только в том случае, если он уже успешно освоил чтение предложений, т. е. читает их быстро и понимает смысл прочитанного.

Вашему вниманию предлагаю следующие игры и упражнения с текстом:

1. Название для рассказа.
2. Составь рассказ.
3. Расставь точки.
4. Придумай окончание рассказа.
5. Парные загадки.
6. Найди ошибку.
7. Чтение текста с конца.
8. Все быстрее и быстрее.

Игры и упражнения с текстом

 

Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного – понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.

Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.

На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком. Предлагать ребенку игры с текстами можно только в том случае, если он уже успешно освоил чтение предложений, т. е. читает их быстро и понимает смысл прочитанного.

 

Название для рассказа

Ребенок читает текст, взрослый предлагает несколько вариантов названий этого текста (при этом только один из предложенных вариантов может подходить по смыслу), ребенок выбирает название.

Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: «На море» / «За ягодами» / «Хорошо в лесу» / «Заблудились».


ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.

 

Составь рассказ

Для этого упражнения необходимо разрезать заранее подготовленный текст на предложения или части (абзацы). Ребенку нужно прочитать отдельно каждую часть, догадаться, о чем весь рассказ, а затем расположить части в правильной последовательности. Такой вид работы помогает формировать понимание последовательности и причинно-следственных связей событий. Лучше использовать для этого упражнения тексты букварей и азбук.

Пример предложений для игры:

СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/

 

Другой вариант игры заключается в составлении связного рассказа из двух текстов, прочитанных вперемежку.

 

Придумай окончание рассказа

Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.

 

Расставь точки

Для проведения упражнения напишите текст, знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Предложите ребенку определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая. Например:

МЫ НАЛОВИЛИ МНОГО РЫБЫ БЫЛИ ТУТ ЕРШИ И ОКУНИ ДОМОЙ МЫ ПЛЫЛИ В ЛОДКАХ НАШИ МАМЫ БЫЛИ РАДЫ ОНИ НАВАРИЛИ НАМ УХИ

 

Парные загадки

Для игры вам понадобятся загадки разного рода, по 2 на одну отгадку. Вы можете использовать стихотворные авторские загадки из сборников, русские народные загадки или загадки народов мира. Ребенок читает тексты, отгадывает загадки и находит их пары. За одну игру можно использовать 2–5 пар загадок.

^ О капусте:

1. Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи –

Меня в них ищи.

 

2. Что за скрип?

Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я ...

 

О луке:

1. Сидит дед, в шубу одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

 

2. Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

 

Об арбузе:

1. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

 

2. К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

 

О петушке:

1. Кто так заливисто поет

О том, что солнышко встает?

 

2. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

 

Найди ошибку

В одном законченном тексте предложения расположены в нарушенной последовательности. Ребенку предлагается определить порядок следования предложений, найти и исправить ошибки.

Например:

^ Весело было Ване. Коньки были очень хорошие. Папа дал Ване денег. Ваня надел их и пошел на каток. Он велел Ване купить коньки.

 

Чтение текста с конца

Выберите текст, состоящий из 4–8 предложений. Перепишите его на лист бумаги, но в обратном порядке – первым напишите последнее по смыслу предложение, а последним – первое предложение текста.

Например: 

Он долго еще зализывал раны. Кот спрыгнул с дуба. Они клевали кота. Дрозды стали защищать своих птенцов. Но тут прилетели дрозды. Кот Васька влез на дуб. Весной в гнезде появились птенцы. На дубе было гнездо дроздов.

Предложите ребенку прочитать написанное вами, догадаться, о чем шла речь в тексте, и пересказать его. Проверить себя ребенок может, прочитав предложения в обратном порядке – от последнего до первого.

 

Все быстрее и быстрее

Цель игры: учиться читать текст, развивать скорость чтения. Игра заключается в постепенном увеличении скорости чтения за счет многократного прочтения одного и того же текста. При выборе текста для этой игры учитывайте следующие требования: предложения в тексте должны состоять из 3–8 слов, текст должен быть такой длины, чтобы ребенок не смог прочитать его с первого раза за 3 минуты.

Ребенку нужно объяснить, что он будет читать на время (за 1 минуту). После команды «Стоп» он должен поставить в тексте отметку на том месте, где остановился. Повторное чтение необходимо начинать с начала рассказа, снова отмечая место окончания чтения за 1 минуту. Читать нужно вслух. Желательно один текст читать таким образом 5–8 раз.

Каждое новое прочтение обязательно будет увеличивать количественные показатели, и при этом результат упражнения становится видимым. Ребенку обязательно нужно указать на этот положительный результат ребенку, и он начнет понимать, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен. Ребенок будет получать удовольствие от своих успехов, а значит, будет читать с интересом.

^ Игры со словами

 

Иногда ребенок  при чтении слова не понимает его смысла. Это связано с тем, что читать и понимать – две разные задачи. И некоторым детям сложно одновременно выполнять эти две задачи. Поэтому после освоения ребенком достаточного для составления слов количества слогов необходимо целенаправленно заниматься обучению осмысленному чтению. Этот период иногда бывает длительным, но благодаря разнообразным играм и упражнениям со словами может стать интересным и увлекательным для детей.
Лесенка


ра

 

 

 

 

 

 

 

 

но

 

 

 

 

 

 

 

 

ра

 

 

 

 

 

 

 

 

ма

 

 

 

 

 

 

 

 

ло

 

 

 

 

 

 

 

 

си

 

 

 

 

 

 

 

 

ла

 

 

 

 

 

 

 

 

па


Буква потерялась

Ребенку предлагается вставить пропущенную букву в слово (лучше использовать буквы из разрезной азбуки, так как если ребенок впишет букву, второй раз вы не сможете использовать эту карточку, а такая необходимость может возникнуть).



В данной игре желательно использовать картинки. Например, выполняя данное задание со словом «КИТ», ребенок может рассуждать так: «Поставлю А, получается КАТ, нет, такое слово не подходит к картинке, поставлю У, получается КУТ, тоже не подходит, поставлю О, получается КОТ, тоже не подходит! КИТ! КИ-И-ИТ! Здесь должна быть буква И!» Таким образом в этой игре ребенок учится осмысленному чтению, понимает смыслоразличительное значение букв, развивает фонематический слух и самоконтроль.

 

Составь слово из слогов

В этой игре картинки не потребуются. Разрежьте двусложное слово на слоги, например: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, последовательность он определяет сам. У ребенка может получиться и КАРУ, и РУКА. Чтобы выбрать правильную последовательность слогов, ребенок осмысливает их сочетание.

В дальнейшей работе можно перейти к игре с трехсложными словами, например: МО-ЛО-КО (у ребенка могут получиться варианты: КОЛОМО, КОМОЛО, ЛОКОМО, ЛОМОКО, МОКОЛО), или ДО-РО-ГИ (могут получиться "слова": ГИРОДО, ГИДОРО, РОГИДО, РОДОГИ, ДОГИРО).

Другой вариант игры: нужно соединить слоги, подобрав половинки фигурок; провести линии и прочитать получившиеся слова:



Еще один вариант данной игры – пазлы со слогами. Мультимедийные пазлы опубликованы на моем блоге в посте «Пазлы. Словарные слова».

 

Словарное лото

Самая распространенная игра со словами, которая часто продается в готовом виде. В режиме лото взрослый показывает ребенку картинки, ребенок забирает их себе, если на его карточке есть соответствующее слово.

                         

                     карточка - лото                                                                                                  карточки для разрезания
Картинка + слово

Игра встречается в рабочих тетрадях по обучению чтению, в азбуке. Задание предполагает прочтение слова и соединение его с соответствующей картинкой.



Однако в таких играх последнее слово читать не надо, ответ - единственный оставшийся вариант. Значит, в приведенном выше варианте задания ребенок прочитал не три, а всего лишь два слова. Поэтому чтобы игра стала более насыщенной, должен быть лишний вариант ответа. Например, так:


 

Закончи слово

Для этой игры потребуются любые картинки (от лото, из журналов, открытки). К картинкам присоединяются (приклеивается, на скрепку) начала слов, обозначающих предметы, на них изображенные. Окончания слов раскладываются перед ребенком. Нужно подобрать соответствующее окончание. Не забудьте о лишнем варианте окончания!



 

Другой вариант задания: подобрать к первому слогу подходящий второй из двух предложенных вариантов. Например: соедини правильно слоги, отгадай имена детей.

 

 

Прочитай слово по его половинке

Упражнения, аналогичные узнаванию букв и чтению слогов по их половинкам, способствуют профилактике различных ошибок при письме. Ребенок читает слово по его верхней или нижней половине, затем находит вторую половину, соединяет и проверяет правильность выполнения задания.

Чтобы упражнение было более интенсивным, не забывайте о лишних ответах (добавляйте одну непарную половину слова).


 

Если ребенку трудно читать целое слово по его половине, то для начала можно предлагать вариант слов со "стертыми" ("недописанными") буквами.



 

Изографы

Изограф – это картинка, выполненная всеми буквами слова, эту картинку обозначающего. Расположение букв напоминает изображение того предмета, о котором идет речь. При отгадывании изографа ребенок ориентируется на изображение, затем проверяет соответствие набора букв предполагаемой отгадке.



 

Пирамидка

Детям бывает сложно прочитать длинные слова, в этом случае поможет следующий прием: разделите слово на слоги, запишите слоги в виде пирамидки: последний слог на первой строчке, далее предпоследний слог и т.д. Ребенок вначале читает верхний слог, другие слоги прикрыты. После этого вы открываете вторую строчку и ребенок читает слоги на ней и т.д. Пока ребенок не прочитает все слово.

СИТ

СО-СИТ

ЛЕ-СО-СИТ

ПЫ-ЛЕ-СО-СИТ

ПЫЛЕСОСИТ

Такой способ чтения исключает неправильное "додумывание" слова. Сравните: если читать слово, прибавляя по одному слогу, начиная с начала, ребенок, скорее всего, не дочитает слово до конца, а догадается об окончании слова (ПЫ, ПЫ-ЛЕ, ПЫЛЕ-СО, ПЫЛЕСОС? ПЫЛЕСОСИЛА? ПЫЛЕСОСИЛИ?).

 

Прочитайте с конца

Вначале просим ребенка прочитать набор букв АКШУБАБ. Спрашиваем: «Будет ли считаться словом данный набор? А если прочитать наоборот?». Читаем наоборот: БАБУШКА.

 

Лесенка

га

газ

град

город

глобус

граница

 

Превращение слов – волшебная цепочка

  1. Измените одну букву: дом – том – ком – лом – сом; дом – дол – дог – Дон; дом – дым.

  2. Как можно превратить дым в пар? /Дым – дам – дар – пар./

 

Подбери слово

Все упражнения такого типа основаны на подборе логически связанных пар/групп слов. Для установления логических связей между словами необходимым условием является полное осмысление прочитанных слов. Упражнение может быть наполнено различным содержанием, общей является форма организации: взрослый заранее продумывает и пишет на отдельных карточках слова, затем предлагает ребенку прочитать и разделить слова на группы/пары, например:

- выбери посуду и мебель (растения и животных, овощи и фрукты, съедобное и несъедобное и т. п.);

- что наливают в кружку, а что в тарелку? (чай, борщ, щи, молоко, кофе, солянка, какао, сок...);

- подбери к каждому слову из первой группы подходящее по смыслу из второй группы (весна – ручей, зима – снег, лето – жара, осень – грибы; клоун – цирк, врач – больница, продавец – магазин, учитель – школа, повар – ресторан и т. п.);

- подбери к каждому слову как можно больше подходящих по смыслу (летит – бабочка, птица, самолет, время; пишет – карандаш, ручка, ученик; скачет – зайчик, кузнечик, девочка; растет – цветок, гриб, ребенок и т. п.);

- подбери противоположные слова (быстрый – медленный, широкий – узкий, добрый – злой, холодный – горячий, молодой – старый...).

 

Геоборды

В большие расчерченные квадраты впишите по горизонтали и вертикали слова, относящиеся к какой-либо общей теме (овощи, фрукты, дом, школа, игрушки, имена...). Клетки, оставшиеся пустыми, заполните любыми буквами. Ребенку нужно найти и прочитать слова, которые вы "спрятали". Если ребенку сложно искать слова по теме, попросите находить называемые или загадываемые вами слова ("Найди слово РУСАЛОЧКА", "Найди имя героя, который живет на крыше"). Задание развивает осмысленность чтения, так как кроме слов-отгадок ребенок может увидеть в таблице и бессмысленные слова - АМАЛЬ, ЛЯБА, ОЛАБ и др.

                                                          СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ

К

О

Л

О

Б

О

К

А

Й

Д

А

Д

И

Л

А

П

О

Т

Ь

Ю

Р

У

С

А

Л

О

Ч

К

А

Й

А

Р

А

Б

Д

А

Д

О

Н

М

Б

Е

Л

К

А

Щ

У

К

А

О

А

М

А

Л

Ь

В

И

Н

А

В

С

А

Л

Ё

Н

У

Ш

К

А

О

Д

Р

А

К

О

Н

К

О

Т

Ч

Е

Ь

К

А

Р

Л

С

О

Н

К

Л

Я

Б

А

З

И

Л

И

О








Продолжаю публикацию игр и упражнений для овладения младшим школьником (дошкольником) навыком чтения. Как уже писала в посте "Игры и упражнения со словосочетаниями", на этапе овладения навыком чтения предложений главная задача взрослых - помочь ребенку научиться осмысливать прочитанное.

При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения. Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов. Но для облегчения чтения предложений можно использовать разнообразные игры и упражнения.

Например:
1. Предложение + картинка.
2. Разрезные предложения.
3. Перестановка слов.
4. Найди предложения.
5. Что не так?
6. Вставь окончания.
7. Слово потерялось.

Игры и упражнения для предупреждения ошибок на уровне словосочетания

 

Для ребенка, который осваивает чтение словосочетаний, предложений, текстов, - это новый и достаточно сложный этап обучения. Главная задача этого этапа - дать ребенку возможность научиться в полной мере осмысливать прочитанное. В азбуках и букварях, к сожалению, этап работы над словосочетанием почти не представлен. Хотя именно в словосочетании ребенку проще научиться понимать смысловое значение форм слов, значение предлогов. На этапе чтения словосочетания можно использовать следующие упражнения.

 

Составь словосочетание

Ребенку предлагается соединить стрелками слова, чтобы получилось верное словосочетание. При этом используются как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:

зеленый

листья

 

хвост

коровьи

зеленая

платье

 

голова

коровье

зеленое

дуб

 

туловище

коровья

зеленые

лужайка

 

ноги

коровий

 

В данном задании можно предъявлять сочетания с глаголами, числительными и наречиями. Например:

один

зеркало

 

одно

весла

одна

сутки

 

два

весел

одно

пень

 

пять

весло

одни

комната

 

 

 

 

Подбери окончания

Детям предъявляются словосочетания с пропущенным окончанием прилагательного. На отдельной карточке записываются возможные окончания. Например:

      громк____     звуки

      громк____     песня

      громк____     пение

      громк____     голос

ая

ое

ие

ий

 

Данное задание можно проводить не только с именами прилагательными, но и глаголами. Например:

время бежал____

мальчишки бежал____

девочка бежал____

а

о

и

 

Исправь ошибки

Ребенку предъявляются неверно составленные словосочетания. Игра проводится по типу "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например:

длинная вечер (длинный)

черный крылья (черные)

 

Какое слово потерялось

Детям предъявляются словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги пишутся на отдельных карточках. Предложите детям "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:

чай ____ сахаром

кошка ____ диване

костюм ____ шкафу

собака ____забором

пришла ____магазина

книга ____ животных

на

в

с

из

за

о

от

 

Подбери слово

Слова записаны на отдельных карточках. Ребенок должен подобрать существительное к данному прилагательному.

О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например:

теплый – день, вечер, пирог, чай, свитер, …;

теплая – погода, кофта, весна, рука, …;

теплое – молоко, платье, письмо, озеро, …;

теплые – носки, дни, пироги, слова, … .

Похожие:

Для рассказа iconТихое утро” Проблематика рассказа Ю. Казакова
...
Для рассказа iconТема. «Нравственные уроки рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Смысл названия рассказа
...
Для рассказа iconУрока: обучающие
М. А. Шолохова и его произведениях; помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, его глубокую нравственную...
Для рассказа iconРассказа И. А. Бунина «Кума»
В таком же описательном стиле вводятся и герои рассказа: кума и кум, друг мужа (имена их в тексте не даются); также существует муж...
Для рассказа iconРассказа редакцией на протяжении всего текста неоднократно, постоянно, последовательно
«Здесь был Фёдор» выстроен автором с учетом художественных, психологических, философских и других факторов. Задачи рассказа последовательно...
Для рассказа iconРассказ «Смерть чиновника»
Рочитав его первые строки, мы обнаруживаем несоответствие между сюжетом рассказа и манерой его повествования. Слово «смерть» в заглавии...
Для рассказа iconВнимательно прочитайте обзорный материал, закрепите основные понятия,...

Для рассказа iconРассказ «Смерть чиновника» А. П. Чехова. История создания и общая...
Не задумывались над такими вопросами и авторы традиционного рассказа-анекдота. Достаточно было бы похлестче обыграть этот комический...
Для рассказа iconПервый вариант этого рассказа был опубликован в 1944 году. В то время...
Катти Сарк". В 1952 году в Англии образовалось Общество сохранения "Катти Сарк", которое на собранные деньги реставрировало корабль...
Для рассказа iconСписок литературы для будущего 11 класса Проза 19 – нач. 20 века
Бунин И. Стихотворения, рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», сб. «Темные аллеи» (2-3 рассказа), лирика
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница