Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»




Скачать 53,56 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»
Дата публикации25.08.2013
Размер53,56 Kb.
ТипКонспект
pochit.ru > Философия > Конспект
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе.

Тема: « Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном

предложении».
Цели:

  1. Обучающие:

-формирование навыка постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

-формирование навыков анализа текста;

-формирование навыков самоконтроля и самопроверки.
2. Развивающие:

- закрепление знаний о постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении и умений их применять;

-закрепление навыка определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения

-развитие пунктуационной зоркости.
3. Воспитательные:

-воспитание любви к чтению;

-развитие языкового чутья, воспитание бережного отношения к языку.
^ Тип учебного занятия: урок закрепления знаний.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация для урока, рабочий компьютер учителя, рабочий лист урока, таблица самоанализа знаний, система голосования «Вердикт».
^ Ход урока:

1.Организация начала занятий.

2.Подготовка к основному этапу занятий.

Сообщение темы и цели урока.

Эпиграф.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой.

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
3.Закрепление знаний и способов действий.

1. Устный опрос с использованием интерактивной доски.

-Заполните «слепую» таблицу.
2. Тренинг по пунктуации.

-А теперь пора применить теоретические знания на практике. На месте пропуска поставьте нужный знак препинания и обоснуйте свой выбор.
^ Я знаю _ в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Не спится, няня _ здесь так душно.

Служить бы рад _ прислуживаться тошно.

Страшная мысль мелькнула в уме моём _ я вообразил её в руках разбойников.

^ Лук царевич опустил, смотрит _ коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.

Не снег кружится в чистом поле _ пух одуванчиков летит.

Мы полагали _ вблизи казачьей станицы опасаться нечего.

Неприятельское судно шло втрое скорее _ уйти было невозможно.

^ Настанет утро _ двинемся в путь.

Юноша ликовал _ он вышел невредимым из-под вражеского обстрела.
3. Перестроение сложных союзных предложений в сложные бессоюзные.

-Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания.

^ 1) Пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело.

2) Слова Печорина врезались в память, потому что в первый раз я слышал такие вещи от

двадцатипятилетнего человека.

3) Их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце оставалось пусто.
4. Составление бессоюзных сложных предложений.

-Из простых предложений составьте три бессоюзных сложных предложения, используя различные средства связи:

^ 1) Ночью ударил первый морозец с ветерком.

2) После тёплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким.

3) Всё вокруг побелело.
5. Исследовательская работа.

Лингвистическая задача.

-Ребята, попробуйте представить себя в роли учёного-лингвиста. Перед вами проблемная задача – решите её.

В полном собрании сочинений А.С.Пушкина (1964 г.) в 5 главе романа «Евгений Онегин» знаки препинания расставлены так:

^ Он знак подаст – и все хохочут;

Он пьёт – все пьют и все кричат;

Он засмеётся – все хохочут;

Нахмурит брови – все молчат.
В трёхтомнике 1989 г. вместо тире стоят двоеточия.

Докажите, что знаки одного из вариантов легко можно оспорить, зная особенности бессоюзного сложного предложения. Какой ответ верен?
-Мы пришли к выводу, что, хотя один из знаков спорен, мы имеем право поставить любой из них. Речь идёт о таком понятии, как вариативность знаков препинания.
4. Обобщение и систематизация знаний.

1.Комплексный анализ текста.

-Вставьте в тексте пропущенные буквы и знаки препинания. Дайте орфографический и пунктуационный комментарий.

« Пол_жи своё сердце у чтения ».

1) Книга и чтение были предметом просл_вления во все времена и у всех народов. 2) Почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе было написа_о: 3) Пол_жи сердце своё у чтения. 4) Какие уд_вительно задушевные слова!

5) Книга и чтение это в_ликие учителя и во_питатели человеческих душ. 6) Вдумаемся в слова А.И.Герцена: 7) Вся жизнь человечества последовательно ос_дала в книге. 8) Племена люди г_сударства и_чезали книга ост_валась. 9) Она р_сла вместе с человечеством заставляя понимать в ней соед_нились все учения потр_савшие умы и все страсти потр_савшие сердца.
-«Положи своё сердце у чтения»…Как вы понимаете эти слова?

-Подберите синоним к слову страсти.

-Найдите в 8 предложении контекстные антонимы.

-Обозначьте грамматическую основу 5 предложения. Объясните постановку тире.

-Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения. Обоснуйте постановку знаков препинания в нём.

-Назовите средство связи 9 предложения с предыдущим.
-Каков тип текста? Обоснуйте свой ответ.

-Какова стилистическая принадлежность текста?

-Сколько микротем в этом тексте?

-Найдите и прочитайте тезис каждой микротемы.

-Какими аргументами автор подтверждает вторую микротему?

-Почему в публицистических и художественных текстах часто используются бессоюзные сложные предложения?
5.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

-Эту особенность бессоюзных сложных предложений вы попробуете применить на практике в домашнем задании. Используя бессоюзные сложные предложения, напишите сочинение-рассуждение, доказывая или опровергая следующий тезис:

^ Моё детство так же уникально и великолепно, как детство всех детей в мире…
6.Подведение итогов урока. Контроль и самопроверка знаний.

-Итак, пришла пора подвести итоги. Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по теме «Бессоюзные сложные предложения», умение определять смысловые отношения и ставить знаки препинания, умение конструировать бессоюзные сложные предложения и находить их в тексте.
-Сегодня на уроке вы оцените себя сами, оцените свою готовность к экзамену. «Знаю», «умею» - это 1 балл, «нет», «не уверен» - 0 баллов. Сложите полученные баллы – это и будет ваш конкретный сегодняшний результат. Постарайтесь быть объективны. Если вы поставили себе 0, не отчаивайтесь: вы обнаружили пробелы, которые предстоит восполнить.




Оценка


1.Знание теоретического материала





2.Умение определять смысловые отношения

в БСП




3.Умение конструировать БСП





4.Умение находить БСП в тексте





5.Умение решать нестандартные лингвис-

тические задачи





Рефлексия.

-Урок закончен. Осталось поставить последнюю точку. Давайте поразмышляем, что дал вам сегодняшний урок, что вы вынесли из него, с какими чувствами покидаете класс.

Какими словами описали бы вы своё состояние после урока:
-Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Ах, как я устал от этой суеты…

-Ты понял блаженство занятий, удачи закон и секрет.

-Готовиться к экзамену не так-то просто.

Похожие:

Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрок русского языка в 9-ом классе. Развитие речи. Тема: «Жанр эссе....
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрок-исследование «Тире и двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Цели: повторить материал предыдущего урока; используя исследовательскую деятельность учащихся, добиться от них самостоятельно сделанного...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрок русского языка в 10 классе
Задачи: воспитывать любовь к родному языку; дать общее представление о нормах русского литературного языка; повторить сведения о...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока литературы в 9 классе учителя русского языка и литературы...
Тема урока: Понятие о сентиментализме. Н. М. Карамзин – поэт, прозаик, историк, реформатор русского языка
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconУрок русского языка в 7 классе на тему: «Все о причастии. Обобщение изученного.»
Закрепление навыков образования и правописания причастий, нахождения в предложении обособленных определений, выраженных причастным...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект открытого урока русского языка в 10 классе Тема урока: «Фразеология»
...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: «Трудные случаи...
«Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект урока русского языка в 6 классе (2 часа) Грамматическая тема
На правой стороне записывается грамматическая тема. Ученикам предлагается в ходе урока составить коллективно конспект «Лексика»,...
Конспект урока русского языка, проведённого в 9 классе. Тема: «Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» iconКонспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница