Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012)




Скачать 86.67 Kb.
НазваниеКак писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012)
Дата публикации24.08.2013
Размер86.67 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Философия > Сочинение
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012)

Предлагаю 9-классникам и учителям в помощь при выполнении задания С2.2 экзаменационного теста эту памятку.
Готова принять ваши замечания и предложения по улучшению статьи.

1. Что такое «сочинение по заданному тексту»?
Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста.
Основным содержанием такого сочинения будет анализ (а не пересказ!) информации, которая содержится в тексте.
2. Как сформулировано и оформлено задание С2.2?
В проекте ДЕМО-2012 задание С2.2 выглядит следующим образом:
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Обратите внимание, что в задании сформулированы основные требования к сочинению (они подчёркнуты).
Остановимся на них подробнее.
3. Как должно быть построено сочинение?
Поскольку ваша задача - написать сочинение-рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи.
Напомню, что рассуждение состоит из следующих частей:
1. Вступление - тезис

2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры

3. Заключение – вывод
Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и будет стоить вам потери баллов.
4. Как начинать сочинение?
Как было сказано выше, начинается сочинение со вступления-тезиса.
Тезис – это мысль, которую нужно доказать.
В тезисе вы должны коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.
Поскольку объём всего сочинения небольшой, вступление может состоять из 1-2-х предложений.
Допускается и большее количество предложений во вступлении, но в этом случае помните, что объём вступления должен быть значительно меньше объёма основной части.
При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:
Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…

Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что (как и др.) …

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …

Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом...

По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …

В этом отрывке автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка я понимаю так: …

В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…
Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д. Но не злоупотребляйте ими и помните, что вводные слова всегда выделяются запятыми.
А теперь рассмотрим варианты вступлений:
Вариант 1. Я считаю, что мысль П. Флоренского, выраженная в выделенном фрагменте текста, заключается в том, что люди по-разному относятся к культуре.
Вариант 2. Размышления Сережки Сыроежкина заканчиваются словами: "А тут важно не ошибиться". По моему мнению, речь идет о том, какое это ответственное дело - выбор будущей профессии, выбор жизненного пути.
Вариант 3. Ключевой фразой, на мой взгляд, в финальных строках текста Ю.Я.Яковлева является последнее предложение, в котором автор сравнивает Косту с веточкой багульника. Этим сравнением он хотел донести до читателя мысль о том, что лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека, что и произошло с героем рассказа.

5. Как писать основную часть?
Основная часть вашего сочинения должна быть по объёму больше, чем вступление и заключение.
В основной части следует избегать:
• пересказа текста

• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.
В основной части необходимо продемонстрировать умение логично, аргументировано и стилистически грамотно излагать свои мысли.
В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли.
Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:
1. Перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея текста заключается именно в выделенном фрагменте.

3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею своими словами и запишите её на черновике.

4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и запишите на черновике. Помните, что это должен быть не пересказ, а рассуждение и анализ текста!
В основной части вы должны привести не менее двух аргументов (или доказательств) и подтвердить каждый аргумент минимум одним примером, взятым из текста.

6. Как оформлять примеры в сочинении?
Во-первых, помните о требованиях к примерам:
• примеров должно быть не менее 2;
• примеры должны быть из указанного текста;
• примеры должны подтверждать разные аргументы;
• каждый пример должен соответствовать указанному аргументу;
• пример без указания на аргумент не учитывается.
Во-вторых, оформлять примеры в сочинении можно 3-мя способами:
1) цитировать предложение (если оно не очень длинное), при этом знаки препинания расставляются так же, как и в предложении с прямой речью, или же предложение заключается в скобки.
В некоторых случаях цитировать можно не всё предложение, а часть его, ставя на месте пропущенных слов многоточие.
2) указывать номера предложений без цитирования (это делается в том случае, если предложение очень длинное).
3) для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише:
• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.

• Подтвердить данный аргумент можно примером из …. предложения текста.

• Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения.

• В подтверждение собственных выводов приведу пример из … предложения прочитанного мною текста.

• Предложение № … подтверждает мысль о том, что … .

7. О чём писать в заключении?
Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Задача ЗАКЛЮЧЕНИЯ — подвести итог, обобщить сказанное, завершить работу, еще раз обратив внимание на самое главное.
Вывод должен быть:

коротким, но ёмким по содержанию

логически связан с предыдущим изложением

не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам
В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.
Помните, что вводные слова всегда выделяются запятой!
Рассмотрим несколько образцов заключения:
Образец 1. Таким образом, Е.Велтистов поднимает очень серьёзную проблему важности правильного, взвешенного выбора молодыми людьми будущей профессии.

Образец 2. Итак, автор текста убеждает нас в том, что главное в дружбе – доверие и понимание. Надо быть искренними с друзьями и поступать так, чтобы они не страдали.


8. Сколько абзацев должно быть в сочинении?
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения.
Помните: сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
• 1 абзац - тезис

• 2 абзац – аргументы с примерами

• 3 абзац – вывод
Основная часть может состоять и более чем из одного абзаца.
Помните, что новый абзац вы начинаете в том случае, если далее следует новая мысль, например, новый аргумент.

9. Каким должен быть объём сочинения?
В 2012 году требование к объёму сочинения изменилось: минимальное количество слов в сочинении теперь должно быть не 50, а 70.
Строго следуйте минимальному пределу указанного объёма! То есть в вашем сочинении должно быть не менее 70 слов.
Помните, что если суммарный объём ваших сочинения и изложения составит 70–139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет равняться всего 1.
При подсчёте слов не забывайте о том, что союзы, предлоги и частицы считаются отдельно.
Слова, которые пишутся через дефис, считаются, как одно слово.

10. Грамотность

Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.

10. Про почерк
Помните, что задания уровня С (С1, С2.1, С2.2) будет проверять экзаменационная комиссия, а не компьютер. Поэтому пишите сочинение АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, так, чтобы экзаменатор смог прочитать написанное без труда и чтобы у него не возникало вопросов: какая в слове буква – О или А и т.п.
^ Образец сочинения-рассуждения по заданию С2.2

Данные материалы предоставлены учителем Бенделеевой Любовью Михайловной, которая учит своих учеников чёткости и лаконичности при написании сочинения-рассуждения по заданию С2.2.

Статья содержит исходный текст, задание и готовое сочинение.

1. Текст

(1)0днажды весенним днём пассажирский поезд с грохотом и лязгом нёсся по пригороду Токио. (2)Наш вагон был относительно пуст — в нём ехали несколько домохозяек с детьми и пожилые люди.

(3)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (4)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (5)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.

(б)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (7)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (8)Тогда, двадцать лет назад, был я и молод и находился в хорошей спортивной форме. (9)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (10)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.

— (11)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — решил я.

(12)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.

— (13)Ага! — заорал он. — (14)Иностранец! (15)Тебе нужно поучиться японским манерам! (16)Сейчас я проучу тебя! — (17)Он приготовился наброситься на меня.

(18)3а какую-то долю секунды до того, как он двинулся с места, кто-то крикнул: «Эй!» (19)Мы уставились на маленького пожилого японца. (20)Ему явно было за семьдесят; этот небольшого роста джентльмен сидел в своём безукоризненно чистом кимоно. (21)Он не обратил никакого внимания на меня, но его лицо лучилось навстречу работяге, словно у него был какой-то очень важный секрет, которым он собирался, видимо, с ним поделиться.

— (22)Иди-ка сюда, — обратился старик к забияке и помахал ему рукой. — (23)Иди сюда и поговори со мной.

(24)Мужчина встал перед старым человеком, воинственно расставив ноги, его крик заглушал стук колёс.

— (25)С какой это стати я стану с тобой разговаривать?

(26)Старик продолжал лучезарно улыбаться.

— (27)Ты едешь домой? — спросил он, и его глаза засветились любопытством.

— (28)Тебя это не касается! — прорычал тот в ответ.

— (29)0, это прекрасно, — ответил старик. — (ЗО)Каждый вечер мы с женой (ей семьдесят шесть) идём в сад и садимся на деревянную скамейку. (31)Мы наблюдаем за закатом и смотрим, как поживает наша хурма. (32)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов. (ЗЗ)Однако наше дерево перенесло всё даже лучше, чем я ожидал. (34)Очень приятно наблюдать за ним, и мы с удовольствием проводим вечера на улице, даже если идёт дождь! — (35)Он взглянул на работягу, в глазах его горел озорной огонёк.

(З6)Когда мужчина вслушивался в слова старика, его лицо начало постепенно смягчаться, а кулаки медленно разжались.

— (37)Да, — сказал он. — (38)Я тоже люблю хурму... — (39)Его голос стих.

— (40)Понимаю, — сказал старик, — и я уверен, что у тебя прекрасная жена

— (41)Нет, — ответил трудяга. — (42)Моя жена умерла. — (43)Тихо покачиваясь вместе с поездом, огромный детина начал рыдать. — (44)У меня нет жены, у ь нет дома, у меня нет работы. (45)Мне так горько и стыдно за себя, — (46)по щекам катились слёзы, спазм отчаяния пробежал по телу.

— (47)Да, — говорил старик, — ты действительно оказался в тяже положении. (48)Присядь сюда и расскажи мне всё.

— (49)Поезд подошёл к моей станции, и я вышел из вагона. (50)То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами.

(По Терри Добсону)

2. Задание

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения текста: «То, чего я хотел достичь кулаками, было совершено добрыми словами».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


3. Сочинение

Смысл этой фразы я понимаю так: не всегда в жизни нужно пускать в ход кулаки, а попытаться уладить конфликт при помощи добрых слов. Как и сделал герой-старик.

Во-первых, увидев, что в вагоне назревает драка, он не побоялся заговорить с драчуном. Тот вначале на реплику старикам ответил воинственно: « С какой стати я стану с тобой разговаривать?» Но пожилого джентльмена это не испугало.

Во-вторых, старик настолько умело ведет беседу с мужчиной, что тот на глазах у всех превращается из драчуна в несчастного человека, который, почувствовав взаимопонимание, даже заплакал (предложение 46).

Таким образом, могу сделать вывод, что живое слово, а не драка делает чудеса… (102 слова)
По материалам сайта http://uchimcauchitca.blogspot.com/

Похожие:

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconМатериал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать...
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconПодготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете...
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) icon«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Чернянка Урок русского языка. 7 класс
Обеспечить закрепление умений применять методы компрессии текста, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?»
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?» привести 2 аргумента
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconСочинение С2 гиа по русскому языку текст по Ю. Домбровскому
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами...
Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию 2 гиа 2012) iconВесенняя сессия. Экзамен по литературе в 8 классе (устно)
Умение рассуждать на морально – этическую тему на материале одного или нескольких произведений русской классической литературы
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница