Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель




Скачать 130,97 Kb.
НазваниеКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Дата публикации21.08.2013
Размер130,97 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
МОУ «Уральская СОШ» Кваркенский район

Конспект урока

Предмет: Русский язык.

Класс: 9.

Учитель: Хачина Рауза Медыхатовна.

Дата: 16.02.2010г.
Тема урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения.

Цели урока:

1) Образовательная: Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях языка (тип речи рассуждение).

2) Развивающая: Формирование умения обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

3) Воспитательная: Воспитание культуры речи.
Оборудование: - компьютер с мультимедиапроектором, экран. ОМС, презентация, созданная Хачиной Р.М.

- Русский язык. Учебник для 9 класса М.М.Разумовская и др.М.: Дрофа,2004.

- распечатка текста на каждого учащегося.

^ Структура урока.

Понятие «сочинение-рассуждение».

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Сравнение текста сочинения учащихся с текстом предложенного сочинения, написанного по одному исходному тексту. Практикум по восстановлению текста.
^

Ход урока





  1. Организационный момент.

а) Приветствие.

Здравствуйте. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем урок.
2. Целеполагание.

а) Запись на доске:

Тема нашего урока: Сочинение-рассуждение. Особенности написания сочинения-рассуждения. Как вы думаете, для чего нам нужно поработать над этой темой? Чем мы будем заниматься на уроке?

^ Цель урока – Повторить и углубить знания о сочинении-рассуждении. Научиться создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Слайд 2. Эпиграфом к уроку можно взять слова М.Горького:

«Прежде чем написать, я задаю себе три вопроса:

что хочу написать, как написать и для чего написать».
- Оформите записи в тетради (дата, тема урока).

^ 3. Актуализация прежних знаний.

Речевая разминка.

- Один из важнейших показателей культурного грамотного человека – правильная речь, поэтому мы сегодня исправим некоторые речевые недочеты, чтобы не допускать употребления данных выражений в своей речи.

Задание: найдите и исправьте речевую ошибку (предложения написаны на ^ Слайд 3).

Были приняты эффектные меры. (эффективные - результативные, действенные, неразличение оттенков значения слова)

Молодой юноша, очень прекрасный. (употребление лишних слов)

В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.( употребление рядом однокоренных слов – тавтология)

Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. (употребление слова в несвойственном ему значении надо: восхищены).

Имя этого поэта знакомо во многих странах.(ошибка в выборе синонима, надо: известно).
^ 4.Работа над новым материалом

- Мы постепенно подошли к работе над новой темой. На экзамене вы должны продемонстрировать умение писать сочинение в рамках заданного типа речи – рассуждения.

Итак, сейчас Тимур и Гульжана напомнят всем, что нужно знать о таком типе речи как рассуждение.
^ Выступление Садыкбаева Т. и Сатпаевой Г. (по модулям ОМС теория.)
Рассуждение — это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.

Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять — основа учения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текст-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения — убедить, объяснить.

Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме:

• тезис (утверждение, положение) — выражает основную мысль текста, которую требуется доказать;

• аргументы (факты, доказательства);

• вывод.



В научных и деловых рассуждениях необходимо обозначать границы аргументов с помощью специальных слов (во-первых, далее и т.п.). В письменной речи эти границы часто совпадают с абзацным членением текста. Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, — это вопрос почему? Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.

Тезис — это мысль, требующая доказательства. В тезисе заключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (учёного, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.

^ В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.

В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.

Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.

Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведём итог; из всего сказанного следует... и др.

Не всегда рассуждение содержит вывод: многие тексты предоставляют возможность сформулировать его самому читателю.

Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи. В научном стиле приводятся научные доказательства выдвинутого тезиса. В художественном тексте автор, как правило, приводит такие доводы, которые воздействуют на читателя, старается внушить читателю какую-то мысль.

Выделяется несколько видов рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.

Различие между объяснением и доказательством заключается в следующем:

• основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться;

• в объяснении речь идёт о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, — об абстрактных нравственных понятиях;

• объяснение знакомит нас с фактами, ранее неизвестными нам, но бесспорными; доказательство предлагает своё решение спорной проблемы (это решение не претендует быть единственно верным).
^ Выступление Сорокиной Л. (по модулям ОМС теория.) об особенностях сочинения-рассуждения.

- Согласно спецификации тему задания С можно выбрать!

Однако надо помнить: на какой бы теме вы ни остановились, тип сочинения один — сочинение-рассуждение. Задание С2.1 представляет собой рассуждение на лингвистическую, а С2.2 — на морально-этическую тему.

Правила работы над сочинением-рассуждением:

  1. Внимательно прочитайте, как сформулирован вопрос к заданию, какое слово в нём ключевое, ведь от этого зависит успех вашей работы.

2. Сравните вопросы С2.1 и С2.2. Подумайте, что вы можете ответить на каждый из них, какой из ваших мысленных ответов показался вам более развёрнутым, аргументированным, интересным. Если почувствуете, что для хорошего ответа на вопрос вам не хватает знаний или жизненного опыта, оставьте его и переключитесь на другой.

3. Приступая к заданию С2.1, вы должны уже знать ответ на заданный вопрос.

Кроме ответа на вопрос, необходимо привести примеры, иллюстрирующие языковое явление, которое находится в поле рассмотрения. Аргументация из текста предполагает и цитирование. Однако нельзя увлекаться цитированием: текст будет восприниматься тяжелее, у читающего может создаться впечатление, что вы недостаточно компетентны в этом вопросе и не можете предъявить своих аргументов.

Такие же рекомендации можно отнести и к заданию С2.2, однако ответ на данный вопрос предполагает некий сформировавшийся уровень жизненных обобщений, нравственную зрелость, даёт большую свободу в подборе аргументов и возможность выразить свои моральные убеждения.

Помните! На выполнение третьей части работы отводится 55 минут.

Слайд 4. Казнабаев Е.

Последовательность работы над сочинением-рассуждением:

1. Внимательно прочитайте вопрос-задание.

2. Начните формулировать тезис.

3. Приступайте к доказательной базе (поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).

4. Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.

5. Переходите к выводу (для вывода достаточно одного предложения).

6. Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на

• соответствие теме

• то, является ли ваш текст сочинением-рассуждением

• абзацное членение

• «мостики»-связки между его частями

• точность передачи мысли

• грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм; орфография и пунктуация).

Напоминаю, что в части С требуется написание своего, оригинального текста, строго соответствующего поставленной теме или проблеме. Однако не стоит сводить свой ответ к оценке вроде «понравилось — не понравилось», «согласен — не согласен». В этой части работы оценивается именно индивидуальное умение создавать мини-сочинение.

Ключом к успеху является композиция. Композиционные части должны выступать в определённой, хорошо продуманной последовательности. Это наиболее крупные фрагменты сочинения: зачин, основная часть, концовка. Каждая из частей пишется тоже по определённому стандарту.

Зачин начало письменной работы. Он может быть разным: нейтральным или эмоциональным, неожиданным. Первое предложение едва ли не самое трудное: от того, какое будет начало, зависит и вся тональность сочинения.

Основная часть — наиболее объёмная часть текста вашего сочинения, которая должна состоять из таких основных пунктов:

• выявление позиции автора по затронутой проблеме;

• комментарий основных суждений, высказанных автором;

• выражение собственного мнения (совпадающего или не совпадающего с мнением автора), аргументируемое примерами из жизненного, общественного или литературного опыта.

Абзацное членение сочинения очень важно, так как предложение, открывающее собой абзац, обращает на себя при чтении особое внимание, его значение в тексте велико. Отсутствие абзацев или, наоборот, чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. В таком случае читающий не воспринимает текст как последовательное движение мысли. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию содержания.

Слайд 5.

Приведу некоторые правила, касающиеся абзацного строения текста. В абзац, согласно этим правилам, выделяются:

1) предложения, заключающие в себе основные мысли текста. Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно, в общем, таким образом и т. п.), оборотами речи типа подводя итоги сказанному; отметим, что... и т. п.;

2) предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению с предшествующим предложением. В таких предложениях используются, как правило, слова и выражения, которые не употреблялись в предыдущих абзацах;

3) предложения, заключающие в себе информацию об одном и том же лице (лицах) и связанные дистанционной связью. Их формальный признак — повторение в различных частях текста одних и тех же имён существительных в именительном падеже;

4) предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно и т. д., не относящимися к последнему существительному предыдущего предложения.

Последняя композиционная часть вашего сочинения — концовка. Она завершает текст и придаёт вашим рассуждениям законченный вид. Концовка содержит общие выводы, при формулировке которых используются речевые клише типа: «Всё сказанное убеждает читателя в том, что...», «Подводя итог сказанному, можно сделать вывод...» и т. п.

Слайд 6. Строение текста

^ 5. Тренировочные упражнения.

а) исследование 2-х вариантов сочинений.

- Итак, рассмотрим вариант сочинения на лингвистическую тему.

Задание. Напишите сочинение-рассуждение: «Роль антонимов в речи». Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Пескова.(на распечат. листах у каждого) Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие функции антонимов. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

- Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Анне Владимировне, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Анны Владимировны.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Познакомьтесь с сочинением вашей одноклассницы. (зачитать сочинение Сорокиной Л.,). А теперь другой вариант сочинения на эту же тему.

Слайд 7.

Я согласен с Анной Владимировной. Антонимы, обозначая противоположные значения, помогают лучше выразить нашу мысль. Эти лексические средства делают нашу речь более яркой, выразительной. В тексте В. Пескова они есть: «хорошие и плохие» люди. Существуют ещё и контекстуальные антонимы, такие, которые выражают контрастное значение только в этом тексте. Мне кажется, что контекстуальными будут такие антонимы: сказка «заставляет...тревожиться, радоваться». На самом деле антонимом к слову «радоваться» будет слово «грустить», но в тексте В. Пескова эти слова имеют противоположное значение, потому что показывают контрастные эмоции. Без антонимов наша речь была бы намного беднее.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «"Конёк" же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал "вечной книгой", как сказки Пушкина, Андерсена, как "Мюнхгаузен" и "Муха-Цокотуха"».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждаюшие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Познакомьтесь с сочинениями ваших одноклассников на лингвистическую тему.

(зачитать сочинение Сатпаевой Г., Садыкбаева Т.)

^ Вариант сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Слайд 8.

Зачем нужны сказки? Мне кажется, они нужны людям, чтобы верить в добро, счастье, справедливость. В.Песков рассказывает нам о сказке Петра Ершова «Конёк-Горбунок». Это одна из любимых книг моего детства.

Эта сказка «забавляет, учит, заставляет смеяться, тревожиться, радоваться», помогает человеку жить, не даёт сердцу очерстветь. В сказке есть «вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором — деревенским говором, прибаутками, озорными словечками», я бы сказала, что со страниц этой книги льётся живая русская речь, которую сейчас нигде не услышишь. Я согласна с В. Песковым: сказка действительно очень лёгкая и интересная даже для взрослых. Много раз я слышала в их речи фразы из «Конька-Горбунка», ставшие крылатыми выражениями: «это службишка, не служба, служба всё, брат, впереди!» или «...средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак».

«Конёк-Горбунок» близок людям по духу. Мы находим в этой сказке наши мысли и поступки, наши ошибки, надежды, то есть видим, пусть и в несуществующих персонажах, самих себя, свою жизнь, а главное — начинаем верить в хорошее, в то, что и у нас, как в этой сказке, всё будет по справедливости.

Идёт время, меняется образ жизни, достигаются высокие результаты в науке и технике, но души людей остались такими же, как и сто, и двести лет назад. Мы переживаем те же чувства и эмоции, нас волнуют похожие проблемы, и именно поэтому «Конёк» всё так же «скачет с нами по жизни» и его можно по праву назвать «вечной книгой»!


Слайд 9. Ситуация. Аргументируем.
Дано (тезис) - ^ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УМЕТЬ УДИВЛЯТЬСЯ.
Подбор аргументов и фактического материала – Почему? Зачем? Разве это так важно?
Для доказательства используем речевые стереотипы:
я убежден, что...; по-моему...; мне кажется, что...; я бы сказал, что...; я думаю, что...; я считаю, что...; я хочу убедить вас в том, что... .

^ Упражнение. Каждому — свое!

Выполнив это упражнение, вы создадите фрагмент, который можно использовать в сочинениях, посвященных проблемам нравственности.

^ 1. Запишите словосочетания.

ковры,____________ благодарная

____________бутылки недопитые

____________память великих истин

свет____________ поеденные молью

^ 2. Используя материал предыдущего задания, запишите фрагмент.

«Каждому— свое!»— говорили в древности. От людей, которые жили только для себя, останутся лишь_________________и_________________. А те, кто жил для других, оставят после себя ____________________________.

^ 5. Подведение итогов урока.

- Вспомните структуру текста-доказательства.

-Чему вы научились на уроке? (Обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.)

^ 6. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение по фрагменту из 1 главы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», опираясь на схему развертывания высказывания.

(Фрагмент в распечатке каждому учащемуся)

Материал для развертывания высказывания.

1. Тема. Люди, в которых угасло все высокое: бескорыстная любовь, верность, благородные порывы.

2. Вопрос. Почему умирает душа, которая считается бессмертной сущностью человека?

3. Ответ. Человека поработила алчность, удушила забота о личном благе, и эти маленькие цели сделали маленькими человеческие чувства. Люди стали равнодушны ко всему, что лично их не касается.

4. Цитата. «Тот, кто жил для вещей, все теряет с последним дыханьем» (В. Шефнер); «Равнодушие— это паралич души, преждевременная смерть» (А. Чехов).

5. Вывод. «Думайте о своей душе!» — это страстное воззвание писателя к совести каждого человека отчетливо слышишь, когда читаешь отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Последовательность работы над сочинением-рассуждением:

1. Внимательно прочитайте вопрос-задание.

2. Начните формулировать тезис.

3. Приступайте к доказательной базе (поиску языкового материала в тексте для использования в качестве примеров).

4. Проверьте, соответствуют ли ваши аргументы заявленному тезису.

5. Переходите к выводу (для вывода достаточно одного предложения).

6. Перечитайте получившееся сочинение несколько раз и обратите внимание на

• соответствие теме

• то, является ли ваш текст сочинением-рассуждением

• абзацное членение

• «мостики»-связки между его частями

• точность передачи мысли

• грамотность письменной речи (соблюдение речевых и грамматических норм; орфография и пунктуация).

Похожие:

Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconКонспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель
Образовательная: Углубить знания учащихся о функциональных разновидностях языка (стили речи и типы речи)
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconКонспект урока чтения (3 класс). Тема урока
Госткина Елизавета Михайловна – учитель начальных классов Шаховской сош №1 Конспект урока чтения (3 класс)
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУрока: «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»...
Умк: Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconТема урока Кол-во
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУчебники 1 класс Русский язык Учебно-методический комплекс «Школа России»
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий....
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconУроки русского языка. 5 класс
...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая учебная программа по курсу «Русский язык» Автор умк м. С. Соловейчик 2 класс
«Русский язык» образовательной области «Филология» (Стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011) и авторской программы курса...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая программа учебного предмета «Русский язык»
«Русский язык. 8 класс». Авторы: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская и др под редакцией Н. М. Шанского (2010 г.)
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconРабочая программа по русскому языку, 7 класс Учебно-тематический план
Русский язык – один из славянских языков; русский язык как развивающееся явление; лексические и фразеологические новации последних...
Конспект урока Предмет: Русский язык. Класс: Учитель iconПлан-конспект урока части речи (закрепление) фио (полностью) Белорусова Галина Александровна
Русский язык. Учеб для 4 кл в 2 ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница