Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии




Скачать 174.14 Kb.
НазваниеВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Дата публикации19.08.2013
Размер174.14 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы


Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии (МехМат, 2004)

(** — помечены вопросы по первоисточникам, которые подробнее расшифрованы ниже; вопрос №13 имеет особый статус)

== (1) Что такое философия? Генезис философии. Периодизация истории философии ==

  1. **Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж. Делез, Ф. Гваттари Что такое философия // С. Лангер Философия в новом ключе // Э. Корет Основы метафизики; см список первоисточников № 1).

  2. Структура философского знания: его основные разделы Специфика философии по сравнению с наукой и искусством по работе Ж. Делеза, Ф. Гваттари «Что такое философия?»

  3. Аристотелевское понимание философии как изучения сущего самого по себе. Специфика «первой философии» по сравнению с физикой и математикой (по тексту Аристотеля «О душе») // Понимание философии как философствования у Канта (по его тексту «Логика»). Академическая философия и философия по мировому понятию. Основные вопросы философии.

  4. Философия как особый модус мышления. Почему, по Хайдеггеру, «наука не мыслит, а философия мыслит»? Что значит мыслить? Основные максимы мышления по Канту (по работе Канта «Что значит ориентироваться в мышлении?» // М. Хайдеггер «Что значит мыслить?»).

  5. **Гносеологическое определение философии как состояние «ведения — не-знания» (Д. Дубровский, М. Розов). Как Вы понимаете фразу Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»? Чем мудрость Сократа отличается от «мудрости» политика, поэта, ремесленника (по «Апологии Сократа»; сам.раб. №1)?

  6. **Мифологическое (первобытное) и современное мышление (по одному из текстов №2). Мифологическая картина мира в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея». Генезис европейской философии: от Мифа к Логосу.

  7. **Человек как «логосное» (сознательное) существо. Специфика бытия человека (сам.раб. №2).

  8. Исторические рамки и специфика европейской философии. Основные периоды в истории европейской философии. Подходы к периодизации философского знания. Три парадигмы в истории философии: античная, классическая и современная. Философия как выявление трансцендентальных условий (на примере феномена видения дома).

== (2) ^ Онтология. Античность. Средние века. Онтология в ХХ веке. ==

= вопр. к экз.: Онтология как философская дисциплина. Основные типы онтологии.

  1. Бытие как первая философская категория. Основные вехи ее осмысления в античности: (милетцы (архэ), Пифагор (число), Парменид (сущее).

  2. Общая характеристика философии Античности как космоцентризма. Проблема Единого — Многого как структурирующая проблема философии античности. Решение проблемы Единого — Многого у досократиков. Ср. учения «физиков»: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (милетцы), Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора.

  3. Сформулируйте основные положения концепции одного (на выбор) из досократиков («физиков»): Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл.

  4. Учение о Бытии Парменида. Как вводится категория бытия? В чем состоит гносеологический «принцип Парменида»? (факультатив: Основной элейский тезис и его разрешение парадокса Платоном в «Пармендие». В чем суть диалектики?)

  5. ****Диалог Платона «Федон»: структура, основное содержание, 4 аргумента в пользу бессмертия души. Платоновская концепция души.

  6. Онтология Платона: мир идей и мир вещей (механизмы соотношения идей и вещей в перовой части диалога «Парменид»). Платоновские идеи как свойства (вещей).

  7. **Трактовка бытия у Платона (по его диалогам «Софист» // «Парменид»). Различение Бытия и Единого, Бытия и Инобытия. Диалектика Единого и Многого в диалоге Платона «Парменид»: основные гипотезы // Онтология Плотина. Его учение о Едином и Уме (см. его «Эннеады» главы по выбору: V.1 + V.2 // VI.4 + VI.5 // VI.9).

  8. ** Основные идеи трактата Аристотеля «Категории». Основные разряды сущего (гл.2), типы сущностей у Аристотеля. «Категориальная сетка» Аристотеля (раскрыть вопрос на одном – двух примерах).

  9. Учение о категориях Аристотеля и ее развитие у Порфирия и Боэция (см. «Введение» Порфирия и комментарий Боэция): учение о родах и видах («древо Порфирия»; факультатив: Могут ли Единое и Сущее быть наивысшими родами? (Аристотель, Метафизика, кн.2, фр.998в); типы признаков по Порфирию, классификация категорий у Боэция.

  10. Гилеоморфизм Аристотеля. Учение о четырех причинах. Раскройте вопрос на примере.

  11. **Сравнительный анализ категориальных подходов Платона и Аристотеля (сам.раб. №3).

  12. Что такое вещь? Трактовки античного понимания вещи: «физическая» вещь Милетцев//Демокрита, «предикативная» вещь Платона, «логическая» вещь Аристотеля (факультатив: Сравните концепции Демокрита и милетцев. Какая из них "лучше" объясняет строение вещей?

== ^ Общая часть вопросов 22 — 24. Сформулируйте основные положения атомистической, платоно-пифагорейской и континуалистской научных программ. Чем отличаются концепты «пустоты», «пространства» и «места». Как в этих программах решается проблема движения (П. Гайденко «Эволюция понятия науки» // «Древнегреческая философия в ее связи с наукой»).

  1. Сформулируйте основные положения атомистической научной программы античности. Как в ней решается проблема движения Чем отличаются концепт «пустоты» от концептов «пространства» и «места».

  2. Сформулируйте основные положения платоно-пифагорейской научной программы. Как в ней решается проблема движения? Чем отличаются концепт «пространства» от концептов «пустоты» и «места».

  3. Сформулируйте основные положения континуалистской (аристотелевской) научной программы. Как в ней решается проблема движения? Чем отличаются концепт «места» от концептов «пустоты» и «пространства».

  4. Общая характеристика Средневековой философии. «Линия» Платона и Аристотеля. Проблема «универсалий»: варианты ее решения (номинализм vs. реализм).

  5. **Основные идеи «Теологических трактатов» Боэция: различения сущности и существования, простого и сложного (см. различения «бытие vs. “то, что есть”», «быть vs. быть чем-то» в тр. «О благости субстанций»)..

  6. Развитие онтологии в схоластике. Средневековое понимание вещи. Решение проблемы индивидуальности у Ф. Аквинского и Д. Скота (см. учеб. В. Гайденко и А. Смирнова //Н. Мотрошиловой «История философии»: http://www.philosophy.ru/library/katr/motr_12.html)

  7. Онтологический аргумент А. Кентербирийского («Прослогион»). Модификация онтологического аргумента у Декарта // Доказательства бытия Бога у Ф. Аквинского.

  8. Понимание Бытия у Канта.

  1. Почему «бытие не является реальным предикатом» (см. изложение тезиса Канта в: Э. Жильсон «Бытие и сущность» (введение) // М. Хайдеггер «Тезис Канта о бытии»).

  2. Понятие реальности как синтеза «материи» и «формы». Виды Ничто у Канта (КЧР, гл. «Об амфиболии рефлективных понятий…» + примечание).

  1. Онтологический поворот» в философии XX века. Трактовка бытия (различение бытия и сущего) у Хайдеггера («Вещь») и различение бытия и основного бытия Х. Ортеги-и-Гассета (его пример с лекционным залом; по его работе «Что такое философия?», гл. 5).

  2. Онтология Л. Витгенштейна. Как вы понимаете его положение о том, что «мир состоит не из вещей, а из фактов» (см. «Логико-философский трактат», аф. 1 – 2). В чем специфика (преимущество) этого подхода по сравнению с аристотелевской «вещной» онтологией?

== вопр. к экз.: Поворот к языку в философии ХХ в. Различные языковые трактовки Бытия: бытие как «вещь», «свойство», «отношение» (см. текст Х. Борхеса «Тлен, Укбар, Орбис Терциус»). Гипотеза языковой относительности Сепира-Уорфа.

  1. Онтологические взгляды У. Куайна, его тезис об онтологической относительности. Что может обозначать термин «гавагаи//кролик»? (см. его ст. «Онтологическая относительность» (http://www.philosophy.ru/library/quine/quine2.html), «Вещи и их место в теориях» (http://www.philosophy.ru/library/quine/quine1.html), «О том что есть (http://www.philosophy.ru/library/katr/quine_ontolog.doc)) или (как альтернативы):

    1. С.С. Хоружий Род и недород? Заметки к онтологии виртуальности //ВФ, 1997, №6; см. сб. «Православная аскеза…»: http://www.philosophy.ru/library/katr/horuzhy1.html

    2. А. Анисов Типы существования (http://www.philosophy.ru/library/katr/anisov_trialism.doc)

    3. Н. Гартман Старая и новая онтология (http://www.philosophy.ru/library/katr/gartman1.doc)

    4. А.Н. Чанышев Трактат о небытии (http://www.philosophy.ru/library/katr/chan_nego.html)

== (3) Гносеология. Эпистемологический поворот Нового времени ==

= вопр. к экз.: Гносеология (эпистемология) как философская дисциплина. Основные концепции познания в истории философии (хороший обзор дан в работе Г. Фоллмера «Эволюционная теория познания»). /// Общая характеристика познания как перехода от не-знания к знанию по С.Л. Франку (С. Л. Франк «Предмет знания»). Основные этапы познавательного процесса (см. кн. Д. И. Дубровского «Обман»; прил. «Взаимосвязь знания и незнания»).

  1. Учение Платона о познании. Концепция анамнезиса (диалоги «Федон», «Менон») и структура познавательного акта.

  2. **«Линейка» познавательных способностей («Государство», кн. 6). Платоновский «миф о пещере» («Государство», кн. 7).

  3. Античная (платоновская) концепция математики. Ее онтологический статус. Место математики в структуре знания. Платон и Прокл о природе математических объектов и воображаемом движении. (сам. раб. №4).

  4. Современный вариант платоновской концепции познания: концепция репрезентаторов М. Вартофского (обсуждение рисунка «тарелка на столе»; см. его статью «Рисунок, репрезентация и понимание» //М. Вартофский «Модели»).

  5. **Концепция познания Аристотеля, его учение о познавательных способностях (трактат «О душе»). Проблема познания общих качеств. Аристотелевский Ум как «форма форм».

  6. Эпистемологический поворот философии Нового времени. Характеристика Нового времени в работе М.Хайдеггера «Время картины мира».

  7. Типы знания: «идолы» Бэкона; проблема первичных-вторичных качеств (Декарт, Локк); истины факта и разума (Лейбниц); различение априорного — апостеорного и синтетического — аналитического знания у Канта (общая часть вопросов №№ 39 — 46).

  8. Учение Бэкона об «идолах». Приведете свои примеры на каждый тип идола.

  9. Проблема первичных//вторичных качеств. Решение этой проблемы у Декарта, Локка, Беркли, Лейбница, Канта.

  10. Метафизические системы Нового времени как соотношение (трех) кантовских «идей разума»: дуализм Декарта, материализм Локка, субъективизм Беркли, монадология Лейбница, деизм.

  11. ** Основные идеи текста Р.Декарта «Размышления о первой философии». Научно-исследовательская программа (философия) Декарта (по книге П.П. Гайденко).

  12. ** Основные идеи текста Г.Лейбница «Монадология». Что такое монада? Принцип предустановленной гармонии. Истины факта и разума. Почему наш мир — лучший из возможных миров? (ср. решение проблемы теодицеи у Лейбница и Боэция). Научно-исследовательская программа (философия) Лейбница (по книге П.П. Гайденко).

  13. Интерпретация лейбницевской монады в работе И. Канта «Физическая монадология». Соотношение (мета–) физического и геометрического подходов по Канту.

  14. В чем состоит кантовский «коперниканский переворот» в основаниях математики? Учение Канта о пространстве и времени. Доказательство Канта априорности пространства и времени («Критика чистого разума», гл. «Трансцендентальная эстетика»).

  15. Концепция познания И.Канта. Структура познавательной деятельности. Соотношение чувственности, рассудка, воображения, способности суждения, разума; процедуры анализа и синтеза; схематизм рассудка (КЧР, гл. «Трансцендентальная эстетика»).

  16. **Категориальная сетка Канта (КЧР, гл. «Категории). Сравнительный анализ категорий Аристотеля и Канта. Райловский подход к проблеме категорий: понятие «категориальной ошибки» (Г. Райл «Категории»).

  17. Соотношение математики и философии у Канта (КЧР, гл. «Дисциплина чистого разума в догматическом применении»).

== (4) Человек. Социум. ==

  1. **Понимание личности у Д. Скота: личность как «несообщаемое существование…» или как «индивидуальная субстанция…». Учение о «несообщаемости» личности Д.Скота («О личности»). Ср. с пониманием личности у Боэция («Против Евтихия и Нестория», гл.1–4).

  2. **Социум как предмет философского осмысления. Что представляет собой современная цивилизация? Основные положения работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» (сам.раб. №5) /// или в качестве альтернативы:

  1. Концепции дисциплинарного общества М. Фуко («Надзирать и наказывать») и общества контроля у Ж. Делеза как развитие подхода Фуко («Общество контроля») [см также ст. З.А. Сокулер «Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени»: http://www.philosophy.ru/library/katr/sokuler_fuko.zip и М.В. Желнова «Российская государственность при переходе от “дисциплинарного общества” к “обществу ультрабыстрых форм контроля в свободном пространстве» (в свете философских идей М.Фуко, Ж.Делёза, Ж.Бодрийяра): http://www.philosophy.ru/library/zhelnov/lomonos.htm].

  2. Философский анализ власти и демократии Фр. Федье и А. Бадью (Фр. Федье «Власть»: http://www.philosophy.ru/library/katr/fedie2.html; А. Бадью «Тайная катастрофа. Конец государств. истины»: http://sociologos.narod.ru/textes/badiou.htm или http://www.philosophy.ru/library/katr/badiou_katastrofa.html

  3. Основные положения концепции общество потребления: концепция «симулякров» Ж. Бодрийяра (по работе «Система вещей»)

  4. Концепция демократического (открытого) общества: «за» и «против» (К. Поппер «Открытое общество и его враги»)


Расшифровка вопросам по первоисточникам.

1. Диалоги Платона (Собр.соч. в 4 тт.: http://www.philosophy.ru/library/text/lib_psylib/plato01.zip)

1.1. Диалог "Федон": (см. коммент. Ямвлиха: http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_fedon_komm.doc)

1. Какие концепции души разбираются в диалоге (см. арг. 3)?

2. Попробуйте сформулировать собственно платоновское понимание души (арг. 3 — 4)

3. Как происходит элементарный познавательный акт по Платону (2 арг.).

4. Проблема бессмертия души в диалоге Платона «Федон»

a. В чем суть первого аргумента?

b. В чем отличие формы от эйдоса?

c. Нужен ли 4 аргумент?

d. Почему Сократ вынужден перейти к 3 аргументу?

e. Какова роль Кебета и Симмия в диалоге? Какую философскую позицию они представляют?
^ 1.2. Диалог «Менон»: проблема добродетели

a. Почему добродетель не является знанием?

b. Можно ли считать, что Библия является учебником добродетели?

c. Правомерна ли сравнение (аналогия) Сократа «добродетели» со «здоровьем», «силой»

d. Какую логическую ошибку совершает Менон, пытаясь определить добродетель?
1.3. ^ Диалог «Государство» (гносеологическая «линейка» (кн.6, 509d–510b), миф о пещере кн. 7, 514а-517d): http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_peschera.doc; http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_linejka.doc

        1. Изложите суть учения Платона о познавательных способностях из диалога "Государство", т.е. дайте представление о "гносеологической линейке", состоящей из четырех отрезков. Какие основные познавательные способности выделяет Платон?

        2. Попробуйте обосновать, какие из частей отрезка являются «большими»?

        3. В чем специфика рассудка, который лежит в основании математической деятельности? В чем специфика еще проявляется специфика математики (геометрии)? В чем различие между рассудком (математикой) и умом (диалектикой)?

        4. Чем занимается диалектика?

        5. Как связано это учение с его более ранней концепцией анамнезиса (припоминания)?

        6. Есть ли связь между познавательными способностями и (онтологическим) строением мира? Можно ли соотнести 4-ые познавательные способности с "состояниями" узников в пещере (см. платоновский "миф о пещере")? Как выглядит это соответствие?




    1. Диалог «Софист» (т. 2 стр.301–333 «Диалектика бытия и небытия»: фр.236d — 246a — 259d).

        1. В чем состоит тяжба о бытии? Признает ли Платон существование не-бытия?

        2. Какие главные роды (категории) выделяет Платон?

        3. Как они между собой взаимодействуют?

        4. Как соотносятся концепты «все», «целое», «единое»?




    1. . Диалог «Парменид» (т. 2 с. 346 — 358 «Основной элейский тезис», «Критика дуализма вещи и идеи»: фр. 129—133d—135).

              1. Как Сократ «опровергает» основной элейский тезис?

              2. Какие механизмы «взаимодействия» мира идей и мира вещей разбираются в диалоге? [я бы выделил три основных механизма (какие?), а ВЫ?]

              3. Какие аргументы и контраргументы к каждому из механизмов?

              4. Признает ли Парменид относительно самостоятельное мира идей? Почему и какие трудности возникают (в каждом из случаев)?

              5. Можно ли согласиться с гипотезой «трех миров»? (эта гипотеза предложена мной на основании интерпретации фр. 132b, 133d диалога «Парменид»; см.: http://www.philosophy.ru/library/katr/plato_parm3.html + см. фр. 133с–d в приложении)

  1. Тексты Аристотеля (http://www.philosophy.ru/library/aristotle/kat/kategorii.html)

    1. Аристотель «Категории» (+ (тексты ) комментарии) Порфирия и Боэция; реф. по кн. Порфирия "Введение" к "Категориям" реф.1; реф.2).

              1. Изложите суть категориального подхода Аристотеля. Какие категории выделяет Аристотель? Дайте краткую характеристику основным.

              2. В гл.2 выделяется четыре разряда сущего. Попробуйте соотнести эти разряды с соответствующими категориями и/или дайте свое понимание разрядов.

              3. Определите сущность по Аристотелю

              4. Поясните различие между первичными и вторичными сущностями. Выберете какую-либо первичную сущность и укажите для нее весь категориальный ряд Аристотеля.

              5. На какие классы (и по каким основаниям) можно было бы разбить категории Аристотеля (см. тр. Боэция «О троице», гл.4)? Какие из категорий Аристотеля, на Ваш взгляд, имеют явно подчиненный (зависимый) характер? Можно ли предложить сокращенный вариант категориальной сетки Аристотеля, есть ли у него «лишние» категории?

              6. Можно ли редуцировать кат. сетку Аристотеля (есть ли у него «лишние» категории)?

              7. Является "категориальная сетка" Аристотеля универсальной (полной), т.е. описывает ли она любой тип реальности?

              8. В главе «Количество» Аристотель рассматривает место и время как разновидности [непрерывного] количества. Вопрос: место и время самостоятельные категории или разновидности количества? Или у Аристотеля место (resp. время) как бы расщепляются на две подкатегории? Обоснуйте свой ответ.

              9. Поясните различие между существенными и привходящими признаками (при ответе на этот вопрос используйте «Введение» Порфирия // Комментарий Боэция)

== Категориальная подход Аристотеля, его модификация у Порфирия//Боэция. Сравнение с категориальным подходм И.Канта (КЧР), критика Г. Райла (Категории)

              1. Какие типы признаков выделяет Порфирий (Боэций)?

              2. Чем принципиально отличается подход Аристотеля и Канта?

              3. Какие категории выделяет Кант?

              4. Что такое «категориальная ошибка» по Райлу?

              5. Что такое «сентенциальный фактор» по Райлу?


^ 2.2. Аристотель «О душе» (см.: http://www.philosophy.ru/library/katr/aristotle_soul_ref2002.doc)

              1. Какие типы душ выделяет Аристотель? Как они соотносятся?

              2. Изложите суть концепции Аристотеля о познавательном процессе и познавательных способностях (по его трактату "О душе")

              3. Как протекает познавательный процесс? Какие основные его стадии можно выделить и в чем специфика каждой из них?

              4. Какова структура элементарного чувственного акта (например, зрения)? Как происходит по Аристотелю чувственное познание? Что необходимо, чтобы этот акт состоялся?

              5. Как Аристотель решает проблему осязания? Что является органом осязания?

              6. Как происходит познание «общих качеств» (движение//покой, величина, фигура, число)? В чем их специфика и какой способностью они познаются?

              7. Дайте общую характеристику аристотелевского УМА? В чем специфика этой стадии познавательного процесса? В чем суть аристотелевской формулы «Ум — это форма форм».




    1. ^ Аристотель «Метафизика» (кн. 1 — 4 (§§1—3) — 6 — 8: сущее, сущность, суть бытия, материя, форма).

                1. Изложите суть учений Аристотеля о четырех причинах (Метафизика, кн.1).

                2. Что может претендовать на роль сущности? Выберите один из предлагаемых ниже вариантов и дайте свое обоснование (с учетом того, что Аристотель при выборе сущности руководствовался тремя критериями: мыслимость, самостоятельность и способность быть носителем противоположностей): (1) чтойность ("суть бытия"); (2) общее; (3) род; (4) субстрат, или подлежащее; (5) отдельная вещь.




    1. Аристотель «Никомахова этика». Как определяется концепт «счастье»: это предмет?

^ 3. Платон vs. Аристотель

3.1. Что «первично» сущность или отношение для Аристотеля и Платона (сравнительный анализ). Аристотелевская позиция проясняется в: Аристотель «Никомахова этика» + Боэций «О Троице». Платоновская — в диалогах «Парменид» и «Софист»: как «существуют» его сущности–идеи («Парменид»), и что такое бытие («Софист»). Кроме этого, важное для аристотелевского подхода понимание категории «отношение» дано в трактате Боэция «О троице» (гл. 4, 5).

^ 3.2. Сравнительный анализ гносеологических концепций Платона и Аристотеля: откуда в нашем уме (душе) берутся идеи (по Аристотелю и Платону)? (Если Вы не согласны с этими концепциями, то сформулируйте Ваш собственный подход//ответ на этот вопрос).
^ 4. Вопросы по кн. П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки»

4.1. Основные научно-исследовательские программы античности.

1. Дайте сравнительный анализ понятий (концептов) "пустоты" (Демокрит), "пространства" (Платон), "места" (Аристотель).

2. Как эти мыслители объясняют феномен движения (теория движения)?

3. Как в рамках этих научно-исследовательской программы» (resp. концепций Демокрита, Платона, Аристотеля) решается элейская апория «Мера»?

4.2. Основные научно-исследовательские Нового времени.

  1. Основные положения научно-исследовательской программы Декарта.

  2. Научно-исследовательская программа Ньютона.

  3. Научно-исследовательская программа Лейбница.

  4. Синтез основных программ Кантом («коперниканский переворот», типы суждений, учение о пространстве и времени, априорные формы)


^ 5. Основные идеи «Теологических трактатов» Боэция:

    1. На какие классы (и по каким основаниям) можно было бы разбить категории Аристотеля (см. тр. Боэция «О троице», гл.4, 5)?

    2. Различение сущности и существования в тр «О благости субстанций» (см. различения «бытие vs. “то, что есть”», «быть vs. быть чем-то» в тр. «О благости субстанций»).

    3. Проблема Бога: решение проблемы единства Троицы за счет развития категориального подхода Аристотеля (тр. «О Троице), учение о Боге как простой субстанции (тр. «О благости субстанций»)

    4. Проблема теодицеи (концовка тр. «О благости субстанций»).

    5. Учение о личности (тр. «Против Евтихия и Нестория», гл. 1–4)


^ 6. Основные идеи работы Р. Декарта «Размышления о первой философии»:

    1. Концепт «cogito» Р. Декарта. Его критика у Д.Юма и В. Соловьева («Теоретическая философия»).

    2. Учение о типах идей и познавательных способностях

    3. Учение о «врожденных идеях». Онтологическое доказательство бытия Бога у Декарта (2 варианта). Сходство и различие с доказательством Ансельма.


^ 7. Основные идеи работы Г. Лейбница «Монадология»:

    1. Что такое монада? Отличия монад Лейбница от атомов Демокрита.

    2. Свойства и типы монад.

    3. Чем монады отличаются от пифагорейских единиц?

    4. Какова роль Бога в монадологии?

    5. Как взаимодействуют монады?

    6. Интерпретация лейбницевской монады в работе И. Канта «Физическая монадология».

    7. Лейбницевские истины факта и разума. Ср. с типами суждений у Канта.

    8. Принцип предустановленной гармонии. Почему наш мир — лучший из возможных миров?

    9. Решение проблемы теодицеи у Лейбница. Ср. с решением Боэция (концовка тр. «О благости субстанций»).


Похожие:

Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету
Вопросы к зачету по курсу "Конституционное (государственное) право зарубежных стран"
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по философии
Основные проблемы средневековой европейской философии. Философия Августина Аврелия
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачёту по философии Декабрь 2002 г
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени (Бэкон, Ньютон, Декарт, Лейбниц, Спиноза)
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по философии гр. 168-169
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по философии 2011/2012 уч. Год
Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы. Структура и функции философского знания
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы по курсу «русская религиозная философия»
...
Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по курсу «экономическая социология»

Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по курсу «Деньги, кредит, банки»

Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconВопросы к зачету по курсу: «Теории постиндустриального общества»

Вопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии iconТесты по лекционному курсу «философия»
Вам необходимо определить понятие знания. Выделите ха­рактеристики данного феномена, которые соответствуют определению
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница