Тема: царство басни и. А. Крылова




Скачать 48,32 Kb.
НазваниеТема: царство басни и. А. Крылова
Дата публикации01.08.2013
Размер48,32 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы




Тема: ЦАРСТВО БАСНИ И.А. КРЫЛОВА
Цель: расширить круг чтения пятиклассников, вывести их за страницы

школьного учебника; закрепить и обобщить изученное на уроках;

развивать их творческие способности; совершенствовать умения и

навыки анализа художественного произведения и самостоятельной

исследовательской работы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, иллюстрации к басням, афоризмы

баснописца.

ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

I.Повторение изученного.

Эпиграф урока


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их прямой и благородный

К добру и правде открывал сердца.
^

М. Исаковский


Слово учителя.

Мы сегодня отправимся в увлекательное и полезное путешествие по Царству басни. Это особенное царство, так как жители его не обычные звери, а очеловеченные. У каждого из них свой характер и даже свой порок, который они позаимствовали у людей благодаря своему создателю Ивану Андреевичу Крылову, или, как часто любовно называют его в народе, дедушке Крылову.

Но при входе в это царство проверяют необходимые знания.

  • ^ Давайте с вами вспомним, что такое басня? Дайте её определение.

(Небольшое иносказательное повествование, обычно в стихах, нравоучительного характера.)

  • Что такое аллегория?

(или иносказание, это такое изображение жизни, которое таит в себе иной, скрытый смысл.)

  • Объясните значение выражения «эзопов язык».

(речь, наполненная недомолвками и ироническим намёками.)

  • Что такое мораль басни?

(нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце её.)

  • А сейчас обратимся к дереву премудрости. Назовите родственные басне жанры.

(притча, сказка, загадка, пословица)

  • Попытаемся определить, для каких жанров (притчи, сказки, загадки, пословицы) главным источником являются наблюдения за жизнью, житейская мудрость, а для каких – фантазия?

(пословицы, басни и притчи питаются жизненным материалом, а сказка и загадка порождаются человеческой фантазией).

  • А сейчас давайте заполним необычное свидетельство о рождении.


^ СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ

Отец – Вымысел. Мать – Аллегория.

Дети – Басня, Загадка, Пословица, Притча, Сказка.


^ Семейные черты (особенности стиля)

Наличие их у детей

Повествовательность


Басня, Притча, Сказка

Аллегоричность

Басня, Загадка, Пословица, Притча

Фантастика

Басня, Сказка

Нравоучительность

Басня, Пословица, Притча

^ Лаконичность (краткость)

Басня, Загадка, Пословица, Притча

Живая народная речь

Басня, Загадка, Пословица, Сказка

(вторая часть таблицы заполняется совместно с детьми).

  • Какой же жанр, судя по свидетельству, вобрал в себя все семейные черты? (Басня)
^

II.Обобщение и изучение нового материала.


Слова учителя. Ну вот мы и в Царстве басни. Кого тут только нет!.. Да самое интересное, что они все в человеческие одежды наряжены. И что поразительно: все разговаривают на чистейшем русском языке! То и дело до нас доносятся обрывки их разговоров… Попробуем угадать, кто же это и в какой басне говорит (идёт презентация иллюстраций басен с подписанными афоризмами).

    1. «Волк и ягнёнок» - «У сильного всегда бессильный виноват».

    2. «Волк на псарне» - «Друзья! К чему весь этот шум?/ Я, ваш старинный сват и кум…».

    3. «Квартет» - «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».

    4. «Лебедь, щука и рак» - «А воз и ныне там».

    5. «Осёл и Соловей» - «Избави Бог и нас от этих судей».

    6. «Ворона и Лисица» - «И в сердце льстец всегда отыщет уголок».


2) А сейчас приступим к творческой части нашего путешествия. Творческим группам было дано задание проинсценировать басни, давайте посмотрим, как они с ним справились.

  1. «Зеркало и Обезьяна» (иллюстрация басни на проекторе).

  2. «Две собаки».

  3. «Волк и кот».

Беседа по каждой басне.
1. «Зеркало и обезьяна».

  • Какой мы здесь увидели Обезьяну? Что в ней высмеивает автор?

(Обезьяна хвастливая, глупая, любит покривляться, своих недостатков она не видит, зато у других она всё замечает. Есть пословица – «В чужом глазу и соринка заметна, а в своём – и бревна не увидишь».)

  • ^ Что хотел ей сказать медведь?

(Прежде, чем высмеивать других, нужно посмотреть на себя.)

  • Каково же поучение? Мораль басни?

(Нужно с достоинством принимать все свои недостатки, а не искать их у других.)
2. «Две собаки».

  • Героями этой басни являются две собаки – Барбос и Жужу. Что из себя представляет Барбос?

(Это дворовый пёс, который с верностью и усердием несёт службу, охраняя дом. Они с Жужу были хорошими друзьями. Но Барбосу приходится терпеть холод, голод, побои, и что он ни сделает, а жизнь лучше не становится.)

  • ^ А каким мы увидели Жужу?

(Его холят и лелеют, ест и спит вдоволь, на Барбоса смотрит свысока, очень гордится собой.)

  • Как же Жужу добился такого счастья?

(Научился ходить на задних лапках – унижаться, изменять своей породе.)

  • ^ В чём же мораль басни? О каких людях говорит Крылов, как к ним относится?

(Крылов говорит о людях, которые ценой предательства и унижения добиваются личного счастья. Автор говорит о них с насмешкой и презрением.)
3. «Волк и кот».

  • Какова мораль басни? Прочитайте и объясните эту пословицу.

(«Сам себя вини: Что ты посеял - то и жни». Всем мужикам Волк причинил вред, поэтому помощи ему ждать неоткуда.)

  • ^ Какой же мы сделаем вывод: как не следует поступать?

(Не нужно делать другим зло, чтобы в ответ не получить то же. Относись к другим так, как относился бы к себе.)

III.А сейчас мы проверим ваши творческие работы. Вы должны были составить характеристику-портрет персонажа, опираясь на изученные басни. (Учащиеся читают творческие работы.)




IV.Ребята, какие басни вам понравились и почему?




V.Итоги урока.


Вот наше путешествие по Царству басни подошло к концу. Думаю, прогулка не прошла даром, вы многое поняли, многому научились и басни И.А. Крылова станут вашими верными спутницами, помощницами и советчицами.

И вечен Крылов, пока живы жадность и зависть, трусость и лесть, воровство и казнокрадство, коварство и неблагодарность.

Похожие:

Тема: царство басни и. А. Крылова iconУрок литературного чтения в 4-м классе. Тема урока: «Басни И. А. Крылова»
Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению разнообразных басен И. А. Крылова
Тема: царство басни и. А. Крылова iconТема: Басни А. И. Крылова. Характерные особенности басенного жанра Цели
Цели: провести краткий экскурс в историю жанра, закрепить знания об Эзопе, познакомить Лафонтеном, басни которого известны нам в...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconТест на входе (9 класс)
Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, оцени­те информационный объем строки из басни И. Крылова «Волк на псарне»
Тема: царство басни и. А. Крылова iconУрок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя"
Урок литературы в 8-м классе. Басня И. А. Крылова "Лягушки, просящие царя". Критика "общественного договора" Ж. Ж. Руссо. Мораль...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconЛитература. 5 класс. Тема. Внеклассное чтение по теме «Басни»
Цели: Расширять и углублять читательский интерес уч-ся по теме «Басни», знакомить с баснописцами, жившими и творившими в разные века...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconСодержание: Введение I. Язык басен Крылова II. Речевая характеристика...
Муниципальное образовательное учреждение октябрьская средняя общеобразовательная школа
Тема: царство басни и. А. Крылова iconБесполезные факты
В москве на углу улицы Руставели и Огородного проезда установлен памятник плавленому сырку «Дружба». На постаменте сидят герои басни...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconОбразы животных в баснях И. А. Крылова
Обычно одним из главных способов иносказания в басне является аллегория воплощение отвлеченной идеи в материальном образе. Как правило,...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconТезисы Тема: Царство берендеев в фольклорно-мифологической драме
Но что же в «Снегурочке» реально, а что сказочно? Было ли на самом деле царство берендеев или это художественный вымысел писателя?...
Тема: царство басни и. А. Крылова iconУрок №4. Художественный мир И. А. Крылова
Слава Крылова всё будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и бога­тый язык в устах великого и могучего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница