Проблема человека в социальной философии русского консерватизма




Скачать 352,02 Kb.
НазваниеПроблема человека в социальной философии русского консерватизма
страница1/3
Дата публикации30.07.2013
Размер352,02 Kb.
ТипАвтореферат
pochit.ru > Философия > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи

Честнейшин Николай Васильевич


Проблема человека в социальной философии русского консерватизма

09.00.11. – Социальная философия
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Архангельск

2004
Работа выполнена на кафедре философии и культурологии Северодвинского филиала Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Есюков Альберт Иванович


^ Официальные оппоненты:

доктор социологических наук, кандидат философских наук, профессор Монастырских Геннадий Петрович

кандидат философских наук, доцент Гаврилов Игорь Борисович

^ Ведущая организация:

Архангельский государственный технический университет


Защита состоится 12 октября 2004 г. в 13 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета К 212.191.02 при Поморском государственном университете имени М.В. Ломоносова по адресу: 163060, Архангельск, ул. Урицкого, 56, актовый зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова.


Автореферат разослан 10 сентября 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат философских наук,

доцент Н.Н. Кукаренко

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

Проблема человека является наиболее важной в русской социальной философии, которая, по словам В.В. Зеньковского, «больше всего занята темой о человеке»1. Своеобразный подход к этой проблеме обнаруживается и в русском консерватизме, представляющем одно из основных направлений социальной и политической философии России наряду с либерализмом и радикализмом. Именно вопрос о природе и сущности человека, его предназначении и связи с социальным целым является основным источником спора между представителями консерватизма, либерализма и радикализма. Исследование антропологических аспектов социальной философии русского консерватизма представляется важным и актуальным в нескольких отношениях.

Во-первых, в современных условиях, когда национальная, культурная идентичность оказалась под угрозой глобализации, феномен отчуждения человека стал приобретать совершенно новые формы. Все чаще ставится вопрос о факте существования общечеловеческих ценностей и отмечается, что стандартизация и унификация различных по своей природе культур обусловливает обезличивание человека. В связи с этим русский консерватизм, основывающийся на принципе: «вне традиции нет личности», в современной ситуации начинает привлекать к себе все большее внимание философов, историков, политологов, социологов и политиков-практиков. Ведь именно русские консерваторы одними из первых возвестили о наступлении эпохи «среднего человека», знаменующей собой грядущий упадок цивилизации.

Во-вторых, потрясения в истории XX в. продемонстрировали тот факт, что результаты радикальных преобразований, какими бы силами они ни проводились, оказываются одинаково губительными для человека. Кризисные явления в современной жизни российского общества поставили под сомнение возможность реализации как социалистической, так и либеральной моделей развития в той форме, в которой они осуществлялись. Неудачи проводившихся преобразований нередко объясняют тем, что они не соответствовали традициям России. Отсюда повышенный интерес к отечественной консервативной мысли, стремившейся опереться на национальное политическое, экономическое и духовное своеобразие отечественной культуры, ориентировавшейся на органическое сочетание интересов человека и общества, личности и государства.

В-третьих, тема представляет интерес в методологическом отношении. В условиях переоценки социокультурных идеалов отечественные исследователи подвергают пересмотру методологический инструментарий социально-философской антропологии. Новые подходы к социально-философскому осмыслению проблемы человека разрабатываются с начала 90-х гг., но многие из них строятся либо на основе марксистских, либо либерально-гуманистических парадигм, или сочетают и ту, и другую. Выявление антропологического потенциала русской консервативной мысли позволяет уточнить многие проблемы социально-философского знания, выявить его особенности на российской почве, расширить теоретико-методологическую базу социально-антропологических исследований.

Таким образом, изучение феномена русского консерватизма является актуальным, тем более, что проблема человека в социальной философии русского консерватизма пока еще не была предметом специального анализа.

^ Степень изученности проблемы.

Активное исследование консерватизма в нашей стране началось с конца 80-х гг. XX в., хотя отдельные аспекты русского консерватизма рассматривались уже в дореволюционных исследованиях В.З. Завитневича, Н.И. Кареева, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, а также в трудах философов русского зарубежья: Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.П. Федотова, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка и др.

В советский период появился ряд работ, посвященных отдельным консерваторам и консервативным периодическим изданиям XIX века (Н.М. Дружинин, В.А. Скороспелова, В.А. Твардовская и др.); идеологии и деятельности консерваторов в период царствования Александра I и Николая I (А.В. Предтеченский, Н.В. Минаева, С.В. Мироненко, М.М. Сафонов и др.). Некоторые аспекты истории русского консерватизма отражены в исследованиях проблем политической борьбы в годы реформ Александра II, в монографиях П.А. Зайончковского, Н.М. Дружинина, Б.Г. Литвака и др., а также истории дворянства и русского либерализма в трудах Н.М. Пирумовой, Е.А. Дудзинской, Ю.Б. Соловьева, Н.И. Цимбаева, К.Ф. Шацилло и др.

Большое количество работ по проблемам русского консерватизма, существует в зарубежной литературе (исследования Р. Бернса, А. Валицкого, С. Лукашевича, Р. Пайпса, Н. Рязановского, Р. Мак-Мастера и др.).

Начало изучения консерватизма как целостного социокультурного феномена в современной отечественной науке было связано с выходом работы А.А. Галкина и П.Ю. Рахшмира «Консерватизм в прошлом и настоящем» (М.,1987). Позднее появились исследования А.М. Миграняна, А.Ю. Мельвиля, А.А. Френкина, Т.М. Фадеевой, М.М. Федоровой и др. Следует отметить выход статей К.С. Гаджиева и В.Н. Гарбузова, в которых представлен анализ различных подходов к определению сущности консерватизма и его типологизации.

В целом, к началу 90-х гг. изучение консерватизма активизировалось: проводились «круглые столы», конференции и симпозиумы. Все больше внимания начали уделять отечественному консерватизму. Так, за последнее десятилетие появились работы, посвященные отдельным представителям русского консерватизма: монографии и статьи С.И. Бажова, Д.М. Володихина, А.А. Королькова, Ю.С. Пивоварова, В.И. Морякова, А.Ф. Сивака и др.; диссертационные исследования В.С. Дубиной, Д.В. Ермашева, А.Р. Ефименко, А.В. Новикова, Н.В. Поляковой, К.В. Султанова, Е.А. Тимоховой, М.Ю. Чернавского и др.

Среди работ, посвященных целостному анализу русского консерватизма, можно выделить несколько направлений исследований. Во-первых, это труды В.А. Гусева, А.В. Репникова, О.В. Кишенковой и К.А. Лотарева, посвященные выявлению особенностей русского консерватизма как политической идеологии; во-вторых – работы А.В. Деникина, А.С. Карцова, Г.П. Монастырских, С.Н. Пушкина, направленные на определение философских и мировоззренческих оснований отечественного консерватизма; в-третьих – исследования С.Н. Малявина, А.Н. Мочкина, Г.И. Мусихина, В.В. Рузавина, Г. Рормозера и А.А. Френкина, нацеленные на проведение компаративного анализа русского и европейского консерватизма, а также на сравнение консерватизма с другими течениями общественно-политической и философской мысли.

Тем не менее, исследований, посвященных антропологическим аспектам русской консервативной мысли, на сегодняшний день нет. Почти единственным исключением являются монография А.С. Карцова, в которой отдельная глава посвящена проблеме человека в правовой идеологии русского консерватизма и его небольшая статья «Социальная антропология русского консерватизма». Существует также целый ряд работ, в которых излагаются антропологические взгляды отдельных представителей русского консерватизма (исследования К.М. Антонова, Л.В. Дегтевой, Н.С. Коваленко, А.Я. Кожурина, Ю.В. Колесниченко, Ю.Б. Мелих, С.В. Наумова и др.). Кроме того, антропологические идеи консервативных мыслителей рассматриваются в трудах по истории русской философии В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Б.В. Яковенко, А.А. Галактионова, П.Ф. Никандрова, А.Ф. Замалеева, А.И. Новикова, И.И. Евлампиева, а также в коллективной монографии под редакцией М.А. Маслина. Но в данных обобщающих работах антропологическая тема в русской консервативной мысли специально не анализируется.

Таким образом, проблема человека в социальной философии русского консерватизма является недостаточно изученной. Определение антропологической составляющей русского консерватизма позволит уточнить специфику консервативного стиля мышления, поможет более полно раскрыть сущность основных социально-философских проблем, затрагиваемых отечественными консерваторами, а также выявить значимость данного направления в современных условиях.

^ Объект исследования – русский консерватизм как социально-философский феномен.

Предмет исследования – социально-философские аспекты проблемы человека в русском консерватизме.

^ Цель работы – раскрыть сущность и своеобразие подхода к проблеме человека в консервативной парадигме русской социальной философии.

Задачи исследования:

  1. определить сущность и структуру консервативного мировоззрения, раскрыть особенности социальной философии русского консерватизма;

  2. выявить идейно-теоретические истоки, культурно-исторические особенности и основные этапы эволюции социально-философской антропологии русского консерватизма;

  3. проанализировать социально-экономические основания бытия человека в социально-философской антропологии русского неоконсерватизма;

  4. раскрыть основные политико-правовые аспекты проблемы человека в аксиосфере русского неоконсерватизма;

  5. показать своеобразие неоконсервативного подхода к пониманию духовно-нравственных ценностей человека.

^ Научная новизна работы и основные положения, выносимые на защиту.

В диссертации впервые проведен концептуальный анализ проблемы человека в социальной философии русского консерватизма, что нашло отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:

  1. Проблема человека в социальной философии русского консерватизма должна рассматриваться с учетом специфики консервативного мировоззрения в целом, которое сочетает в себе как нерефлексивный уровень, обнаруживаемый в традиционалистских психологических и религиозных установках человека, так и рефлексивный уровень, выраженный в идеологических и философских построениях, присущих консервативному стилю мышления, своеобразие которого определяется следующими компонентами: традиционализм, составляющий основу социальной онтологии; органицизм как главный принцип консервативной социально-философской методологии; антирационализм, как основание социальной гносеологии и идея абсолютного значения религиозных духовно-нравственных ценностей, представляющая ядро консервативной аксиологии.

  2. Специфика социально-философской антропологии русского консерватизма обусловлена идейным влиянием православной богословской и философской мысли, идеологией русского самодержавия, европейской философией романтизма и консерватизма, а также культурно-историческими традициями и особенностями образа жизни народа.

  3. Основными этапами эволюции социально-философской антропологии русского консерватизма являются: 1) последняя треть XVIII – начало ХIХ в. – антропологическая проблематика разрабатывалась в это время, по преимуществу, в рамках политико-правовых концепций представителей раннего русского консерватизма (Екатерина II, М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин); 2) середина XIX в. – в этот период проблема человека получает самостоятельное значение в философии славянофильства; 3) последняя треть ХIХ – начало ХХ в. – на данном этапе основные аспекты социально-философской антропологии русского консерватизма нашли свое полное выражение в творчестве представителей постславянофильства (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров); 4) 20-50 гг. XX в. – данный этап характеризуется оформлением русского неоконсерватизма (И.А. Ильин, евразийство), для которого свойственно осмысление проблемы человека на пути соединения принципов традиционного консерватизма с элементами либерально-гуманистической (И.А. Ильин) и радикальной (в евразийстве) социально-философских парадигм.

  4. Для представителей русского неоконсерватизма характерно рассмотрение социально-экономических детерминант бытия человека на основе и в перспективе высших духовно-нравственных ценностей, определяющих внутреннее и внешнее состояние человека, в том числе его отношение к труду, собственности, богатству, семье, нации и государству. При таком подходе личный интерес человека подчиняется идее солидарности и общественного служения, а принцип частного обогащения рассматривается в социальном контексте и обретает духовно-нравственную мотивацию, противостоящую индивидуализму и утилитаризму.

  5. Основными особенностями осмысления антропологической темы в политико-правовом аспекте в социальной философии русского неоконсерватизма являются: идея естественного неравенства и ранга; представление о социокультурной обусловленности прав и «мере свободы» человека; утверждение приоритета коллективных прав по отношению к индивидуальным; признание органической взаимосвязи прав и обязанностей человека; акцентирование взаимообусловленности внутренней и внешней свободы, нравственного и государственно-правового сознания, сочетания свободы с долгом, дисциплиной и ответственностью, с традицией, авторитетом и властью.

  6. В социально-философской антропологии русского неоконсерватизма на первый план выходит проблема духовно-нравственных оснований (ценностей) бытия человека в мире. При этом неоконсервативное понимание высших духовно-нравственных ценностей (веры, любви, свободы, совести и др.) значительно отличается от их либеральной и радикальной интерпретаций, опирающихся, как правило, на принципы секулярной этики. В этой связи в социально-философской антропологии русского неоконсерватизма получила широкое развитие «метафизика сердца», в которой сердце понимается как главное основание отношения человека к миру, проявляющееся в социально-экономической, политико-правовой, познавательной, художественной и религиозной деятельности человека.

^ Теоретико-методологические основы исследования.

Диссертационная проблема рассматривается с позиций конкретно-исторического подхода, культурно-исторической интерпретации и логико-контекстуальной реконструкции. Сущность социально-философской антропологии русского консерватизма выявляется путем исследования логики ее формирования и развития, через определение ее исторических и теоретических источников, философско-мировоззренческих оснований и социокультурных детерминант. Принцип детерминации социально-философского, в том числе и антропологического знания, определенным типом культуры позволяет сделать вывод, что понимание своеобразия русской консервативной социально-философской антропологии становится возможным лишь в пространстве отечественной культуры.

При интерпретации диссертационных проблем автор использовал общие принципы научного исследования: требование всестороннего подхода, сочетание анализа и синтеза, единства логического и исторического. Значительная роль отводится компаративному методу, позволяющему провести сравнительный анализ осмысления проблемы человека в разных (консервативной, либеральной и радикальной) социально-философских парадигмах.

В диссертации используется широкий круг источников, в которых наиболее полно раскрываются проблемы социально-философской антропологии русского консерватизма. Это труды Екатерины II, М.М. Щербатова, Н.М. Карамзина, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского, Ю.Ф. Самарина, К.С. Аксакова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Л.А. Тихомирова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.Н. Алексеева, а также представителей постсоветского консерватизма А.М. Величко и А.Г. Дугина.

Конкретные наблюдения и выводы опираются на работы современных исследователей русского консерватизма В.А. Гусева, С.А. Карцова, А.В. Деникина, А.Н. Мочкина, Г.И. Мусихина, В.А. Гросула, А.В. Репникова, А.А. Королькова, Г.П. Монастырских и др. Учитываются также обобщения и выводы исследователей отечественной философии и антропологии Т.В. Артемьевой, В.С. Барулина, А.О. Бороноева, А.Ф. Замалеева, О.С. Климкова, В.А. Колосова, С.Н. Малявина, Б.В. Маркова, М.А. Маслина, Л.И. Новиковой, И.Д. Осипова, Н.И. Сиземской, П.И. Смирнова, С.С. Хоружего, В.В. Шаронова и др.

При работе с текстами первоисточников использованы теоретические подходы к анализу мировоззренческих оснований социально-философской антропологии русского консерватизма мыслителей русского зарубежья Н.А. Бердяева, Б.П. Вышеславцева, В.В. Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В. Флоровского, С.Л. Франка и Б.В. Яковенко, а также зарубежных исследователей консерватизма А. Валицкого, Э. Квинтона, К. Мангейма, Е. Шацкого и др.
  1   2   3

Похожие:

Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconБюи мвд РФ
В современной российской науке одной из таких тем стала проблема консерватизма в целом и русского консерватизма в частности
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconВ чем специфика социальной философии в системе философского знания?
Вопросы социальной философии в работе Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconТема 11. Проблема человека в философии и науке (2 часа)
Проблема жизни и смерти в философии и медицине. Смысл жизни в духовном опыте человечества
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconНаучный семинар Воронежского центра изучения консерватизма
«К истории становления русского консерватизма: общественная и публицистическая деятельность С. Н. Глинки»
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма icon26. Права человека как международно-политическая проблема. Права...
Права человека характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической,...
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconПрограмма курса «философия» для аспирантов и соискателей Составитель:...
Осмысление проблем социальной, интеллектуальной и духовной жизни человека и общества в современной философии
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconУ истоков русского консерватизма: эпизод из борьбы А. С. Шишкова с «французобесием»
«новый слог», но и значительная часть русского дворянского общества, которая была полностью или частично сориентирована на французские...
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconМетодологические проблемы определения предмета социальной философии
К. С. Пигров, В. Е. Кемеров, К. Х. Момджян, П. К. Гречко, В. Н. Шевченко, концептуального прорыва не произошло, и авторы ограничились...
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconДва подхода к определению консерватизма
В ряде ведущих научных журналах страны публикуются статьи о феномене консерватизма, в том числе в форме обсуждений (т н. «круглые...
Проблема человека в социальной философии русского консерватизма iconПроблема смысла жизни в современной философии
Работа выполнена на кафедре философии Пермского государственного университета им. А. М. Горького
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница