Роль местоимений в речи




Скачать 85,45 Kb.
НазваниеРоль местоимений в речи
Дата публикации10.04.2013
Размер85,45 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Чеботарева В.П.

учитель МАОУ «СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Губкин, Белгородской области
Русский язык

7 класс
Урок-исследование с элементами модульной технологии
Тема урока: Роль местоимений в речи

Цели урока: Усвоение спецификации местоимений как средства связи предложений в тексте; отработка навыков употребления местоимений в устной и письменной речи; развитие у учащихся внимательного отношения к слову, к родному языку.

Оборудование: презентация (приложение 1), раздаточный материал (приложения 1-4 к УЭ, карта урока, таблица 1-2)

Ход урока

1. О/м.

2. Учитель выразительно читает стихотворение Н. Рыленкова «Все в тающей дымке…» на фоне музыки П.И. Чайковского («Времена года», «Май»), на экране демонстрируется презентация.

^ 3. Беседа с классом:

- О чем это стихотворение? (о красоте родной природы)

- А как вы догадались, что именно о красоте? Какие части речи нам помогли это понять? (дети перечисляют)

*Да, ребята, мы владеем удивительным богатством и подчас даже не догадываемся об этом. Название этому богатству - язык. Поэты виртуозно владеют словом, и вы в этом только что убедились, слушая стихотворение Н. Рыленкова.

В языке все настолько взаимосвязано, что если мы теряем, например, одну из частей речи – речь наша теряет всякий смысл.

Проведем исследование, для того чтобы определить тему нашего урока.

4.Слайд 14.

*Прочитайте записанное. Все ли вам понятно?

*Да, смысл понятен, но мы потеряли ту звучность, ту прелесть языка, о которых с таким восторгом писал К.Г. Паустовский.

*Восстановите текст и ответьте на вопрос: какая же часть речи поможет нам понять глубокий смысл, заложенный в словах К.Г. Паустовского? (местоимение)

*Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке? (дети формулируют тему урока)

^ Слайд 15. Роль местоимений в речи.

*Продолжим исследование.

Посмотрите на текст. А текст ли это?

Какие средства помогают связать по смыслу и грамматически 1 и 2 предложения? (указательное местоимение этим, лексический повтор языком, местоимения наш - мы. 1,2,3 предложения – языком – лексический повтор)

Вывод (формулируют ученики): перед нами текст, т. к. есть основные признаки текста: начало, основная часть, конец. Местоимения служат для связи предложений в тексте.

5.Слайд 16.

*Продолжаем работу. Посмотрим, сможем ли мы на практике применить наши знания. Обратимся к карте урока (материалы заранее подготовлены для каждого ученика).

Слайд 17. УЭ-1 (учебный элемент).

*Познакомьтесь с частной дидактической целью (ЧДЦ) данного этапа урока. Работаем самостоятельно. Таблицы №1,2 и приложение №1 перед вами. Кто справится с заданием, поднимите руку.

Слайд 18. (задания, на выполнение 1,5 мин)

Слайд 19. Контроль.


Слайд 20. УЭ-2 (1,5 мин)

Слайд 21. Контроль.

Слайд 22. УЭ-3.(тетради в конце урока на проверку)

Слайд 23. УЭ-4. Исследовательская работа (индивидуальное домашнее задание) – фразеологизмы с местоимениями)

Слайд 24. Контроль

Подведем итог исследования.

Слайд 25. УЭ-5.

^ 6.Слайд 26. Р/р.

7.Слайд 27. Отвечаем на вопросы, подводим итог урока, оценки за работу на уроке, домашнее задание: составить задания для модуля по образцу: Приложения № 1,2.

8.Слайд 28. К.Г. Паустовский.

9.Рефлексия.

Чеботарева В.П. 220-597-848

учитель МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Губкин, Белгородская область



УЭ

Учебный материал

Содержание занятия

Рекомендации

УЭ- 0




Введение. Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока, цели и задачи урока, знакомятся со структурой модулей и организацией работы по их освоению, с организацией промежуточного и заключительного контроля




УЭ -1

Таблица

№ 1

Таблица

№ 2

^ Частная дидактическая цель (ЧДЦ): повторить теоретические сведения о разрядах местоимений, о тексте, о способах связи предложений в тексте

Задания:

1. Рассмотрите таблицу №1, таблицу №2

2. Повторите теоретические сведения о разрядах местоимений, о тексте, о способах связи предложений в тексте

Устно

Приложе

ние №1

Практические задания к УЭ -1:

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

2. Выполните задания 2, 3.

Контроль: взаимопроверка

Работа в тетради

УЭ -2

Таблица

№ 1

Таблица

№ 2

Приложе

ние №2

ЧДЦ: закрепить умение составления текста с использованием морфологических средств связи

Задания:

1. Повторите содержание таблицы №1, таблицы № 2.

2. Расположите предложения так, чтобы получился текст.

3. Выполните задания 2, 3.

Контроль: самопроверка по контрольному листу

Устно

Работа в тетради

УЭ -3

Приложе

ние №3


ЧДЦ: закрепить умения правильного использования местоимений в речи

Задания:

1. Рассмотрите приложение № 3.

2. Выполните предложенные задания

Контроль: тетради на проверку учителю

Работа в тетради

УЭ -4

Приложе

ние №4

ЧДЦ: формировать интерес к предмету

Задания:

1. Рассмотрите приложение № 4.

2. Выполните предложенные задания.

Контроль: самопроверка по контрольному листу

Работа в тетради

УЭ -5




Итог: самостоятельно сделайте вывод, достигли ли вы учебной цели. Для этого вернитесь к началу и прочтите, какие цели перед вами стояли. Посмотрите вопросы и выясните, какие из них были рассмотрены сегодня. Как вы можете на них ответить?







^ Выходной контроль:

Р/р. Продолжите одно из предложений:

Местоимения играют важную роль в нашей речи, потому что...

Местоимения нужно обязательно знать, потому что...

Работа в тетради

УЭ -6

Рефлексия:


Чеботарева В.П. 220-597-848

учитель МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Губкин, Белгородская область
Местоимения Таблица №1

Личные

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Возвратное

себя

Вопросительные

кто? что? какой? чей? который? каков? сколько?

Относительные

те же, но без вопроса

Отрицательные

ни-, не-(некого, нечего)

Неопределённые

не, кое- , -то, -либо, -нибудь

Притяжательные

мой, твой,свой, ваш, наш, его, ее, их

Указательные

тот, этот, такой, таков, столько

Определительные

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой


Текст Таблица № 2

^ Признаки текста

Способы связи предложений в тексте

Заглавие или его возможность

повтор ключевого слова,

замена его синонимом,

местоимением

Тема (о чем), идея (с какой целью)

Наличие смысловых частей:

- начало

- основная часть

- конец

Композиционная завершенность

Единство стиля


Приложение №1

Задания к УЭ - 1

А. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

^ Б. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

В. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь.




  1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,В 2) Б,А,В 3) В,А,Б 4) Б,В,А

  1. Какие местоимения употреблены в предложении Б?

1) указательные

2) притяжательные

3) личные

4) неопределённые

  1. Укажите правильную характеристику слова САМЫЙ из предложения А.

1) имя прилагательное

2) имя существительное

3) личное местоимение

4) определительное местоимение
^ Чеботарева В.П. 220-597-848

учитель МОУ «СОШ №1 с углубленным изучением

отдельных предметов, г. Губкин, Белгородская область
Приложение №2

Задания к УЭ - 2

^ А. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

Б. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев.

В. Но всякое дерево имеет свои корни.

Г. Без корней его повалил бы даже несильный ветер.


1. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы

получился текст?

1) В,Г,Б,А 2) А,Б,В,Г 3) Б,А,В,Г 4) Г,В,А,Б
2. Какое местоимение употреблено в предложении Б?

1) указательное

2) относительное

3) вопросительное

4) возвратное
3. Укажите правильную характеристику слова ЕГО из предложения Г.

1) имя существительное

2) предлог

3) имя прилагательное

4) местоимение

Приложение №3

Задания к УЭ - 3



  1. Поработайте редактором, исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1) Алексей напомнил другу заказать для себя книгу в библиотеке.

2) Как ты сегодня чувствуешь, мама?

3) Бабушка присела около печки: возле ее было теплее.

4) Летом я предпринял путешествие на озеро, которое оставило неизгладимое впечатление.

5) В ихней квартире сделан ремонт.
Приложение №4

Задания к УЭ - 4

  1. Проверьте, правильно ли составлено соотношение?. Исправьте ошибки.

1. Бежать от самого себя

1.-не нуждается в объяснении

2. Бить себя в грудь

2.-в меру своих сил участвовать в каком-либо деле

3. Взять в свои руки

3.-в максимальной степени

4. Вносить свою лепту (Лепта — мелкая монета в Древней Греции, а также пожертвование, подаяние. взнос)

4.-клятвенно уверять кого-то в чем-либо

5. Говорит само за себя

5.-поступать вопреки своим желаниям

6. На всю катушку

6.-принять на себя управление чем-либо

Похожие:

Роль местоимений в речи iconРоль родителей в развитии речи детей
Неряшливая, торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребенка, он может также не внимательно относиться к своему высказыванию,...
Роль местоимений в речи icon«Грамматическое строение и их роль в речи человека» интересует меня...
Следующим толчком к этой работе стало то, что в речи учителей часто слышатся такие обороты, значение которых не сразу поймешь
Роль местоимений в речи iconРазвитие слухового восприятия у детей с нарушением слуха
Основная роль в общении отводится устной речи. Особенно велика роль устного слова в процессе развития мышления ребёнка, становления...
Роль местоимений в речи iconУрока Тема урока 1
Понятие о стилях речи. Критерии разграничения стилей речи. Научный стиль речи. Доклад и реферат как жанры научного стиля речи
Роль местоимений в речи iconТема : Роль имени прилагательного в русском языке
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей об имени прилагательном как самостоятельной части речи, дать представление...
Роль местоимений в речи iconЛитература «Кладовая солнца»
Склонение относительных местоимений выучить, №9 письм перевод, №10 письм в тетр
Роль местоимений в речи iconТема: Деепричастия как часть речи Цели урока
Развивать у школьников умения применять сформированные обобщенные понятия «часть речи» и «морфологические признаки частей речи» для...
Роль местоимений в речи iconУрок развития речи с элементами интеграции на тему: «художественный...

Роль местоимений в речи iconРазвитие речи детей пятого года жизни
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные...
Роль местоимений в речи iconТемы и содержание родительских собраний 1класс 1 Младшие школьники
Развитие мышления и речи у детей. Память, внимание, наблюдательность. Роль семьи в развитии умственных способностей у детей. Правила...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница