Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты»




Скачать 139,91 Kb.
НазваниеСочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты»
Дата публикации29.07.2013
Размер139,91 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Философия > Сочинение
Тема: «Сочинение-описание по натюрморту Б.В.Щербакова «ФРУКТЫ»

Цели урока:

  1. Подготовить учащихся к сочинению-описанию натюрморта на основе картины;

  2. Совершенствовать умения определять тему и основную мысль картины;

  3. Выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;

  4. Создать на уроке особый культуроведческий фон, способствующий восстановлению и накапливанию фоновых знаний учащихся об особом виде живописи натюрморте.

Оборудование: мультимедийный центр

Ход урока

  1. ^ Вступительное слово учителя

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу –

Знай, что это – (слайд 1) НАТЮРМОРТ!

  • Кто знает, что означает слово «натюрморт»? (Натюрморт – это особый жанр живописи, картина с изображением цветов, плодов, дичи, рыбы, различных предметов обихода).

  • Верно, в переводе с французского слово «натюрморт» значит буквально «мертвая природа». А кто из вас знает другие слова для обозначения этого жанра живописи? (Если учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос, то учитель рассказывает, что голландцы, немцы, англичане называют этот жанр по-другому – still life, Stelleben – «тихая жизнь», «неподвижная жизнь»). Видимо, такое значение слово имеет не случайно, так как каждый предмет на картине художника живет своей жизнью, тихой, неподвижной, незаметной, но часто очень красивой, поэтичной.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. После долгих и трудных лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, красоту природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь. Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта. Художники изображали самые скромные, обычные вещи, но своим мастерством они придавали им красоту и поэтичность. Любовно рисовали они посуду, ткани, складочки на тканях, прекрасные земные плоды и фрукты, вино, поблескивающее в прозрачных бокалах.

Но натюрморты рассказывают нам не только о вещах. Они говорят о жизни и быте их владельцев, об их привычках, а также о понимании красоты и об отношении к жизни авторов натюрмортов.

Сегодня мы всмотримся в один из многочисленных натюрмортов Б.В.Щербакова «Фрукты». (слайд 2) Борис Валентинович Щербаков родился в семье интеллигентов в 1916 году в Петербурге. Он рос в среде художников, писателей и поэтов. С ранней юности он увлекся таким жанром, как натюрморт. Среди наиболее значительных работ (слайд 3)«Воспоминание о «старых голландцах» (1938 г.), (слайд 4) «Натюрморт с дыней» (1936 г.), «Ветка яблони» (1969 г.), (слайд 5) «Раки» (1956 г.), (слайд 6) «Дары земли» (1950 г.). Много у художника и ярких, красочных натюрмортов с букетами цветов: это и утонченная роскошь (слайд 7) «Сирени» (1987 г.), и пламень осенних красок в (слайд 8) «Осеннем букете» (1989 г.), и пышность благоуханных (слайд 9) «Пионов» (1954 г.)

Сам художник говорил о том, что на его творчество оказали огромное влияние картины голландцев живописцев XVII века. Он писал: «Стараясь идти по стопам великих предшественников… собрал даже ряд предметов, традиционных для голландских натюрмортов, стремясь понять, какими же средствами эти великие чародеи достигали, казалось бы, недостижимого. Почему их картины и сохранили до нашего времени все свое очарование… Может быть, это и есть самое дорогое в искусстве – умение вдохнуть жизнь, передать мысль и настроение даже в самых простых, незатейливых сюжетах».

  • Предлагаю вам рассмотреть натюрморт Б.В.Щербакова «Фрукты». (слайд 10)



  1. Беседа по картине

  • Нравится ли вам это натюрморт?

  • Что именно привлекает ваше внимание?

  • Что изображено на натюрморте на переднем плане?

  • Какие предметы помещены художником на задний план?

  • Посмотрите на натюрморт и подумайте, если бы у этой картины не было названия, как бы вы ее назвали? («Земное изобилие», «Яблоки и виноград», «Дары лета», «Фруктовый рай», «Фрукты», «Райское наслаждение», «Яблочный Спас»…)

  • Подумайте, что отражают придуманные названия: тему или основную мысль натюрморта? (часть названий («Фрукты», «Яблоки и виноград») отражают тему натюрморта, а ее основную мысль отражают такие названия, как «Земное изобилие», «Дары лета», «Фруктовый рай и др., поскольку автор картины любуется фруктами, показывает зрителям их неброскую красоту, их живое великолепие).

  • Сформулируйте тему и основную мысль натюрморта. (Тема натюрморта – изображение фруктов, а основная мысль заключается в желании автора передать красоту и великолепию земных плодов).

  • Мы уже говорили о том, что художник изобразил на своем натюрморте различные фрукты: яблоки, виноград, сливы, шиповник, а также предметы: корзины, стол и кувшин. Раз предметов много, то необходимо выбрать какую-нибудь последовательность в их описании, составив план наблюдения. Что мы опишем в первую очередь? (В первую очередь описываются те предметы, которые находятся на переднем плане),

  • Но на переднем плане предметов тоже несколько. В какой последовательности будем их описывать? (можно сначала описать яблоки, поскольку их больше всего на картине, затем веточку шиповника, которая находится в центре натюрморта, потом сливы).

  • Что будем описывать дальше? (Виноград).

  • Нужно ли отдельно описывать стол, корзину? (Отдельно описывать эти предметы не стоит, поскольку их можно описать параллельно с описанием отдельных предметов, например, винограда, поскольку виноград художник расположил и на столе, и в корзине),

  • А как мы поступим с описание кувшина? (Кувшин дополняет изображение на картине, он самостоятельный предмет на ней, поэтому о нем стоит сказать отдельно).

  • Поскольку перед нами произведение живописи, то помимо предметов всегда существует фон, то есть тот основной фон, на котором пишется картина. Нужно ли говорить о фоне натюрморта? (Обязательно, потому что фон является частью натюрморта).

  • Возможна ли другая последовательность описания, или тот план, который мы с вами выбрали, единственно возможный? (Можно сначала описать те фрукты, которым на картине уделено больше места (яблоки, виноград, затем остановиться на остальных плодах и предметах, которые дополняют общую картину (шиповник, сливы, кувшин),

  • Итак, какова последовательность наших наблюдений над натюрмортом? (Последовательность наблюдений над натюрмортом следующая: яблоки, шиповник, сливы, виноград, кувшин, фон картины). Итак, мы составили план наблюдений над натюрмортом, а теперь внимательно рассмотрим каждый из плодов.



  1. Сбор рабочих материалов



  • Прежде чем опишем один из плодов, отгадайте загадку. Что это такое: круглое, румяное, растет на ветке, любят его и взрослые и маленькие детки? (Это яблоко).

  • Помните в сказке А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывается яблоко: «Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь…» какие аппетитные слова нашел поэт, чтобы нарисовать нам яблочко. Попробуйте и вы описать яблоки, изображенные на натюрморте Б.В.Щербакова. сначала охарактеризуйте их в целом с точки зрения цвета, формы, размера, вкуса, аромата. (Сочные, крупные, спелые, ароматные, желтые, вкусные…)

  • Выберите одно из яблок на картине, которое приглянулось вам больше других, не показывая его на картине, опишите так, чтобы слушающие вас догадались, о каком яблоке вы говорите.

( - Это яблоко крупное, желтое, похожее на спелую тыкву, оно хорошо освещено солнечным светом, даже кажется, что с одного бока оно почти прозрачное;

- это яблочко не самое крупное, но оно сразу привлекает взгляды, так как оно ярко-красное и на черенке его есть несколько листочков;

- это яблоко крупное, аппетитное, оно лежит вверх черенком и привлекает взгляд своей розово-золотистой кожурой;

- это яблоко имеет свою «изюминку», особинку, благодаря чему мы обращаем на него внимание: у него два небольших пятнышка на боку;

- это яблоко или не совсем дозрело, или оно другого сорта, чем остальные, потому что оно самое зеленое, но это не мешает ему выглядеть очень аппетитно…)

  • Нужно ли описывать абсолютно все яблоки, которые изобразил автор? (Нет, не надо, достаточно сказать о нескольких (двух-трех) яблоках, которые чем-то привлекли внимание, понравились больше всего).

  • А теперь еще одна загадка. Совсем маленькие ягодки алые, очень интересные, лечебные, полезные, но непросто из сорвать, можно поцарапаться: кустики защищены: у них острые шипы. (Шиповник).

  • Итак, теперь мы рассмотрим шиповник. Где на картине находится шиповник? (Шиповник расположен на переднем плане картине, а в центре еще одна маленькая веточка – на краю стола, слева).

  • Почему автора расположил ветку шиповника рядом с самым зеленым яблоком? (Если бы шиповник оказался рядом с самым красным яблоком, то его плоды померкли, потускнели бы на фоне яблока, а рядом с зеленым яблоком лучше видна красота шиповника, его яркие красные ягодки).

  • Охарактеризуйте плоды шиповника, используя известный вам прием сравнения (Ягоды, как яркие бусинки, как красные огоньки, как крошечные фонарики…)

  • Отгадайте такую загадку: синий мундир, желтая подкладка, а как откусишь – сладко. Что это? (Слива).

  • Как расположил художник сливы? (Художник расположил сливы на переднем плане картины, они лежат прямо на столе рядом с красным яблоком).

  • С помощью двух-трех прилагательных охарактеризуйте сливы, назвав самые важные, на ваш взгляд, признаки. (Сливы крупные, спелые, темно-синие).

  • И последняя загадка: ягоды зеленые, а всем хваленые; растут с косточками, висят кисточками? (Виноград).

  • Опишите виноградные гроздья, запечатленные художником на картине, каков их размер, форма, качество винограда (Гроздья крупные, отборные, только что сорванные…).

  • Одинаков ли виноград на картине по цвету? (Нет, в корзине виноград иссиня-черный, с матовым налетом на ягодках, на переднем плане виноградная гроздь лиловая, а лежащая на яблоках – светло-зеленая).

  • Как художник расположил виноградные гроздья на полотне? (Большинство виноградных гроздей лежат в корзине, некоторые – прямо на столе, а одна гроздочка – на яблоках).

  • Охарактеризуйте корзину, в которой лежит виноград, с помощью нескольких словосочетаний. (Корзина плетеная, старая, сломавшаяся под тяжестью плодов).

  • С помощью одно-двух определений опишите стол. (стол некрашеный, деревянный).

  • На дальнем плане остался только один предмет, который мы не описали. Какой это предмет? (Кувшин).

  • Опишите основные признаки кувшина: каков он по цвету, размеру, какого материала сделан. (Кувшин глиняный, небольшой, выполнен почти в черной цветовой гамме).

  • На каком фоне изображены фрукты и предметы? (Фон бледно-зеленый, более светлый справа картины и густой, темный слева).

  • Обратим внимание на освещение. Почему фон такой неоднородный, неодинаковый? (Это объясняется тем, что натюрморт освещен неравномерно. Свет падает слева и спереди, поэтому одна часть картины освещена лучше).

  • Почему автор картины выбрал такой способ освещения, почему «не осветил» вою картину равномерно? (Благодаря такому способу освещения предметы выглядят очень естественно. Возможно, свет падает из приоткрытой двери, возможно, льется из окна. Некоторые предметы и фрукты освещены очень хорошо, у них яркие, четкие тени на стене и на столе (например, кувшин и яблоки на переднем плане), другие оказались в тени и видны менее отчетливо).

  • Вернемся к основной мыли этой картины. Зачем художник изобразил яблоки, виноград. Сливы, шиповник? Может быть, он думает, что мы никогда не видели таких плодов? А может, он просто хотел возбудить наш аппетит? (Ни то, ни другое. Автор картины хотел, чтобы мы всмотрелись в эти привычные для нас фрукты и полюбовались ими).

  • Действительно, в нашей повседневной жизни нам иногда просто не хватает времени остановиться, рассмотреть тот или иной плод – дар нашей земли-матушки, полюбоваться им. Увидев такой плод у себя на столе дома, мы скорее всего его съедим, не обратив внимания на его простую и вечную красоту.

Борис Валентинович Щербаков останавливает наше внимание на том, как красивы эти плоды, как приятны взгляду, и, глядя на эту недолговечную в обычной жизни красоту, мы проникаемся уважением и благодарностью к земле-кормилице, рождающей такое ежегодное чудо из своих недр. Привычное, благодаря художнику, становится необычным, неброское – удивительно красивым, душа наполняется радостью и ликованием, так хороши все детали этого натюрморта. Художник создал не просто хороший натюрморт, он сделал гораздо большее: открыл наши души навстречу красоте, научил восхищаться привычным и будничным, а значит, сделал нас чуть-чуть добрее, лучше, человечнее. Он сумел передать нам свое поэтическое настроение, ощущение красоты и естественности природы.

  1. Работа над планом сочинения

Обращается внимание учащихся на частично составленный план сочинения: (слайд 11)

  1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

  2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

а) …

б) …

в) …

г) …

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

  • Постарайтесь самостоятельно, сообразуясь с планом наблюдений над натюрмортом, сформулировать недостающие пункты плана. (слайд 12)

Сочинение-описание натюрморта Б.В.Щербакова «Фрукты»

  1. Искусство натюрморта как особого жанра живописи.

  2. Красота плодов земли и обычных предметов, изображенных на картине:

а) ароматные яблоки и плоды шиповника;

б) спелые сливы и гроздья винограда;

в) предметы, дополняющие картину;

г) авторское решение освещения в натюрморте.

3. Художник, умеющий вдохнуть жизнь в предметы.

  • Итак, план сочинения составлен. Прежде чем мы сами по нему будем писать сочинение, давайте посмотрим, как это сделал один из учеников, и выясним, все ли у него правильно.



  1. Редакционная работа

Прочитаем текст сочинения (раздаточный материал)

Текст для редактирования

На натюрморте Б.В.Щербакова «Фрукты» изображены яблоки, виноград, шиповник, сливы, кувшин, корзина и стол. Больше всего яблок. Я насчитал 13 плодов, но это только то, что видно на картине, а так их гораздо больше. Яблоки крупные, отборные, свежие. Видно, что они только что сорваны с деревьев.

^ На переднем плане – веточка шиповника. Никогда раньше не замечал, как красивы его маленькие плоды. Прямо алые огоньки на маленькой веточке.

Рядом с шиповником, слева от него, художник изобразил сливы.5 слив лежат рядом, а еще одна – в сторонке. Сливы такие спелые и аппетитные, что кажется чуть тронешь их – брызнет сладкий сок.

А в старой плетеной корзине позади слив лежат роскошные гроздья винограда. Иссиня-черные, с матовым налетом ягодки радуют глаз и сами просятся в рот. Красиво дополняют ягоды зеленая виноградная лоза с кудрявыми усиками, помещенная в верхней части картины.

Но и это еще не все. Отдельные гроздья винограда лежат на яблоках и на столе. Художник изобразил их так, что каждая ягодка видна отчетливо. Ягодки спелые, крупные, аппетитные.

На заднем плане простой старый кувшин, почерневший от времени. В таких кувшинах крестьяне раньше хранили молоко или наливали в них родниковую воду. Но содержимое кувшина нам не видно, мы не знаем, что в нем.

^ Очень красивый натюрморт!

  • Что понравилось в этом сочинении? (Работа написана от души, живым языком, чувствуется восторженное отношение автора сочинения к картине, к тому, что на ней изображено).

  • Можем ли мы на основании написанного учеником сочинения восстановить план, по которому он описывал этот натюрморт? (Да, можно, автор сочинения сначала сказал о том, что изображено на натюрморте, затем последовательно описал яблоки, шиповник, сливы (то, что изображено художником на переднем плане), далее он написал о винограде и, наконец, о кувшине. В заключении сочинения кратко высказал свое отношение к натюрморту).

  • Следовательно, еще одним достоинством работы можно считать то, что сочинение написано по плану, нет «перескоков» с одного объекта описания на другой.

  • Есть ли в этом сочинении недостатки? (Есть.) давайте их выявим и постараемся исправить.

  • Есть ли вступление в этой работе? (Нет, это сочинение начинает сразу с описания).

  • О чем можно было написать во вступлении? (Рассказать немного об авторе картины, а также об особом жанре живописи – натюрморте, его особенностях).

  • В чем недостаток первого предложения? (Не стоит перечислять абсолютно все предметы, которые изображены на картине. Можно заменить перечисление «вместительными» словами, например: вместо яблоки, шиповник, сливы, виноград – разнообразные фрукты; вместо кувшин , корзина, стол – предметы обихода, предметы сельского быта).

  • Что можно было бы изменить или добавить в описание яблок? (Нужно добавить описание некоторых яблок, на которые мы обратили особое внимание, выделили их среди остальных, показав их «характер»_.

  • Нужно ли подсчитывать количество плодов на натюрморте? (Нет, не нужно. Указание конкретных чисел свойственно научному стилю речи, а сочинение пишется в художественном).

  • Достаточно ли описан шиповник? (Можно сказать о том, что автор расположил шиповник рядом с самым зеленым яблоком, чтобы оттенить, выделить шиповник, сделать его более ярким, заметным).

  • Хорошо ли описаны сливы? (Необходимо убрать количественные числительные, чтобы сочинение соответствовало своему стилю; вместо 5 – несколько слив).

  • Что бы вы добавили в описание винограда? (Виноград описан хорошо).

  • Все ли вас устраивает в описание кувшина? (нет, не все. Есть лишняя информация, ненужная в данном случае (2 и 3 предложения в абзаце). Излишняя детализация придает книжный характер этому абзацу).

  • О чем бы вы сказали дальше в своем сочинении? (В нескольких словах нужно сказать о том, где художник расположил фрукты, а также сказать о фоне натюрморта).

  • О чем можно было написать в заключении? (Можно было бы поразмышлять о том, зачем художник увековечил на полотне далеко не экзотические фрукты и обычные предметы, затем высказать свое отношение к натюрморту).



  1. Словарно-орфографическая работа

Данный этап урока проводится в форме словарно-объяснительного диктанта (в него включены слова, с которыми ученики работали в ходе урока и использовали в процессе беседы по натюрморту, необходимые для написания сочинения, но сложные с орфографической точки зрения). (слайды 13, 14, 15)

Натюрморт, сочные, ароматные, аппетитные, освещено солнечным светом, привлекает внимание, на переднем (заднем) плане, ярко-красная, золотисто-розовая, два небольших пятнышка, шиповник, ягоды, как крупные бусины, только что сорванные, роскошные грозди винограда, иссиня-черные, светло-зеленые, лиловые, темно-синие, выглядят естественно, плетеная корзина, глиняный кувшин, деревянный стол, неравномерный фон картины, свет падает слева и спереди, освещена лучше, естественное освещение, яркие четкие тени на стене и на столе, видны менее отчетливо).

  1. Устное рисование текста по микрогруппам, составление коллективного сочинения (слайд 16)

  • Разделитесь на микрогруппы и опишите натюрморт, причем каждая микрогруппа готовит только один кусочек текста (1-ая группа – вступление, 2-ая группа – описание яблок и шиповника, 3-я группа – описание слив, винограда и кувшина, 4-ая – фон картины, 5-ая группа – заключение).

  • Возможны следующие переходы между частями:

… хотя на картине изображены различные фрукты, но взгляд сразу привлекают к себе яблоки.

… рядом с самым зеленым яблоком художник расположил веточку шиповника.

… Помимо яблок и шиповника, на переднем плане художник поместил сливы.

… А на дальнем плане, в старой плетеной корзине, мы видим роскошные гроздья винограда.

… Дополняет картину старый глиняный кувшин, почерневший от времени.

… Фрукты и предметы художник изобразил на бледно-зеленом фоне, неравномерном по яркости красок.

  1. Написание сочинения (дифференцированно)

- Предоставляю вам возможность написать сочинение-описание по картине Б.В.Щербакова «Фрукты» или рассмотреть картину А.М.Герасимова «Дары осени», помещенную в школьном учебнике, и самостоятельно описать ее.


Похожие:

Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение «Описание цветка». Урок 18. «Описание цветка»
У. Давайте посмотрим на сочинения с этой точки зрения. Послушайте сочинение Артема и подумайте: какую задачу ставил перед собой
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение по картине" сочинение "
Свободная тема "Сочинение по картине" сочинение "Сочинение по картине Решетникова "Опять двойка""
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» icon1 Аналитические умения воспитателей 11 Тема Проектировочные умения...
Шлшшкова е. Л., Щербакова т. Н. Ь психолого-педагогический практикум: Учебно-методическое по- c-ooih- / Анторы-состав. Е. А. Шашенкова,...
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconТематическое планирование по литературе в 7 классе
Р/р устное описание картины Васнецова «Три богатыря». Мини сочинение «Мой любимый былинный герой»
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconЗадание №1. Работа с текстом (задание (сочинение)
Прочитайте текст Д. С. Лихачёва, а затем сочинение, написанное по этому тексту. Разделите сочинение на абзацы. Обоснуйте ваш вариант...
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconМетодические указания и лабораторные задания по курсу " основы информатики...
Исходные данные для выполнения база данных фирмы “фрукты” (файл Фрукты mdb). Деятельность этой фирмы заключается в том, что различные...
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение-описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег»
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения по картинам русских художников
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа....
Внимательно прочитайте задание определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика)
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Сочинение-описание по натюрморту Б. В. Щербакова «фрукты» iconСочинение-описание по картине Поленова «Московский дворик»
«К сожалению, я не имел времени сделать более значительной вещи, а мне хотелось выступить на передвижную выставку с чем-нибудь порядочным,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница