Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность




Скачать 224.35 Kb.
НазваниеЗадачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность
страница1/3
Дата публикации10.04.2013
Размер224.35 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3

Лингвистический анализ текста.
Задачи:

  • углубить сведения о тексте как предмете лингвистики;

  • развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность;

  • обеспечить сформированность у учащихся языковых знаний, умений и навыков, необходимых для качественного прохождения итоговой аттестации и для получения дальнейшего образования.

Прогнозируемые образовательные результаты программы

По итогам данного курса у учащихся должно быть сформирова­но:

- умение производить полный лингвистический анализ художе­
ственных текстов:

  • содержательно-композиционный (указать тему, основную мысль, её развитие, микротемы, их связь между собой, абзацное чле­нение текста, характер отношений между предложениями внутри аб­заца);

  • типологический (указать ведущий и сопутствующий типы речи, объяснить их назначение в этом тексте);

  • стилистический (показать системность использования языко­вых и изобразительно-выразительных речевых средств, их обуслов­ленность);

  • умение создавать собственные тексты, используя при этом изу­ченный теоретический материал;

  • умение совершенствовать написанное, добиваясь большей точ­ности словоупотребления, образности, выразительности.

^ Содержание курса

1. Основные признаки текста. Текст как предмет лингвистики. Основные признаки текста. Тема текста как показатель его смысло­вой цельности. Микротема. Абзац, его строение: зачин, средняя часть, концовка. Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельности. Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложении. Роль названия в тексте. Отражение в нём темы и основной мысли. План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли.

  1. ^ Способы и средства связи между частями текста. Способы связи между частями текста или предложениями (цепная, параллель­ная). Средства связи предложений (лексические, морфологические, синтаксические).

  2. ^ Функционально-смысловые типы речи в тексте. Типы речи: описание, рассуждение, повествование. Зависимость способа связи предложений текста от его типа речи. Семантические разновидности описания: пейзаж, портрет, описание предмета. Семантические раз­новидности рассуждения: доказательство, размышление, объяснение. Семантические разновидности повествования: изображение, инфор­мирование, рассказ. Особенности композиции текста, её взаимосвязь с типом речи.

  3. ^ Стилистика текста. Стиль текста. Обоснование стилистиче­ской принадлежности текста. Художественный стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средст­ва. Публицистический стиль речи: сфера применения, функция речи, характерные языковые и речевые средства.

Научно-популярный стиль речи: сфера применения, функция ре­чи, характерные языковые и речевые средства. Изобразительно-выразительные средства языка: лексические, синтаксические.

^ 5. Практическая часть. Сочинение как тип письменной работы (создание собственного текста). План сочинения-рассуждения. Определение темы, идеи, придумывание заголовка. Стилистическая характеристика текста. Вступление к рассуждению. Выстраивание текста сочинения-рассуждения. Определение авторской позиции. За­ключение. Изложение собственного мнения. Сам себе эксперт: редак­тирование написанного.

Тематический план курса













№ п/п

Содержание

Кол-во часов

Типы и виды

уроков, формы

проведения

Формы контроля

Сопровожде­ние

I.

Основные













1.

признаки текста.

Текст как предмет

9

Лекция учителя




Таблица




лингвистики. Ос­новные признаки




с элементами беседы




«Текст. Основные при-




текста










знаки текста»

2.

^ Тема текста как показатель его смысловой цельно­сти

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







3.

^ Микротема. Абзац, его строение: за­чин, средняя часть, концовка

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

4.

^ Основная мысль (идея) текста как показатель его смысловой цельно­сти

1

Урок- лекция с элементами ана­лиза текста







5

Развитие мысли в

тексте. ^ Актуальное членение предло­жений в тексте. Тема и рема в пред­ложении

1

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







6

Роль названия в тексте. Отражение в нем темы и ос­новной мысли

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

7-8

План текста, отра­жающий членение темы и развитие основной мысли

2

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста







9.

Практикум № 1

1

Урок контроля

Исследо-

Карточки с










за усвоением

вание

текстами










полученных знаний

предло­женного текста




И.

Способы и средст­ва связи между частями текста.

3










1.

Способы связи ме-

1

Урок-лекция с




Таблица «Спо-




жду частями тек-




элементами ана-




собы связи




ста или предложе­ниями (цепная, па-




лиза текста




предложений в тексте»




раллельная)













2-3


^ Средства связи предложений (лек­сические, морфоло­гические, синтак­сические)



2

Урок-лекция с элементами ана­лиза текста



Карточки с текстами



III

Функционально-смысловые типы

6










1.

речи в тексте.

Типы речи: описание, рассуждение, пове­ствование. Зависи­мость способа связи предложений текста от его типа речи

1

Урок-семинар




Таблица «Типы речи»

2.

Семантические разновидности опи­сания: пейзаж, портрет, описание

предмета

1

Урок-практикум




Карточки с текстами

3.

Семантические разновидности рас­суждения: доказа­тельство, размыш­ление, объяснение

1






Карточки с текстами

4.

Семантические

1

Урок-практикум





Карточки с текстами



разновидности по-













вествования: изо-
















бражение, инфор-
















мирование, рассказ













5.

Особенности ком-

1

Урок- лекция с




Карточки с




позиции текста, ее




элементами анализа




текстами




взаимосвязь с ти-




текста






  1   2   3

Похожие:

Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность icon“Электрические явления”, расширить кругозор учащихся; показать необходимость...
Развивающая: развить интерес к предмету, внимание учащихся, творческие способности, активность и самостоятельность в процессе коллективной...
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconПо русскому языку общие сведения о языке
Российской Федерации и язык межнационального общения. Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка....
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность icon“Зарубежная Европа”
Цель. Обобщать и систематизировать, углубить теоретические знания по теме, развивать познавательную самостоятельность, творческие...
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconУрок Задачи
Развивать самостоятельность учащихся в работе с учебником, словарями, краеведческой и научно – популярной литературой. Развивать...
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconУрока: Познавательно-практическая
Познавательно-практическая: углубить знания учащихся о тексте, его основных признаках, видах, способах и средствах связи предложений...
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconЗадачи: -углубить знания учащихся о метаболизме на основе изуче­ния...
Углубить знания учащихся о метаболизме на основе изуче­ния способов питания организмов
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconПлан урока. Урок комбинированный. Тема : ВОВ. Повторно-обобщающий урок
Цели: обобщить, закрепить, углубить знания, полученные ранее, развить логическое мышление учащихся
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconКак узнать себя и развить свои способности?
Как ладить с людьми (любить, строить взаимоотношения, находить понимание со взрослыми, дружить с товарищами)?
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность iconМанипулятивное убеждение как вид речевого воздействия
Шелестюк Е. В. Манипулятивное убеждение как средство речевого воздействия // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические...
Задачи: углубить сведения о тексте как предмете лингвистики; развить лингвистические способности учащихся и их познава­тельную самостоятельность icon2. Управление оу сведения об административном составе школы
Школа- учреждение, реализующее обучение, воспитание и дополнительное образование детей, в котором созданы условия для раскрытия творческого...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница