Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»




Скачать 178.06 Kb.
НазваниеСочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»
Дата публикации09.04.2013
Размер178.06 Kb.
ТипСочинение
pochit.ru > Философия > Сочинение
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

(Подготовка к ГИА. 9 класс)
I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

  1. Внимательно прочитайте задание С2.1. Определите по какому разделу науки о языке будете писать сочинение (лексика и грамматика).

  2. Определите ключевые слова, например, синонимы, архаизмы,, вводные слова, сложносочинённые предложения и т.д.

  3. Внимательно читайте текст, выделяя лексические и грамматические явления текста.

  4. В формулировке утверждения (тезиса) можно использовать высказывание известного лингвиста (писателя, публициста и др.)

  5. В основной части сочинения надо привести по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

  6. В заключении сочинения необходимо сделать вывод, вернувшись к фразе лингвиста (писателя, публициста и др.)

  7. Внимательно проверьте черновой вариант, внесите необходимые изменения, исправьте ошибки. Написание отдельных слов проверьте по словарю. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

  8. Внимательно, без исправлений, разборчивым почерком перепишите сочинение.


^ II. Теоретический материал по лексике и грамматике

Г.Степанов: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Данное высказывание состоит из двух частей. Первая часть высказывания подразумевает словарный запас языка, который используют люди в речи.

  • Язык – это слепок нашего мышления

  • С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира

  • Язык – средство сообщения информации

  • Язык служит для передачи чувств и эмоций



^ Языковые средства языка


изобразительно-выразительные

лексика

синтаксис

тропы

фигуры


Характеристика русской лексики



^ Слова с точки зрения количества значений


однозначные

кедр, контекст, экватор

многозначные

хлеб, линия, пар

прямое значение

первичное значение; предмет называется словом непосредственно, прямо: письменный стол, вкусное яблоко

переносное значение

вторичное значение, возникшее на основе прямого

по сходству

метафора:

золотое сердце, хвост поезда

по смежности

метонимия:

класс замер, сеешь ложечку, читаю Пушкина

часть называется по целому или целое по его части

синекдоха:

мы все глядим в Наполеоны


^ Лексика с точки зрения происхождения


исконно русская

мать, видеть, дерево, ласковый, вдруг, обман, два, лицо, уметь, мудрый, вчера

заимствованные

квартира, барабан, фрукт, суффикс, каникулы, поэзия, режиссёр, кекс, джинсы


^ Лексика с точки зрения употребления


общеупотребительная

слова, использование которых свободно, ничем не ограничено: история, весёлый, лес, дом, всерьёз

ограниченная в употреблении

людьми, живущими в определённой местности -

диалектизмы

гутарить, кочет



социальными группами лиц-

жаргонизмы:

предки (родители), ящик (телевизор)

людьми определённых профессий-

профессионализмы

плеоназм, коррозия, кегль (размер шрифта)

людьми, не владеющими нормами литературного языка -

просторечн-ая лексика





^ Лексика с точки зрения активного и пассивного запаса


лексика активного запаса

повседневно используемые слова, значение которых понятно всем говорящим на русском языке

лексика пассивного запаса

слова, которые либо устарели, либо в силу своей новизны ещё не стали достаточно известными; не всегда понятны носителям языка

устаревшая

новая

историзмы

вышли из употребления, как и обозначаемые ими предметы и явления: камзол, боярин, рекрут

архаизмы

заменились современными синонимами: очи-глаза,

выя-шея

неологизмы:

лунит, СМИ (общеязыковые); звездились (авторские)




^ Лексика с точки зрения стилистической окраски


нейтральная

институт, дом, книга


книжная

дерзновенный, регресс, созидательность, сподвижник

разговорная

домик, жадина, вкуснятина


Вторая часть высказывания содержит понятие «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений.
^ Основные типы предложения


простые

осложнённые

сложные

с двумя главными членами

с одним главным членом

однородными членами

обособленными членами (определениями, приложениями, обстоятельствами, дополнениями)

сравнительными оборотами

обращениями

вводными словами и предложениями

уточняющими словами

союзные

бессоюзные

с различными видами связи

сказуемым

под

лежащим

нераспространённые

распространенные

полные

неполные

определённо-личные

неопределённо-личные

обобщённо-личные

безличные

назывные

сложносочинённые

сложноподчинённые



^ Изобразительно-выразительные средства языка
Тропы (лексические средства)


  • Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (поле чистое, море синее, солнце красное)

  • Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Выражается различными способами:

  1. формой творительного падежа (Снежная пыль столбом стоит в воздухе);

  2. посредством подсобных слов: как, точно, будто, словно, подобно, как будто (Анчар, как грозный часовой, / Стоит один во всей вселенной.);

  • Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство по форме, по цвету, по значению и т.д. ( Тихо дремлет река. Облетел головы мой куст)

  • Метонимия - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами и явлениями. Связь эта может быть:

  1. между содержимым и содержащим (Я три тарелки съел);

  2. между автором и произведением (Белинского и Гоголя с базара понесут);

  3. между предметом и материалом из которого он сделал (Не то на серебре – на золоте едал);

  4. между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)

  • Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними:

  1. единственное число вместо множественного (Там стонет человек от рабства и цепей);

  2. множественное число вместо единственного (Мы все глядим в Наполеоны);

  3. часть вместо целого (Нуждаюсь в крыше для моего семейства);

  4. родовое название вместо видового (Ну что ж, садись, светило (вместо солнца)

  5. видовое название вместо родового (Пуще всего береги копейку (вместо деньги)

  • Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых (О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно)

  • Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей –лев)

  • Гипербола – чрезмерное преувеличение (В сто сорок солнц закат пылал)

  • Литота – чрезмерное преуменьшение (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка)


Фигуры (синтаксические средства)


  • Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывка

^ Клянусь я первым днём творенья,

Клянусь его последним днём…

  • Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, предложений (^ Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)

  • Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (Твой умок глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)

  • Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются какие-либо понятия (Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог)

  • Оксюморон (остроумно-глупое) – соединение двух понятий, логически исключающих одно другое (живой труп)

  • Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее значение усиливает производимое впечатление (Я победил его, разгромил, уничтожил)

  • Инверсия – необычный порядок слов с целью усилить выразительность речи (растёт дерево, книги три)

  • Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения (Мы сёла – в пепел, грады в прах)

  • Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться (Нет, я хотел… быть может, вы… я думал)

  • Парцелляция – стилистический приём расчленения фразы на части и даже на отдельные слова (интонационная экспрессия, отрывистое произношение) (Мы время проведём у печки. В Империи. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою)


Функциональная характеристика языковых средств выразительности


^ Языковые средства

Назначение в тексте

Анафора

- используется для усиления, подчеркивания предшествующего слова

Антонимы

- как выразительное средство создания контраста

^ Вводные слова

-выражают отношение говорящего к вы­сказываемому;

-эмоциональная оценка сообщаемого;

-указание на экспрессивный характер высказывания

-указание на последовательность изложе­ния;

-указание на способ оформления мыслей;

-призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, коммуникативного контакта и др.

^ Вопросительные предложения

-служат собственно вопросом, вопросом-размышлением;

-подчеркивают нужную мысль;

-выражают предположение;

-являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

- выражение сильного чувства, волнения;

-выражение отношения автора (возмуще­ние, ирония)

-выражение эмоциональной прерывисто­сти речи, например: Все отвергал. Законы!
Совесть! Веру! (А. Грибоедов)

^ Вставная конструкция

- смысловая емкость, реализующая:

- дополнительное пояснение, уточнение;

-поправку, оговорку;

-попутное замечание, добавочное сведение


Гипербола

- с целью преувеличения какого-либо явления


Градация


Произвести впечатление по нарастающей

^ Деепричастие и деепричастные обороты

- для выражения краткости и динамичности

Диалектизмы

-Для реалистического изображения быта т.е. создания "местного колорита";

-для речевой характеристики действующих лиц;

-в качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности


Игра слов

Привлечь внимание, сделать акцент на что-то

Инверсия

-для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

- для создания образности (путём скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом

Многосоюзие

- для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения;

-для усиления выразительности речи

Неологизмы

-для создания оттенка необычности, новизны

^ Неполные предложения


- с целью экономии языковых средств

Однородные члены

- показ динамики действий;

- зарисовка общей картины как единого целого;

- создание гаммы красок, звуков и т.д.

- создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью;

- создание ритмичного рисунка;

- создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Олицетворение

- для создания образности, выразительно­сти

Парцелляция


- как средство изобразительности, позво­ляющее усилить смысловые и экспрессив­ные оттенки значений


^ Побудительное предложение

- для выражения волеизъявления говоря­щего


Повтор лексиче­ский

для обозначения большого числа пред­метов, явлений, например: за теми деревнями леса, леса, леса (П.Мельников-Печерский)

для усиления признака, степени качества или действия, например: Вон темный, темный сад (Н. Некрасов). И ближе, бли­же все звучал грузинки голос молодой (М. Лермонтов);

для указания на длительность действия, например: Зимы ждала, ждала природа. (А. Пушкин)


Профессиона­лизмы


в широком понимании - показатель об­разованности в определенной сфере, в уз­ком - уместность употребления как уровень культуры


^ Прямая речь


дословная передача чужого высказыва­ния;

средство характеристики говорящего;

-средство о создания художественного об­раза

^ Разговорная лексика

- для создания атмосферы непринужден­ности, непосредственности

Риторический вопрос

- для привлечения внимания читателя

^ Ряды однород­ных членов

- для создания своеобразного ритмического рисунка текста

Ряды синонимов (синонимы)

- с целью указания смысловых оттенков;

- для характеристики экспрессии или эмоций

Синонимы

две функции: идеографическая и стилистическая

- идеографические синонимы различаются

оттенками значений; стилистические -сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда

^ Сложные синтаксические конструкции


- как характеристика авторского стиля




Сравнения

- для создания художественной вырази­тельности

^ Стилистически окрашенные слова

выражают отношение к слову (разговор­ные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо- иронические)

Термины

- несут в себе информацию значительно большую, чем другие лексические едини­цы

Фразеологизмы

- для придания высказыванию вырази­тельности,

- для создания образности

Цитирование

- в целях дословной передачи чужих слов в качестве достоверности

^ Эмоционально окрашенные слова

- для выражения отношения к предметам, поступкам и т.д.

Эпитеты

- с целью художественной выразительности



^ Знаки препинания

Смыслоразличительная функция знака

препинания



^ Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис к работе о роли знаков препинания в сочинении на лингвистическую

тему)

• Знаки препинания функционально значимы:
они имеют закреплённые за ними
обобщённые значения.

• Передают логику предложения, связь между
частями предложения.

• Вносят дополнительную информацию,
которую нельзя выражать словами.

• Передают на письме оттенки смысла.

• Могут быть средством выражения состояния
пишущего.

• Основное назначение пунктуации
передавать логику предложения, связь
между его частями.

• Знаки препинания отмечают начало или
конец синтаксической единицы.

• Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

• Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

• Информирует о наличии в предложении
структурно равноправных элементов.

Точка

• Указывает на законченность предложения с
точки зрения пишущего.

• Указывает на завершённость высказывания.

• Указывает на законченность мысли.

^ Вопросительный знак в конце предложения

• Указывает не только на членение речи, но и
на вопросительный характер предложения,
на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

• Указывает на ожидание ответа.

^ Восклицательный знак в конце предложения

• Показывает, насколько сильно автора
волнует содержание его собственного высказывания.

• Указывает на эмоциональную напряжённость

Двоеточие


• Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)

  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания

Тире


Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

Указывает на следование событий друг за другом.

Указывает на временной интервал.

В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

Указывает на варианты названия.

Значение противоположности (Я мрачен - ты весел).

Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки



Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

Обозначают границы прямой речи или цитаты.

Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».


Скобки

Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.

Указывают на вспомогательный характер информации.

^ Точка с запятой


Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация – для размышления читателя.

Многоточие

Передаёт недосказанность, недоговорённость.

Отражает эмоциональную окраску речи – передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

Указывает на неполноту информации.

Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Похожие:

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconСочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Рекомендации «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате гиа 2013»
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconСочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 1 в формате гиа-2012)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconМатериал подготовлен Ажищевой А. В. Подготовка к гиа -2013 как писать...
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconКак писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка...

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» icon«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Чернянка Урок русского языка. 7 класс
Обеспечить закрепление умений применять методы компрессии текста, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconПодготовка к сочинению на лингвистическую тему в гиа по русскому языку 2012
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconСочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?»
Написать сочинение-рассуждение на тему: «Как сделать жизнь в нашей стране лучше?» привести 2 аргумента
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconСочинение на гиа 2013 года по тесту 25 Напишите сочинение рассуждение,...
Напишите сочинение рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя и публициста Н. Г. Чернышевского: «Правила синтаксиса...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconГиа. Часть примерная тематика сочинений-рассуждений на лингвистическую тему
Л. С. Степановой и др.; Л. А. Сениной. Кроме того, были выбраны задания из экзаменационных работ прошлых лет. Данный список не включает...
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Подготовка к гиа. 9 класс) I. Памятка «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему» iconСочинение С2 гиа по русскому языку текст по Ю. Домбровскому
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В. Г. Короленко: «Русский язык…обладает всеми средствами...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница