1. История лингвистики как смена научной парадигмы




Скачать 364,3 Kb.
Название1. История лингвистики как смена научной парадигмы
страница1/4
Дата публикации07.04.2013
Размер364,3 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4

1. История лингвистики как смена научной парадигмы.


Парадигма (в грам-ке п. – система форм; п. склонения, спряжения). История любой науки свидетельствует, что в процессе ее развития происходит периодическая смена общенаучных подходов и методов исследования → ученый Кунг ввел термин научная парадигма или парадигма науки.

П. конкретной науки – научные основы, кот. общеприняты в данное время , в данном научном сообществе и являются базой для постановки и решения научных проблем, а также для осмысления эмпирических фактов. С этих позиций процесс развития науки представляется как смена научных парадигм.

e.g Лысенко считал, что все изменения растений и животных происходят под влиянием окружающей среды.

^ Стадии развития парадигма.

1. Научное сообщество отвергает новые парадигмы, т.к. человек живет стереотипами.

2 стадия – когда происходит признание учеными новой идеи.

3 стадия – когда новые идеи получают всеобщее распространение и входят в учебники.
^ Основные предпосылки периодической смены научной парадигмы.

Почему пар-мы меняются?

Развитие науки обусловлено взаимодействием 2х факторов:

внешние факторы - связаны с практической деятельностью, с практическими потребностями общества;

внутренние факторы: логика развития самой науки.

В процессе непрерывного развития науки, время от времени возникают новые факты, которые не могут быть объяснены в рамках господствующей парадигмы. Для их объяснения требуются новые идеи, новые методы, кот. и обуславливают переход к новой научной парадигме.

В коммуникации участвуют автор – порождает текст, сам текст и реципиент.

П.: 1. Логическая,

2. Психологическая,

3 системно-структурная,

4 коммуникативная,

5* видео- вербальная.
1. Логическая – уходит корнями в грамматические описания 18 века, « Порт Рояль». Считали, что у всех логика была одинаковая: были понятия, суждения, умозаключения и т.д. Понятие – мысль о предмете, выделяющая в нем существенные признаки ( квадрат – признак: все углы прямые, все стороны равны. Суждение – субъект (человек), связка и предикат (свойство). Умозаключение – тот вывод, кот. мы делаем из посылок. ЛП утверждала, что логика и грам-ка тождественны, что предложение равно суждению, основа тожд. понятию.
2. Психологическая п. – у истоков стоял Гумбольдт (1767-1835). ПП отвергла предпосылки логической парадигмы. Один из ученых писал, что логика соотносится с грам-й, как круг и красное. Сущ-ет много школ:

Лейпцигская школа младограмматиков,

московская лингвистическая школа,

казанская лингв-я школа,

психологическое направление в языкознании. → основная идея. ПП утверждала, что все явления языка нужно рассматривать с позиции психологии, с использования псих-их терминов. Важная особенность ПП в изучении языка должны быть включены участники коммуникации (автор и реципиент). Герман Пауль – представитель этой П. говорил о своих предшественниках: «с исключительным рвением исследовали языки, но слишком мало говорящего человека». «Никто не понимает слово именно так как другой; всякое понимание есть непонимание» – Гумбольдт.
^ 3. Системно-структурная п. – отказалась от идеи психологической парадигмы. Исключены все психические понятия из рассмотрения. Она отказалась от установок предшествующей парадигмы потому, что новые проблемы поставленные ею не могли быть разрешены в рамках имеющегося знания.. Было необходимо описать язык как систему. Возникла необх. Объяснения новых знаков →предпосылки смены парадигмы. ССП извлекла язык из акта коммуникации, отвергла говорящего и слушающего исключила из изучения языка все психологические характеристики. Основоположник ССП Фердинанд де Соссюр. По Соссюру: речевая деятельность делилась на 1) язык и 2) речь, где язык – система знаков. Лингвистика изучает язык как систему знаков, то есть элементы и отношения между ними. Язык социален; речь – индивидуален, каждый из нас имеет свое произношение, слова которые человек употребляет тоже индивидуальны.. Язык навязывается человеку (Соссюр), язык – норма, обязательная для всех. Синхрония – изучение языка на данный момент времени. Диахрония – изучение языка развитии.
^ 4. Коммуникативная п. – каждый человек включен некий круг общения, где может выступать либо в роли автора, либо в роли виртуального реципиента. Образуются: автор-реципиент цепочки(АРЦ).Коммуникативная среда данной социальной структуры включает: АРЦ, доступные и освоенные средства общения.

Типы:

естественная, первичная, вторичная, третьего поколения.

Параметры комм-й среды:

1) язык общения,

2) состав коммуникантов,

3) численность ком-в,

4) скорость распространения мнфы

,5) время хранения инфы в КС).

^ Коммуникация и ее виды
Отличие Кп от ССП. ССП изучает язык как систему знаков: элементы и отношения между ними. Произошла смена на КП, что в КП привлекается человек (автор-реципиент). Она изучает процесс комм-ции. В настоящее время имеется большое число различных видов информации, а также существуют многочисленные средства ее передачи. КС включает автор-реципиент цепочки и техсредства. Виртуальная реальность – эффект присутствия. Процессы передачи инфы получили название коммуникации, а средства предназначенные для этой цели назыв. средствами системной коммуникации.

Система комм-ции:

^ 1. Система массовой ком-ции – это телевидение, радио, печатные издания и различные средства сбора инфы:выборы, конференции, опрос. Основной признак этого вида комм-ции состоит в том, что в ее рамках 2 отдельных индивида не могут установить обособленную инфу между собой ;

^ 2) Система межличностной комм-ции – в ней отдельные индивида могут установить обособленную инфу, телефон, экзамены. Несмотря на разнообразие систем ком-й в каждой из них можно выделить элементарную ком-ую цепочку (автор-текст-реципиент). Без этих 3х компонентов ком-я не возможна.
^ 1.2.Внелитературные формы языка.

Диалектизмы – помогают передать местный колорит, особенности речи.

Профессионализмы – слова и выражения, используемые в различных сферах деятельности чела. Есть профессионально-жаргонные слова; иногда они играют роль терминов.

^ Жаргон – разновидность разговорной речи, используемая определенным кругом носителей языка. Просторечия - сниженные слова; они находятся за пределами литературной лексики.


  1   2   3   4

Похожие:

1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconДоклад на тему: Личностно-ориентированный подход как современная образовательная парадигма
Одной из задач, которая сегодня стоит перед образованием это смена знаниевой педагогической парадигмы на гуманистическую, в основе...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconТема самообразования
Смена образовательной парадигмы предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усиление роли науки...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconУчебное пособие для гуманитарных факультетов университета Ярославль 1999
В первой части пособия изложены вводные темы курса, позволяющие излагать материал по неживой, живой природе и человеке с позиций...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconМанипулятивное убеждение как вид речевого воздействия
Шелестюк Е. В. Манипулятивное убеждение как средство речевого воздействия // Актуальные проблемы лингвистики: Уральские лингвистические...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconКириллина А. В. Освещение связи языка и пола в истории лингвистики
В российской лин­гвистике наблюдается процесс формирования самостоятельной научной дисциплины лингвистической гендерологии
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconХарактеристика современного состояния лингвистики
Научная парадигма господствующая идея, определяющая подход к изучению объектов любой науки; общепринятый образец актуальной научной...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconКонцепции и парадигмы программирования. Языки программирования. Классификация,...
О считать, что парадигма в программировании способ концептуализации, который определяет, как следует проводить вычисления, и как...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconФундаментальной физики, а также содержит достаточно подробное изложение...
А. Л. Шаляпина, В. И. Стукалова «Введение в классическую электродинамику и атомную физику»
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconВ настоящее время в России идет становление новой системы образования,...
Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение,...
1. История лингвистики как смена научной парадигмы iconКол-во
Условия жизни на Земле: свет, тепло. Явления природы: смена дня и ночи, смена времен года
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница