5 вопросов (экзистенциальные ситуации)




Название5 вопросов (экзистенциальные ситуации)
страница1/3
Дата публикации10.06.2013
Размер371 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3
Предмет философии в ее истории

Проблемы человеческого существования=экзистенциальные:

  • Всеобщие, для всех важны

  • Человек постоянно, непрерывно не думает о них, а только в определенных ситуациях: Кари Ясперс назвал их «пограничными»(интерес к своему бытию).

Признаки пограничных ситуаций:

  1. Новизна (сам человек в эту ситуацию никогда не попадал)

  2. Неизвестность (отсутствует четкая схема действий)

  3. Временная протяженность (дБ начиняться, продолжаться, заканчиваеться, пример-тяжелая болезнь)

  4. Возможность рефлексии (рефлексия – осмысление, человек сам обдумывает ситуацию, а она дает возможность себя обдумывать)

  5. Герметичность (человек никому не передаст ответственность за эту ситуацию)

  6. Трагичность (ситуация предполагает возможность крайне негативного своего разрешения)

Чем человек старше, тем чаще он попадет в такие ситуации.

5 вопросов (экзистенциальные ситуации):

  1. возможно ли предвидеть будущее? Если да, то какие методы нужно использовать для этого предвидения?

  2. Возможно ли повлиять на будущее? Если да, то какими методами?

  3. Что будет со мной после моей физической кончины?

  4. Существует ли абсолютная, независимая от людей шкала нравственных ценностей? Если да, то как ее познать? Может ли она осуществлять поощрение или наказание?

  5. Существует ли то, что в теологии называют божеством? (или «абсолютно трансцендентальное начало»?)

Вывод:

Каждый желает знать, что будет в ближайщем и далеком будущем и как этому услужить (с этим связан психоз навязчивых состояний)

^ 3 комплекса проблем:

  • Футурологические (футуризм - будущее)

Что такое будущее? Как его познать и повлиять на него?

  • Танатологические (связаны со смертью)

что такое смерть? Как избежать, подготовиться?

  • Этические

Что такое абсолютная справедливость? Как ее познать? Есть ли нечто, поддержание нравственных законов людей?

Профессия философ – не только обдумывает эти проблемы, но и решает их и предлагает эти решения людям

Профессии философы – предлагают познакомится с решениями, что мы впоследствии принимаем за свои решения. Те идеи, которые большинству близки, приживаются. Выживают те идеи, которые способны восстановить душевный комфорт людей, находящихся в пограничной ситуации.

Не все филососфские идеи можно применить на практике. Общественно неприемлемые теории в конце концов преодолевают.

Философия – там, где есть страсть и страх. Страсть к жизни и страх к смерти. Страсть знать будущее и страх столкнуться в будущем с непредвиденными обстоятельствами. Страх к полной беззащитности.

Вывод: философия – знание всеобщее и вечное.
Структура философского знания

  1. Что будет с тем, что есть?

  1. Что есть? (Что существует?)

  2. Как познать то, что есть?

  1. Что будет с тем, кто умрет?

  1. Что такое человек?

  2. Что такое человеческое общество?

  3. В чем смысл человеческой жизни?

  1. Как человек должен себя вести?

  1. Что такое нравственный идеал?

  2. В какой форме существует нравственный идеал?

  3. Есть ли нечто непригодное и внесоциальное, осуществление поощрение и наказание?


1.Онтология (раздел философии)

Из этого вопроса начинаются все науки.

1.2.Гиосеология (гиосис - знания)

  • Логика

  • Методология науки

Из 2.1 и 2.3 – философская антропология

Из 2.2 – социальная философия (философия истории)

Из 3.1 - этика

Из 3.2 – эстетика

Из 2.3 и 3.3 – философия религий

+ История философии
Этапы понимания предмета философии

Само слово философия – 16-17вв. (Эдип и Гомер)

Этиология слова философия: sophia – мудрость, philo - любить, желать – желание быть мудрым

Только Бог обладает мудростью (древние греки). Если человек все узнает, он станет Богом. В России философия – любомудрие.

Далее Пифагор (6 век до н.э.) стал использовать это слово. Любое теоретическое знание – это знание философское. Постижение сущего – занятие аристократов.

Первый смысл слова философия – размышление о природе. Так дошло до софистов: предположили, что мы не можем познать природу (4-5 вв. до н.э.)

Сократ: природу познать нельзя. Мы можем (и должны) познавать нравственные идеалы. Надо вести себя в соответствии с нравственным идеалом. Полагал, что нравственный идеал существует независимо от человека, сам по себе.

Платон (ученик Сократа): если идеал существует, если мы его познали, то исходя из знания идеала мы можем познать природу. Предмет философии: и духовное, и материальное – универсальное знание.

Аристотель (ученик Платона): с него начинается отделение философии от древних наук. Начал путь ответвления древних наук от философии. У Аристотеля философия – знание основ сущего, постигаемое умом.

Средневековье: основа мышления – божество. Предмет философии – Бог, бытие Божье (но это в Европе, так как на Руси запрещалось).

Возрождение: возвращение к идеалам античности, к познанию природы. Новое время желало избежать противоречий, которые были в античности – большинство мыслителей занимается разработкой методологии философии (начало гиосеологии).

18-19вв.: Окончание классической философии.

С 19 века и до сих пор каждое учение предполагает свой взгляд на предмет философии, либо считает, что у философии нетпредмета.
Философия – универсальное систематическое знание о бытии, познании и деятельности, а также проведении на практике найденных в теории истин.

Познание наиболее общих законов природы, общества, мышления.

Те законы, которые мы сейчас знаем, не общие. Мы можем не знать о некоторых более общих законах.
Онтология

«онтос» - бытие

Применение слова «бытие»:

6-5 вв. до н.э. – впервые в работах греческого мыслителя Парминина. В философский словарь введено в 1613 году германским ученым.

Бытие.

Каждое злачащее слово имеет референт (предмет) – то, на что слово указывает. Референты могут быть материальным предеметом; ментальным (мыслительным) образованием для всех общезначимым (число, красота, справедливость); соотношение вещей и процессов (причина, давление); фантастические образы (Дед Мороз).

Референты существуют независимо от познающего их субъекта.

Все, что мы вообразили, имеет общее свойство: существоание независимо от акта восприятия.

Бытие – самое широкое и предельно общее понятие, охватывающее физические события, вещи, объекты, а также телесные и психические состояния и духовные акты, даже самые фантастичекие объекты и сущности, представляемые сознанием, в каком-то смысле существуют.
^ История взглядов на бытие

Первоначально только материальное бытие. Человек не подпадал под бытие, но это длилось не долго.

Платон разделяет бытие и небытие. Бытие – то, что неизменно. Небытие – то, что изменяется.

Средние века: бытие – бытие Бога; небытие – материя.

Новое время: бытие – материя.+ тот, кто бытие изучает – человек.

3 направления в классической онтологии:

Монизм. Одна единственная основа бытия (материальная или духовная). Основа может развиваться, либо не развиваться. Развитие может прогрессивным или регрессивным.

Дуализм. Две основы сущего, чаще: материальная или духовная, и которые не сводимы друг к другу.

Плюрализм. Мир имеет бесконечное количество основ. Все сущее состоит из мельчайших частиц.

Бытие – переживание своей кончины, конечности.

Бытие – язык.

В Европе появилось течение – позитивизм.

Логика – один из способов упорядочения говорения. Математика – часть логики.

Идеалисты – дух первичен.

Материалисты – материя первична.

В современности считают, что этот вопрос нельзя и не нужно решать. Вопросы философии имеют практическое значение.

Материалисты: предполагают, что материя существует.
Гносеология

Философское учение о познании, «гносо» - значение.

Познаваем мир или нет?

Мир нельзя познать полностью. Сущее, которое мы познаем, это то, что находится вне познавательного акта, вне мышления. Познаваемое независимо от воли познающего, от субъекта познания.
^ Направления гносеологии:

  1. Интеллектуализм

Мир хоть до определенного уровня может быть познан при помощи нормального мышления.

    • Рационализм

Рацио – разум. Основа познания нами миром находится в нашем мышлении, разуме.

В разуме заранее (до рождения) есть механизмы, схемы логического мышления, одинаковые независимо от пола, возраста и т.д.

Откуда эти схемы взялись?

Рационалисты полагают, что разум, использующий общую систему познания, систематизируют поступающую информацию.

Скорее традиционное мышление.

    • Эмпиризм

Основа познания, даваемая нашими органами чувств.

      • Материалистичный (Локк, Бэо)

Все, что видим, чувствуем, слушаем, существует реально.

      • Идеалистический

Мир не существует на самом деле. Существует одно Божество, много дум, а вразуме Божества – образы предметов (но на самом деле их нет).

      • Агностический

Мы не знаем, существует мир или нет. Зачем нам это знать.

  1. Иррационализм (мистицизм)

Ир – отрицание.

Основной источник знаний – интуиция, настроения, переживания, сны.

Нет учения об истине.

Нет общего критерия – каждый все видит по-своему. В практике мистицизму не доверяем.
Современные гносеологии:

  • Способность к логическому мышлению есть, но откуда – не знаем.

  • Есть ученые, которые считают, что гносеологии нет, так как главная проблема философии – проблема умирания.


Основные концепции истинности

Что является критерием истинности высказывания?

Ответы:

  • Классическая концепция (аристотелевская, корреспондентская)

Истина: то, что соответствует реальному положению вещей; ложное то, что противоречит.

  • Когерентная концепция истинности (coherencia – связь, последовательность.) истинное – то, которое логически вытекает из предшествующего высказывания; имеет логическую связь с последующими высказываниями.

  • Прагматическая концепция истинности (pragma - дело) (Ч.С. Пирс). Истинное то высказывание, действие в соответствии с которым приводит к желаемому результату. Если человеку Божество помогает, значит, оно существует. Не занимается доказательством.


Логика

Не считается философской дисциплиной.

Логос – мысль.

Логика – наука о мышлении и правильных формах мышления.

Формальная (разработана Аристотелем).

Соотношение логичности и истинности ассиметрично: любое высказывание логично внутри себя может быть либо истинным, либо ложным. Его нужно проверять. Решение, построенное с нарушением логики, заведомо ложное

Логичность не гарантирует истинности. Нелогичность гарантирует ложность.

Эмпиристы: законы природы дают нам все законы логики.

Категории логики:

  1. Понятие

  2. Суждение

  3. Умозаключение

Два языка:

    • Предметный

    • Метаязык (мета - над)

Метаязык – язык, на котором говорят о языке. Например, учебник иностранного языка – по-русски объясняется испанский.

Парадокс лжеца: один критянин говорит, что все критяне лжецы.
Любое слово, которое употребляется вне контекста – это понятие. (тетрадь, красота, доброта). Предлоги, союзы и т.п. – слова, но не понятия.

Понятие – языковое обобщение явлений некоторого класса по их специфическим признакам.

Характеристики понятия:

  • Содержание – мыслимые в понятии существ признаки предмета (но эти признаки неназываемые): дверь. Содержание понятия можно раскрыть (студент – ученик ВУЗа)

  • Объем – класс технических предметов, которые могут мыслиться посредством этого понятия: данный предмет можно назвать данным словом.

Виды отношений между понятиями:

  • Равнообъемность – содержание различно, объемы совпадают.

  • Пересечение (перекрещивание): содержание различно, объем частично совпадает. Предмет, принадлежащий объему одного понятия, может принадлежать объему и другого.

  • Подчинение – объем одного понятия (подчиняющего) включает в себя объем другого (подчиняющегося).

  • Исключение – объем и содержание 2-х и более понятий различны.


Суждение

Суждение получается когда связываем два любых понятия. Содержит высказывание, которое может быть либо истинным, либо ложным.

Суждение – мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо о чем-либо.
S.R.P.:

Subject Субъект: знание о предмете суждения.

Predicat Предикат: знание о том, что утверждается или отрицается о предмете.

Relation Связка: показывает, что мыслимое в предикате пресуще или не присуще субъекту.

Виды суждений:

  1. S есть P

  2. S не есть P

  3. Все S суть P

  4. Все S не суть P


Модальность суждений
Оценка того, что в нем утверждается или отрицается с точки зрения законов природы, логики, права и морали, норм и т.п.

Модальный оператор – слово, выражающее оценку.

3 оператора:

  • необходимо

  • опровергнуто

  • плохо

2 фактора влияющихся на истинность модальных суждений:

    • истинность самого суждения

    • модальный оператор

модальные операторы:

      1. необходимо

      2. возможно

      3. невозможно

      4. обязательно

      5. разрешено

      6. запрещено

      7. доказано

      8. проблематично

      9. опровергнуто


Логическая структура вопроса
Вопрос – форма мысли, в которой выражено требование уточнить или дать новую информацию на основе уже имеющейся.
Структура:

1) предпосылка (некоторая исходная информация);

2) оператор (требование дополнить или уточнить информацию)
Логически (?) бывает (в этическом плане):

1) корректным (его предпосылка - истинное суждение);

2) некорректный (его предпосылка - логическое суждение);

3) провокационный (некорректный вопрос, заданный умышленно)
Умозаключение:

1) несколько суждений, собранные вместе, дает новое знание, следующее из этих суждений. Или 2) прием мышления, посредством которого из некоторого исходного знания получаем новое выводное знание.
Структура:

1) посылка в виде суждения. Является исходными знаниями;

2) вывод тоже в виде суждений;

3) правило - обосновывающее знание.

Пример: А=В (большая посылка), В=С (малая посылка), А=С – вывод

Правила в этом примере нет. Оно транзитивное (из 1 и 2 следует 3)
Энтимема – умозаключение, у которого отсутствует посылка.
Виды умозаключений: 1) индуктивное; 2) дедуктивное.
Дедуктивное умозаключение (от лат. Deduczio – выведение) – вывод идет от знания большей степени общности к знанию меньшей степени общности. Пример: Все студенты должны сдать сессию. Сидоров студент => Сидоров должен сдать сессию.
Индуктивное умозаключение (от лат. Induczio – наведение) – вывод идет от знаний меньшей степени общности к знанию большей степени общности.
  1   2   3

Похожие:

5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconЕвангелие от Матфея. 6
Экзистенциальные мотивы аномального поведения и психологическая помощь жертвам тоталитарных и культовых организаций
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconРеферат Проверил
Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл и др. В то же время очень многие европейские психологические школы в той или иной мере...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconВыдержка из книги Щербатых Ю. В. Избавься от страха
Экзистенциальные страхи это особая группа страхов, связанная не с какими-то конкретными жизненными событиями определенного индивида,...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconУрока по географии (7 класс ) : Тема : Влияние
Образовательная цель : научиться предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае возникновения любой ситуации
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconЗакон республики татарстан о национально-культурных автономиях в республике татарстан
Федерации в Республике Татарстан, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства,...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconКурс экономической кибернетики включает три основные группы вопросов:...
Первая группа вопросов представляет собой понятие об экономике как управляющейся системе, вторая группа вопросов описывает микроуровень,...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconЗдоровьесберегающие технологии
Стрессовые ситуации в нашей жизни встречаются постоянно. Достаточно эмоциональные люди реагируют очень активно на подобные ситуации,...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconLesson 1 the visit of a foreign partner темы и ситуации
Темы и ситуации: Визит зарубежного партнера (встреча в аэропорту, знакомство, профессии, приветствия, благодарности, прощание, формы...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconКогда вы делаете ребенку замечание, придерживайтесь нескольких правил
В ситуации плохого поведения ребенка нужно обсудить с ним причины такого поведения и вместе поискать пути выхода из данной непростой...
5 вопросов (экзистенциальные ситуации) iconПсихологическая подготовка школьников к егэ
Для помощи в адаптации к ситуации экзаменационных испытаний необходимо создать для школьников определенные условия и подготовить...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница