Г. гегель об эмпирическом базисе философии




Скачать 27.43 Kb.
НазваниеГ. гегель об эмпирическом базисе философии
Дата публикации06.06.2013
Размер27.43 Kb.
ТипДокументы
pochit.ru > Философия > Документы
Г. ГЕГЕЛЬ ОБ ЭМПИРИЧЕСКОМ БАЗИСЕ ФИЛОСОФИИ
Тюгашев Евгений Александрович

Новосибирский государственный университет
Гегель обычно воспринимается как адепт спекулятивного, оторванного от опыта философского конструирования. Действительно, Гегель критиковал ограниченность современного ему эмпиризма, но столь же критически он относился и к метафизике.

С точки зрения Гегеля, подтверждением метафизики обыкновенно служат представления, содержание которых проистекает из опыта. Метафизическое философствование черпает свое содержание из внутреннего или внешнего опыта, а затем придает ему с помощью размышления форму абстрактных положений [2, с. 37]. Гегель полагает, что первая часть старой метафизики — онтология — содержала эмпирически и случайным образом данные определения: «Их ближайшее содержание могло быть основано лишь на представлении, на заверении, что под этим словом разумеют именно то-то и то-то, а иногда также и на этимологии» [3, c. 140], или на фактах рассудочного сознания [4, c. 61]. Материализм он оценивал как последовательный эмпиризм [3, c. 182]. На его взгляд, эмпиризм возводит содержание единичного восприятия в форму всеобщих представлений, положений, законов [3, c. 148]. Поэтому по содержанию эмпиризм имеет общий источник с метафизикой.

Как мы видим, Гегель, во-первых, констатирует эмпирическую обоснованность предшествующих ему философских традиций, и, во-вторых, указывает на произвольность и случайность опыта, положенного в основу философских воззрений. Гегель соглашается с мнением, что «все должно быть познано на опыте», но полагает, что философии от «эмпирического подтверждения, остающегося связанным с некоторыми предпосылками, необходимо подняться до доказательства абсолютной необходимости вещей» [4, c. 211]. На его взгляд, задача состоит не в отказе от эмпирического обоснования философских положений, а в переходе к «правильному пониманию философского факта» [3, c. 65], опирающемуся на развитую культуру познания отношений мысли.

Мастером концептуализации философской эмпирии Гегель считал Аристотеля. В «Лекциях по истории философии» Гегель писал: «Категории встречаются в восприятии, представлении... Аристотель же, принимающий во внимание все стороны универсума, берет все эти единичные явления скорее как спекулятивный философ и перерабатывает их таким образом, что из них возникает глубочайшее спекулятивное понятие» [1, c. 211].

В процессе концептуализации Аристотель, по мнению Гегеля, применял особые процедуры. Во-первых, Аристотель фиксировал полный эмпирический объем понятия: «Он имеет перед собою мир созерцания во всей его полноте, и ничего из его содержания он не оставляет в стороне, каким бы обыденным это содержание не выглядело». Во-вторых, Аристотель устанавливал множество значений, смыслов слова, вплоть до самых обыденных и чувственных его значений. В-третьих, он учитывал историко-философские мнения. В-четвертых, при мыслительном рассмотрении предмета Аристотель брал и связывал все его определения.

В заключение Гегель делает вывод: «Таким путем Аристотель образует понятие и остается в высшей степени философичным в собственном смысле этого слова как раз тогда, когда он кажется лишь эмпиричным. Эмпиризм Аристотеля является целостным именно потому, что он всегда сводит его снова к умозрению. Следовательно, можно сказать, что он в качестве завершенного эмпирика является вместе с тем мыслящим. Если мы, например, честно выделим из пространства все эмпирические определения, то получится в высшей степени спекулятивный результат, ибо эмпирическое, взятое в его синтезе, есть спекулятивное понятие» [1, c, 222].

Таким образом, «спекулятивное» Гегеля есть «эмпирическое во всей своей полноте».

Литература

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1999.

2. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. СПб., 1999.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1975.

4. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Том III. Энциклопедия философских наук. Часть третья. Философия духа. М., 1956.

Похожие:

Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconБиография Гегель родился 27 августа 1770 года в семье финансового...
Ф. Гегель это немецкий философ, объективный идеалист, представитель немецкой классической философии
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconЛекции по философии истории
Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с. С. 57-480
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconИстория философии (материалы)
Можно ли познать способность познания до того как ты познаешь? (Гегель о Канте) 61
Г. гегель об эмпирическом базисе философии icon| рефераты | Каталоги |
Перевод А. М. Водена Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. Спб.: Наука, 1993, 2000. 480с
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconКурс философии и философии Науки ХХI века для студентов физического...
Объективное самотворение нравов (событий), нравственного и нравственности (отчуждение, овещнение, овнешнения) благо идентичности...
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconЗаконах и формах), этика (о морали), эстетика
Охватывает менее чем столетний период с конца XVIII до середины XIX в. Крупнейшими представителями немецкой классической философии...
Г. гегель об эмпирическом базисе философии icon1. Теоретические вопросы
Ильин И. А. Философия и жизнь. Ильенков Э. В. Философия и молодость. Дидро Д. Философ. Гельвеций К. А. О различных наименованиях...
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconВопросы для подготовки к экзамену по философии
Определения философии, истоки философствования, образы философии, темы философии, структура философского знания и т д
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconПредмет философии философия древнего востока космоцентризм греческой философии
Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии
Г. гегель об эмпирическом базисе философии iconРеферат по философии на тему: «Психологические истоки творчества Артура Шопенгауэра»
Кант или Гегель, но не полностью отрешился от академических традиций. Он необычно свободен от национализма и столь же хорошо знаком...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница