Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе»




Скачать 107,83 Kb.
НазваниеМетодическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе»
Дата публикации05.06.2013
Размер107,83 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
Методическая разработка
Урок-семинар

«Мыслители прошлого

о человеке и обществе»


Разработала Кваша Т.В., учитель

истории и обществознания

МОУ СОШ № 1

Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» проводится в 11 классе в курсе обществознание.

Цель урока:
-познакомить учащихся с философским наследием древнегреческих философов.

-углубить интегрированные знания по истории, литературе, философии.

-сопоставить различные взгляды древнегреческих философов на теорию познания.

-обсудить дискуссионные вопросы
Оформление:
На доске вывешены портреты древнегреческих философов Сократа, Платона , Демокрита. Цитата - Всем смертным в мире я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо, тот, кто мертв,-

Лишь тень в подземном мраке, он теперь ничто,

Живущим надо жизнью наслаждаться здесь.

(Греческая эпиграмма)

В ходе урока представлен элемент театрализации - Речь Сократа на суде». Где роль Сократа играет ученик, облаченный в древнегреческую одежду.

На каждом столе у учеников вопросы для обсуждения в конце семинара:
-кого из упомянутых на уроке античных философов называли идеалистами, а кого материалистами? Почему?

-какие общие черты можно выделить в учениях о человеке, созданных разными философами?

-как вы понимаете высказывание Сократа «Познай самого себя»?

-какие из известных Вам идей античных философов можно назвать гениальными догадками?

-какие суждения философов древности кажутся Вам актуальными и сегодня?


Вступительное слово учителя. Философия в духовных исканиях человечества занимает особое место. Отвлекаясь от деталей жизни, философы исследуют наиболее общие принципы устройства мира. Материя, сознание, мышление, познание – таковы некоторые важнейшие философские категории. Слово «философия» в буквальном переводе с греческого означает любовь к мудрости. Античная Греция дала миру много выдающихся философов. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Сократ, Демокрит, Аристотель, Платон…

Особенность взглядов многих греческих философов - жизнерадостное восприятие мира:

Всем смертным в мире я хочу подать совет:

Живя, познайте радость, ибо, тот, кто мертв,-

Лишь тень в подземном мраке, он теперь ничто,

Живущим надо жизнью наслаждаться здесь.

(Греческая эпиграмма)

Греческие философы считали, что человек должен познать природу и имеет для этого все возможности. Гераклит, впрочем, утверждал, что природа «любит скрываться»: ее познание дается человеку нелегко. Органы чувств дают человеку истинное знание о мире, но это знание неполное. Только мышление позволяет проникнуть в природу вещей, т.е. завершить познание, начатое чувствами. Многие люди не используют возможности познания, не знают всеобщего, вечного, не исследуют того, что видят в повседневной жизни. Мудрый же человек всегда стремится проникнуть в природу вещей.


^ Выступление 1-го учащегося. Демокрит. Древнегреческий философ Демокрит родился во фракийском городе Абдерах, который в 5 веке до н. э. выдвинулся среди демократических городов-государств, в значительной мере благодаря выгодному положению на торговых путях, ведших из Греции в Персию. Сын богатого гражданина Демокрит рано увлекся научными занятиями, изучал философию, логику, психологию, этику, политику, педагогику и другие науки.

В основе философии Демокрита – атомистический материализм. Он считал, что основу мира составляют атомы, которые образуют все сложные тела.

Человека Демокрит определяет как животное от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость.

Демокрит различает 2 вида познания: 1) посредством чувств, называет темное. 2) посредством разума(истинное)

Демокрит не противопоставляет их, а говорит о том, что оба вида познания должны существовать в единстве. Подчеркивает трудность в достижении истины в познании, он говорит: «Истина скрыта в глубине».

Демокриту принадлежит выдающееся учение о самостоятельном историческом прогрессе людей от звериного состояния к цивилизационному. Нужда и опыт были для людей учителями во всем. Они толковали его вперед, так как от природы он был способен ко всякому учению. Демокрит создал теорию подражания природе. Он писал, что путем подражания мы научились от паука ткачеству, от ласточки - постройке, от певчих птиц- пению.

Человек, по Демокриту может преобразовать природу и самого себя при помощи знаний. Мыслитель говорил: «Больше людей становятся хорошими от упражнения, чем от природы. Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не научиться».

Демокрит обнаруживает большой интерес к познанию общественных явлений. Политика – важнейшее искусство, задача которой – обеспечение общих интересов свободных граждан. Демокрит сторонник демократической формы правления и враг монархии. «Лучше быть бедным, но свободным, чем богатым, но несвободным». Но тем не менее рабство не считал безнравственным. «Рабами пользуются ,как частями тела, каждый по своему назначению».

Многие работы посвящены нравственности. Основа этических воззрений – мысль о том , что разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спокойном состоянии души.1) согласие с природой.

2) исполнение долга.

3) мера во всем.

4) смелость духа.

5) неустрашимость мышления.

Дойти до этого можно путем обучения и воспитания.

Дружба – истинная и мнимая. Выбирая друзей, следует быть осторожным и осмотрительным. Многие друзья любители имущества их владельцев, а не их самих. «Добрый друг должен появляться в дни радостных событий по приглашению, а в дни испытаний должен приходить по собственному почину».

Образование- украшение для счастливых, убежище для несчастных. Для образования нужны 3 вещи: природные способности, упражнения и время.

^ Выступление 2-го учащегося. Платон. Платон – крупнейший философ античности(427-347 г. до н. э.). Происходил из афинского аристократического рода. Учился у Сократа, а после казни его надолго покинул Афины. Побывал в Египте, Персии, Ассирии, на острове Сицилия. Возвратившись в Афины, открывает свою философскую школу, которую назвали академией. Она имела такое название, потому что находилась в роще, посвященной античному герою Академу.

До наших дней дошли многие сочинения Платона, основную массу которых составляют его «Диалоги».

Философское учение Платона включает в себя многие вопросы:

-учение о бытие

-учение о мире

-учение о душе

-учение о познание

-учение об обществе

Учение Платона – объективный идеализм. Главная философская категория у Платона – идея или эйдос. Идеи трактовались как некие божественные сущности.

В философском учении Платона о человеке можно выделить 2 аспекта.

1) учение о душе. Платон утверждает, что человеческая душа независима от тела и бессмертна. Она состоит из 3-х частей(разум, страсти, вожделения). Победа разумной части над другими возможна лишь при правильном воспитании.

В теории познания Платон говорит о двух уровнях познания: чувственном и теоретическом.

Заслуживает внимания интересные взгляды философа на государство и общество. Свои политические взгляды Платон наиболее полно изложил в диалогах : «Государство», «Политика», «Законы».

Платон разработал учение об идеальном общественном государстве, которым руководят немногие, специально подготовленные и справедливые люди.

Государство призвано:

1)обеспечить всех членов общества материальными благами.

2)способствовать полноценной духовной жизни граждан.

3)оно должно иметь хорошо организованные средства защиты от врагов.

В идеальном государстве граждане разделены на классы (разряды).

1)философы-правители.

2)воины-стражники, необходимые для защиты государства.

3)работники.

В идеальном государстве Платона существуют многочисленные отрасли общественного полезного производства, основанного на разделении труда. Платон пишет о 4-х главных доблестях, необходимых в таком государстве. Это- мудрость, мужество, сдерживающая мера, справедливость.

Государство и законы необходимы для того, чтобы приблизить людей к совершенству. Он считал, что существуют 4 формы несовершенного политического устройства.

Тимократия – власть, основанная на господстве честолюбцев, которые стремятся к роскошному образу жизни, обогащению.

Олигархия- господство немногих над большинством. Часто правят далеко не лучшие люди.

Демократия- правление большинства. Это худшая форма власти т.к. она ведет к обострению борьбы между богатыми и бедными, восстаниями.

Тирания – власть одного человека над всеми в обществе.

Наиболее совершенными (правильными) формами государства Платон считал аристократию и монархию.

^ Выступление 3-го учащегося. Аристотель. Один из великих древнегреческих философов Аристотель родился в 384 г. до н. э. в г. Стагира. Его отец Никомах был придворным врачом Македонского царя, дал сыну хорошее образование. В 367 г. до н. э. семнадцатилетний Аристотель прибыл в Афины и стал слушателем Академии Платона, где он пробыл двадцать лет вплоть до смерти Платона. Платон был намного старше Аристотеля, он сумел разглядеть гениального юношу и высоко его оценить. После смерти учителя Аристотель покидает Афины и в 343 г. до н. э. он был приглашен Македонским царем Филиппом II на роль воспитателя его сына Александра. Воспитание продолжалось около 4 лет, и хотя отношения между Аристотелем и Александром не были теплыми, впоследствии прославленный полководец скажет: «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом т. к. если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену».

В 335 г. до н. э. Аристотель возвращается в Афины и основывает здесь философскую школу – Ликей, названной так потому что школа находилась рядом с храмом Аполлона Ликейского. Здесь у Аристотеля было много учеников и последователей его учения, он руководит работами по систематизации философских и научных знаний, пишет свои научные трактаты.

Смерть Александра Македонского вызвала в Афинах антимакедонское восстание и Аристотель был обвинен в богохульстве и был вынужден покинуть Афины и вскоре умер на острове Эвбея.

Научное и философское наследие Аристотеля обширно и касается различных наук. Аристотель писал о логике, физике, зоологии, политике, этике, эстетике и других науках. Всего у него более 150 научных трудов.

Главные произведения:

  1. Метафизика.

  2. Физика.

  3. Политика.

  4. Никомахова этика.

  5. Категории.



Аристотель – основатель науки о психической деятельности человека. Его трактат «О душе» одно из самых знаменитых его сочинений. В нем рассматривается вопрос о душе, о взаимоотношении ее с телом, объясняются явления восприятия и памяти. Душа – говорит Аристотель,- присуща всем предметам живой природы. «Душа по своей сути является господствующим принципом, тело- принцип подчиненный». Он различает 3 вида души (растительный, чувственный, разумный).

В гносеологии Аристотель говорит о том, что все люди от природы стремятся к знанию. Они проходят несколько этапов познания.

1. Всякое познание начинается с чувственного восприятия (ощущения и представления). Они играют важную роль в знании об индивидуальных вещах. Вторая ступень – ступень опыта. Опыт возможен благодаря повторяемости чувственных восприятий и накопления их в памяти. Третья ступень – искусство, знания общего и причин. Четвертая ступень – наука.

Важное место в философии Аристотеля занимает этика. Нравственные вопросы являются главными в жизни каждого человека. Цель жизни человека Аристотель видел в достижении добродетели. Он отвергал в качестве главных жизненных целей обретение власти или самодовлеющее стремление к наслаждениям. Гарантия добродетельной жизни заключается в том, чтобы избегать крайностей – чрезмерной роскоши и полного отречения от земных благ. «Недостаточно знать что есть добродетель, надо следовать ей». Исходя из того что добродетель есть середина, способность избегать крайности Аристотель признавал наилучшим общественным устройством такое, которое позволяет гражданину жить в серединном состоянии. В реальных государствах мы встречаем 3 класса граждан (очень зажиточные; крайне неимущие; тех кто стоит между двумя крайностями).

Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй. Люди среднего достатка не стремятся к чужому добру, как бедняки, другие лица не посягают на их имущество. Соответственно жизнь в обществе протекает безопасно, без потрясений. Таким образом, государство имеет наилучший строй, если средний элемент в них преобладает. Если же он отсутствует, то многочисленный неимущий класс подавляет всех, и государство и быстро идет к гибели.

Аристотель определил государство, как форму общежития граждан, пользующихся известным политическим устройством. Политическое устройство предполагает власть закона. В нем 3 части: 1)законодательная, 2)административная, 3)судебная.

Патриархальная теория происхождения государства (власть в государстве, это продолжение власти главы семьи).

Формы государственного устройства. Правильные:

Монархия

Аристократия

Полития (власть среднего класса)

Неправильные:

Тирания

Олигархия

Демократия.


^ Выступление 4-го учащегося. Сократ. Сократ (древнегреческий философ) 469-399 г.до н. э. Его отец был ремесленник – камнетес, а мать – повивальная бабка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно исполнял свой воинский долг, трижды участвовал в сражениях. Как свободный гражданин Афин участвовал в народном собрании, был членом «Совета пятисот». Но главным занятием своей жизни Сократ считал философию. Все свое свободное время он посвящал философским беседам и спорам.

Сократ ничего не писал, и поэтому его учение существует в отражениях его учеников – историка Ксенофонта и философа Платона.

Интересно, что сам Сократ сознательно отказался от письменных сочинений, а основная форма его философствования это Диалог, предполагающий непосредственный контакт собеседников, спор. В результате общения и диалога происходит процесс познания и процесс поиска истины.

В Сократовском диалоге есть два лица, для которых истина и знания не даны в готовом виде, а представляют собой проблему и предполагают поиск ее решения.

В центре философии Сократа – человек, его нравственные убеждения и нравственное поведение, его образ жизни и мышление. Главная цель человеческой жизни – познание и добродетель, и в первую очередь познание самого человека. И поэтому изречение, начертанное на храме Аполлона в Дельфах, стало основным философским принципом Сократа.

Сократ выделяет основные добродетели.

1)сдержанность.

2)мужество.

3)справедливость.

И задача человека не только познать их, но и следовать им в своей повседневной жизни.

В вопросе отношения Сократа к государству он определил, что основу благополучия государства составляет нерушимость законов и повиновения граждан закону.

Что такое закон? Закон – это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться.

Сократ выступал против тирании, как произвола правителей. Он был сторонником умеренной демократии. Высоко оценивал Перикла, как выдающегося гражданина и государственного деятеля. Сократ говорил, что государством должен руководить лишь тот, кто сведущ в области управления подобно тому, как кораблем может управлять лишь тот, кто обладает необходимыми знаниями и опытом.

^ РЕЧЬ СОКРАТА НА СУДЕ.

Дельфийский бог назвал меня мудрейшим только за то, что я знаю, как мало значит моя мудрость. За то, что я неустанно сомневался утром, днем и вечером! И оттого я вел беседы с вами! Я мечтал, что в результате этих бесед вы наконец-то станете различать главное: стыдно заботиться о выгоде и почестях, а о разуме и душе забывать. И я надоедал вам своими беседами и беспокоил вас сомнениями. Еще я хочу сказать вам – тем, которые приговаривают меня. Напрасно вы думаете, что я не знаю как спастись от смерти. Я знаю это, но не делаю, потому что считаю это недостойным себя. Избежать смерти не трудно, гораздо труднее избегать зла: зло быстрее смерти и скорее захватит. Я вот тяжел и стар, и меня захватила смерть, а вы мои обвинители молоды и бодры и вас захватило зло. Вас постигнет зло и позор, к которым вас приговаривает истина. И я останусь при своем наказании, а вы при своем. Все это так и должно было быть и все это к лучшему!!!

Похожие:

Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconУрок № Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке. Платон и Аристотель
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Древние мыслители о мире и человеке», учебник «Человек и общество. 11...
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» icon1. Мыслители прошлого и об обществе и его развитии
...
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconУрок № Тема. Мифологические представления народов в древности. Триединая...
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация «Древние мыслители о мире и человеке», учебник «Человек и общество. 11...
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconУрок №23. Данный урок проводится третьим по теме «Экологические факторы»
Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconОбщество в человеке и человек в обществе
Социально-историческая антропология рассматривает человека как существующего в обществе. На вопрос, как именно человек существует...
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconМетодическая разработка тесно связана с практическими занятиями по...
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение начального профессионального образования
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconМетодическая разработка для студентов по дисциплине «экологические основы природопльзования»
Данная методическая разработка призвана помочь вам в освоении дисциплины «Экологические основы природопользования»
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconМетодические рекомендации по составлению методических разработок...
Методическая разработка это методическое пособие, рассчитан­ное на то, чтобы помочь преподавателю методически правильно органи­зовать...
Методическая разработка Урок-семинар «Мыслители прошлого о человеке и обществе» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Выполнила Микитюк...
Цель: Углубление знаний о родном крае через различные виды деятельности (поисковую, исследовательскую, творческую)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница