Урок литературы в 11 классе тема




Скачать 112.79 Kb.
НазваниеУрок литературы в 11 классе тема
Дата публикации04.06.2013
Размер112.79 Kb.
ТипУрок
pochit.ru > Философия > Урок
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Тема: Главная идея рассказа «Легкое дыхание» И.А.Бунина (конкретно-текстуальный анализ художественного произведения)

Тип урока: урок-исследование

Форма урока: групповая работа (обучение в сотрудничестве)

Цель учителя:

- создать условия для выявления и понимания обучающимися идейно-смыслового содержания текста.

Цель обучающихся:

- выявить и понять идейно-смысловое содержание произведения.

Задачи урока:

- формировать навыки выборочного поиска учебного материала из текстовых источников, навыки исследовательской и коллективной работы;

- помочь обучающимся увидеть последовательное движение авторской мысли;

- развивать умение наблюдать за языком произведения, видеть специфику художественного слова, понимать язык символов; - воспитывать языковую культуру, развивать позицию уверенности в общем и личном деле каждого участника исследования.

Методы обучения:

- словесный;

- наглядный (презентация);

- проблемно- поисковый;

- исследовательский.

Формы организации учебной деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальна;

- групповая (работа в парах).

Оборудование:

- портрет И.А.Бунина;

- сборник «Иван Бунин. Легкое дыхание», учебник «Литература. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Чалмаева В.А., Зинина С.А»;

- компьютер, проектор, интерактивная доска (вариант: экран);

- презентация к уроку.

План урока

^ Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1 Организационный момент

Вступительное слово

Слушают учителя

2 Актуализация знаний

Настраивает на работу

Задает вопросы к статье учебника «Легкое дыхание» - эпитафия ускользающей красоте

Определяют и формулируют главный идейный смысл произведения

3 Создание проблемной ситуации

Наводящие вопросы

Обобщение ответов обучающихся, определение методов работы

Пытаются определить и сформулировать тему, цели урока

4. Исследовательская деятельность обучающихся (групповая работа)

Раздает задания и проводит инструктаж по выполнению.

Обобщение учителя.

Делятся на группы, выполняют задания, составляют примерный комментарий по своему вопросу, делают вывод.

5. Индивидуальная исследовательская деятельность

Поясняет задание, контролирует выполнение

Индивидуально выполняют задания.

6. Лексическая работа

Предлагает объяснить обучающимся символический смысл названия рассказа, фамилий.

Обобщение учителя.

Объясняют, как понимают смысл, пользуются источниками информации.

7. Рефлексия

Задает вопросы по уроку.

Оценивают свою деятельность.

8. Домашнее задание

Предлагает варианты заданий

Выбирают и записывают.

Ход урока:

Содержание

^ Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Слайд 1

  1. Организационный момент

^ Вступительное слово

- Сегодня мы совершим путешествие в творческий мир И.А.Бунина, выраженный через художественное слово на основе рассказа «Легкое дыхание». Выбор произведения не случаен. Во-первых, этот рассказ принадлежит к шедеврам мировой литературы; во-вторых, в этом произведении автор выразил свой идеал бытия; в-третьих, этот рассказ актуален для сегодняшних старшеклассников (поучительная история о трагической судьбе 15-летней девочки- подростка).

Слайд 2.

- слушают учителя

^ 2.Актуализация знаний

- Откройте учебник (статья «Легкое дыхание» - эпитафия ускользающей красоте»). Прочитайте первое предложение из этой статьи: «Легкое дыхание» – это драматичный, искусно построенный, блестяще «запутанный» рассказ о недолгой «грешной» жизни и гибели гимназистки Оли Мещерской»

- Так о чем этот рассказ? Какова позиция авторов нашего учебника?



- работают с учебником

- Зачитывают: «…рассказ этот не о грехе и не о праведности, а о «легком дыхании» в человеке… Всем построением своим «Легкое дыхание» доносит мысль не о грешности, а о чем-то более сложном).

  1. ^ Создание проблемной ситуации

- В чем же заключается главный идейный смысл этого произведения. Закроем наши учебники и попробуем сами ответить на этот вопрос.

Хорошо, я хочу предложить вам сегодня конкретно-текстуальный анализ, который характеризуется последовательным разбором текста с целью выявления идейно- смыслового содержания. Подумайте и попытайтесь определить методы нашей работы на уроке.

Обобщение:

- Метод нашей работы: исследование, конкретно-текстуальный анализ рассказа.

- ^ Цель исследования: проследить, как в малой форме отражается глубина авторского замысла и как мировоззрение писателя преломляется в заглавии рассказа. Слайд 3.

- пытаются сформулировать идейный смысл произведения

- Формулируют методы работы ( предполагают, что может проводиться исследование текста, возможна работа в парах)

^ 4. Исследовательская деятельность обучающихся

(групповая работа)

- Идейный смысл, особенно в коротких произведениях, начинает раскрываться с заглавия, с 1-ой фразы, с 1-ых абзацев. Не является исключением и исследуемый нами рассказ. Над этим у нас работала пара № 1. Благодаря их исследованию, мы узнаем:

  1. Как автор применяет прием контраста, противопоставления.

  2. Как используется пейзаж и как через него показываются характеры и состояния.

Раздает карточки с заданием:

  1. Роль контраста

  2. Функции пейзажа

  3. Сцена-символ «Оля в кабинете у начальницы»


Слайд 4. Роль контраста. Обобщение

Слайд 5. Функции пейзажа. Обобщение

- Исследования наших ребят показали, что картины природы тяготеют к символическим обобщениям. У Бунина в этом рассказе символично все: и главные события, и мелкие случайности. Последуем дальше за писателем в мир его героев.

- Эта группа должна была исследовать символический смысл этой сцены; проследить, как автором используются детали-символы: клубок ниток, гофрированные волосы начальницы, царский портрет.

^ Слайд 6. Обобщение

Слайд 7. Сцена-символ «В кабинете у начальницы». Обобщение


Работа в группах

Группа № 1. Роль контраста.

Примерный комментарий исследования. В первой фразе рассказа звучат два мотива: мотив креста и мотив жизни: «На кладбище, над свежей глиняной насыпью, стоит новый крест из дуба, крепкий, тяжелый, гладкий». Далее читаем: «В самый же крест вделан фарфоровый медальон, а в медальоне – фотографический портрет гимназистки с радостными, поразительно живыми глазами».

Вывод 1: Образная структура первых абзацев позволила выявить контраст, ДИССОНАНС, несовместимость двух начал. Живое и радостное существует внутри мертвого.

^ Группа № 2. Функции пейзажа

Примерный комментарий исследования. Бунин использует 3 пейзажные зарисовки. Зимний пейзаж, характеризующий мир юной героини, автор дает внутри двух апрельских пейзажей, которые характеризуют мир, ей противостоящий. Серый невзрачный пейзаж весны в начале и точно такой же в конце рассказа, когда на арену выходит классная дама.

Вывод 2: Подбор пейзажных деталей и здесь позволяет увидеть противоположный образ мира. Пейзаж является средством воплощения главного замысла рассказа. В радостном «зимнем» мире Оли Мещерской есть СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ. В «весеннем» мире без Оли нет места счастью, веселью, жизни.

^ Группа № 3. Сцена-символ «Оля в кабинете у начальницы»

Примерный комментарий исследования. Прием контраста в этой сцене достигает наивысшей точки. Налицо два разных мира: живой мир гимназистки Оли, которая до этого «вихрем носилась по сборному залу» и искусственный мир начальницы, которая «спокойно сидела с вязаньем в руках за письменным столом, под царским портретом». Легкомысленное поведение гимназистки Мещерской. Главный смысл разговора. Начальница: «Вы уже не девочка. Но и не женщина. Что это за прическа? Это женская прическа!» Гимназистка: «Я не виновата, madam, что у меня хорошие волосы».

Деталь-символ: волосы. Волосы Оли (не боялась растрепанных волос, вихрем носилась, ветрена и т.д.). У начальницы «молочные, аккуратно гофрированные волосы». Снова контраст: живые, женственные у гимназистки и мертвые искусственные волосы у ее начальницы.

^ 5. Индивидуальная исследовательская деятельность

- «Я не виновата, - говорит Оля. – Виноват в этом…». А, правда, кто виноват в том, что она не гимназистка, она женщина, притом рано сформировавшаяся?

^ Проблемный вопрос. Кто виноват в ее «падении», а затем и в последующей гибели?

- Ребята, не будем спешить с выводами. Только в оценке последующих образов, в их взаимодействии проявляется глубинный смысл событий и скрытая авторская мысль. Мы должны вызвать на арену событий «маленькую женщину», классную даму Оли Мещерской.

- Цель нашей работы: выяснить, какова роль образа классной дамы? План исследования: а) Оля – предмет неотступных дум и чувств классной дамы;

б) мотив траура и мотив креста, монастырь и острог; в) сцепление образов: начальница гимназии и классная дама; г) авторская позиция (прямая оценка).

- Вспомним начальницу гимназии. Ее жизнь тоже тяжкий жизненный крест. В чем он символизируется?

Слайд 8. Образ классной дамы (обобщение учителя)

^ Слайд 9. Деталь - символ. Клубок ниток.

Слайд 10. Деталь-символ. Крест.

- Что противостоит кресту жизни? С каким началом связаны счастье и радость? Вспомните клубок ниток. Какая важная художественная деталь! Клубок ниток завертелся на полу, и начальница подняла глаза. О чем говорит эта деталь-символ: «Ну, Мещерская, ты признаешь свою вину, что нельзя сходить с ума от счастья, примешь наш крест жизни, либо…».

- Ученики думают неоднозначно. Одни считают, что виноват Малютин. Другие – казачий офицер Шеншин, третьи обвиняют саму Олю Мещерскую.

- примерные ответы (подбор автором деталей-символов сказал об этой женщине все. Она ходит на могилу Оли, не спускает глаз с дубового креста, который с самого начала символизирует общий жизненный крест. Маленькая женщина не просто глядит на крест, она несет жизненный крест. Она не может быть счастливой. Траур ее – это не столько траур по Оле, сколько свидетельство того, что жизнь классной дамы есть нескончаемый траур).

- Сидит за столом под царским портретом. Она тоже под крестом, служит своему богу. Ее крест – положение начальницы, гимназия – ее монастырь. Жизнь ее искусственна, чувства бедны. Счастье, как его понимал Бунин, для таких женщин недоступно. Они считают, что Оля сошла с ума, раз не хочет принять крест жизни.

^ 7. Лексическая работа.

- Важную роль в играет символический смысл фамилий героев рассказа, так же название рассказа. Попытаемся объяснить:

А) Мещерская.

Б) Малютин.

Обобщение:

- Фамилии героев глубоко символичны, отражают общий замысел писателя, идейное содержание рассказа.

^ Смысл названия рассказа. Что такое «Легкое дыхание» по Бунину?

Слайды 11,12. Смысл фамилий героев и смысл названия рассказа (обобщение учителя).

Пользуясь источниками информации, своими знаниями, обучающиеся отвечают:

- Вспомним Паустовского. Мещеры – это дремучесть, нетронутость. В применении к главной героине это означает «дремучесть» сознания, его неразвитость.

- Вспомним сподвижника И.Грозного, Малюту Скуратова, его властность.

Варианты ответов:

- «Легкое дыхание» – один из старинных эталонов женской красоты (папина книжка).

- «Легкое дыхание» – единственно возможный способ женского существования вообще.

- «Легкое дыхание» – это «такая легкость во всем, и в жизни, и в дерзости, и в смерти».


8. Рефлексия

- Итак, вернемся к началу урока.

Ответьте на вопрос: Что хотел донести до нас автор и актуален ли его рассказ в настоящее время?

- Вот так много вложено в коротенький рассказ, который справедливо называют образцом произведения малой формы, в котором отражается огромное содержание и глубина авторского замысла. Действительно, «густая проза» «Легкого дыхания». В основе произведения лежит один законченный случай (смерть гимназистки), и то, о чем говорит автор в начале и то, чем завершает, связано неразрывно, так как писатель не подгоняет мысли под события, а события придумывает для задуманного эффекта, стараясь вызвать у читателя сопереживание. Вот почему бунинские произведения малой формы литературоведы чаще называют не рассказами, а НОВЕЛЛАМИ.

Слайд 13. Новелла (словарь литературоведа)

- ответы

^ 9. Домашнее задание (по выбору)

  1. Написать мини-размышление по сцене убийства Оленьки казачьим офицером (см. вопросы-подсказки)

А) Почему ее убил именно казачий офицер, притом «плебейского вида», то есть человек не ее круга? Есть ли в этом какая-то закономерность?

Б) Зачем Бунин акцентирует внимание читателя на следующей детали «На платформе вокзала среди большой толпы народа»?

В) Почему гибель такого существа, как Оля Мещерская, предрешена во все времена?

2. Объяснить смысл высказывания литературного критика Антонова: «Легкое дыхание» - перенасыщенный деталями раствор, из которого выпадают кристаллы характеров».

- Урок окончен. Спасибо за работу!

Выбирают и записывают домашнее задание.

Похожие:

Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 9-м классе по рассказу «Темные аллеи»
...
Урок литературы в 11 классе тема iconТатьяна Геннадьевна Сорокина Учитель русского языка и литературы...
Урок литературы в 11 классе (проблемно-информационный: учитель сам формулирует проблему)
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 9 классе Тема: «Всё во мне, и я во всём!»
Урок предназначен для 9 класса, общий уровень развития класса высокий
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 9-ом классе. Тема урока: тема одиночества в лирике...
Научить учащихся группировать поэтические произведения по темам, умению видеть единство содержания и формы, связь темы и идеи произведения...
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 6-м классе. Тема: "Анализ рассказа А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 10 классе. Тема: «Ум и деятельность»
Тема: «Ум и деятельность» – нравственная основа Андрея Болконского. (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел»
Преподавание литературы в 6 классе осуществляется по умк г. И. Беленького, по программам под редакцией Г. И. Беленького, Ю. И. Лыссого...
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 10 классе Учитель
Тема урока: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 7 классе Метапредметный урок на тему : «Чему быть суждено, то и сбудется?»
Танкова Наталья Степановна, учитель русского языка и литературы мбоу сош села Мамонтова Мамонтовского района Алтайского края
Урок литературы в 11 классе тема iconУрок литературы в 9 классе. Тема: «Осень жизни»
Тема: «Осень жизни» в творчестве поэта. (Читая философскую лирику Ф. И. Тютчева и А. С. Пушкина)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница