Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург




Скачать 256,25 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург
страница1/2
Дата публикации26.05.2013
Размер256,25 Kb.
ТипМетодические рекомендации
pochit.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2


Уральский институт управления, экономики и права

СОЦИОЛОГИЯ

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

для студентов заочного отделения


Екатеринбург

2012

Социология: Методические. рекомендации для студентов заочного отделения / Сост. Е.Г. Корнильцева, Э.В.Морозова. Екатеринбург Изд-во Уральского института управления, экономики и права. 2012.26 с.
Методические рекомендации предназначены для студентов заочного отделения бакалавриата. Предлагаются темы контрольных работ, содержащие план и список рекомендуемых источников.

Библиография, помимо обязательной учебной литературы, должна обеспечить дополнительную самостоятельную работу студентов.

Задача курса – помочь формированию социологического подхода к общественным явлениям, пониманию природы социальных взаимодействий, расширению кругозора, осмыслению современной реальности.

Составители: кандидат философских наук, доцент Е.Г.Корнильцева , кандидат исторических наук, доцент Э.В.Морозова.


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА


Раздел 1

ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ

Объект и предмет социологии


Проблема объекта в социальных науках. Социология как наука о современном обществе, изучающая с помощью фактов социальные действия и процессы.

Основные объекты социологии: демографический, психологический, общностный, отношенческий, институциональный, культурологический. Предметные области социологического знания: макро- и микросфера.

Теоретический и эмпирический уровни освоения функционирующих социальных систем. Взаимосвязь социологии и социальной философии. Категориальный аппарат социологии. Социальные тенденции и законы. Уровни социологического знания. Функции социологии.
Становление и развитие социологии
Предпосылки возникновения социологии. Социологический позитивизм О. Конта. Социологическая концепция Г. Спенсера. Марксизм и социология. Психологическая социология: Г. Лебон, Г. Тард, Л. Уорд, Ф. Гиддингс. Системный подход к социальным явлениям Э. Дюркгейма и М. Вебера. Идеи социал-дарвинизма в социологии. Формальная социология Ф. Тённиса и Г. Зиммеля. Русская социологическая мысль в 19 – 20 вв. Становление и развитие эмпирической социологии. Структурный функционализм: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон. Индустриальная социология. Парадигмы современной социологии. Развитие социологии в России: основные этапы и особенности.
^
Методика и техника социологического исследования


Характеристика социологического исследования, его структура и функции. Виды и этапы конкретных социологических исследований.

Программа социологического исследования: проблема, цель, задачи, гипотезы.

Монографический и выборочный типы исследования. Основные типы выборки. Методы сбора социологической информации. Опрос и его виды. Анализ документов. Наблюдение. Социальный эксперимент. Интервью. Метод экспертных оценок. Статические методы обработки социологической информации. Использование компьютерной и вычислительной техники в социологическом исследовании. Требования к составлению научного отчета. Профессиональный кодекс социолога.
Раздел 2

^ СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Общество как социальная система
Общая теория систем. Проблема самоорганизации систем. Синергетика. Понятие социальной системы. Общие признаки социальных систем: устойчивость, открытость, целостность. Самоорганизованность. Типология социальных систем. К. Маркс об общественно – экономических формациях. Традиционное и промышленное общество у Ф. Тенниса. Цивилизационная концепция общества. Социальные изменения. Конфликтологическая и эволюционистская парадигмы в понимании социальных изменений.

Социальные противоположности и противоречия как источник изменений в общественной жизни. Способы разрешения кризисов. Роль силы и насилия в обществе.
Структура общества и его организация
Социальная структура как способ связи социальных элементов. Социально-классовая структура (классы, касты, сословия, социальные группы).

Социально-этническая структура (род, племя, народность, нация, этнос).

Территориальная структура (город, село, агломерация, макрополис и пр.).

Демографическая структура (мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры).

Семейно-бытовая структура (соседские общности, родители, дети, брачные и внебрачные связи). Классовый и стратификационный подходы к социальной структуре. Понятие класса и страты в социологии. Проблема «среднего класса». Интеллигенция как социальная группа и как социально-психологический тип людей. Социальный статус. Понятие «статусной несовместимости». Социальная мобильность и ее виды. Социальная структура современного российского общества. Маргинальность как общественное явление.

Социальная общность и ее виды. Социальная организация как элемент структуры общества. Типы организаций. Феномен бюрократии в обществе.
Социальные изменения и процессы
Понятие социальных изменений. Их виды. Сущность социального процесса, его структура.

Классификация социальных процессов. Специфика переходных процессов. Особенности социокультурных процессов.

Социальный процесс как историческая практика людей.

Формационные и цивилизационные процессы, их взаимосвязь.

Социальные процессы и противоречия. Виды противоречий. Понятие социального конфликта. Функции и типология конфликтов и этапы их протекания.
Социальные институты
Институциональный аспект анализа общества. Социальный статус, социальная роль, социальная норма.

Проблема стабильности социальных институтов. Функции и дисфункции институтов. Амбивалентность социального института. Виды социальных институтов по функциональному содержанию их деятельности. Экономические институты (производство, потребление, распределение, рынок) и их структура.

Собственность как сфера реализации экономических ролей владения и распоряжения.

Политические институты (государство, партии, политические движения, органы местной власти и др.).

Социальный институт образования как взаимодействие социальных общностей по поводу приобретения знаний. Функции

института образования. Противоречия между образовательной и профессиональной подготовкой. Кризис системы образования в России.

Наука как социальный институт. Формирование науки как общественной производительной силы. Этапы связи науки с производством. Возрастание значимости науки. Социальный институт семьи и брака: признаки, функции.

Социология о формировании и развитии личности
Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность», «человек». Социальный тип личности. Типы: формационные, общностные, групповые, этнические, нормативные.

Структура личности. Внутренний и внешний мир личности. Социологические теории личности.

Социализация как приобретение ценностных ориентаций для интеграции человека в общество. Фазы социализации индивида: адаптация и интериоризация.

Универсальность социализации, охват всех сфер общественной жизни. Усвоение социальных ролей. Ролевой конфликт. Социально – психологические механизмы социализации: идентификация, подражание, состязание. Стадии социализации.

Ресоциализация как овладение новыми ролями. Институты социализации: дотрудовой, трудовой, послетрудовой.

Девиантное поведение в структуре социализации и его типы. Девиантное и деликвентное поведение. Социальный контроль.

Раздел 3
^ СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Социальные группы
Понятие социальной группы. Общие признаки групп: совместная деятельность, общение, групповые установки и ориентации, пространственно-временное бытие. Типология социальных групп, ее критерии. Видовое разделение групп по объему, по способу и характеру организации, по заданности положения, по способу существования, по содержанию.

Необходимость социологического исследования групп. Молодёжь как социальная группа Критерии выделения молодежи как особой социальной группы. Социально-психологические особенности молодежи. Понятие «поколения». Социальный статус молодежи.

Концепции молодежной субкультуры и контркультуры.

Специфика социализации молодёжи. Стратегии отношений к молодёжи: возвышающая, попустительская, нейтральная, реалистическая. Внутренняя дифференциация молодежи. Молодежь в условиях реформ.
Социология семьи
Семья как социальный институт и малая группа. Брак и семья, их исторические формы.

Структура и функции семьи, ее типология. Анализ образцов семейного поведения. Ролевое взаимодействие в семье. Жизненный цикл семьи. Факторы стабильности современной семьи, тенденции развития. Студенческая семья. Проблемы многодетной семьи.

Раздел 4
^ СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ
Культура как выражение способов деятельности
Культура как средство социализации человека и как нормативная система. Диалогичность культуры. Специфика социологического анализа культуры. Структура и функции культуры. Культурная коммуникация. Статусный характер потребления культурных ценностей. Культура демократического и авторитарного обществ. Кризис актуальной культуры. Культура и рынок.

Раздел 5
СОЦИОЛОГИЧЕСКий анализ политических

процессов
Политика: понятие и сущность. Структура политической власти. Основные подходы к пониманию власти. Политическое лидерство, его типы и функции. Понятие политической элиты.

Типы государственной власти в правовом государстве. Легитимность. Сущность гражданского общества. Способы воздействия на государство: электоральный процесс, демонстрации, митинги. Особенности становления гражданского общества в России.

Политические движения. Условия появления политических партий, их классификация. Типы партийных систем. Сущность политической культуры.

^ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


  1. Контрольная работа представляет собой самостоятельное изучение определенной проблемы. Цель контрольной работы сводится к формированию навыков исследовательской деятельности, знакомству с литературой по теме. Написание работы начинается с прочтения учебных пособий, справочных изданий, научных статей, которое совмещается с конспектированием.Затем составляется план, включающий несколько разделов.

  1. Во введении выясняются цель, задачи, предмет исследования, приводится обзор источников по теме. В основной части анализируются существующие в литературе подходы к данной проблеме, определяются ключевые понятия.

  1. Основную часть можно структурировать по разделам, каждый из которых имеет единое основание. В тексте контрольной работы обязательно приводятся цитаты, оформляются ссылки на использованные источники. Цитата должна соответствовать рассматриваемому вопросу и располагаться внизу страницы.

  1. В заключении подводятся итоги и делаются выводы. После заключения составляется список литературы, насчитывающий не менее 5 источников, в число которых входят монографии и статьи. При составлении библиографического списка следует придерживаться следующих правил:

  • список составляется в алфавитном порядке; если автор не указывается, то книга указывается в алфавитном порядке по названию;

  • каждая книга описывается по ГОСТу: фамилия, инициалы автора (если есть), полное название, место издания, издательство, год издания. Например: Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах и ответах. М., 1999.

  • статья описывается подобным образом: фамилия, инициалы автора (если есть), полное название статьи, название журнала, год издания, номер издания, страницы статьи. Например: Федотова В.Г. Новые идеи в социальной теории // Социс.2011.№11.


Поскольку только учебных пособий при написании контрольных работ недостаточно, то следует опираться на дополнительную литературу,в частности, на периодические издания : журналы «Социологические

исследования»(Социс),«Социально-гуманитарные знания»(СГЗ), «Высшее образование в России» , «Общественные науки и современность» (ОНС) и др.
Наиболее слабыми сторонами контрольных работ, как показывает практика, являются несамостоятельное осмысление материала, порой переходящее в бездумное списывание литературы, неумение выделить проблему и изложить аргументацию, отсутствие целостной связи между частями работы, описательность.

При оценивании контрольной работы преподаватель учитывает: насколько глубоко изучена литература по теме, присутствует ли самостоятельный анализ вопросов, полностью ли раскрыты пункты плана, правильно ли оформлена работа.

Составные части контрольной работы:

1. Титульный лист.

2. План.

3. Текст.

4. Список используемой литературы.

Основным условием эффективного усвоения материала во время сессии является изучение предмета в течение всего учебного года.

Темы контрольных работ .
Тема 1

^ СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1. Объект и предмет социологии.

2. Функции социологии.

3. Уровни социологического знания.

4. Место социологии в системе наук об обществе.
Литература
1. Аржоманд С.А. О ключевых проблемах современной социологии // Социс. 2000. № 2.

2.Доган М. Социология среди социальных наук //Социс.2010.№10

3.Кошелев А.В. Состояние понятийного аппарата социологии // Социс.2010.№5

4.Кравченко А.И.Социологические теории: дискурс будущего//Социс.2007.№3.

5.ОсиповГ.В.Введение в социологическую теорию.М.:Наука.2010.

6.Романовский Н.В. Понятийные проблемы социологии: поиск адекватной интерпретации //Социс.2010.№4.

7.Смелзер Н.Социология. М.,1994.

8.ТощенкоЖ.Т.Парадигмы,структура и уровни социологического знания//Социология власти.2009..№8.


Тема 2

^ ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. Предпосылки возникновения социологии.

2. Социологический позитивизм О. Конта и Г. Спенсера.

3. Развитие классической социологии на рубеже XIX-XX в.в.Э. Дюркгейм и М. Вебер.

4. Современный этап в развитии социологии.

Литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2. Американская социологическая мысль. М., 1994.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.,1994.

4. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социс.1999.№1.

5.Громов И.А., Лукьянов В.Т. Методология научного познания и теория ценностей Э.Дюркгейма//Социс.2010.№8

6. Данилов А.Н.,Елсуков А.Н. Методологические проблемы периодизации истории социологии. //Социс.2010.№10.

7. Дюркгейм Э. Самоубийство. М., 1995.

8. Зборовский Г.Е. История социологии. М.,2007.

9. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

10. Спенсер Г. Грехи законодателей // Социс. 1992. № 2.

.
Тема 3

^ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ СОЦИОЛОГИИ
1. Структурно-функциональный анализ (Т. Парсонс, Р. Мертон).

2. Концепция социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау).

3. Теория символического интеракционизма (Д. Мид, Ч. Кули).

4. Эмпирическая социология США (У. Томас, Ф. Знанецкий, Э. Мэйо, П. Лазарсфельд и др.)
Литература
1. Американская социологическая мысль. Хрестоматия. М., 1994.

2. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. М., 1972.

3. Антология мировой политической мысли в 5-ти т. М., 1997.

4. История социологии. В 4-х т. СПб. 2000.

5. Кравченко Е.И. Научные воззрения Дж.Мида в курсе истории и теории социологии //Социс.2010.№10.

6. Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические концепции. М., 2000.

7. Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М., 2000.

8. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

9. Морено Дж. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 1958.

10. Хрестоматия по современной западной социологии. Вторая половина XX в. М.,1996.
Тема 4

^ СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ
1. Возникновение и этапы развития российской социологии.

2. Основные направления в социологии России конца XIX – начала XX веков.

3. Современная отечественная социология.
Литература
1. Антология русской классической социологии. М., 1995.

2. Бразевич С.С. Американская действительность глазами М.М. Ковалевского //Социс .2010.№11.

3.Глотов М.Б.Начало институционализации социологии в России.//Социс.2010.№3.

4. Голосеева А.А. Идейные истоки социологических взглядов Н.К.Михайловского//Социс.2010.№11.

5. Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социс. 1995. № 8.

6. Кукушкина Е.И. Русская социология и западная наука//Социс.2008.№3.

7. Москвичев Л.Н.Этапы институционализации российской социологии//Социс.2006.№7.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

9. Тихонов А.В.Отечественная социология: проблема выхода из состояния преднауки и перспективы развития//Социс.2011.№6.

Тема 5

ПРИКЛАДНОЕ

^ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
1.Понятие прикладного социологического исследования и его этапы.

2. Программа социологического исследования:основные разделы.

3. Методы сбора информации в социологическом исследовании (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов и пр.)
Литература
1. Бутыгин Г.С. Лекции по методологии социологических иссле-дований. М., 1995.

2. Горшков М.К.,Шереги Ф.Э.Прикладная социология: методология и методы; интерактивное учебное пособие. М. Институт социологии РАН,.2011.

3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования.М,.2002.

4. Ильясов Ф.Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании //Социс.2011.№3.

5.Корытникова Н.В. О проблемах в методах техники ведения опросов //Социс.2012.№4.

6. Рабочая книга социолога.М.,2003.

7.Матовская А.В. Использование невербальной информации в личном интервью //Социс.2006.№3.

8. Мягков А.Ю. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов // Социс. 2000. № 8.

9. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социс. 1998. № 6.

10.Фарахутдинов Ш.Ф. Опыт организации и проведения прикладных социологических исследований для государственных заказчиков //Социс.2011.№3.
Тема 6

^ СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

  1. Понятие социальной структуры общества, ее основные элементы.

  2. Теории социальной стратификации.

  3. Социальная структура постсоветского общества.


Литература
1. Аврамова Е.М. Средний класс эпохи Путина//ОНС.2008.№1.

2. Голенкова З.Т. Социальная структура общества: в поиске адекватных ответов// Социс.2008.№7.

3. Гунина А.А. Современные российские рантье:особенности социального состава и образа жизни.//Социс.2011.№11.

4.Кармадонов О.А. Социальная стратификация в дискурсивно-символическом аспекте//Социс.2010.№6.

5. Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности.//Социс.2010.№3.

6.Попкова Л.Н.,Тартаковская И.Н. Профессиональные стратегии менеджеров среднего звена (гендерный аспект)//Социс.2011.№7.

7.Староверов В.И. Раскрестьянивание:социолого-политологический анализ//Социс.2011.№4.

8.Тихонова Н.Е.Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.:Институт социологии РАН.2007. 9.Шкаратан О.И. Новый средний класс на Западе//ОНС.2007.№4.



Тема 7 ^ СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Социальная типология личности .

3. Концепции развития личности в западной и отечественной науке.

4. Процесс социализации личности: сущность и механизмы.
Литература


  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М., 2000

  2. Бикметов Е.Ю.Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида //Социс.2007.№9.

  3. Давыдов А.А. Развитие человека в России: долгосрочный прогноз.//Социс.2011.№7.

4. Маринов М.Б.Влияние социальной индивидуализации на стратегию жизни личности//СГЗ.2008.№4.

5. Сибирева М.Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребёнка//Социс.2010.№7.

6. Солодовникова И.В. Социализация личности : сущность и особенности на разных этапах жизни//Социс.2007.№2.

7. Спасибенко С.Г. Методологические проблемы социологии человека // СГЗ. 2000. № 2.

8. Хъелл Л., Зиглер Д. Теория личности: основные положения. Исследования и применение. СПб. 2000.

9. Якубовский А.Э. Социальный тип – гипотеза и инструмент исследования социальной структуры // Социс. 2001. №4.


Тема 8

^ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА


  1. Понятие девиации и ее черты.

  2. Теории девиантного поведения.

  3. Виды девиантного поведения (преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция)

  4. Социальный контроль и его формы.


Литература
1. Анисимова С.Г. Наркотизм молодёжи северных территорий: особенности и профилактика//Социс.2011.№7.

2. Дюркгейм Э.Самоубийство :социологический этюд.СПб.,1998.

3. Лысова, А.В.,Щитов Н.Г. О внутрисемейном насилии.//Социс.2010.№10.

4. Меренков А.В., Никитина М. Н. Социальный портрет современной проститутки // Социс. 2000. № 5.

5. Орлова И.Б. Самоубийство – явление социальное.//Социс. 1998. № 8.

6. Плахов В.Д.Наказание: к вопросу о классификации.//Социс.2010.№10.

7. Сидоров А.И. Коррупция:диагноз и приговор//Социс.2008.№2.

9. Смольков В.Г. Социальный контроль // СГЗ. 2000. № 4.

10. Явчуновская Т.М.Социальная характеристика женской наркопреступности//Социс.2008.№2.

Тема 9

^ СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
1.Понятие социальной мобильности и её виды.

2.Этапы научного исследования социальной мобильности. 3.Факторы индивидуальной и групповой мобильности. 4.Миграция населения как социальный феномен.


Литература

1.Бритвина И.Б.Мигранты как объект социальной работы. Курган.2012.

2.Попова И.П.»Поворотные пункты» в биографиях и профессиональные карьеры специалистов//Социс.2011.№4.

3.Реутова М.Н.Направление и интенсивность межпоколенной мобильности молодёжи//Социс.2004.№6.

4.Рыбаковский Л.П.Миграционный потенциал :критерии оценки и современные масштабы//Социс.2011.№4.

5.Сорокин П.А.Человек, цивилизация, общество.//Раздел «Социальная стратификация и мобильность». М.,1992.

6.Хушкадамова Х.О. Женское лицо миграции //Социс.2010.№5.

7.Черныш М.Ф. Социальная мобильность и массовое сознание //Социс.1995..№1.

8.Юдина Т.Н. Социология миграции. М.,2006.
Тема 10
^ СОЦИОЛОГИЯ ПОЛА


  1. Половая стратификация общества как объект исследования социологии. Соотношение понятий «гендер» и «пол». 2.Социализация пола: истоки и механизмы. 3.Гендерные проблемы в современной России.



Литература
1.Богатова Л.И. Фактор феминизации гендерного пространства культуры //Высшее образование в России .2008.№6.

2.Демиденко С.Ю. Трансформация маскулинности в XXI веке.//Социс.2012.№1.

3.Здравомыслов Е.А.,Тёмкина А.А.Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии //Социс.2000.№11.

4.Иванова Е.И. Смертность российских мужчин (причины и региональные различия).//Социс.2010.№5.

5.ИльиныхС.А..Множественная маскулинность//Социс.2011.№7.

6.Истомина А.В. Гендерные различия в телесном наказании детей //Социс.2010.№12.

7.Костерина И.В. Практики маскулинности в молодёжных группах //Социс.2010.№1.

8.Лысова А.В. О границах радикальной феминистской теории в объяснении насилия //Социс.2012.№4.

8.Силласте Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория//Социс.2000.№11.
Тема 11
^ ЭКОНОМИКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ


  1. Предмет и задачи экономической социологии.

  2. Основные концепции экономических школ Запада.

  3. Переход России к экономической системе рыночного типа: проблемы, перспективы.


Литература

1.Герций Ю.В.,Малышев М.Л. Российский рынок труда в статистике кризиса //Социс.2011.№5.

2.Заславская Т.И.,Рывкина Р.В. Социология экономической жизни:очерки теории.Новосибирск.1999.

3. Корниордос С.Проблемы экономической социологии (обзор новых идей) //Социс.2011.№1.

4.Ребров А.В. Факторы формирования мотивации работников //Социс.2011.№3.

5. Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства // Социс.2010.№4.

6. Стребков Д.О. Шевчук А.В. Фрилансеры на российском рынке труда.//Социс.2010.№2.

7. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Минск, 2000.

8.Щербакова И.В.Советская предыстория челночества : от мешочников до кооператоров //Социс.2008.№4.

9.Чуева Е.В.Экономические тактики повседневного выживания в условиях бедности //Социс.2012.№4.


Тема 12
^ СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
1. Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки, функции.

2. Исторические формы семьи и брака.

3. Тенденции развития семейно-брачных отношений.
Литература
1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996.

2. Гольцова Е.В., Лещенко Я.А. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости //Социс.2010.№2.

3.Дементьева И.Ф.Социальное самочувствие семьи //Социс.2008.№9.

4. Егорова Н.Ю. Современная российская семья:основные тенденции //СГЗ.2008.№4.

5.Елютина М.Э.,Быкова Н.О. Ассимитричный по возрасту брак в оценках супругов //Социс.2012.№1.

6. Мустаева Ф.А. Семья в условиях финансово-экономического кризиса //Социс.2010.№7.

7.Ржаницина Л.С. Молодые семьи с детьми: кто такие,как живут,чего хотят? //Социс.2011.№3.

8. Сатыбалдина Е.В. Семья в системе жизненных ценностей жителей среднего уральского города //Социс.2011.№7.

9. Тихомирова В.В.Социальное самочувствие и ценностные ориентации молодой семьи //Социс.2010.№2.

10. Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей // Социс. 2000. № 6.

Тема 13

^ СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


  1. Образование как система: структура и функции.

  2. Место образования в системе социализации личности.

  3. Кризис образования: причины, пути выхода.


Литература
1. Андреев А.Л. О модернизации образования в России: историко-социологический анализ //Социс.2011.№6.

2. Зиятдинова Ф.Г. Социальное положение учителей: ожидания и реалии //Социс.2010.№10.

3. Кочетов А.Н. Профессиональное образование и рынок труда //Социс. 2011.№5.

4. Макарова М.Н. Абитуриенты в условиях применения ЕГЭ // Социс.2011.№2.

5. Панина Г.В. Социологическое образование в современном техническом университете //Социс.2010.№10.

6. Руткевич М.Н. Образованность в постсоветской России:противоречивость процесса //Социс.2007.№12.

7. Соболева Н.Э. Деловой успех и его факторы в представлениях студентов бизнес-школ //Социс.2011.№5.

8.Высшее образование в России (все номера)

9. Платное образование (все номера).

.
Тема 14

^ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА


  1. Понятие и сущность культуры.

  2. Проблема культуры в социологической теории.

  3. Тенденции развития культуры в современном мире.


Литература
1. Вишневский Ю.Р., Вишневский С.Ю., Шапко В.Т. Л.Н.Коган о социологических проблемах культуры и личности //Социс.2011.№8.

2. Гурова О.Ю. Социология моды: обзор классических концепций //Социс.2011.№8.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1998.

4.Ильин А.Н. Массовая культура и субкультура: общее и особенное //Социс.2011.№2.

5. Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург, 1992.

6. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

7.Петрунина Л.Я. Публика художественных музеев //Социс.2010.№10.

9.Попов Е.А. Что изучает социология культуры //Социс.2011.№1.

8. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

9.Хорошкевич Н.Г. Неоднозначность массовой культуры //Социс.2011.№11.
Тема 15

^ ЭТНОСЫ И ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ


  1. Предмет и проблемы этносоциологии.

  2. Национальный вопрос и пути решения межэтнических конфликтов.

  3. Межэтнические конфликты в современной России.


Литература
1.Арутунян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденные и новые горизонты // Социс. 2000. № 4.

2.Гарипов Я.З. Языковое развитие полиэтнического региона //Социс.2012.№4.

3.Гумилёв Л.Н.Этногенез и биосфера земли. Л.,1979.

4.. Дробижева Л.М. Идентичность и этнические установки русских в своей и иноэтнической среде //Социс.2010.№12.

5. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс - культурную психологию М., 1999.

6. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1998

7.Макаров А.Я. Особенности этнокультурной адаптации детей мигрантов в московских школах //Социс.2010.№8.

8. Мархинин В.В. Местное самоуправление в межэтнических сообществах. Новосибирск, 2000.

9. Савин И.С. Русские в современном Казахстане //Социс.2010.№8.

10. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Обские угры: социально-экономическая ситуация на пороге третьего тысячелетия. Ханты-Мансийск. 2000.

Тема 16

^ СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА


  1. Конфликтологическая парадигма в социологии (Р. Миллс, Л. Козер, Р. Дарендорф).

  2. Социальный конфликт: понятие, типология, динамика развития.

  3. Методы регулирования социальных конфликтов.


Литература
1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. М., 1999.

2. Ворожейкин И.Е. Конфликтология. М.2004.

3. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социс. 1994. № 5.

4.Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. Спб.,2009.

5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1996.

6. Калашников Д.В. Переговорный метод управления конфликтом // Социс. 1998. № 5.

7. Корнелиус Х., Фэйер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты. М., 1992.

8. Лоренц К. Агрессия. М., 1994.

9.Светлов В.А., Семёнов В. Учебное пособие по конфликтологии. Спб.,2011.

9. Смолькин А.А. Межпоколенческие конфликты в повседневной жизни //Социс. 2010.№11.
Тема 17
^ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА


  1. Понятие социальной группы в социологии, её признаки.

  2. Классификация социальных групп.

  3. Групповая динамика.


Литература
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психо-логические проблемы. – М., 1990.

2. Головачев Б.В., Косова Л. Б. Высокостатусные группы: штрихи к социальному портрету // Социс. 1996. № 6.

3. Качанов Ю.А., Шматко Н.А. Как возможна социальная группа? // Социс. 1996. № 12.

4. Кретов Б.И. Современные западные концепции лидерства // СГЗ. 2000. № 4.

5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1996.

6. Макаренко В.П. Групповые интересы и властно-управлен-ческий аппарат // Социс. 1996. № 11.

7. Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.
Тема 18

^ СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ


  1. Определение организации, ее внутренняя структура.

  2. Теории организаций в социологии.

  3. Типология организаций.

  4. Феномен бюрократии в обществе.


Литература
1. Барков С.А. Социология организаций. М.,2004.

2.Бызов Л.Г. Бюрократия при Путине - субъект развития или его тормоз? //Социс.2006.№3.

3. Гайденко П.П. Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. 1991. №3.

4. Пригожин А.И. Социология организаций. М., 1980.

5.Решетникова К.В. Факторы формирования организационной структуры //Социс.2010№7.

6. Смольков В.Г. Бюрократия и бюрократизм //СГЗ.2007.№3.

7.Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления //Социс.2011.№2.

8. Федорова О.К. Русский файолизм и традиция французской школы социологии труда // Социс. 2000. № 7.

9. Шило И.Н. Конфликт как предмет социологии организаций // Социс. 2000. № 10.

10.Чернышов А.Б. «Информациональные» работники в структуре управления отечественных компаний //Социс.2010.№3.

Тема 19

^ СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ


  1. Связь поколений как основа непрерывности человеческой истории.

  2. Молодежь как социально-демографическая группа.

  3. Социализация молодежи.

  4. Молодежная субкультура и молодежные движения.


Литература
1. БабинцевВ.П., Реутов Е.В.Самоорганизация и «атомизация» молодёжи как актуальные формы социокультурной рефлексии. //Социс.2010.№1.

2. Гаврилюк В.В.Гопники как феномен в среде молодёжи. //Социс.2010.№1.

3. Козлова О.Н. Молодежь и общество на рубеже веков // СГЗ. 2000. №1

4. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы. М., 1999.

5.Латышева Т.В.Феномен молодёжной субкультуры: сущность, типы //Социс.2010.№6

6..Луков В.А. Концептуализация молодёжи в XXI веке: новые идеи и подходы //Социс.2012.№1.

7.Пак Л.Г.Социализация студенческой молодёжи в социокультурном контексте //СГЗ.2008.№4.

8.Пасовец Ю.М. К социальному портрету российской молодёжи: общие черты и региональная специфика имущественного положения //Социс.2010.№3.

9.Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории рабочей молодёжи //Социс.2011.№9.

10.Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодёжи //Социс.2012.№1.

Тема 20

^ МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ


  1. Массовое сознание и его структура.

  2. Общественное мнение и пути его формирования.

  3. Средства массовой коммуникации. Слухи как тип коммуникации.

  4. Методы изучения общественного мнения.


Литература
1. Владимирова Т.В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз //Социс.2011.№5.

2. Грушин Б.А. Массовое сознание М.,1987.

3. Дмитриев А.В. Слухи как объект социологического исследования //Социс.1995. №1.

4. Докторов Б.З. Отцы-основатели: история изучения общественного мнения. М.,2006.

5. Еляков А.Д. Дефицит и избыток информации в современном социуме //Социс.2010.№12.

6.Ильин А.Н. Дискурс новостей и его мифотворчество //Социс.2010.№12..

7. Овчинская Е.В. Трансформация практик телепотребления в России //Социс..2011.№5..

8. Тощенко Ж.Т. Теоретические и прикладные проблемы исследования новых явлений в общественном сознании и социальной практике //Социс.2010.№12.

9.Цой Н.А. Феномен интернет-зависимости и одиночество //Социс.2011.№12.

Список основных терминов
Социология, позитивизм, парадигма, интеракция , аномия, социальное действие, социологическое исследование, генеральная совокупность, выборочная совокупность, репрезентативность выборки, общество, социальная структура общества, стратификация, статус, маргинальность, социальная мобильность, девиантное поведение, личность, социализация, социальный институт, семья, брак, гендер, социальный конфликт, социальная группа, социальная организация,


Обязательная учебная литература
1.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

2..Бердюгина О.В. Социология: учебник для студентов вузов по несоц. спец. М.,2011.

3.Гидденс Э.Социология. М.,2000.

4.Глотов М.Б. Общая социология : учебное пособие для студ. высш. учеб..завед. М.,2010.

5.Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология В 3-х т. М., 2001.

6.Зборовский Г.Е. Теоретическая социология XX-начала XXI века. Учебное пособие. Екатеринбург, 2007.

7.История социологии. Минск, 1993.

8.Кравченко А.И., Анурин В.Ф.Социология. Учебник. Спб., 2008.

9.Лапин Н.И. Общая социология: учебное пособие для студентов вузов. М.,2009.

10.Смелзер Н. Социология. М., 1993.

11.Современная западная социология. Словарь. М., 1990.
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения специальности
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения специальности
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочного отделения специальности
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconФедеральное агенство по образованию
Методические материалы для выполнения контрольных работ и аудиторных занятий студентов заочного отделения специальности 08. 01. 09...
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМ. И. Бровченко, И. В. Кузнецова, А. М. Стрелецкий
Задания для контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению для студентов факультета заочного образования
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения Екатеринбург iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
pochit.ru
Главная страница