Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка




Скачать 110.71 Kb.
НазваниеСетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка
Дата публикации31.03.2013
Размер110.71 Kb.
ТипПояснительная записка
pochit.ru > Философия > Пояснительная записка
СЕТЕВОЙ КУРС

ПО ФИЛОСОФИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ РАЙОНА

2010/2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Философия относится к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения.

Цель программы - сформировать представления о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

Задача курса —ученик должен знать основную проблематику философии и осознанно ориентироваться в истории человеческой мысли, в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям, к социальным и этическим проблемам развития современной культуры, науки, техники, понимания необходимости сохранения окружающей культурной и природной среды.

В первом разделе «Основные идеи мировой философии от античности до новейшего времени» представлены темы: «Философия античного мира и Средних веков», «Философия Нового и новейшего времени». В содержании раздела уделяется внимание основным представителям философской мысли, рассматриваются их идеи, определившие направление культуры в целом.

Во втором разделе «Человек - сознание - познание» освещаются темы: «Человек как главная философская проблема», «Проблема сознания», «Учение о познании». В разделе показана специфика философского подхода к изучению человека, основные механизмы деятельности сознания, важнейшие формы и методы познания человеком окружающего мира.

В третьем разделе «Духовная жизнь человека (наука, религия, искусство)» изучаются темы: «Философия и научная картина мира», «Философия и религия», «Философия и искусство». Здесь рассматривается влияние науки и научного мышления на развитие общества, анализируется соотношение веры и разума, роль религии и искусства в становлении и воспитании человека.

Четвертый раздел «Социальная жизнь» раскрывается через темы «Философия и история», «Философия и культура», «Философия и глобальные вопросы современности». В разделе описываются основные философские! исторические концепции прошлого и настоящего, философско-исторические концепции русских мыслителей XIX-ХХвв., сохраняющие свое актуальное значение и сегодня, рассматриваются философские представления о культуре и цивилизации, о кризисе культуры и глобальных проблемах, стоящих ныне перед человечеством.

Ученик в результате усвоения курса должен уметь самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие и этические позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов, должен задумываться над вопросами: Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать, чтобы оправдать свое назначение человека? В чем заключается это назначение? Что такое любовь, смерть, творчество, вера? должен понимать: чтобы быть, стать человеком, нужно научиться философски мыслить, думать и постоянно развивать свой ум.

Уровень философского развития определяет успешное постижение и других дисциплин: естественнонаучных, технических, прикладных и т. д. Структура программы подчинена основным формам учебной работы:

лекциям, семинарам и организации самостоятельной работы в виде написания рефератов. Программа включает также список основной и дополнительной литературы к курсу.

Курс рассчитан на 34 часа, из них возможно в рабочей программе выделить время на проведение семинарских, практических занятий.
^ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ (ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)

Предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос;

человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль в обществе;

человечество перед лицом глобальных проблем.
^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


тема

Сам. уч. нагр.

Кол-во аудит. часов

Всего

лекции

семинар

Введение: Философия, ее смысл, функции и роль в обществе




2

2

-

Раздел 1 Философия античного мира и средних веков

2

8

8

-

Тема 1.1. Философия Древней Индии и Древнего Китая




2

2

-

Тема 1.2. Древнегреческая философия.

2

2

2

-

Тема 1.3.Философия Платона и Аристотеля.




2

2

-

Тема 1.4. Философия средних веков. Ф. Аквинский.




2

2

-

Раздел 2 Философия нового и новейшего времени

8

22

22

-

Тема 2.1. Философия эпохи Возрождения.




2

2

-

Тема 2.2. Философия нового времени.




4

4

-

Тема 2.3. Философия эпохи Просвещения.




2

2

-

Тема 2.4. Философия утопизма




2

2

-

Тема 2.5. Немецкая классическая философия.

2

2

2

-

Тема 2.6. Философия марксизма




2

2

-

Тема 2.7. Современная западная философия

4

4

4

-

Тема 2.8 Русская философия

2

2

2

-

Тема 2.9 современная философия




2

2




Всего по дисциплине:




34

34

-


^ ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе

Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства. Соотношение философии, науки, религии и искусства. Мудрость и знание. Проблема и тайна. Основной вопрос философии. Язык философии.

^ Раздел I. Философия античного мира и средних веков.

Требования к знаниям: должен знать наиболее выдающихся представителей философской мысли и основные идеи, появлявшиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи.

^ Требования к умениям: должен уметь прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли, должен уметь соотносить их с актуальными проблемами современности.

^ Тема 1.1. Философия Древней Индии и Древнего Китая

Ведическая литература как древнейший источник философских знаний. Место человека в мире. Социальная система Древней Индии. Конфуций. Конфуцианство как основа философских знаний Древнего Китая. Даосизм.

Тема 1.2. Древнегреческая философия.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Гераклит. Протагор. Софисты и Сократ. Атомизм (Левкипп; Демокрит).

Тема 1.3. Философия Платона и Аристотеля.

Платон. Система Аристотеля.
Тема 1.4 Философия Средних веков.
Философия и религия, патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Раздел 2.Философия Нового и новейшего времени

Тема 2.1 Философия эпохи Возрождения.

Гуманистическое направление (Д. Алигьери. Ф. Петрарка, Лоренцо Вала) . Неоплатоническое направление. Николай Кузанский. Пико делла Мирандола. Натурфилософское направление. Николай Коперник, Дж. Бруно, Галилео Галилей. Реформационное направление (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Томас Мюнцер). Политическое направление (Николо Макиавелли).
Тема 2.2. Философия Нового времени

Эмпиризм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк) и рационализм (Р. Декарт, Б. Спиноза, В.Г. Лейбниц).
Тема 2.3. Философия эпохи Просвещения

Дуализм. Вольтер. Дидро. Руссо. Атеистическо-материалистическое направление Гольбах; Ламетри.
Тема 2.4. Философия утопизма.

Ранние утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла). Поздние утописты (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Тема 2.5. Немецкая классическая философия

Объективный идеализм (И.Кант, Г.В.Ф. Гегель). Субъективный идеализм (И. Фихте). Материализм (Л. Фейербах).
Тема 2.6. Философия марксизма.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Эволюция марксизма в 20 веке. Г.В. Плеханов и В.И. Ленин. Ревизионизм. Э. Бернштейн.
Тема 2.7. Современная западная философия.

Позитивизм (О Конт, Э. Мах). Герменевтика. Г. Гадамер. Экзистенциализм (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Сартр, Камю, М. Хайдеггер). Психоанализ (З. Фрейд, Ф. Ницше)
Тема 2.8 . Русская философия.

Русская философия 9-12 вв. (Илларион, В. Мономах). Русская философия 12-17вв. (Сергий Радонежский, Максим Грек, А. Курбский, Аввакум и Никон.) Философия эпохи петровских реформ (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир). Философия 19 века (декабристы, славянофилы и западники). Русская и советская философия 20 в. (религиозная философия, философия космизма, естественно-научная философия, советская философия)

^ ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

По дисциплине Основы философии

«Основные идеи мировой философии»

Занятие 1

Античная философия

1. Гераклит и Парменид — два великих философа древности. Учение о бытии Парменида. Диалектика Гераклита.

2. Сократ и Платон - учители европейской цивилизации. Сократовская ирония. Учение о нравственности. Героическая смерть Сократа. Учение Платона об идеях. Проект утопического государства.

3. Древнегреческие циники (Диоген), их критика морали, эпатирующее поведение и стремление к благу. Цинизм в современной жизни. Стоики и их учение о добродетели и мудрой жизни (Сенека, Марк Аврелий). Скептицизм и его значение для человеческого познания (Пиррон). Литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. -М.,1979.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 1.—М.: Владос, 2000.
Занятие 2

I. Русская философия XIX - XX вв.

1. Спор славянофилов и западников об историческом пути России.

2. Философия B.C. Соловьева.

3. Философские идеи К. Н. Леонтьева и В.В. Розанова.

4. Н.А. Бердяев - выдающийся русский мыслитель XX века.

Литература

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001. Ч. I, гл. 7.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. Т. 2,3 .-М.: Владос, 2000. Чаадаев П.Я. Философические письма. -М., 1989. Письмо первое.

^ II. Человек как главная философская проблема

1 .Философия о происхождении и сущности человека.

2. Основные отношения человека.

3. Фундаментальные

4. Основополагающие категории человеческого бытия.

характеристики человека.
^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Соотношение знания и мудрости в философии.

2. Учение Сократа о нравственности.

3. Учение Платона о государстве.

4. Эпикур и его учение о счастье.

5. Стоическая философия об идеале мудрой жизни.

6. Значение трудов Р. Декарта для науки и философии.

7. Спор рационализма и эмпиризма в истории Новой философии.

8. Моральная философия И.Канта.

9. Г.В. Ф.Гегель о смысле человеческой истории.

10. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

11. Основные идеи философии Ф.Ницше.

12. А.С. Хомяков- «Илья Муромец» русской философии.

13. П.Я. Чаадаев о русской истории.

14. Философия творчества Н.А. Бердяева.

15. Учение о человеке в философии экзистенциализма.

16. Современная наука и философия о проблеме возникновения человека.

17. Человек как тело и дух.

18. Фундаментальные характеристики человека.

19. Основополагающие категории человеческого бытия.

20. Психофизическая проблема в науке и философии, ее современная интерпретация.

21. Сознание, мышление, язык.

22. Сознание и бессознательное. Основные идеи психоанализа 3. Фрейда и К. Юнга.

23. Пространство и время в современной научной картине мира.

24. Культ и культура.

25. Проблемы современной массовой культуры.

26. Культура и контркультура, основные контркультурные движения.

27. Основные философские концепции исторического развития: концепции однолинейного развития (Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс).

28. Основные философские концепции исторического развития: концепции многолинейного развития.

29. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития.

30. Проблема «конца истории».
31. Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли и в настоящее время.

32. Основные функции искусства. Искусство и творение мира.

33. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления

.
^ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Основная литература

Губин В.Д. Философия // Я познаю мир. Детская энциклопедия. Для учащихся старших классов, школ, лицеев и гимназий. -М.: Олимп, 1999.

Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие. Для студентов средних специальных учебных заведений. -М.: ТОН, 1999.

Губин В.Д. Философия. Элементарный курс. -М.: Гардарики, 2001.

Философия. Учебник. 2-е изд. /Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В. П. Филатова. -М.: ТОН, 2001.

Современная западная философия. Словарь. Составители В.В. Малахов, В.П. Филатов. -М.: ТОН, 2000.

Хрестоматия по истории философии. В 3 т. —М.: Владос, 2000.

Дополнительная литература

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях великих философов. -М.: Мысль, 1979.

Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. Серия ЖЗЛ. -М.: Молодая гвардия, 1993.

Ортега-и-Гассет. X. Что такое философия? // Что такое философия. -М.: Наука, 1991.

Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. // Эстетика. Философия культуры. -М.: Искусство, 1991.

Паскаль Б. Мысли. -М., Изд-во имени Сабашниковых, 1995.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени. // Человек. Цивилизация. Общество. -М., Изд-во полит, лит-ры, 1992.

Толстой Л.Н. Путь жизни. -М.: Высшая школа, 1994.

Чаадаев П.Я. Философические письма. // Статьи и письма. -М.: Современник, 1989.

Франк. С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. -М.: Республика, 1992.

Фромм Э. Искусство любить. -М.: Педагогика, 1990.

Технические средства обучения

Видеопроектор, видеоплеер, графопроектор, диапроектор, кинопроектор, персональный компьютер, телевизор, экран, эпипроектор.



Похожие:

Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconГомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10–11 классов средних школ. Курс рассчитан на 30 часов, по 1 часу в неделю....
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconТематическое планирование по английскому языку По учебнику О. В....
По учебнику О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой Новый курс английского языка для российских школ М. Дрофа
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconУчебно-образовательном проекте для учащихся начальных классов школ Санкт-Петербурга
Сетевой проект реализуется по инициативе Методического объединения учителей начальных классов Невского района при поддержке Методического...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconЭлективный курс имеет своей целью знакомство учащихся с основами...
Данный элективный курс является предметным (по информатике) и предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательных...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconПояснительная записка Курс по предпрофильной подготовке «Основы метрологии»
«Основы метрологии» предназначен для учащихся 9 классов основной школы. Курс предметно-ориентированный, прикладной, углубляет и систематизирует...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconПояснительная записка
Элективный курс «Милая Франция» предназначен для учащихся 8-11 классов, не изучающих французский язык в качестве основного
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconПояснительная записка Данный элективный курс составлен на основе...
Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов и является предметно-ориентированным. Данный курс относится к типу элективных...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconПояснительная записка Место курса в образовательном процессе
Учебный курс «Информационные технологии» является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Курс включает в себя практическое...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconЭтнография Пояснительная записка
Данный курс разработан для учащихся старших классов и рассчитан на 17 часов. Может использоваться в рамках предпрофильной подготовки...
Сетевой курс по философии для учащихся школ района 2010/2011 пояснительная записка iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка. Элективный курс «индикаторы»
Элективный курс «индикаторы» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. На изучение данного курса отводится...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
pochit.ru
Главная страница